Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оль скоро дл€ экстраверта акцент в сознательных процессах делаетс€ на внешнем, на объекте, то бессознательное встанет на защиту субъекта, породит эгоцентрические тенденции




¬ противоположную сторону будет направлена компенсаци€ бессознательного у интроверта (на повышение вли€ни€ объекта)

 

ёнг строил динамический образ психологического типа. Ћичностный акцент создает своеобразие индивидуального поведени€, но неумеренное Ђпережиманиеї в акценте определенного типа вызовет и определенную реакцию.

¬от как, например, ёнг описывает экстравертный мыслительный тип.

Ђ„еловек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде... ѕодобно тому как экстравертный мыслительный тип подчин€етс€ этой формуле, так должна подчин€тьс€ ей и окружающа€ его среда... дл€ ее собственного блага, ибо тот, кто этого не делает, тот не прав, он противитс€ мировому закону. » потому он неразумен, ненормален и бессовестен... ќбыкновенно дл€ реального выполнени€ оказываетс€ недостаточно одного мотива справедливости и правды, а нужна еще насто€ща€ любовь к ближнему, котора€ имеет дело больше с чувством, чем с интеллектуальной формулой... ≈сли формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинител€ и очистител€ совести или же пропагандиста важных новшеств. Ќо чем уже формула, тем скорее этот тип превращаетс€ в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика, который хотел бы втиснуть себ€ и других в какую-нибудь схему. Ќа периферии пульсирует еще друга€ жизнь, котора€ воспринимает истинность формулы как ценный придаток ко всему остальному... »спытывать на себе дурные последстви€ экстравертной формулы приходитс€ больше всего членам его же семьи, ибо они первые неумолимо осчастливливаютс€ ею. Ќо больше всего от этого страдает сам субъект... ” человека этого типа в первую очередь подвергаютс€ подавлению все завис€щие от чувства жизненные формы, как, например, эстетические зан€ти€, вкус, художественное понимание, культ дружбы и т. д. »ррациональные формы, как то: религиозный опыт, страсти и тому подобное, бывают нередко удалены до полной бессознательности...

≈сли вытеснение удаетс€, то чувство исчезает из сознани€ и развивает тогда под порогом сознани€ де€тельность, противоборствующую сознательным намерени€м и, при известных обсто€тельствах, достигающую таких эффектов, происхождение которых представл€етс€ дл€ индивида полной загадкой... “аковы, например, добровольные спасители или блюстители нравов, которые вдруг сами нуждаютс€ в спасении или оказываютс€ скомпрометированными... ≈сли экстравертные идеалисты, которые так стараютс€ над осуществлением своего идеала дл€ блага человечества, что сами не бо€тс€ даже лжи и других нечестных средств... Ќеизменно страдает личное участие к другому человеку, если только этот другой не €вл€етс€ ревнителем той же формулы. ѕоэтому нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знают такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разноситс€ слава о его человеколюбииї[57].

¬ прежние времена только писатели и эссеисты были способны создавать столь полнокровные портреты людей определенного психологического типа. “еперь открывалась така€ возможность и дл€ психологов, потому что они оказывались способны построить динамическую модель личности. ≈сли доминирующа€ личностна€ установка приобретала гипертрофированный характер, то начинали действовать компенсаторные силы. јктивизировалось бессознательное, включались защитные механизмы, сужались возможности сознательной регул€ции поведени€. ¬нутриличностный конфликт переходил в острую фазу.

 

ћ≈∆ƒ” ∆»«Ќ№ё » —ћ≈–“№ё

ѕсихологи, конечно же, не могли обойти своим вниманием и жестокие событи€ XX века. »сторические дела твор€т люди, значит, даже самые бесчеловечные де€ни€ €вл€ютс€ реализацией человеческих стремлений. Ћичность должна как бы соответствовать событию, быть ему соприродной. —тремление мучить другого (садизм) или себ€ (мазохизм), готовность убивать или кончать свою жизнь самоубийством были известны и ранее. Ќо именно в XX веке эти €влени€ стали св€зыватьс€ наукой в единый комплекс, который из внутриличностного конфликта вырастал до массовой бойни. ‘. ’айек в своей книге Ђƒорога к рабствуї (1944) красноречиво назвал одну главу: Ђѕочему к власти приход€т худшиеї. ¬от ее резюме:

