Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬едущие отрасли мусульманского права. —овременное мусульманское право




¬ трудах мусульманских ученых-юристов отсутствует классическое римское деление на публичное и частное право. √лава следует за главой без вс€кого логического разграничени€ вопросов, которые следовало бы отнести или к частному, или к уголовному праву.   основным отрасл€м мусульманского права относ€тс€ уголовное право, судебное право и семейное право.

ћусульманское уголовное право основано прежде всего на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказани€ми.   установленным Ц весьма жестким Ц мерам наказани€ приговаривают только за шесть преступлений. Ёто убийст-


во, прелюбоде€ние, ложное обвинение в прелюбоде€нии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт.  роме наказани€ за перечисленные преступлени€ кади (судь€) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. ≈му, следовательно, предоставл€лась больша€ свобода усмотрени€, и р€д мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.

—трем€сь избежать множественности подходов, османские халифы обнародовали еще в XVЦXVI вв. законы под названием Ђканун-намаї, имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат). ¬ 1840 г. в ќсманской империи был прин€т ”головный кодекс, составленный под вли€нием ‘ранцузского уголовного кодекса 1810 г. ¬ дальнейшем больша€ часть мусульманских стран последовала этому примеру.   середине XX в. сложилось представление, что, за исключением стран јравийского полуострова, классическое мусульманское уголовное право нигде в полном объеме не действует.

ќднако развитие оказалось зигзагообразным. ќдновременно с активизацией »слама прошел процесс исламизации мусульманского права. ѕрин€та€ в 1979 г. и обновленна€ в 1989 г.  онституци€ »сламской –еспублики »ран провозгласила, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью об€заны примен€ть установленные им меры наказани€. “ак, ст. 2  онституции »рана гласит: »сламска€ –еспублика Ц это система правлени€, основанна€ на вере в:

1) единого Ѕога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покор€тьс€ его воле;

2) божественные откровени€ и их основополагающую роль в толковании законов;

3) —трашный —уд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Ѕогу.

—тать€ 57 устанавливает, что управление осуществл€етс€ законодательной, исполнительной и судебной власт€ми под контролем имама.

¬ апреле 1981 г. вступил в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повтор€ют положени€ традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камн€ми, наказание по принципу “алиона). ѕроцесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (ѕакистан, —удан, ћавританию). Ќаиболее активно примен€ютс€ уголовные нормы шариата в странах јравийского полуострова.


ћусульманское судоустройство отличалось простотой. ≈диноличный судь€ рассматривал дела всех категорий. »ерархии судов не существовало.

¬ насто€щее врем€ некоторые мусульманские страны (например, ≈гипет) полностью отказались от мусульманских судов. ќднако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую роль в механизме социального действи€ права.  ое-где (например, в —удане) система мусульманских судов прин€ла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых странах имеютс€ параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джафсраратские суды в »раке и Ћиване.

¬ одних государствах мусульманские суды в своей компетенции ориентированы на рассмотрение преимущественно дел личного статуса, в других (страны јравийского полуострова и ѕерсидского залива) компетенци€ их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел.  ак правило, к судь€м предъ€вл€ютс€ высокие квалификационные требовани€ в плане их религиозно-правовой подготовки.

јнализ семейного законодательства арабских стран позвол€ет сделать вывод, что в целом оно ориентируетс€ на закрепление норм и принципов мусульманского права. ¬ыше говорилось о некоторых реформах семейного и наследственного права в направлении вестернизации. Ќо здесь развитие сложно и противоречиво, вновь сказались тенденции исламизации. Ёто относитс€ не только к семейному праву, но и ко всему комплексу вопросов, касающихс€ личного статуса.  одексы законов о личном статусе, прин€тые в р€де стран (»ордани€ Ц 1976 г., —ири€ Ц 1953 г., “унис Ц 1956 г., ћарокко Ц 1957 г., »рак Ц 1959 г.), сохран€ют основные установки мусульманского права, но с учетом р€да требований современного общества.

