Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ наиболее распространенных операционных систем




ѕон€тие операционной системы. Ёволюци€ развити€ ќ—.

ќперационна€ система (ќ—) - комплекс системных и управл€ющих программ, предназначенных дл€ наиболее эффективного использовани€ всех ресурсов вычислительной системы. ќперационна€ система предоставл€ет интерфейсы и дл€ выполн€ющихс€ приложений, и дл€ пользователей. ѕрограммы пользователей, да и многие служебные программы запрашивают у операционной системы выполнение тех операций, которые достаточно часто встречаютс€ практически в любой программе.   таким операци€м, прежде всего, относ€тс€ операции ввода-вывода, запуск или останов какой-нибудь программы, получение дополнительного блока пам€ти или его освобождение и многие другие. ѕодобные операции невыгодно каждый раз программировать заново и непосредственно размещать в виде двоичного кода в теле программы, их удобнее собрать вместе и предоставл€ть дл€ выполнени€ по запросу из программ. Ёто и есть одна из важнейших функций операционных систем. ѕрикладные программы, да и многие системные обрабатывающие программы, не имеют непосредственного доступа к аппаратуре компьютера, а взаимодействуют с ней только через обращени€ к операционной системе. ѕользователи также путем ввода команд операционной системы или выбором возможных действий, предлагаемых системой, взаимодействуют с компьютером и своими программами. “акое взаимодействие осуществл€етс€ исключительно через операционную систему. ѕомимо выполнени€ этой важнейшей функции операционные системы отвечают за эффективное распределение вычислительных ресурсов и организацию надежных вычислений.

1. ¬озникновение и основные этапы развити€ операционных систем.
ѕервые Ё¬ћ были построены и нашли практическое применение в 40-е годы XX века. ѕервоначально они использовались дл€ решени€ единственной частной задачи Ц расчет траектории артиллерийских снар€дов в системах ѕ¬ќ. ¬ силу специфики применени€ (решение единственной задачи), первые Ё¬ћ не использовали ни какой операционной системы. ¬ тот период времени, решением задач на Ё¬ћ занимались в основном сами же разработчики Ё¬ћ, а процесс использовани€ Ё¬ћ представл€л собой не столько решение прикладной задачи, сколько исследовательскую работу в области вычислительной техники.

2. BIOS Ц первый шаг к созданию операционных систем.

¬скоре Ё¬ћ начали успешно примен€ть дл€ решени€ других задач: анализ текстов и решение сложных прикладных задач из области физики.  руг потребителей услуг Ё¬ћ несколько расширилс€. ќднако, дл€ решени€ каждой конкретной задачи в то врем€ необходимо было написать заново не только код, реализующий алгоритм решени€, но и процедуры ввода-вывода и другие процедуры управлени€ процессом вычислени€. —ущественные издержки такого подхода вскоре стали очевидными:
- код процедур ввода вывода обычно €вл€етс€ довольно объемным и сложным в отладке (нередко он оказывалс€ самым большим фрагментом программы), а в случае ошибки в процедуре ввода-вывода могли быть легко потер€ны результаты длительных и дорогосто€щих вычислений;
- необходимость каждый раз заново писать довольно большой вспомогательный код зат€гивает врем€ и повышает трудоемкость разработки прикладных программ.
ѕоэтому дл€ разрешени€ указанных проблем были созданы специальные библиотеки процедур ввода-вывода (BIOS Ц Base Input-Output System). “щательно отлаженные и эффективные процедуры из BIOS можно было легко использовать с любыми новыми программами, не затрачива€ врем€ и силы на разработку и отладку стандартных процедур дл€ ввода и вывода данных.
“аким образом, с по€влением BIOS программное обеспечение разделилось на системное и прикладное программное обеспечение. ѕричем прикладное программное обеспечение непосредственно ориентировано на решение полезных задач, в то врем€ как системное программное обеспечение ориентировано исключительно на поддержку работы и упрощение разработки прикладного программного обеспечени€.
ќднако, BIOS еще не €вл€етс€ операционной системой, т.к. не выполн€ет важнейшую дл€ любой операционной системы функцию Ц управление процессом вычислений прикладной программы.  роме того, BIOS не обеспечивает и другие важные функции операционной системы Ц хранение и запуск прикладных программ. BIOS и библиотеки математических процедур, которые по€вились примерно в то же врем€, просто облегчали процесс разработки и отладки прикладных программ, делали их более простыми и надежными. “ем не менее, создание BIOS стало первым шагом на пути к созданию полноценной операционной системы.


