Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность и социальное назначение права




—ущность права Ц это главна€, внутренн€€, устойчива€ качественна€ характеристика права, котора€ раскрывает природу и назначение права в обществе. ¬ юридической науке сложилось 2 подхода к определению сущности права:

классовый Ц право выражает волю экономически господствующего класса и нав€зывает эту волю остальным классам и сло€м общества, использу€ при этом методы насили€, принуждени€, подавлени€. ѕри таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы Ц над общечеловеческими. Ётот подход характерен дл€ марксисткой науки, котора€ рассматривает право как социально-классовый регул€тор общественных отношений.

общесоциальный Ц право есть средство достижени€ компромисса, средство поиска договоренности, средство согласи€, взаимных уступок, а в целом Ц механизм управлени€ делами общества. ѕраво не св€зано с принуждением. ѕринуждение необходимо только в случае невыполнени€ предписаний.

“аким образом сложилось мнение о двойственном характере сущности права. — одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. ќно инструмент не только политического господства, но и одновременно и общесоциального регулировани€, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. ¬тора€ сторона сущности права означает, что право как социальный регул€тор обеспечивает пор€док в общественных отношени€х, регулирует поведение человека и общностей людей, выража€ идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Ёто не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насили€, хот€ не исключает юридической ответственности.

 

12. ѕон€тие Ђтип праваї. »сторическа€ типологи€.
“ипологи€
исторически известных видов права и государства Ч это их классификаци€ по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы.

јнтичные мыслители (—ократ, ѕлатон, јристотель, ÷ицерон и др.) делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные.   группе правильных форм государства они при этом относили те формы, где власть осуществл€етс€ на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам Ч те, где власть не опираетс€ на законы и служит интересам лишь правителей.
ѕлатон выдел€л три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократи ю (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на основе законов) и соответственно три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного ), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов).
»сторико-формационнмй подход √егел€: концепци€ духовных формаций. 4 всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. ѕроисходит смена соответствующих форм государства: восточному царству соответствует теократи€ (свобода одного, верховного правител€), греческому и римскому царствам Ч демократи€ или аристократи€ (свобода некоторых, т.е. части населени€), германскому царству Ч монархи€ Ќового времени с представительной системой (свобода всех).
ћарксистский историко-формационный подход: концепци€ экономических формаций. “рем классово-антагонистическим формаци€м (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, буржуазное (капиталистическое) государство и право. ѕри первобытном строе (первобытном коммунизме) еще нет государства и права, при коммунизме государство и право как классовые €влени€ отомрут. ѕрименительно к государственности и праву на первой фазе коммунизма (т.е. при социализме) ћаркс говорил о диктатуре пролетариата и буржуазном Ђравном правеї дл€ регул€ции меры труда и потреблени€.

‘ункции права.

‘ункци€ права Ц основные направлени€ правового воздействи€ на общественные отношени€ в цел€х их упор€дочени€, урегулировани€ и придани€ им необходимой стабильности, единства и динамизма.

  1. –егул€тивна€ Ц упор€дочить, регулировать общественные отношени€, установить правила поведени€: а) регул€тивно - статическа€ закрепление, стабилизаци€ общественных отношений. Ѕ) регул€тивно-динамическа€ Ц установление об€зывающих норм.
  2. ќхранительна€ Ц охрана и защита наиболее значимых общественных отношений.
  3.  омпенсационна€ (трудовое, гражданское право).
  4. ќграничительна€ Ц ограничение некоторых действий лиц, ущемл€ющих права других.
  5. ¬осстановительна€ Ц восстановление нарушенного права).
  6. ¬оспитательна€ Ц способность права выражать определенную идеологию и оказывать вли€ние на сознание и волю людей.
  7. »нформационно-регулирующа€ Ц информирует о возможности того или иного социально-значимого поведени€

 

14.  онцепции понимани€ права: исторические версии.

ѕравопонимание и “√ѕ





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1523 - | 1477 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.