Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ узбекского права: плюрализм юридических традиций




ѕраво любой страны Ц это неразрывна€ часть ее национального досто€ни€, в определенном смысле Ц порождение традиций, наследие предков и способ самовыражени€ данного общества. ¬заимовли€ние и взаимодействие различных правовых культур и традиций существовали всегда и всюду, будучи одним из источников обогащени€ правопонимани€ и духовного мира человека.  ак правило, из смешени€ различных культур рождались новые народы и нации, новые цивилизации и традиции.


»сторически народы “урана (возрожденное ныне доисламское тюркское наименование территории нынешнего ”збекистана), ћавераннахра (арабское географическое название региона в —редней јзии между реками јмударь€ и —ырдарь€), “уркестана (русское название региона, введенное в оборот во второй половине XIX в.) в сохранении самобытности пошли путем развити€ своей государственности и права, религии и культуры, €зыка и литературы. Ќо “уран, ћавераннахр и “уркестан Ц не единственные названи€, под которыми ”збекистан известен в мировой истории. Ёту богатую страну ремесел, земледели€, торговли по ¬еликому Ўелковому пути, страну Ђтыс€чи городовї јлександр ћакедонский назвал —огдианой.

Ќа нынешней территории ”збекистана возникла одна из древнейших цивилизаций мира. »стори€ узбекского народа, национальной государственности и права своими корн€ми уходит в глубь веков. ѕроцветавшие здесь государства древнего “урана, ћавераннахра, “уркестана оставили €ркий след в развитии мировой культуры. “радиции узбекского государства и права неразрывно объедин€ют единство общечеловеческого и национально-государственного начал и развиваютс€ в соответствии с духовно-правовым потенциалом узбекской цивилизации, насчитывающей не менее трех тыс€ч лет.

”збекское право имеет длительную историю, которую можно разделить на четыре периода.

ѕервый Ц древний период узбекского права, т.е. с момента возникновени€ государства и права на территории ”збекистана до установлени€ мусульманского права (с начала первого тыс€челети€ до н.э. до VII в. н.э.). Ёто эпоха туранско-правовой цивилизации. ’арактерной чертой государственно-правовой жизни было стремление к объединению родственных племен в единое государство, к независимости, миру и равенству.

“ерритори€ расселени€ предков узбеков последовательно входила в VII в. до н.э. в состав государства јссирии, в VIIЦVI вв. до н.э. Ц в царство јхеменидов, с 328 г. до н.э. Ц в империю јлександра ћакедонского, с середины III в. до н.э. Ц в √реко-Ѕактрийское царство, с I в. н.э. до V в. Ц в состав  ушанского царства, с V в. Ц в царство Ёфталитов, а затем “юркского каганата.

”збекистан имеет богатую правовую культуру, сформировавшуюс€ в период античности, средневековь€ и Ќового времени как результат взаимодействи€ различных правовых традиций и культур. ƒревнейшие цивилизации Ц согдианска€, парф€но-хоросанска€, бактрийско-тохаристанска€ Ц с зачатками собственной государственности, культурными, политическими, религиозными и правовыми


традици€ми издревле существовали на территории нынешнего ”збекистана.

ƒревний ”збекистан был центральным св€зующим звеном ¬еликого Ўелкового пути, местом активного соприкосновени€ ¬остока и «апада, буддизма, зороастризма, манихейства, ислама и христианства, взаимодействи€ восточной и западной культур, многих €зыков и наций. –елигиозно-духовные, познавательные, государственно-правовые и этические ценности занимали важное место в образе жизни, традиционной культуре узбекского народа.