Ђ„тобы участвовать в управлении тоталитарной системой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объ€снени€ неблаговидных действий. Ќадо самому быть готовым преступать любые нравственные законы, если этого требуют высшие цели... ≈сли людей, по нашим меркам достойных, не привлекут высокие посты в аппарате тоталитарной власти, то это откроет широкие возможности перед людьми жестокими и неразборчивыми в средствах. Ѕудет много работы, про которую станет известно, что она "гр€зна€".., а люди, еще имеющие какие-то моральные убеждени€, откажутс€ ее выполн€ть, готовность вз€тьс€ за такую работу станет пропуском к карьере и власти. ¬ тоталитарном обществе найдетс€ много дел, требующих жестокости, запугивани€, обмана, слежки. ¬едь ни гестапо, ни администраци€ концлагер€, ни ћинистерство пропаганды, ни —ƒ, ни —— (как и аналогичные службы в »талии или в —оветском —оюзе) не €вл€ютс€ подход€щим местом дл€ упражнений в гуманизме. Ќо в тоталитарном государстве путь к высокому положению ведет именно через эти организацииї[58].

ƒл€ описани€ созидательной и разрушительной работы психики ‘рейд постулировал конфликт у человека двух фундаментальных стремлений: к жизни и к смерти. “енденци€ к жизнестроению (либидо) реализуетс€ прежде всего через сексуальную энергию (размножение, рост) и через сублимирование обеспечивает развитие культуры. “енденци€ к смерти выражает общеприродную направленность к энтропии (распаду, переходу в однородное состо€ние). ¬нутриличностный процесс разрушени€ ‘рейд описывал в терминах своей теории. »спытыва€ напр€жение между своими инстанци€ми, личность переживает неудовлетворенность собой и через защитный механизм вытеснени€ и переноса приписывает свою болезненную проблему другому, на которого затем и нападает (агресси€).

ќтталкива€сь от концепции ‘рейда, Ё. ‘ромм строит свою шкалу при€ти€ и непри€ти€ жизни. Ћюбовь к жизни он именует биофилией, а к смерти Ч некрофилией. »сходным материалом некрофильского поведени€ служил анализ психики людей, стрем€щихс€ к половому контакту с трупами. Ќо в книге ‘ромма Ђјнатоми€ человеческой деструктивностиї[59] проблема некрофилии приобретает общефилософский размах.

 

¬ отличие от ‘рейда, ‘ромм отрицает равноправие и неустранимость стремлений к жизни и к смерти. Ќекрофили€ рассматриваетс€ им как злокачественное следствие психо-сексуального развити€ личности, а би-офили€ Ч как доброкачественное, нормальное

 

ЂЌекрофили€ в характерологическом смысле может быть описана как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемус€, гниющему, нездоровому. Ёто страсть делать живое неживым, разрушать во им€ одного лишь разрушени€. Ёто повышенный интерес ко всему чисто техническому. Ёто стремление разрушать живые структуры... Ѕиофили€ Ч это страстна€ любовь к жизни, ко всему живому. Ёто стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растени€, идеи или социальной группы. Ѕиофил как тип личности предпочитает конструктивную де€тельность охранительной. ќн стремитс€ скорее кем-то быть, чем что-то иметь. ” него есть воображение, и он любит искать новое, а не подтверждать старое, он ценит в жизни неожиданность больше, чем надежность. ќн видит целое прежде частей... ќн стремитс€ воздействовать любовью, разумом и примером, но не силой, не разъединением, не администрированием и не манипулированием людьми как вещами... ¬ то же врем€ биофили€ понимаетс€ как биологически нормальный импульс, а некрофили€ Ч как психопатологическое €влениеї[60].

“еоретическое обоснование некрофилии в лучшем случае можно считать €ркой гипотезой, способной убедить того, кто сильно нуждаетс€ в том, чтобы его убедили. Ќо самое описание феномена в контексте современной культуры вызывает несомненный интерес. —оздаетс€ нетривиальный образ конфликтной, разрушительной и разрушенной личности, в психике которой сочетаютс€ неожиданные черты. ¬от основные про€влени€ некрофила:

Ј —ны мрачного содержани€ (смерть, могила, погребение, нечистоты).

Ј ƒеструктивные действи€ (убийство животных, повреждение предметов, привычка м€ть бумажки, причин€ть себе боль, наносить ущерб прекрасному).

Ј ”бежденность, что возникающие трудности и конфликты можно решать только с применением силы; культ насили€.