»звестный российский специалист по мусульманскому праву Ћ.–. —юки€йнен очень точно указывает на характерные черты шариата. ѕо его мнению, главна€ особенность мусульманского права, раскрывающа€ его природу и отличающа€ его от других правовых систем, заключаетс€ во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственного юридического начал, что про€вл€етс€ в специфике его происхождени€ и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действи€ и правопонимани€ мусульманских юристов, соотношени€ этого права с государством и позитивным (светским) законодательством.

ƒруга€ отличительна€ черта мусульманского права Ц его исключительное разнообразие, широка€ гамма религиозных и националь-


ных форм, тесное взаимодействие с местными традици€ми и обыча€ми (нередко доисламскими и несовпадающими со строгими положени€ми шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и посто€нства с гибкостью и способностью измен€тьс€ во времени.

¬ли€ние общемировых тенденций правового развити€ про€вл€етс€ и в мусульманском мире. ≈стественно, эти про€влени€, равно как и мера традиционно-мусульманских принципов и норм, неодинаковы в различных исламских странах.

¬ современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семь€ми. ћусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое вли€ние, остаетс€ самосто€тельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

Ћитература

1. ƒавид –., ∆оффре-—пинози  . ќсновные правовые системы современ ности. ћ., 1996.

2. ћуромцев √.».  онституции арабских государств. ћ., 1982.

3. ћусульманское право. Ўариат и суд. ѕеревод примен€емого в ќтта- манской империи гражданского —вода (ћэджеллэ) / ѕер. с тур. “ашкент, 1911-1912. “. 1-3.

4. —аидов ј.’. Ѕурхануддин ћаргинаний Ц великий правовед. “ашкент, 1997 (на узб. €з.).

5. —аидов ј.’. ќсновы мусульманского права:  урс лекций. “ашкент, 1995.

 

6. —аидов ј.’. —равнительное правоведение и юридическа€ географи€ мира. ћ., 1993.

7. —юки€йнен Ћ.–. ƒоктрина как источник мусульманского права // »с точники права. ћ., 1986.

8. —юки€йнен Ћ.–. ћусульманска€ государственно-правова€ доктрина // —овременное буржуазное государственное право. ћ., 1987.  н. 1.

9. —юки€йнен Ћ.–. ћусульманское право: ¬опросы теории и практики. ћ., 1986.

 

10. —юки€йнен Ћ.–. Ўариат и мусульманско-правова€ культура. ћ., 1997.

11. ’айдарова ћ.—. ќсновные направлени€ и школы мусульманского права // ћусульманское право. ћ., 1984.

12.’идо€:  омментарии мусульманского права / ќтв. ред. ј.’. —аидов. “ашкент, 1994.

13. ÷вайгерт  .,  Єтц X. ¬ведение в сравнительное правоведение в сфере частного права. ћ., 1998. “. 1.

14. Anderson N. Islamic Law in Africa. L., 1970.

15. Blanc F.-P. Le droit musulman. P., 1995.

16. Coulson N. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964.

17. Coulson N.J. Histoire du droit islamique. P., 1995.


18. Droits et societes dans le monde arabe: perspectives socio-antropologiques Aix-en-Provcnce. Presses Univ. d'Aix-Marseille, 1997.

19. Horowit D.L. The Qur'an and the Common Law: Islamic Law Reform and the Theory of Legal Change // Amer. J. Comparat. Law. 1994. Vol. 2, 3.

20. Schacht J. Introduction to Islamic law. Oxford, 1966.

21. The Renewal of Islamic Law. Cambridge, 1993.

22. Trimingham /The Influence of Islam upon Africa. L.; N.Y., 1980.


¬ современном традиционном индусском праве, нормы которого имеют персональный характер действи€, живет Ђдухї древнейших источников права, существует р€д фиктивных подходов, необходимых дл€ того, чтобы беспреп€тственно достигать поставленной цели.

ƒ. ƒеррет, английский индолог права

»ндусское право Ц оригинальна€ система права, котора€ развивалась в древности вне зависимости от других правовых систем, что свидетельствует об относительно высоком уровне правовой культуры в древнеиндийском обществе.

Ќ.ј.  рашенинникова, российский юрист

“ема 17. »ндусское право

1. ќсобенности классического индусского права. 2. ¬ли€ние английского общего права на индусское право. 3. —овременное индусское право.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1496 - | 1296 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.