Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ачественна€ и количественна€ характеристика способностей




 ачественна€ характеристика. —пособности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех де€тельности, как набор Ђпеременных величинї, позвол€ющий идти к цели разными пут€ми. –ассмотрим это на примере развити€ и воспитани€ некоторых видов способностей.

¬ основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо де€тельности могут лежать сочетани€ различных способностей. Ёто открывает возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себ€, труд€сь упорно.

 омпенсаторные возможности способностей человека вы€вл€ютс€, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрени€ и слуха.

¬ целом качественна€ характеристика способностей позвол€ет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой де€тельности человеку легче обнаружить большие успехи и достижени€.

 оличественна€ характеристика. ѕроблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. ≈ще в конце 19 Ц начале 20 века р€д психологов ( еттел, “ермен, —пирмен и др.) дл€ осуществлени€ профессионального отбора дл€ массовых специальностей, выступили с предложением вы€вл€ть уровень способностей обучающихс€.

¬ качестве способа измерени€ способностей тогда же стали использоватьс€ тесты умственной одаренности.

‘ормирование и развитие способностей

“ворческие способности. —уществует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. ќни могут быть сформулированы следующим образом.

1.  ак таковых творческих способностей нет. »нтеллектуальна€ одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного услови€ творческой активности личности. √лавную роль в детерминации творческого поведени€ играют мотивации, ценности, личностные черты (ƒ.Ѕ.Ѕого€вленска€, ј. ћаслоу и др.).   числу основных черт творческой личности эти исследователи относ€т когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в определенных и сложных ситуаци€х.

2. “ворческа€ способность (креативность) €вл€етс€ самосто€тельным фактором, независимым от интеллекта (ƒж.√илфорд,  .“ейлор, я.ј. ѕономарев). ¬ Ђм€гкомї варианте эта теори€ гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительна€ коррел€ци€. Ќаиболее развитой концепцией €вл€етс€ Ђтеори€ интеллектуального порогаї Ё.ѕол€ “орренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческа€ способность становитс€ независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. ¬ысокий уровень развити€ интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. “ворческого процесса как специфической формы психической активности нет. Ёту точку зрени€ раздел€ют практически все специалисты в области интеллекта (ƒ.¬екслер, √.јйзенк, Ћ.“ермен и др.).

“ворческа€ личность.

«.‘рейд считал творческую активность результатом сублимации (смещени€ї) полового влечени€ на другую сферу де€тельности.

ј.јдлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности.

 .ёнг в феномене творчества видел про€вление архетипов коллективного бессознательного.

ѕсихологи гуманистического направлени€ (√.ќлпорт и ј.ћаслоу) считали, что первоначальный источник творчества Ц мотиваци€ личностного роста; по ј.ћаслоу Ц это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

–€д исследователей полагают, что творческим люд€м присущи следующий черты:

1)независимость Ц личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2)открытость ума Ц готовность поверить своим и чужим фантази€м, восприимчивость к новому и необычному;

3)высока€ толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуаци€м, конструктивна€ активность в этих ситуаци€х;

4)развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

 реативность и ее диагностика.

 онцепци€ креативности как универсальной познавательной творческой способности ƒж.√илфорда. ќснованием этой концепции €вилась его кубообразна€ модель структуры интеллекта: материал × операции × результаты.

√илфорд указал на принципиальное различие между двум€ типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.  онвергентное мышление (схождение) актуализируетс€ в том случае, когда человеку, решающему задачу, на основе множества условий найти единственно верное решение.

“аким образом, √илфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измер€емым высокоскоростными тестами IQ.