Ј ¬ыраженный интерес к темам смерти, болезни, похорон, поминок, кладбища; внимание к некрологам, неблагопри€тным прогнозам на будущее.

Ј „опорность и холодность в общении, безжизненность и отчужденность в манерах.

Ј —осредоточенность на прошлом, на проблемах имущества (вещи господствуют над человеком, мертвые Ч над живым).

Ј —клонность к не€рким, темным тонам и к дурным запахам; неспособность сме€тьс€.

Ј јктивное употребление слов, св€занных с темой разрушени€, нечистот, испражнени€.

Ј ѕристрастие к чистоте в жилье, граничащей со стерильностью.

Ј ѕреклонение перед техникой, скоростью, мощью, пор€дком, тотальным контролем.

Ј Ќаклонность манипулировать человеком как автоматом, как вещью.

ќписанный психологический тип некрофила имеет соответствие с такими €влени€ми современной культуры, как черный юмор, фильмы устрашающего содержани€ (триллеры), культ дь€вола в новомодных вероучени€х, крикливо-саморекламное словоблудие футуристического толка. ѕоэтому есть серьезные основани€ изучать некрофильские про€влени€ агрессивной личности, запутавшейс€ во внутренних конфликтах.

 

–ќЋ≈¬џ≈  ќЌ‘Ћ» “џ

‘рейд, јдлер, ёнг и ‘ромм рассматривали конфликты личности Ђизнутриї. Ётих выдающихс€ ученых объедин€ла не только теоретическа€ общность (все они св€заны с психоанализом), но и профессиональна€ судьба. ѕо образованию и роду де€тельности они были врачи, а значит, преимущественное внимание удел€ли отдельному человеку. »ной подход характерен дл€ тех психологов, которые стали подходить к человеку Ђизвнеї Ч из сферы социальной жизни. —ама логика исследовани€ подразумевала, что сперва постулировалс€ факт человеческих взаимоотношений, а затем уже внимание фокусировалось на личности. ќсновополагающее значение имели работы американских ученых ƒж. ћида и „.  ули Ч основателей того направлени€ в психологии, которое называетс€ интеракционизмом (от англ. interaction Ч взаимодействие).

–азработка проблем личности у интеракционистов тесно св€зано с изучением законов социальной психологии. „еловек получает свою личную определенность через взаимодействие с другими в группе. —ила группы не равна силе одного из ее участников, помноженной на их количество, потому что группа неоднородна. –азные члены группы выполн€ют в групповом взаимодействии разные функции, которые именуютс€ рол€ми (водитель, пешеход, покупатель, продавец, друг, соперник Ч это виды ролей). ”частник группы не похож на слепого, нащупывающего свой путь и хаотически сталкивающегос€ с сосед€ми. ќн зр€ч и действует под пристальным взгл€дом окружающих. ќни своими ожидани€ми (экспектаци€ми) как бы прокладывают тот путь, по которому ему следует двигатьс€. —огласие в групповом действии и обеспечено тем, что каждый действует с учетом ожиданий остальных. –азнообразнейшие виды групповых поощрений и наказаний подкрепл€ют поведение каждого, направленное на достижение эффективного общего результата. ѕр€ма€ физическа€ реакци€ на поведение личности редко наблюдаетс€ в жизни группы. „аще используютс€ символические, имеющие знаковый характер действи€: улыбка благодарности или презрительный взгл€д, венчание лавровым венком или предание анафеме. Ќо даже Ђвещественноеї действие символизируетс€ до уровн€ ритуала или нормы вежливости: вручение бриль€нтов, но на ордене, в торжественной обстановке с должностным лицом. „тобы содержательно зафиксировать полезное взаимодействие, группа насыщает реальные контакты символическим смыслом и закрепл€ет в знаках. «начение включает не только абстрактные смыслы, но и чаще всего способы их осмыслени€ в групповом взаимодействии: например, любовь или ненависть помимо субъективного переживани€ про€вл€етс€ и в поведенческих актах (заботы или соперничества, помощи или противодействи€).

¬полне логично, что личность выступает прежде всего как система ролей, которые исполн€ет человек в группах разной степени общности (гражданин Ч студент Ч игрок волейбольной команды Ч внук Ч друг).  ажда€ роль имеет свое содержание: шаблон действий, реакций на поступки других членов группы, конкретные навыки и умени€.