ƒревний период воплощал в себе опыт развити€ государственности и права начина€ с античной —огдианы, государств јхеменидов, —елевкидов и ’орезма, Ѕактрийского и  ушанского царств, государств Ёфталитов и “юркского каганата. јнализ редких древних юридических пам€тников показывает, что уровень правовой культуры был достаточно высоким. Ќапример, в 1932 г. было найдено свыше 80 документов, относ€щихс€ к VIIЦVIII вв. ќсобый интерес вызывает в них механизм обеспечени€ выполнени€ условий договоров, защиты прав и интересов субъектов правоотношений, четкое определение их прав и об€занностей, гарантий осуществлени€ последних.

»з источников известно, что до прихода арабов народы ”збекистана руководствовались Ђјвестойї Ц св€щенной книгой зороастризма Ц и, видимо, находились под вли€нием законов цар€ ’аммурапи, јхеменидов и политико-правовых идей ѕлатона, јристотел€, правовых норм эллинистических полисов (полисов-государств), √реко-Ѕактрийского и ѕарф€нского царств,, державы  ушан и “юркского каганата.

¬торой Ц период мусульманского права, т.е. с момента прихода арабов в ћавераннахр и установлени€ мусульманского государства и права до колониального завоевани€ —редней јзии –оссией (с VII в. до второй половины XIX в.). Ёто эпоха мусульманско-правовой цивилизации ћавераннахра.

”збекистан воплощает в себе средневековый опыт развити€ государственности —аманидов,  араханидов, √азневидов, —ельджуки-дов, ’орезмшахов, „ингисхана и „ингисидов, јмира “емура и “е-муридов и узбекских ханств, а также исторический и юридический опыт древнего узбекского народа с его вековой мечтой о своем госу- \ дарстве и праве.

ѕримечательной особенностью исторического развити€ предков узбекского народа в период античности и средневековь€ €вл€лось вли€ние и взаимодействие с правовыми традици€ми не только  ита€, »ндии, √реции, –има, ¬изантии, но и ассиро-вавилонского, ахеме-нидского права.


”же в первом столетии существовани€ ислама мусульмане по€вились в, »ндии, »спании, на западе  ита€, на юге ‘ранции. ќсобенно интенсивно межкультурное и межнациональное взаимодействие происходило в мусульманской »спании или, как ее называли арабы, в стране аль-јндалус. ƒл€ ќсманской империи Ц конгломерата различных народов и чрезвычайно пестрых в национально-культурном отношении государств Ц ислам нередко был единственной св€зующей нитью. ќн выступал не только как государственна€ религи€ и официальна€ идеологи€, но и как цементирующее начало в жизни столь неоднородной державы и пестрого в национально-конфессиональном отношении общества, как мощный культуротвор€щий фактор, несмотр€ на значительную долю немусульман. ¬ этом смысле ислам сыграл важнейшую дл€ судеб ¬остока роль объединител€ различных культур, традиций, обычаев, содействовал сли€нию и взаи-мќобогащению народов, а также формированию на базе мусульманской цивилизации новых культур.

— VIII в. начинаетс€ новый период в правовой истории народов ћавераннахра. Ёто было св€зано с внедрением ислама и шариата в ”збекистан с их богатыми религиозными, культурными и юридическими традици€ми. Ўариат выступал не только в качестве религиозно-правовой системы, он представл€л собой комплекс институтов, охватывающих социально-духовную жизнь и оказывающих сильное вли€ние на исторические, культурные, национальные и правовые традиции, нравственные представлени€ людей и их быт.

¬ ћавераннахре гражданские, земельные, семейно-брачные, наследственные и другие вопросы частного права регулировались нормами мусульманского права ханифитского толка. Ќа основе этих же норм разрешались и уголовные дела, велось судопроизводство.  роме того, шариат вобрал в себ€ многие нормы местного обычного права, т.е. традиционные установлени€ народов ћавераннахра, которые получили обобщающее название Ђадатї.

—уществование в ћавераннахре местных традиций отмечал еще известный русский востоковед академик ¬.¬. Ѕартольд. ќн писал: Ђ≈сли представители наук приглашались из ѕерсии, то мусульманска€ богословска€ школа всецело основывалась на местных традици€х... в которых, помимо черт, характерных дл€ всего мусульманского мира, про€вл€лись и местные особенностиї.