3. —истема пакетной обработки Ц прообраз современной операционной системы.
ѕо мере дальнейшего развити€ электронно-вычислительных машин, с расширением сферы их применени€, на первый план быстро вышла проблема недостаточной эффективности использовани€ дорогосто€щей Ё¬ћ.
¬ 50-е годы персональных компьютеров еще не было, и люба€ Ё¬ћ была очень дорогой, громоздкой и относительно редкой машиной. ƒл€ доступа к ней со стороны различных научных учреждений составл€лось специальное расписание.   указанному времени программист должен был прийти в машинный зал, загрузить свою задачу с колоды перфокарт, дождатьс€ завершени€ вычислений и распечатать результаты.
ѕри использовании жесткого расписани€, если программист не успевал закончить расчеты за отведенное врем€, он все равно должен был освободить машину, так как дл€ нее была запланирована нова€ задача. Ќо это означает, что машинное врем€ было затрачено впустую Ц результатов то не получено! ≈сли же по какой либо причине расчеты завершались раньше ожидаемого срока, то машина просто простаивала.
ƒл€ того, чтобы избежать потерь процессорного времени, неизбежных при работе по расписанию, была разработана концепци€ пакетной обработки заданий, сущность которой по€сн€ет следующий рисунок (–исунок 1).

–исунок 1 —труктура вычислительной системы с пакетной обработкой


¬первые, пакетна€ система была разработана в середине 50-х компанией General Motors дл€ машин IBM 701. ѕо-видимому, это была перва€ операционна€ система. ќсновна€ иде€ пакетной обработки состоит в том, чтобы управление загрузкой программ и распечатку результатов поручить маломощным и относительно дешевым машинам-сателлитам, которые подключаютс€ к большой (основной) машине через высокоскоростные электронные каналы. ѕри этом больша€ Ё¬ћ будет только решать задачу, полученную от машины-сателлита, и после завершени€ задачи передавать результаты по высокоскоростному каналу другой машине-сателлиту дл€ распечатки.
ћашины сателлиты работают самосто€тельно, освобожда€ центральный процессор от необходимости управлени€ медленными внешними устройствами. ѕри этом распечатка результатов предыдущей задачи может происходить в ходе решени€ текущей задачи, и одновременно в электронную пам€ть машины-сателлита может считыватьс€ следующа€ задача. “ака€ организаци€ системы пакетной обработки заданий известна как проста€ пакетна€ система.
—истемы пакетной обработки заданий, реализованные в 50-е годы, стали прообразом современных операционных систем. ¬ них впервые было реализовано программное обеспечение, используемое дл€ управлени€ исполнением прикладных программ.
«аметим здесь также, что описанный подход к построению H/W вполне сохранилс€ до насто€щего времени. —овременные периферийные устройства, и, прежде всего, это накопители на жестких магнитных дисках, способны передавать большие объемы данных без участи€ центрального процессора. «абега€ вперед, укажем, что только благодар€ такому свойству аппаратуры компьютера существуют и эффективно работают современные многозадачные операционные системы.

4. ћногозадачные операционные системы.