¬озникает опасение: не стирает ли подобный подход к личности ее индивидуальные черты? ¬едь большинство мужчин Ч отцы, брать€, пешеходы, покупатели, налогоплательщики, и нет сему перечню конца. Ќо личность не погребена под этикетками шаблонных функций, потоку что ее роли составл€ют систему. ƒл€ каждого существуют наиболее важные роли, которые именуютс€ эталонными. „ерез них человек реализует себ€ в первую очередь, с полной серьезностью и отдачей. ј вокруг этих ролей располагаютс€ остальные Ч и прежде всего по степени соответстви€ центральным, эталонным рол€м.  роме того, кажда€ роль подразумевает права и об€занности, то есть св€зана с вертикалью власти внутри группы (этот аспект называетс€ статусом). » статусный момент также определ€ет разыгрывание ролей в целом.  ак говор€т французы, положение об€зывает.

≈сли роли можно сравнить с буквами алфавита, то личность выражаетс€ как высказывание, слова которого сложены из этих букв. » слова эти в предложении имеют разный статус: подлежащее определ€ет форму сказуемого, определение зависит от определ€емого слова (в роде, числе, падеже и т. д.).

“аким образом, уникальность личности не исчезает под гнетом шаблонных ролей, а скорее про€вл€етс€ в вариативности их узора. ¬ажным следствие этого €вл€етс€ то, что, осознава€ свои роли, личность пользуетс€ социальным €зыком, то есть переносит социальный контроль внутрь себ€, ибо пользуетс€ знаками, несущими надличностный смысл. Ћичность может соотнести логику своего поведени€ с логикой социальных норм и ожиданий. » здесь кроетс€ источник внутриличностного конфликта.

Ќа социальные роли в обществе, безусловно, наложены ограничени€ в сочетаемости. Ћичность же в определенных ситуаци€х может столкнутьс€ с тем, что ее потребности привод€т разыгрывание ролей к противоречию. ¬озникает ролевой конфликт Ч столкновение между несочетающимис€ рол€ми

¬еликие художественные произведени€ посв€щены тому, как ролевые противоречи€ от€гощают душу человека и толкают его на самые необычные поступки. —паса€ от голода семью, —он€ ћармеладова нарушает один из важнейших семейных принципов Ч принцип целомудри€. ќна становитс€ проституткой из любви к ближнему. ¬еликий мастер ƒанила стремитс€ познать тайну каменного цветка, но сталкиваетс€ с требованием отказатьс€ отсвоей возлюбленной Ч Ќастеньки. ¬ обоих случа€х налицо конфликт семейной роли и профессиональной.

 

ћирова€ антологи€ комических сюжетов (новеллы, комедии, басни, анекдоты) букваль≈0 пестрит ситуаци€ми, когда согласованное исполнение ролей невозможно. Ќо удачное разрешение конфликта вызывает у читател€ вздох облегчени€ и улыбку. √ерои успевают спр€татьс€, переодетьс€, выдать себ€ за другого, изобразить болезнь или сумасшествие, навести соперника на ложный след или разр€дить напр€жение остроумным словцом, а иногда и просто разыграть неведение.

Ќо если ролевой конфликт затрагивает зону эталонных ролей, ситуаци€ становитс€ трагичной.

ѕримером тому служит истори€ о “ристане и »зольде Ч одно из самых попул€рных повествований средневековой ≈вропы. —южет буквально пронизан глубокими ролевыми конфликтами. “ристан убивает великана ћорольда, но заболевает от заражени€ кровью убитого. Ќаход€сь в неведении, сестра ћорольда, белокура€ »зольда, вылечивает “ристана, но затем узнает правду.  ак сестра погибшего она должна отомстить “ристану. Ќо она врачевала его.  ак женщина она любуетс€ им.  ак дочь корол€ она знает, что “ристан к этому моменту избавил ее страну от страшного и кровожадного чудовища. Bee душе сестра столкнулась с врачева-тельницей, девушкой, жительницей города. » они победили. »спив волшебный напиток, “ристан и »зольда полюбили друг друга вечной любовью. Ќо она стала женой д€ди “ристана корол€ ћарка. ¬се они друг друга нежно любили. Ќо король ћарк оказалс€ обесчещенным правителем и милосердным, добрым родственником (мужем и д€дей). “ристан Ч верным влюбленным и нарушившим кл€тву вассалом. »зольда Ч неверной женой и преданной возлюбленной. „аще всего случайности спасают героев. Ќапример, король ћарк застает сп€щими в шалаше “ристана и »зольду, но между ними лежит меч. “ристан положил его р€дом с собой, чтобы иметь оружие в случае нападени€ какого-нибудь хищника на них, но король истолковал это как признак непорочных отношений. ѕоразителен эпизод божьего суда. ѕсихологизм средневековой литературы далек от детализации чувств и мыслей, знакомых нам по роману и драме нового времени. ѕоэтому общение с богом в средневековой литературе частично проецировало и обращение личности к совести: здесь нельз€ было лгать. »зольда должна была произнести кл€тву и дотронутьс€ до раскаленного железа. ѕрибыв на место суда, она захотела, чтобы с корабл€ до берега ее донес нищий, сто€щий у воды. Ёто был переодетый “ристан, €вившийс€ сюда по просьбе »зольды. ќн отнес ее на берег, и она шепотом приказала ему упасть вместе с ней. ƒальше началс€ суд.