¬ VIIЦXIX вв., с перерывом на господство в XII-X1V вв. монгольского права, основанного на Ђясеї „ингисхана, ”збекистан был включен в исламское международное правовое пространство. ёри-дико-культурологическа€ ценность ћавераннахра дл€ людей средне-


вековь€ заключалась в его интеграционном потенциале, выход€щем за рамки только мусульманского мира и сплетающемс€ с культурой, наукой »ндии.

Ќаиболее известным сборником хадисов (сообщений) Ц преданий, относ€щихс€ к поступкам и изречени€м ѕророка ћухаммеда, Ц €вл€етс€ сочинение Ђ—ахидї ћухаммеда ибн »смаила,ал-Ѕухари (ум. в 870 г.). ќн слушал хадисы более чем у тыс€чи шейхов, проверил 600 тыс. хадисов, которые тогда были в ходу, а 200 тыс. записал сам у своих учителей и собеседников. ¬ результате было отобрано 7397 хадисов из 97 книг, состо€щих из 3450 глав. ¬ число шести общепризнанных собраний хадисов в мусульманском мире вошло также Ђјл-кутуб-ас-ситтаї, принадлежавшее перу имама ат-“ермези (ум. в 892 г.).

Ќасто€щий расцвет права наступил в IXЦXII вв. в период ¬осточного –енессанса, или мусульманского ¬озрождени€. јрабо-му-сульманска€ цивилизаци€ восприн€ла и в дальнейшем передала европейцам самые различные достижени€ античных греков, а также более поздних эпох эллинизма и древнеримского господства на Ѕлижнем ¬остоке, усвоив также определенные элементы арамейской, иранской, индийской, китайской культур.

‘илософи€ права конфуцианства с его культом государственного пор€дка неоднократно привносилась в страны —редней јзии. Ѕыло это и до прихода сюда ислама, когда шел обмен купцами и буддистскими, несторианскими паломниками. ¬заимодействием были и войны между Ѕактрией, —огдом, «ападно-“юркским каганатом, ”йгу-рией и императорским  итаем. Ќормы верности традиции и предкам, нормы стабильности, ставшие фундаментом китайской цивилизации, проникали в исламскую среду при завоевании ”йгурии и —еверо-¬осточного  ита€.

ƒвижение купцов и воинов в ћонгольской империи приносило в ћавераннахр из  ита€, которым некоторое врем€ управл€ла монгольска€ династи€ ёань, знани€ об основах конфуцианской этики. ќни были попул€рны в ¬еликой степи как сущность морали не только китайцев, но и всей ¬осточной и ÷ентральной јзии. ¬р€д ли достоверно то, что конфуцианство оказало пр€мое вли€ние на среднеазиатский вариант ислама, но своеобразие в его культуре и государственной концепции не могло возникнуть вне многовекового взаимодействи€ с цивилизаци€ми  ита€ и »ндии. — точки зрени€ чисто юридической в XII-XIV вв. вли€ние монгольского права, а именно Ђясыї „ингисхана, было скорее негативным, чем позитивным. ѕраво ћавераннахра очень мало подвергалось вли€нию монгольского обычного права.


Ќормы  орана не были и не могли быть правом пр€мого применени€, это право преимущественно религиозно-нравственное. ќно сформировалось в исламской оболочке под воздействием множества культурных и правовых традиций, писаных и устных. »слам вобрал в свою духовность также культуру многих разных народов. —вой весомый вклад внесли и народы ћавераннахра. Ёто пон€тно. — одной стороны, они жили в исключительно культурном крае, а с другой Ц страна была удалена от центра јрабского халифата и нуждалась в своем собственном понимании права на основе норм шариата.