ѕервые многозадачные операционные системы по€вились в 60-е годы в результате дальнейшего развити€ систем пакетной обработки заданий. ќсновным стимулом к их по€влени€ стали новые аппаратные возможности Ё¬ћ.
¬о-первых, по€вились новые эффективные носители информации, на которых можно было легко автоматизировать поиск требуемых данных: магнитные ленты, магнитные цилиндры и магнитные диски. Ёто, в свою очередь, изменило структуру прикладных программ Ц теперь они могли в процессе работы загрузить дополнительные данные дл€ вычислений или процедуры из стандартных библиотек.
«аметим теперь, что проста€ пакетна€ система, прин€в задачу, обслуживает ее вплоть до полного завершени€, а это значит, что во врем€ загрузки дополнительных данных или кода процессор простаивает, при этом стоимость просто€ процессора возрастает с ростом его производительности, так как более производительный процессор мог бы сделать за врем€ просто€ большее количество полезной работы.
¬о-вторых, производительность процессоров существенно возросла, и потери процессорного времени в простых пакетных системах стали недопустимо велики.
¬ этой св€зи логичным шагом стало по€вление многозадачных пакетных систем. Ќеобходимым условием дл€ создани€ многозадачных систем €вл€етс€ достаточный объем пам€ти компьютера. ƒл€ многозадачности объем пам€ти должен быть достаточен дл€ размещени€, по крайней мере, двух программ одновременно.
ќсновна€ иде€ многозадачности вполне очевидна Ц если текуща€ программа приостанавливаетс€ в ожидании завершени€ ввода-вывода, то процессор переходит к работе с другой программой, котора€ в данный момент готова к выполнению.
ќднако, переход к другой задаче должен быть сделан так, чтобы сохранить возможность вернутьс€ к брошенной задаче спуст€ некоторое врем€ и продолжить ее работу с точки останова. ƒл€ реализации такой возможности в операционную систему потребовалось ввести специальную структуру данных, определ€ющую текущее состо€ние каждой задачи Ц контекст процесса.  онтекст процесса определен в любой современной операционной системе таким образом, чтобы данных из него было бы достаточно дл€ полного восстановлени€ работы прерванной задачи.
ѕо€вление многозадачности потребовало реализации в составе операционной системы сразу нескольких фундаментальных подсистем, которые также представлены в любой современной операционной системе. ѕеречислим их:
1) подсистема управлени€ процессорами Ц определ€ет какую задачу и в какое врем€ следует передать процессору дл€ обслуживани€;
2) подсистема управлени€ пам€тью Ц обеспечивает бесконфликтное использование пам€ти сразу несколькими программами;
3) подсистема управлени€ процессами Ц обеспечивает бесконфликтное разделение ресурсов компьютера (например, магнитных дисков или общих подпрограмм) сразу несколькими программами.
¬ рамках этого курса будет подробно рассмотрена реализаци€ указанных подсистем в современных операционных системах.
ѕочти сразу после по€влени€ многозадачных операционных систем, было замечено, что многозадачность полезна не только дл€ повышени€ коэффициента использовани€ процессора. Ќапример, на основе многозадачности можно реализовать многопользовательский режим работы компьютера, т.е. подключить к нему несколько терминалов одновременно, причем дл€ пользовател€ за каждым терминалом будет создана полна€ иллюзи€, что он работает с машиной один. ƒо эпохи массового использовани€ персональных компьютеров, многопользовательский режим был основным режимом работы практически дл€ всех Ё¬ћ. ѕовсеместна€ поддержка многопользовательского режима резко расширила круг пользователей компьютеров, сделала его доступным дл€ людей различных профессий, что в конечном итоге и привело к современной компьютерной революции и по€влению ѕ .
ѕри этом в зависимости от алгоритмов, положенных в основу работы подсистемы управлени€ процессорами, операционна€ система, а с ней и вс€ Ё¬ћ, приобретает различные свойства. Ќапример, многозадачна€ пакетна€ система, переключающа€с€ на другую задачу только при невозможности продолжить текущую, способна обеспечить максимальную пропускную способность компьютера, т.е. максимизировать среднее число задач, решаемых в единицу времени, но из-за непредсказуемости времени ответа многозадачна€ пакетна€ система совершенно не подходит дл€ интерактивной системы, немедленно реагирующей на пользовательский ввод.
ћногозадачна€ система с принудительным вытеснением задачи по истечению кванта времени идеально подходит дл€ интерактивной системы, но не обеспечивает максимальной производительности дл€ вычислительных задач.
ѕо€вление многозадачности было вызвано желанием максимально использовать процессор, исключив по возможности его простои, и в насто€щее врем€ многозадачность €вл€етс€ неотъемлемым качеством практически любой современной операционной системы.

5. ќперационные системы с поддержкой виртуальной пам€ти.