Ђќна оставила на теле только тунику без рукавов. ¬округ бароны смотрели на нее молча и плакали. ¬озле мощей горел костер. ƒрожа, прот€нула она правую руку к мощам св€тых и сказала:

Ч ороли Ћогрии и  орнуэльса, сеньоры √овен,  ей, ∆ирфлет и вы все, будьте моими поручител€ми: € кл€нусь этими св€тыми мощами и всеми св€тыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал мен€ в своих объ€ти€х, кроме ћарка, моего повелител€, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. √одитс€ ли така€ кл€тва, король ћарк?

Чƒа, королева. ѕусть же √осподь €вит свой правый суд!

Чјминь! Ч сказала »зольда.

ќна приблизилась к костру, бледна€, шата€сь. ¬се молчали. ∆елезо было накалено. ќна погрузила свои голые руки в уголь€, схватила железную полосу, прошла дес€ть шагов, нес€ ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, прот€нув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве. “огда из всех грудей подн€лс€ благодарственный клик √осподуї[61].

Ќо как бы ни была благосклонна судьба к этим двум влюбленным, жизнь их была печальной. “олько смерть разв€зала узлы их противоречивого поведени€.

 

»нтеракционистами была разработана теори€ зеркального Ђяї. –еакции и установки окружающих, станов€сь внутренним содержанием личности, определ€ют ее самоопределение.

Ђ√овор€ о я-концепции, имеют в виду не некую субстанцию, ограниченную кожей, а комплекс форм поведени€ Ч систему организованных действий человека по отношению к самому себе. я-концепции, следовательно, Ч это значени€, которые формируютс€ в процессе участи€ в совместных действи€х. —ознательное поведение €вл€етс€ не столько про€влением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлени€ человека о себе самом, сложившихс€ на основе последовательного обращени€ с ним окружающихї[62].

 ажда€ я-концепци€ определ€етс€ степенью интегрированно-сти ее элементов Ч ролей. ѕри чрезмерной интегрированности любое рассогласование поведени€ и личностных установок воспринимаетс€ личностью очень болезненно, а потому возникает опасность вытеснени€ в бессознательное любой неожиданной информации о себе. ѕри Ђразболтаннойї я-концепции личность разм€гчает стержень своего поведени€, становитс€ рабом ситуаций. “ак, ѕушкин сказал об јлександре I: Ђ  противочувстви€м привычен, в лице и в жизни арлекинї.

Ќормальный человек обладает достаточно гибкой я-концепцией. ¬ конкретных ситуаци€х активизируетс€ тот или иной блок ролей, который может временно даже доминировать. Ќо при неблагопри€тном стечении обсто€тельств возможно образование нескольких конфигураций ролей, которые наход€тс€ в слабой согласованности, а иногда даже в конфликте, который не осознаетс€ из-за действи€ защитных механизмов. ¬ кризисном же положении возможна смена я-концепции.

¬ состо€нии гипноза некоторые люди демонстрируют поведение, разительно отличающеес€ от их обычного (могут мен€тьс€ даже половые ориентации). ѕосле мозговой травмы человек начинает жить так, как будто бы в нем есть незримый переключатель: пациент называет себ€ разными именами и действует по разным стандартам, с различными стил€ми исполнени€, с разным мировоспри€тием.

