Раскрыть следующие понятия: правовая семья; правовой стиль; правовая традиция.
Для уяснения места той или иной правовой системы в развитии цивилизации крайне важной является типология правовых систем и ее критерии. Первичный элемент подобной классификации – национальная правовая система - конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в пределах юрисдикционной территории государства.
Каждая национальная правовая система уникальна. Тем не менее все существующие системы можно свести к нескольким большим группам, называемым в компаративистике правовыми семьями. Они представляют собой совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического развития, структуры, источников ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
На вопрос о том, по каким критериям следует классифицировать правовые системы современности, компаративисты отвечают по-разному. Одни исследователи предлагают единственный критерий для классификации правовых систем, другие – несколько общих признаков или критериев. По вопросу о том, какие факты должны влиять на классификацию правовых систем, одни авторы считают, что имеют значение лишь объективные факты; другие – что должны браться и объективные и субъективные факторы, т.е. формальное и живое право.
Р. Давид классифицирует правовые системы в зависимости от идеологии и юридической техники.
Согласно утверждению известных компаративистов Цвайгерта и Кетца «в сравнительно-правовом исследовании надо стремиться к тому, чтобы научить распознавать правовые стили и определять правовые семьи и входящие в них отдельные правопорядки в соответствии с индивидуализированными элементами стиля, другими факторами, отражающими стилевые особенности правовой семьи или правопорядка».
Они вводят следующие критерии:
-происхождение и эволюция правовой системы,
-своеобразие юридического мышления,
-специфика правовых институтов,
-природа источников права,
-идеология.
Все эти критерии исследователи объединили в особое понятие, именуемое «правовой стиль».
Известный исследователь А. Саидов также предложил собственную типологию. Она основана на особенностях исторического генезиса той или иной правовой семьи, роли системы, источников права и на особенностях структуры правовой системы.
Чернооков А. выделяет смешанные правовые системы (Нидерланды, ЮАР) и предлагает собственное представление о типологии правовых систем, основанное на цивилизационном подходе.
Согласно американской теории правовые системы классифицируются на трех уровнях и по разным критериям. На первом уровне макроклассификации по критерию религиозной ориентации религиозные правовые семьи отграничиваются от нерелигиозных. На втором уровне макроклассификации нерелигиозные правовые системы по критерию правопонимания и роли права в обществе подразделяются на две основные правовые традиции – западную и внезападную. На уровне микроклассификации западная правовая традиция (т.е. западное право) в свою очередь делится на три правовые семьи.
В данном аспекте классификации правовых систем понятие «правовая семья» отличается от понятия «правовая традиция». Правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт. В свою очередь, правовая традиция – это совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленные представлений о роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также об организации и функционировании правовой системы.
Под западной правовой традицией (или западным правом) понимается та, которая построена на следующих четырех фундаментах:
- она берет начало из римского частного права и сохраняет его сильное влияние;
- в ней проявляется также сильное влияние канонического права;
- она имеет высокий уровень правовой культуры, основанный на принципах легализма и пуританизма;
- придерживается общего понятия правового государства, сформированного под влиянием философии естественного права.
Одной из родовых особенностей западной правовой традиции является ее специфическая правовая культура. Западная правовая культура измеряется объективными критериями. Она складывается из следующих 12 признаков:
- прозрачность законодательного процесса;
- гласность судебного процесса;
- неприкосновенность частного договора от вмешательства со стороны государства;
- оперативное опубликование всех нормативных актов (как законов, так и подзаконных актов);
- стабильность и предсказуемость законов (закон, который часто меняется, не достоин даже той бумаги, на которой написан);
- юридическая грамотность населения (кто не знает своих прав, тот их не имеет);
- законопослушность населения (во всех делах гражданин должен вести себя в рамках закона);
- признание роли юриста как гаранта принципа верховенства закона в обществе (в данной правовой культуре юрист считается наилучшим другом человека);
- стабильность и правопреемство решений государственных органов и ведомств;
- непоколебимое уважение контракта сторонами;
- полное доверие гражданина к правовым структурам и готовность обращаться к юридической процедуре в личных и деловых отношениях;
- свобода информации (т.е. предоставление гражданам общего доступа к правовой информации).
Создание соответствующей законодательной базы для процветания свободы информации требует принятия трех законов, а именно:
- закона о свободе информации;
- закона об открытых совещаниях органов исполнительной власти;
- закона об открытых слушаниях тех государственных органов, которые уполномочены принимать разные регламентарные решения.
Западная правовая традиция также немыслима без института правового государства (верховенства права). Понимание правового государства в западном праве измеряется объективными критериями, среди которых можно назвать следующие:
- политический плюрализм;
- равенство граждан перед законом;
- республиканское правление или конституционная монархия;
- разделение властей;
- неотчуждаемость основных прав человека
- выборность основных государственных органов на основе альтернативности и честности выборов (для честных выборов неважно, кто голосует, важно, кто считает);
- конституционализм (т.е. наличие механизма конституционного надзора над законами парламента и указами президента);
- верховенство закона;
- примат закона парламента над указами президента;
- независимость судебной власти от политических властей;
- неприкосновенность частной собственности (здесь речь идет не об абсолютном праве собственности, а о минимальном неотъемлемом праве собственности0;
- свобода предпринимательства;
- свобода договора;
- минимальное вмешательство государства в рыночные отношения;
- свобода граждан.
В западной правовой традиции понятие «свобода граждан» включает 5 видов свободы:
- свободу слова;
- свободу выбора места жительства;
- неприкосновенность личности гражданина и его жилища;
- свободу передвижения;
- свободу вероисповедания.
По мнению Ю.А. Тихомирова, сравнительно-правовой анализ нельзя ограничивать нормами и институтами, поскольку их внешнее сходство и различие заманчивы лишь для поверхностного взгляда. Мировоззренческий источник кроется в природе и уровне правосознания, образах права, в нравственно-религиозных представлениях. Исследования показали значение этих вопросов, и их надо учитывать при оценке влияний "внешних" иностранных концепций и теорий на сознание и правовое поведение граждан другого государства. Именно правовые семьи являются хранилищем таких идей, взглядов и ценностей
Продолжая развивать свою концепцию, он полагает целесообразным видоизменить некоторые понятия в рамках сравнительного правоведения. Сохраняя в качестве базового объекта понятие "правовая система», во-первых, отказаться от отождествления ее с понятием "правовая семья", имеющим устойчивые историко-культурологические корни. Во-вторых, расширить круг объектов изучения за счет отнесения к ним четырех видов макроправовых систем:
- национальной правовой системы,
- правовой семьи,
- правовой системы межгосударственных объединений,
- системы международного права.
Происходит смена векторов притяжения - наряду с "парными" сравнениями возрастает роль "многочленных сравнений ". В таком виде можно вести речь о современной правовой карте мира, где видны границы и пересечения систем.
Долгие годы исследователи в рамках сравнительного правоведения обходили вниманием вопрос об интересах. Создавалось впечатление о достаточности абстрактного изучения нормативно-правовых массивов и институтов, хотя практические курсы действий государств во внутренней и внешней политике служили его реальной пружиной. Вот почему следует ввести в оборот такие понятая, как " всеобщий интерес" - универсальный интерес в масштабе мирового сообщества, " общий интерес" - в отраслях и сферах совместной деятельности государств, " национальный интерес", отражающий государственный суверенитет стран. Соотношение этих интересов, их сочетание, согласование или противоборство служит движущим фактором реальных изменений правовых систем и их связей между собой.