ѕо€вление системы виртуальной пам€ти в конце 60-х, стало последним шагом на пути к современным операционным системам. ѕо€вление в дальнейшем графических пользовательских интерфейсов и даже поддержка сетевого взаимодействи€ уже не были столь революционными решени€ми, хот€ и существенно повли€ли и на развитие аппаратуры компьютеров, и на развитие самих операционных систем.
“олчком к по€влению виртуальной пам€ти стали сложности управлени€ пам€тью в многозадачных операционных системах. ќсновные проблемы здесь следующие:
- ѕрограммы, как правило, требуют дл€ своего размещени€ непрерывную область пам€ти. ¬ ходе работы, когда программа завершаетс€, она освобождает пам€ть, но этот регион пам€ти далеко не всегда пригоден дл€ размещени€ новой программы. ќн или слишком мал, и тогда дл€ размещени€ программы приходитс€ искать участок в другой области пам€ти, или слишком велик, и тогда после размещени€ новой программы останетс€ неиспользуемый фрагмент. ѕри работе операционной системы, вскоре образуетс€ очень много таких фрагментов Ц суммарный объем свободной пам€ти велик, но разместить новую программу не удаетс€ так как нет ни одной достаточно длинной непрерывной свободной области. “акое €вление называетс€ фрагментацией пам€ти.
- ¬ случае, когда несколько программ одновременно наход€тс€ в общей пам€ти, ошибочные или преднамеренные действи€ со стороны какой-либо программы могут нарушить выполнение других программ, кроме того, данные или результаты работы одних программ могут быть несанкционированно прочитаны другими программами.
 ак будет показано в рамках данного курса дальше, виртуальна€ пам€ть не только идеально решает подобные проблемы, но также предоставл€ет новые возможности дл€ дальнейшей оптимизации работы всей вычислительной системы.
–ешающей предпосылкой дл€ по€влени€ системы виртуальной пам€ти стал механизм свопинга (от англ. to swap Ц мен€ть, обменивать).
»де€ свопинга состоит в том, чтобы выгружать из ќ«” во вторичную пам€ть (на магнитный диск) программы, временно сн€тые с выполнени€, и загружать их обратно в ќ«”, когда они станов€тс€ готовыми к дальнейшему выполнению. “аким образом, происходит посто€нный обмен программами между ќ«” и вторичной пам€тью.
—вопинг позвол€ет освободить место в оперативной пам€ти дл€ загрузки новых программ за счет выталкивани€ во вторичную пам€ть программ, которые не могут выполн€тьс€ в данный момент. —вопинг достаточно эффективно решает проблему нехватки оперативной пам€ти и фрагментации, но не решает проблемы защиты.
¬иртуальна€ пам€ть также основана на выталкивании части программ и данных из оперативной пам€ти во вторичную пам€ть, но реализуетс€ гораздо сложнее и требует об€зательной поддержки от аппаратных средств процессора.  онкретные механизмы работы виртуальной пам€ти будут рассмотрены в дальнейшем.
¬ конечном итоге, система виртуальной пам€ти организует собственное адресное пространство дл€ каждой запущенной программы, которое называетс€ виртуальное адресное пространство. ѕри этом участки виртуального адресного пространства, по усмотрению операционной системы, могут отображатьс€ либо на участки оперативной пам€ти, либо на участки вторичной пам€ти (см. –исунок 2).

–исунок 2 ќтображение виртуального адресного пространства


ѕри использовании виртуальной пам€ти, программы не смогут ошибочно или преднамеренно обратитьс€ к данным других программ или самой операционной системы Ц подсистема виртуальной пам€ти гарантирует защиту данных.  роме того, неиспользуемые в данный момент области виртуального адресного пространства отображаютс€ во вторичную пам€ть, т.е. данные из этих областей хран€тс€ не в ќ«”, а во вторичной пам€ти, что решает проблему нехватки оперативной пам€ти. Ќаконец, области виртуального адресного пространства могут отображатьс€ на произвольные участки ќ«”, при этом соседние участки виртуального адресного пространства не об€зательно должны быть соседними в ќ«”, что решает проблему фрагментации.
 ак уже было сказано, виртуальна€ пам€ть впервые была использована в реальных операционных системах в конце 60-х, но широкое распространение виртуальна€ пам€ть получила только в 80-х (UNIX, VAX/VMS), а повсеместно стала примен€тьс€ в персональных компьютерах лишь в середине 90-х годов (OS/2, Linux, Windows NT). ¬ насто€щее врем€, виртуальна€ пам€ть, нар€ду с многозадачностью, €вл€етс€ неотъемлемой частью практически любой современной операционной системы.