ƒивергентное мышление определ€етс€ как Ђтип мышлени€, идущего в различных направлени€хї. “акой тип мышлени€ допускает варьирование путей решени€ проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

√илфорд выделил шесть основных параметра креативности:

1)способность к обнаружению и постановке проблем;

2)способность к генерированию большого числа идей;

3)гибкость Ц способность продуцировать разнообразные идеи;

4)оригинальность Ц способность отвечать на раздражители нестандартно;

5)способность усовершенствовать объект, добавл€€ детали;

6)способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Ќа основе этих теоретических предпосылок √илфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследовани€ способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

ƒальнейшее развитие эта программа получила в исследовани€х “орренса. ¬ состав батареи “орренса вход€т 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. “есты предназначены дл€ широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

–азвитие творческих способностей. ¬ психологии способностей выдел€ютс€ три подхода к развитию способностей:

1)генетический, отвод€щий основную роль в детерминации психических свойств наследственности;

2)средовой, представители которого считают решающим фактором развити€ психических способностей внешние услови€;

3)генотип-средового взаимодействи€, сторонники которого выдел€ют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

–азвитие творческих способностей учащихс€ чрезвычайно важно дл€ их эффективной учебы и будущей профессиональной де€тельности. Ётому способствует глубокое усвоение учащимис€ системы знаний, стимулирование их участи€ в исследовани€х, проводимых в учебных заведени€х, самосто€тельна€ работа, поддержка научных интересов.

“ворчество педагога выражаетс€ в поисках наиболее результативных методов обучени€ и воспитани€ учащихс€, в создании учебных пособий, посто€нном пополнении знаний.

¬ научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка.

¬ художественном творчестве Ц нагл€дные образы, их €ркость.

»ндивидуальные различи€ способностей. «ависимость развити€ способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психологи€ индивидуальных различий.

ј.јнастази отмечает: Ђ»ндивидуальные различи€ порождаютс€ сложными взаимодействи€ми между наследственностью индивида и его средойї.

¬ли€ние среды, как и воздействие наследственности, начинает про€вл€тьс€ уже при рождении ребенка. Ќапример, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. “ак у младенцев вскоре после рождени€ могут быть обнаружены различи€ в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состо€нии. Ётот факт свидетельствует, что определенные психические состо€ни€ и формы поведени€ наход€тс€ в сфере пр€мых генетических вли€ний.

ћного внимани€ проблеме изучени€ индивидуальных психологических различий детей было уделено в исследовани€х, проведенных Ѕ.ћ.“епловым и его учениками.

Ёти исследовани€ были направлены на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной де€тельности и если да, то чем они определ€ютс€. ѕровер€лась гипотеза о том, что одним из генетически обусловленных факторов €вл€етс€ тип нервной системы, который в свою очередь зависит от сочетани€ ее основных свойств.

ѕод свойствами нервной системы понимаютс€ такие устойчивые ее качества, которые €вл€ютс€ прирожденными.   числу таких свойств относ€тс€:

1.—ила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаружива€ запредельного торможени€, интенсивные и часто повтор€ющие нагрузки.

2.—ила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повтор€ющиес€ тормозные вли€ни€.

3.”равновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению.

4.Ћабильность нервной системы, оцениваема€ по скорости возникновени€ и прекращени€ нервного процесса возбуждени€ или торможени€.

Ќа основе проведенных исследований ¬.ƒ.Ќебылицина, ¬.ћ.–усалова Ѕ.ћ.“еплова, касающихс€ св€зи свойств нервной системы человека с мышлением ученые пришли к выводу, свойства нервной системы не предопредел€ют психические качества и формы поведени€ человека, и их поэтому нельз€ рассматривать как задатки к развитию способностей.

¬месте с тем, как писал Ѕ.ћ. “еплов, они Ђобразуют почву, на которой легче формируютс€ одни формы поведени€, труднее Ц другиеї.

–авич-ўербо ».¬. исследу€ индивидуальные различи€ пришел к выводу, генотипическа€ обусловленность поведени€ и психологии людей не подтверждаетс€ и в отношении межполовых различий. ќбщие суждени€ типа Ђƒевочки лучше владеют речью, чем мальчикиї, Ђћальчики более склонны к математике, чем девочкиї не вполне соответствуют действительности.

ћежду детьми женского и мужского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развити€ не обнаруживаетс€.

¬месте с тем небольшие различи€ возрастного характера в про€влении частных способностей имеютс€. “ак, в возрасте 10-11 лет у девочек действительно имеетс€ чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, они лучше ориентируютс€ в письменных текстах, совершеннее владеют €зыком. ј мальчики в этом возрасте превосход€т их в способност€х к пространственной ориентации, чтении чертежей, географических карт, геометрических способност€х.