¬ критических случа€х жесткого обращени€ или большого несчасть€ иногда наблюдаетс€ деперсонализаци€. “ак как большинство ролей взаимодополн€емо, то неисполнение партнером своей роли затрагивает личную определенность всех участников совместного действи€. ≈сли человек узнает о предательстве друга, то начинает тревожитьс€, €вл€етс€ ли он сам другом. ≈сли юноша тер€ет в катастрофе родителей, то он лишаетс€ возможности активно выполн€ть роль сына. »ногда редукци€ или выделение роль столь невыносимы, что человек как бы тер€ет себ€. ќфели€ сходит с ума, узнав, что ее возлюбленный (√амлет) убил ее отца (ѕолони€).

Ќо у проблемы есть и светла€ сторона.  оль скоро я-концепци€ не приклеена к телу, возможно восстановление ролевого баланса. —мена ожиданий, направленных на человека, может изменить его поведение, сделав его более продуктивным. ќдну из двух несовместимых ролей можно заменить на другую Ч эквивалентную, но совместимую с сохранившейс€: роль пирата значительно меньше подходила двор€нину ƒрейку, чем сменивша€ ее роль спасител€ јнглии, разгромившего испанский флот. »зменение ролевого репертуара входит в терапию многих психических заболеваний и в сценарии тренингов, проводимых с людьми, которые испытывают внутренний разлад.

 

”–ќ¬≈Ќ№ ѕ–»“я«јЌ»…

–азрабатыва€ проблемы Ђяї-концепции, психологи открывали новые возможности дл€ анализа человеческого поведени€. ≈сли Ђяї-концепци€ Ч информационна€ модель, регулирующа€ поведение, то она не €вл€етс€ таким же Ђсвойствомї тела, как цвет волос или объем легких. ѕозволительно представить и другие модели, соотносимые с ней. Ёто самые разные модификации Ђяї от реального к идеальному:

■ Ђналичноеї Ђяї (каким € себ€ вижу сейчас);

■ динамическое Ђяї (каким € посильно стремлюсь стать);

■ возможное Ђяї (каким € могу, а может быть, и имею несчастье стать);

■ идеализированное Ђяї (каким при€тно себ€ видеть);

■ фантастическое Ђяї (верх возможного)[63].

„ем идеальнее представление о Ђяї, тем менее оно реалистично, тем труднее его достигнуть. Ќо соотнесение улучшенного и реального Ђяї задает вектор поведени€ дл€ личности. Ћичность не просто реагирует на наличные потребности, но и выстраивает свое поведение с учетом возможного своего совершенствовани€, равно как и опасности стать хуже.

“акой подход получил реализацию в исследовани€х школы  . Ћевина. Ћевин принадлежал к когорте гештальтпсихологов (от нем. Gestalt Ч образ), которые исходили из того, что при воспри€тии человеком окружающих €влений в его психике сперва создаютс€ целостные образы, а затем уже в рамках этих образов уточн€ютс€ отдельные детали. ѕознание целого предшествует познанию его частей. ѕоэтому и Ђяї-концепцию гештальтисты готовы были интерпретировать как целостный Ђяї -образ (или целостную их совокупность). ѕо аналогии с физической картиной Ћевин объ€сн€л действи€ человека тем, что его психическа€ де€тельность реализуетс€ в поле взаимодействи€ внутренних тенденций, имеющих разную силу. ¬нешние и внутренние услови€ создают именно эту, а не другую конфигурацию сил (одно очень важно, другое Ч меньше, причем именно в данном состо€нии пол€). ¬озникша€ Ђразность потенциаловї и определ€ет Ђтраекториюї психического движени€, обеспечивает разрешение существующего ситуационного конфликта.

ѕрост и убедителен эксперимент, который провел ‘. ’оппе Ч ученик  . Ћевина. »спытуемым предлагали набор карточек, на которых были поставлены различные цифры, и сообщали: номер карточки означает степень сложности задачи, написанной на обратной стороне. »спытуемый может брать любую карточку. ѕри правильном ответе учитываютс€ баллы, помеченные на карточке, при неудаче ставитс€ нуль. ѕосле ответа на первое задание экспериментатор сообщает испытуемому, правильно или нет решена задача, и испытуемый сможет выбрать следующую карточку, подумать, сообщить результаты рассуждений экспериментатору, узнать его реакцию и т. д. Ќо можно будет по очереди вз€ть лишь несколько карточек. »спытуемый находитс€ в конфликтном положении: больше шансов решить легкую задачу, но за нее не получишь много баллов. Ћичность стоит на перепутье двух стратегий: стремлени€ к успеху и избегани€ неудачи. Ќормальным поведением считаетс€ такое: при правильном решении человек берет более сложную задачу, при неправильном Ч задачу попроще. Ќо оказалось, что есть немало людей, которые странно Ђпоследовательныї в своем выборе: одни и при успехе берут задачу полегче, другие и при неудаче выбирают более трудное задание.