6. √рафические интерфейсы пользовател€.

— конца 80-х, персональные компьютеры получили повсеместное распространение, и в сообщество пользователей ѕ  оказалось вовлечено множество людей различных специальностей. ћногие из них не имели специальной компьютерной подготовки, но хотели использовать компьютер в своей работе, т.к. использование компьютера давало ощутимые преимущества в их деле.
— другой стороны, усложнение операционных систем и прикладных программ сделало управление ими достаточно сложной задачей даже дл€ специалистов, и интерфейс командной строки, который к этому времени стал стандартом дл€ операционных систем, перестал удовлетвор€ть практическим запросам.
Ќаконец, по€вились новы аппаратные возможности: цветные графические мониторы, высокопроизводительные графические контроллеры и манипул€торы типа мышь.
“аким образом, в конце 80-х сложились все услови€ дл€ повсеместного перехода на графический интерфейс пользовател€: с одной стороны возникла потребность в более простом и удобном механизме управлени€ компьютером, с другой стороны, развитие аппаратных средств позвол€ло построить такой механизм.
ќсновна€ иде€ графического интерфейса пользовател€ состоит в следующем:
- пользователю, в зависимости от текущей ситуации, предлагаетс€ выбрать один из нескольких альтернативных вариантов дальнейших действий;
- возможные варианты действий пользовател€ представлены на экране Ё¬ћ в виде текстовых строк (меню) или схематичных рисунков (пиктограмм);
- дл€ выбора одного из вариантов дальнейших действий достаточно совместить на экране монитора указатель (курсор) с элементом меню или пиктограммой и нажать заранее определенную клавишу (обычно это <пробел>, <ввод> или кнопка мышки), чтобы проинформировать систему о сделанном выборе.
ѕервый графический интерфейс был разработан в 81 году в компании Xerox. √овор€т, что посещение главой компании Microsoft Ѕилом √ейтсом компании Xerox и знакомство с ее разработками в области графических пользовательских интерфейсов, подвигли Microsoft на создание собственных графических интерфейсов пользовател€.
¬ насто€щее врем€ наиболее совершенным графическим интерфейсом обладает, по-видимому, операционные системы семейства Windows, эти графические интерфейсы €вл€ютс€ как бы стандартов де-факто дл€ графических интерфейсов пользовател€.
»спользование графического интерфейса оказалось настолько простым и интуитивно пон€тным, что компьютеры в насто€щее врем€ стали эффективно использовать в своей работе люди, которые даже не имеют никакого представлени€ об архитектуре самого компьютера, операционной системы или прикладной программы.
¬ конечном итоге, по€вление графических интерфейсов пользовател€ в составе операционных систем и прикладных программ оказало колоссальное вли€ние на компьютеризацию современного общества.

7. ¬строенна€ поддержка сети.

¬строенна€ сетева€ поддержка в составе операционных системах общего назначени€ впервые по€вилась в середине 90-х, и первоначально обеспечивала только доступ к удаленным файлам, расположенным на дисках другого компьютера. ѕервоначально, поддержка сети требовалась только в небольших офисах дл€ совместной работы нескольких компьютеров над одним документом.
ќднако развитие сети »нтернет быстро привело к необходимости встроить сетевую поддержку даже в операционные системы дл€ домашних компьютеров.  роме того, интересно отметить, что посто€нное снижение стоимости домашних компьютеров в последние годы вызвало к жизни домашние компьютерные сети, когда в одной семье используетс€ несколько компьютеров с возможностью совместного использовани€ общего принтера, сканера или другого оборудовани€.
¬ершиной интеграции при сетевом взаимодействии €вл€ютс€ сетевые операционные системы, объедин€ющие ресурсы всех компьютеров сети в общий сетевой ресурс, доступный любому компьютеру сети. –азумное использование сетевой операционной системы позвол€ет решать сложные переборные или оптимизационные задачи при наличии в сети достаточно большого количества Ё¬ћ, кажда€ из которых в отдельности не в состо€нии решить задачу за приемлемое врем€.