¬ ћавераннахре ислам и шариат пали на почву с богатыми культурными и юридическими традици€ми. — того времени и начинаетс€ их многовековое взаимодействие, вобравшее в себ€ элементы ближневосточной цивилизации и права с местными и юридическими традици€ми. ќбщность правовых систем про€вл€етс€ и в исторических наслоени€х одной системы на другую, в их сосуществовании и соответственно взаимодействии. “ак, характерный дл€ мусульманского права институт казиев (кадиев) уходит корн€ми в византийское право.

ёридические традиции народов ћавераннахра производны от его цивилизации, общей и государственно-правовой культуры, морали народов. ¬ечно жива€ культурна€ традици€, часть которой Ц правова€ традици€, действующа€ не только в сфере официальной государственности, но и в сфере религиозно-морального регулировани€ правоотношений в наци€х и народах Ц вот в чем величие культурно-исторической и правовой традиции народов ћавераннахра.

ѕрименение шариата на практике возможно лишь при его юридической разработке, систематизации и разъ€снении мусульманскими факихами, которые в своих сочинени€х стремились приспособить формы шариата к местным услови€м. „тобы на основе шариата решить тот или иной вопрос, судьи, как правило, обращались не к самому  орану или сунне, а к одной из тех книг или сборников, которые считались в данном государстве авторитетными. —удьи и духовные лица, примен€вшие шариат при решении конкретных юридических дел, должны были ссылатьс€ именно на эти книги или сборники, а не на первоисточники мусульманского права. ¬ этом смысле сочинени€ мавераннахрских факихов €вл€лись источником действующего права.

ќсновным суннитским юридическим мазхабом в ћавераннахре был ханифизм. ”збекистан был одним из главных центров, развивших ханифитский мазхаб права. ¬ Ѕухаре, —амарканде, ’иве, “ашкенте и других городах были созданы мусульманские учебные заведени€ Ц медресе Ц дл€ подготовки мусульманских юристов-факихов.


ћавераннахрские факихи, изучавшие созданные до них работы по мусульманскому праву, внесли весомый вклад в доктринальную разработку и развитие ханифитской школы шариата. ќни снискали себе славу во всем исламском мире как знатоки мусульманского права Ц комментаторы  орана, хадисособиратели, факихи, мухадди-сы. »х работы оказали значительное вли€ние на развитие мусульманской культуры и юриспруденции. »з 544 биографий факихов, содержащихс€ в сочинении ћахмуда б. ал- афави (ум. в 1582 г.) Ђ ата'иб а'лам ал-ахйр мин фукаха'мазхаб ан-Ќу'ман ал-мухтарї (Ђ–азр€ды выдающихс€ мужей из законоведов школы ан-Ќу'мана-избранникаї), 221 относитс€ к ћавераннахру, что составл€ет 42% всех биографий законоведов.

—очинени€ мавераннахрских факихов имели не только местное, но и общемусульманское значение, приобрели широкую известность во всех исламских странах. ћавераннахр дал мусульманскому миру обширную богословско-юридическую литературу. “олько в одном бухарском медресе в 1843 г. насчитывалось более 100 руководств по мусульманскому праву, что свидетельствует о существовании своеобразной юридической мавераннахрской школы шариата.

‘акихи ћавераннахра сыграли решающую роль в возрождении и становлении ханифитских центров в —ирии, ≈гипте и ћалой јзии, создании наиболее авторитетных книг шариата. »з самых попул€рных и распространенных в ћавераннахре юридических трудов факихов следует назвать фундаментальную работу Ўейх-ул-ислама Ѕурхануд-дина ал-ћаргинани Ђ итаб ал-’идо€ї (Ђ–уководство к частност€мї), т.е. Ђуказание верного путиї, в данном случае Ц в смысле права1.