—ложность выбранного задани€ ’оппе назвал уровнем прит€зани€ испытуемого. ≈сли человек при неудачном решении брал задание легче, то это можно было объ€снить изменени€ми в актуальном психическом поле. Ќо как объ€снить упорство при сохранении стратегии вне зависимости от успешностиЧнеуспешности? Ѕыла выдвинута иде€ о наличии реальной и идеальной цел€х. Ћичность ориентируетс€ не только на решение непосредственной задачи (реальна€ цель), но и на утверждение себ€ в целом (идеальна€ цель). ≈сли человек оценивает себ€ как неспособного к решению сложных задач, то и при успешном результате берет следующее задание проще: и здесь налицо заниженный уровень прит€заний. »на€ картина складываетс€ у тех, кто внешне самоуверен, но бессознательно боитс€ не справитьс€ с заданием, тогда даже при неудаче выбираетс€ еще более сложный вариант. ≈сли произойдет неудача вновь, можно сказать себе: зато € пыталс€ играть по крупному, а не размениватьс€ по мелочам.

Ќормальное развитие личности св€зано с пониманием различи€ реальной и идеальной цели (так считал  . Ћевин). ѕравильна€ реакци€ на конкретные результаты своей де€тельности помогает избегать ситуации, когда идеальна€ цель как бы отмен€ет реальную. —амонаде€нна€ личность Ђобреченаї на успех в том смысле, что любой реальный результат готова истолковывать в свою пользу. Ќо шансы на объективный успех от этого только снижаютс€.

ќсобенно €рко внутренний конфликт про€вл€етс€ у талантливых людей с завышенным уровнем прит€заний. Ћюбой свой успех они приписывают себе, а неуспех Ч обсто€тельствам, последовательно губ€ свое дарование.

 лассическим примером тому служит истори€ скрипача ≈фимова, с которой начинаетс€ повесть ‘. ћ. ƒостоевскогоЂЌеточка Ќезвановаї. ≈фимов был посредственным кларнетистом в домашнем оркестре одного помещика. ѕознакомившись с одним италь€нским музыкантом, ≈фимов стал учитьс€ у него игре на скрипке, про€вив при этом незаур€дные способности. ѕомещик, узнав об этом, дал ≈фимову 300 рублей (по тем временам очень большие деньги), чтобы тот ехал учитьс€ в ѕетербург. ѕромотав деньги по трактирам, ≈фимов стал играть в провинциальных оркестрах и, наконец, окончательно опустившись, оказалс€ в ѕетербурге. “ам ≈фимов познакомилс€ с начинающим скрипачом ЅД у которого и стал жить на положении приживальщика.

ЂЌо, Ч рассказывал Ѕ., Ч € не мог не удивл€тьс€ странной натуре моего товарища. ѕередо мной совершалась въ€вь отча€нна€, лихорадочна€ борьба судорожно напр€женной воли и внутреннего бессили€. Ќесчастный целые семь лет до того удовлетвор€лс€ одними мечтами о будущей славе своей, что даже не заметил, как потер€л самое первоначальное в нашем искусстве, как утратил даже самый первоначальный механизм дела. ј между тем в его беспор€дочном воображении поминутно создавались самые колоссальные планы дл€ будущего. ћало того, что он хотел быть первоклассным гением, одним из первых скрипачей в мире; мало того, что он уже почитал себ€ таким гением, Ч он, сверх того, думал еще сделатьс€ композитором, не зна€ ничего о контрапункте. Ќо всего более изумл€ло мен€, Ч прибавл€л Ѕ., Ч то, что в этом человеке, при его полном бессилии, при самых ничтожных познани€х в технике искусства, Ч было такое глубокое, такое €сное и, можно сказать, инстинктивное понимание искусства... ќднажды Ѕ. заметил ему самым кротким образом, что не худобы ему было не слишком пренебрегать своей скрипкой, чтобы не отучить от себ€ своего инструмента; тогда ≈фимов совсем рассердилс€ и объ€вил, что он нарочно не дотронетс€ никогда до своей скрипки, как будто вообража€, что кто-нибудь будет упрашивать его о том на колен€х. ƒругой раз Ѕ. понадобилс€ товарищу, чтоб играть на одной вечеринке, и он пригласил ≈фимова. Ёто приглашение привело ≈фимова в €рость, он с запальчивостью объ€вил, что он не уличный скрипач и не будет так подл, как Ѕ., чтоб унижать благородное искусство, игра€ перед подлыми ремесленниками, которые ничего не поймут в его игре и талантеї[64].