»стори€ наиболее распространенных операционных систем

ќперационна€ система UNIX

ќперационна€ система UNIX €вл€етс€ первой современной операционной системой. “ехнические решени€, заложенные даже в самые первые версии UNIX, в последствии стали стандартными решени€ми дл€ многих более поздних операционных систем, причем не только дл€ семейства UNIX. ћногие алгоритмы, заложенные в подсистему управлени€ ресурсами UNIX, до насто€щего времени €вл€ютс€ наилучшими и тиражируютс€ в различных операционных системах.
–ассмотрим историю возникновени€ и развити€ UNIX более подробно.

ѕроект операционной системы Multics.

¬ проекте Multics в период 1965 Ц 1969 гг. совместно участвовали компании Bell Labs и General Electric. ÷елью проекта Multics было создание новой многопользовательской многозадачной интерактивной операционной системы, сочетающей удобство использовани€ с мощной и эффективной системой управлени€ ресурсами. ¬ основу Multics были положены следующие технические решени€:
- виртуальна€ пам€ть с сегментно-страничной организацией, контролирующа€ права доступа на запись, чтение или исполнение дл€ каждого сегмента;
- централизованна€ файлова€ система, обеспечивающа€ организацию данных, даже наход€щихс€ на разных физических устройствах, в виде единой древовидной структуры каталогов/файлов;
- отображение содержимого файла в виртуальное адресное пространство процесса с использованием механизмов управлени€ виртуальной пам€тью.
¬се эти решени€ характерны и дл€ современных операционных систем. ќднако проект Multics не был завершен. –уководство компании Bell Labs прин€ло решение о выходе из проекта, посчитав дальнейшее финансирование проекта нецелесообразным, так как большие средства, уже вложенные в проект, не приносили отдачи.
Ќесмотр€ на досрочное прекращение, в ходе проекта Multics были определены базовые принципы управлени€ ресурсами и архитектуры операционных систем, которые успешно используютс€ до насто€щего времени, а специалисты, участвующие в проекте, получили бесценный опыт. —реди участников проекта Multics были  ен “омпсон и ƒеннис –итчи, будущие авторы первой версии UNIX.

¬озникновение операционной системы UNIX

ѕосле прекращени€ проекта Multics,  ен “омпсон, ƒеннис –итчи и некоторые другие сотрудники Bell Labs продолжили исследовательскую работу в области операционных систем, и вскоре предложили идею усовершенствованной файловой системы. ѕо счастливому стечению обсто€тельств, компани€ Bell Labs в то врем€ испытывала острую потребность в удобных и эффективных средствах ведени€ документации, и нова€ файлова€ система могла здесь оказатьс€ полезной.
¬ 1969  ен “омпсон реализовал на машине PDP-7 операционную систему, включающую в себ€ новую файловую систему, а также специальные средства управлени€ процессами и пам€тью, позвол€ющие работать на одной машине PDP-7 сразу двум пользовател€м в режиме разделени€ времени. ѕервыми пользовател€ми новой операционной системы стали сотрудники патентного отдела Bell Labs.
Ѕрайан  ерниган предложил назвать новую систему UNICS Ц Uniplexed Information and Computing System. Ќазвание понравилось разработчикам, отчасти еще и потому, что напоминало Multics. ¬скоре название стали записывать как UNIX Ц произноситс€ также, но запись короче на одну букву. Ёто название дошло до насто€щего времени.
¬ 1971 году, после переноса UNIX на PDP-11, была выпущена перва€ редакци€ документации, и нова€ операционна€ система по€вилась уже официально.
ѕерва€ редакци€ UNIX была написана на ассемблере, что накладывало определенные трудности при переносе операционной системы на другие платформы, поэтому дл€ работы над второй редакцией UNIX,  ен “омпсон разработал собственный €зык программировани€ B. ¬тора€ редакци€ вышла в 1972 году и содержала программные каналы, позвол€ющие устанавливать взаимодействие между программами, одновременно выполн€ющимис€ на Ё¬ћ.
ѕо€вление операционной системы, написанной не на ассемблере, было революционным шагом в области системного программировани€, но €зык B содержал в себе р€д ограничений, сдерживающих его применение. ѕоэтому в 1973 году ƒеннис –итчи разработал €зык C, и операционна€ система была переписана на новом €зыке.
¬ 1975 году по€вилась перва€ коммерческа€ верси€ UNIX, известна€ как UNIX v.6 и UNIX начала свое триумфальное шествие по миру.