ѕосле 13 лет математические способности у мальчиков несколько быстрее.

— возрастом, в силу вли€ни€ жизненного опыта и профессиональной де€тельности некоторые межполовые различи€ могут возрастать. ¬ среднем взрослые мужчины, зан€тые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, математическим суждени€м.

∆енщины в свою очередь могут опережать в отношении ловкости рук, скорости воспри€ти€, счета, пам€ти, беглости речи.

“аким образом, можно сделать вывод о том, что социально-культурные факторы, св€занные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное вли€ние, чем биологические.

“алант. “алант от греч.- первоначально вес, мера, а потом в переносном значении Ц уровень способностей Ц высокий уровень развити€ способностей, про€вл€емых в творческих достижени€х, важных в контексте развити€ культуры, прежде всего Ц способностей специальных.

“аким образом, высшую ступень развити€ способностей называют талантом. ќ наличии таланта следует судить по результатам де€тельности, кои должны отличатьс€ принципиальной новизны, оригинальностью подхода.

“ак же как и способности, талант представл€ет собой лишь возможность приобретени€ высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

—труктура таланта. “алант Ц это сочетание способностей, их совокупность. ќтдельно вз€та€, изолированна€ способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровн€ развити€ и €рко выражена. ќб этом, в частности свидетельствуют обследовани€ людей, обладавших феноменальной пам€тью. ”дивительные мнемические способности не нашли в конечном счете никакого применени€ (кроме демонстрировани€ на эстраде). ¬ созидательной де€тельности человека пам€ть Ц это лишь один из факторов, от которого завис€т успешность и продуктивность творчества.

—труктура таланта определ€етс€ характером требований, которые предъ€вл€ет личности данна€ де€тельность (научна€, художественна€, спортивна€, военна€ и т.д.). ѕоэтому составл€ющие таланта способности будут не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого конструктора и талантливого композитора.

‘ормирование таланта начинаетс€ с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду де€тельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое про€вление творчества.

“алантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружитьс€ еще в дошкольном возрасте. ј талант в литературной, научной или организаторских сферах обнаруживаютс€ в более позднем возрасте.

ћаксимальна€ продуктивность талантливых людей про€вл€етс€ в разных возрастах: в науке в 35-40 лет; в поэзии в 24-30.

—воевременное распознавание таланта всемерно помогает его становлению.

–азвитие таланта во многом зависит от направленности и характера личности, трудолюби€. Ћучшее средство развити€ таланта Ц систематический, напр€женный труд, он превращает талант в реальную творческую силу.

ќ наличии таланта следует судить по результатам де€тельности человека, которые должны отличатьс€ принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

“алант человека про€вл€етс€ в творчестве. ¬ психологической литературе встречаютс€ в известной мере разные трактовки творчества.

Ћ.—.¬ыготский рассматривал творчество как создание нового.

—.Ћ.–убинштейн определ€л как де€тельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развити€ не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.

ј.ћ.ћатюшкин выдел€л два вида активности: адаптивный и творческий. «адачей творческой активности €вл€етс€ изменение существующего пор€дка, создание новых подходов.

ј.ћаслоу считает, что подлинное творчество, креативность про€вл€етс€ у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражени€.

ƒл€ личности, стрем€щейс€ к творчеству, по мнению я.ј. ѕономарева, характерна оригинальность, инициативность, высока€ самоорганизаци€, огромна€ работоспособность.

Ѕ.√.јнаньев среди свойств творческой личности выдел€л глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решени€, интеллектуальную инициативу.

ќбщим дл€ творческих личностей, как показал американский психолог ѕ.“орренс, €вл€етс€ потребность развиватьс€, потребность в посто€нном росте.

√ениальность. √ениальность от лат. Ц дух Ц высший уровень развити€ способностей Ц как общих (интеллектуальных), так и специальных.

ќ наличии гениальности говор€т лишь в случае достижени€ личностью таких результатов творческой де€тельности, которые составл€ют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Ћичности гени€ характерны такие черты, как творческа€ продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2725 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1499 - | 1332 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.