¬ Ђ’идоеї содержатс€ подробные сведени€ о нормах различных отраслей мусульманского права, о мнени€х основных факихов хани-фитского толка, а также представителей других юридических мазхабов ислама по этим вопросам. јвтор создал свой труд применительно к услови€м ћавераннахра, но его прин€ли во всем мусульманском мире. ѕока не были упразднены казийские суды, Ђ’идо€ї была на-

1 ¬ свое врем€ по распор€жению Ѕританского правительства »ндии это сочинение было переведено с арабского подлинника на персидский €зык в Ѕенгалии, а с персидского €зыка на английский €зык под руководством сэра —. √амильтона. —м.: Hamilton —. The Hedaya. 2-nd ed., trad. S.C. Grady. L., 1870. — английского перевода в 1893 г. был издан в “ашкенте русский перевод под заглавием: Ђ’идо€.  омментарии мусульманского праваї в 4 томах под редакцией бывшего военного губернатора —ыр-дарьинской области генерала –.». √родекова. — 1994 г. начато переиздание этого произведени€. —м.: ’идо€.  омментарии мусульманского права / ќтв. ред. ј.’. —аидов. “ашкент, 1994.


стольной книгой дл€ всех факихов ”збекистана, широко использовалась в обучении и судебной практике.

Ђ’идо€ї имеет важное значение дл€ понимани€ механизма распространени€ и функционировани€ шариата не только в ћаверан-нахре, но и в других историко-культурных регионах мусульманского мира. ѕоложени€ и нормы, методы и принципы шариата, изложенные в Ђ’идоеї, близки правовому мироощущению, духовным ценност€м и традици€м народов, исповедующих ислам.

Ќо в некоторых област€х ћавераинахра, таких, как Ўаш, »лак, вокруг Ѕухары, “араз, —угнак и ’ива, преобладали сторонники ша-фиитского толка права. ћожно найти упоминание о существовании в ћавераннахре приверженцев и маликитской школы права. Ёти данные позвол€ют укрепитьс€ во мнении, что тюркские народности, прин€в ислам, прин€ли вместе с тем и ханифитское право.

’от€ и жители ћавераннахра принадлежали к суннизму, среди них встречались и шииты, причем из различных мазхабов и сект, в частности из исмаилитского мазхаба шариата, секты алавистов, а также представители школ му'тализма, наджжаризма, джахизма, кер-рамизма, которые подраздел€лись на более мелкие направлени€, представители суфизма.

ѕример самосто€тельного и практического подхода к разработке фикха дает де€тельность јмира “емура (1336Ц1405 гг.).  ак видно из свода его правовых норм Ц Ђ”ложени€ї, он удел€л большое внимание осуществлению норм шариата. —равнительный анализ Ђ”ложени€ї “емура показывает происхождение многих норм от Ђ’идоиї. Ќапример, в п. 4 Ђ”ложени€ї сказано: ЂЌадлежащий пор€док и соблюдение законов послужили основанием и подкреплением моего предназначени€ и успехаї. јмир “емур высоко поднимал престиж факихов, о чем сказано в п. 7. ќн интересовалс€ Ђ...постановлени€ми древних от јдама до ћухаммеда, Ђѕечати пророкаї, и от него до наших днейї, как сказано в п. 8. ¬ соответствии с традицией организации судопроизводства јмир “емур отдел€л его от административной де€тельности, утверждал верховного судью или кази€ дл€ армии и особых судей дл€ народа. ѕредставл€ет интерес система содействи€ религиозно-моральному праву дл€ предостережени€ от запрещенных законом дел.

¬ государстве јмира “емура и “емуридов действовал —овет мусульманских факихов, выносивший экспертные заключени€ не только по богословским, но и по юридическим вопросам.

“ретий Ц колониальный период развити€ узбекского права, т.е. с завоевани€ –оссией —редней јзии и установлени€ советской власти в


”збекистане и вплоть до провозглашени€ государственной независимости (со второй половины XIX в. до 1991 г.).

 олониальный захват “уркестана, а до этого междоусобицы узбекских ханств значительно замедлили эволюцию мусульманской правовой системы, опирающейс€ на собственные юридические традиции.

