Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения широких слоев населения в этих странах.
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и не правовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи. В жизни при опосредовании общественных отношений все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако, как свидетельствует практика правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении.
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых - неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.
Самостоятельность мусульманского права как юридического явления и его относительная независимость от религиозных предписаний ислама подтверждаются анализом его реализации. Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения: оно действовало, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман.
Мусульманское право имеет четыре источника права:
1. Коран – священная книга ислама;
2. сунна – традиции, связанные с посланцем бога;
З. иджма – единое соглашение мусульманского общества;
4. кияс – суждение по аналогии.
Коран – первый источник мусульманского права, но он не является ни книгой права, ни кодексом мусульманского права. Положения юридического характера, которые содержит Коран, недостаточны для того, чтобы составить кодекс; некоторые основные институты ислама в Коране даже не упоминаются. Мусульманский судья не должен толковать Коран: авторитетное толкование книги дано докторами права, и именно на их труды может ссылаться суд.
Сунна – это сборник актов, т.е. традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников.
Иджма, рассматриваемая как источник мусульманского права, и вызывает два соображения.
Для того чтобы норма права была допущена иджмой, не обязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» европейского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.
Наиболее важно, однако, не это. Главное – глубокая оригинальность мусульманского права по самой своей природе, в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности.
Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений. Нам представляется, что влияние мусульманского права на европейские правовые системы весьма незначительно.