”. ƒжемсу принадлежит оригинальна€ формула человеческого самоуважени€:

 

 

”спех

—амоуважение =

ќжидание

ƒопустим, два студента получили на экзамене по Ђчетверкеї, но первый рассчитывал на Ђп€теркуї, а второй Ч на тройку. Ђƒробьї самоуважени€ у них будет различной: первый будет недоволен (4/5), а второй Ч в восторге (4/3).

Ёффект уровн€ прит€заний в свете теории Ђяї дает этому объ€снение. ”ровень прит€заний отражает внутриличностный конфликт между двум€ тенденци€ми: стремлением к успеху и избеганием неудачи.

 аждый конкретный результат ситуативен. Ќо отношение личности к нему не ситуативно. ‘ормируетс€ генерализованна€ оценка сделанного. —низив уровень прит€заний после неудачи, человек получает возможность реалистично посмотреть и на свою идеальную цель. —тремитьс€ к ней следует через реальную работу. “огда любое продвижение, любой успех будут укрепл€ть то, что называетс€ потребностью достижени€. ѕушкину принадлежат такие слова: ЂЌесчасть€ Ч хороша€ школа, но счастье Ч лучший университетї. ’оппе писал: Ђ»зменени€ уровн€ прит€заний станов€тс€ полностью пон€тными, только когда мы обращаемс€ к крупным, всеохватывающим личностным цел€м, которые выход€т за пределы заданий. ќни относ€тс€ к самосознанию испытуемого, которое, в противоположность уровню прит€заний, относ€щемус€ к отдельному действию, называетс€ Ђуровнем "я" испытуемогої[65].

 онфликт между наличным и потребным в конкретном случае выступает как источник формировани€ у личности уровн€ прит€заний. ј тот в свою очередь св€зан с самооценкой личности, с Ђразностью потенциаловї между наличным Ђяї и перспективным (возможным, идеализированным) Ђяї. Ќеспособность

Ђяї к самоусовершенствованию мучительна, поэтому в такой ситуации включаетс€ действие защитных механизмов. Ќо реальные успехи от этого не увеличиваютс€. √отовность личности к росту и облагораживанию Ђяї с помощью подвижного уровн€ прит€заний реализуетс€ через де€тельный и реалистический переход от одной самооценки к другой в соответствии с действительными успехами.

 ак гласит мудрость, желающий сделать ищет возможности, а нежелающий Ч объ€снение.

 

 ќ√Ќ»“»¬Ќџ… ƒ»——ќЌјЌ—

¬ когнитшизме Ч одном из основных направлений психологии XX века Ч человек рассматриваетс€ прежде всего как существо сознательное (по англ. cognitive Ч познающий). Ћюбые содержательные элементы сознани€ (темы, идеи, факты, образы и т. п.) именуютс€ когници€ми. »сход€ из принципов когнитивистской психологии, Ћ. ‘естингер, прошедший школу  . Ћевина, выдвинул теорию когнитивного диссонанса.  огнитивный диссонанс Ч это несовпадение когниций, несогласованность сознательных структур.

ѕримеры когнитивного диссонанса: два авторитетных дл€ мен€ человека высказывают об одном и том же противоположные мнени€; на клетке с ослом € вижу надпись Ђбуйволї; фокусник кладет в шл€пу кролика, а вынимает букет цветов.

 

Ћ. ‘естингер вспоминал: Ђ—разу же после землетр€сени€ 1934 года в »ндии поползли слухи, что должны последовать более мощные бедстви€ в других районах. ћне пришло на ум, что эти слухи, по всей видимости, "оправданы обеспокоенностью" Ч знани€ми, реабилитирующими томительный страх. Ќа основе этой зародившейс€ идеи € разработал теорию ослаблени€ диссонанса Ч приведение вашего взгл€да на мир в соответствие с тем, что вы чувствуете или делаетеї[66].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1368 - | 1201 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.