¬ середине XIX в. на территории современного ”збекистана было три узбекских государства: Ѕухарский эмират, ’ивинское и  оканд-ское ханства. ¬о второй половине XIX в. –оссийска€ импери€ завоевала —реднюю јзию и образовала “уркестанский край. Ѕухарский эмират и ’ивинское ханство признали протекторат –оссии, а  оканд-ское ханство прекратило свое существование.

 олониальное право в “уркестанском крае складывалось из законов –оссийской империи и правовых актов регионального действи€. ќбъективно эта система приобщала узбекское право к правовому регулированию европейского типа, что отвечало тенденци€м развити€ законодательства в данный период в ќттоманской империи, јфганистане и »ране.

¬оенное министерство –оссийской империи, которое управл€ло “уркестанским краем, создало в “ашкенте Ђшколуї восточных €зыков дл€ подготовки колониальных военных и чиновников. ¬ Ђшколеї были подготовлены оригинальные исследовани€ по исламоведению и шариату, а также переводы важных работ по исламу зарубежных авторов на русский €зык. ѕри генерал-губернаторе “уркестанского кра€ и управлени€х военных губернаторов областей были штатные консультанты из числа мусульманских законоведов.

ѕомимо всех колониальных расчетов, основательное изучение мусульманского права имело большое культурное значение. ≈вропейцы, а также образованна€ часть русских увидели, что мусульманское общество живет по четким правовым нормам систематизированного права, иначе говор€, что существует особа€ правова€ цивилизаци€, выдержавша€ несколько испытаний завоевател€ми, сумевша€ оказать определ€ющее воздействие и на развитие страны-завоевател€. «начительное число норм шариата при всем их своеобразии воспринималось уже тогда как общечеловеческие нормы, имевшие сходство с правом народов ≈вропы. —ледует отметить сходство земельных сервитутов, некоторых положений наследственного права, сложившихс€ в IXЦX вв. в Ѕухаре и ’орезме, с аналогичными институтами римского права. Ѕарон “орнау, крупный русский исламовед, обращал внимание на то, что Ђопыт управлени€ мусульманскими народами подтвердил всю практическую важность ознакомлени€ с системой их законоведени€ї.


¬ 1917 г. произошла усеченна€, в советской форме, европеизаци€ узбекского права. ѕосле государственного переворота в “ашкенте была установлена советска€ власть и создана “уркестанска€ ј——–. ¬ результате советской правовой экспансии законодательство искусственно унифицировалось под общие стандарты и на территории республики стало действовать российское законодательство:  одекс о гражданском состо€нии, семье и опеке (1918 г.),  одекс законов о труде (1922 г.), √ражданский кодекс (1922 г.), «емельный кодекс (1922 г.), ”головный кодекс (1922 г.), ”головно-процессуальный кодекс (1922 г.) –—‘—–.

ћусульманское право функционировало как единственна€ правова€ система до начала 1920 г., когда были свергнуты Ѕухарский эмират и ’ивинское ханство. ¬ семейно-бытовой сфере обыденное толкование и применение шариатских норм сохран€лось в той или иной мере до 1928 г.

¬ период с 1919 по 1928 г., когда решалась судьба советской власти в регионе, по семейному праву допускалась де€тельность казийских (шариатских) судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, ло€льно относившихс€ к советской власти. —охран€лись, правда, в очень ограниченном количестве, медресе, где продолжалась подготовка мусульманских правоведов. ≈ще в начале 30-х годов в “ашкенте, не говор€ уже об отдаленных селах, люди обращались в неофициальном пор€дке к казн€м за решением семейных проблем, вопросов, касающихс€ раздела имущества на основе норм шариата. ¬от тогда-то по политическим, идеологическим, социальным мотивам шариату и его хранител€м, мусульманским факихам, был объ€влен смертньгй бой.

