Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих эту норму элементов. Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) она состоит и как эти элементы (части) взаимосвязаны. И как отмечают специалисты основное в этой типовой схеме – нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Нормативное построение заключается в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общеобязательного правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.
Норма-предписание воплощает государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующие качества.
Структура логической нормы
Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.
В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
а) гипотеза – указание конкретных жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодателя по предоставлению другой стороне сданного внаем жилого помещения. Гипотезой в данной норме является сдача внаем жилого помещения. При таком условии у одной стороны (наймодателя) возникает обязанность предоставить сдаваемое в наем жилое помещение, а у другой (нанимателя) – право требовать исполнения этой обязанности.
б) диспозиция – «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель, в случае неисполнения наймодателем этой обязанности, имеет право либо произвести ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
в) санкция – элемент правовой нормы, определяющий меру воздействия за нарушение, предписанного диспозицией правила поведения. Она определяет меру юридической ответственности за нарушение нормы права. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.
В рассматриваемом примере наймодатель в случае нарушения своих обязательств должен в соответствие с законом возместить убытки нанимателю. Если же наймодатель добровольно не выполняет эти законные требования, то суд или арбитраж применяют к нему соответствующие меры государственного воздействия, которые обеспечивают исполнение договорных обязательств. Иными словами, если наймодатель сдал внаем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного воздействия, направленные на защиту прав нанимателя (санкция)[3].
Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки
Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных правовых актов
С внешней стороны (т.е. со стороны внешней формы) нормы-предписания и логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное изложение в тексте нормативного правового акта: его статьях и иных структурных подразделениях акта.
Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного правового акта. Однако соотношение между нормой и статьей во многом зависит от того, рассматривается ли это соотношение применительно к логической норме или же к норме предписанию.
Логическая норма, призванная выразить в основном связи между специализированными нормативными предписаниями, их государственно-принудительное и нормативно-регулирующее качества, в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативного правового акта или даже в статьях разных нормативных правовых актов. Усиливающийся процесс специализации права приводит к тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим статьям нормативных правовых актов.
Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного правового акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста). Дробление нормы-предписания, распределение ее содержания между разными статьями, пунктами статьи и т. д. вообще невозможно. Норма-предписание – это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно-логическому построению она представляет собой не расчленяемое единство по формуле «если – то».
Практика законотворчества показывает, что выделение части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и «усеченная» таким образом правовая норма).
Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи нормативного правового акта важно отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание – это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного правового акта. Следовательно, в данном случае, можно говорить лишь о соответствии нормы права и статьи или иной части текста нормативного правового акта, а не об их тождестве.
Чем выше уровень специализации права, тем более упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового регулирования. При этом нередко статья нормативного правового акта содержит несколько тесно взаимосвязанных правовых предписаний (частей, пунктов и подпунктов).