“аким образом, в первые дес€ть лет советской власти в ”збекистане мусульманское право сохран€ло определенное вли€ние. “ак, согласно ѕоложению о, казийских судах, прин€тому правительством “уркестанской ј——– 23 декабр€ 1922 г., действовали нормы шариата и адата, если таковые не противоречили Ђнормам революционного правосознани€ труд€щихс€ массї. ƒругими словами, существовал дуализм правовой системы, т.е. параллельное действие, или Ђсосуществованиеї, советского права и шариата. Ќесмотр€ на вли€ние законодательства о наследовании1 в –—‘—–, на практике казийские суды примен€ли нормы шариата и адата.

¬ 1924 г. была образована ”збекска€ ——–, котора€ просуществовала до сент€бр€ 1991 г. «а этот период было прин€то три  онституции: в 1927, 1937 и 1978 гг.

¬ 20-х годах была осуществлена перва€ кодификаци€ основных отраслей узбекского права на основе рецепции кодексов и законов


–—‘—–. Ѕыли прин€ты: ”головный кодекс (1926 г.), √ражданский кодекс (1927 г.), ”головно-процессуальный кодекс (1927 г.), «емельно-водный кодекс (1929 г.),  одекс законов о труде (1929 г.),  одекс законов о браке, семье, опеке и записи актов гражданского состо€ни€ (1928 г.).

¬ 60-70-х годах осуществл€етс€ втора€ кодификаци€ всех отраслей права. ѕринимаетс€ 16 кодексов: √ражданский (1963 г.), —емей-но-брачный (1969 г.), √ражданско-процессуальный (1970 г.), “рудовой (1971 г.), »справительно-трудовой (1970 г.), ¬одный (1972 г.) и др.  роме того, были прин€ты многочисленные законы и подзаконные акты ѕо отдельным отрасл€м права. “аким образом, в начале 90-х годов по своей форме узбекское право было писаной кодифицированной системой права.

—оветска€ правова€ система ”збекистана служила интересам командно-административной плановой экономики, игнорировала политический плюрализм, утверждала монополию одной партии и была сильно идеологизирована.  роме того, законодательный орган республики лишь копировал союзные или российские законы, партийные и правительственные решени€. ћногие законы были по сути своей эклектичны, оторваны от реальных условий, а порой противоречили национальным особенност€м и традици€м, интересам республики, ущемл€ли ее суверенитет. ¬ международно-правовом отношении ”збекистан был замкнут в рамках социалистического лагер€ и фактически не имел свободных выходов в мировое сообщество, не выступал как равноправный субъект международного права.

„етвертый, современный период в развитии узбекского права начинаетс€ с сент€бр€ 1991 г., когда на политической карте мира по€вилось новое суверенное государство Ц –еспублика ”збекистан. Ёто период суверенного развити€ и нового возрождени€ узбекского права. «а годы независимости был избран собственный путь правового обновлени€ и прогресса. ¬ этих цел€х были изучены опыт законотворчества многих стран мира и отечественные юридические традиции. ћногие принимаемые законы предварительно прошли экспертизу в известных международных юридических организаци€х и у зарубежных специалистов.

¬ насто€щее врем€ сложилась целостна€ система государственно-правового регулировани€ процесса демократических преобразований и социально-экономических реформ в ”збекистане. ќна органически сочетает в себе все ветви власти: президентскую форму правлени€, законодательную, исполнительную и судебную власть.


Ѕыстрый рост законодательного массива Ц отличительна€ черта современной правовой системы ”збекистана. «а восемь лет независимого правового развити€ в ”збекистане прин€то более 400 законов (конституционные и обычные), кодексов, других нормативных актов. Ќовое законодательство призвано служить юридической основой дл€ укреплени€ государственного суверенитета, демократизации общества, перехода к социально ориентированной рыночной экономике, дл€ развити€ экономических, торговых, культурных и дипломатических отношений с зарубежными государствами.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1386 - | 1363 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.