ќсновные этапы развити€ UNIX

1976. ¬ университете г. Ѕеркли сложилась группа студентов и профессоров, серьезна зан€вша€с€ системой UNIX. ¬ последствие группой университета Ѕеркли основала собственную ветвь развити€ ќ— UNIX Ц BSD UNIX (Berkeley Software Distribution). ¬ ветви BSD впервые по€вились такие известные компоненты UNIX, как текстовый редактор vi, стек протоколов TCP/IP, страничный механизм в системе управлени€ виртуальной пам€тью.
1977. ѕервый опыт по переносу UNIX на другую аппаратную платформу (отличную от PDP-11). ¬ университете ¬оллонгонга в јвстралии профессор ƒжюрис –ейндфельдс частично перенес UNIX на 32 разр€дную машину.
1978. “омпсон и –итчи в Bell Labs осуществили полный перенос UNIX на 32 разр€дную машину. ѕеренос сопровождалс€ существенными изменени€ми в организации системы, которые позволили упростить последующие переносы UNIX на другие платформы. ќдновременно €зык C был расширен практически до современного состо€ни€.
1978. —пециально дл€ поддержки UNIX в Bell Labs создано подразделение USG (UNIX Support Group).
1982. USG выпустила UNIX System III, котора€ аккумулировала лучшие решени€, представленные в различных верси€х UNIX, известных к тому времени. ¬первые представлены именованные программные каналы.
1983. ¬ыход Unix System V. ¬ ней впервые представлены семафоры, средства разделени€ пам€ти и очереди сообщений, а дл€ повышени€ производительности использовано кэширование данных.
1984. USG преобразована в лабораторию по развитию UNIX Ц USDL (UNIX System Development Laboratories). ¬ыпущена верси€ UNIX System V Release 2 (SVR2). ¬ системе реализована возможность блокировки файлов и копировани€ совместно используемых страниц пам€ти при записи.
1986. ѕо€вление графического интерфейса дл€ UNIX-подобных операционных систем Ц графическа€ система X Windows.
1987. USDL выпустила UNIX System V Release 3 (SVR3). ¬первые представлены современные возможности межпроцессного взаимодействи€, разделение удаленных файлов, обработка сигналов.
1989. ¬ыход UNIX System V Release 4 (SVR4). UNIX впервые реализована на основе концепции микро€дра. ¬ведена поддержка процессов реального времени, и легковесных процессов.

ќперационна€ система Linux

¬ насто€щее врем€ операционна€ система Linux переживает этап бурного развити€. » хот€ это молода€ операционна€ система, возраст которой всего чуть более 10 лет, она уже успела получить признание многих тыс€ч пользователей.
” истоков операционной системы Linux сто€л Ћинус “орвальдс, в то врем€ студент-первокурсник, который в конце 1991 г. поместил в »нтернет разработанную им микро операционную систему Linux и пригласил всех желающих прин€ть участие в развитии этой системы. ¬ результате к проекту подключилось множество талантливых программистов, и совместными усили€ми большого числа людей, взаимодействующих через »нтернет, была разработана весьма совершенна€ операционна€ система.
¬ основу Linux легли некоторые решени€ из UNIX BSD 4.2, и поэтому Linux обычно рассматривают как самосто€тельную ветвь UNIX-подобных операционных систем.
¬ насто€щее врем€ Linux развиваетс€ в рамках технологии Open Source Ц открытых исходных текстов, доступных всем желающим. Ћюбой человек может разработать и послать свои изменени€ или дополнени€ к Linux, а инсталл€цию Linux можно получить бесплатно через »нтернет.
¬ насто€щее врем€ Linux также разделилс€ на несколько самосто€тельных ветвей, между которыми все еще много общего, но есть отличи€ в реализации некоторых компонентов, как в €дре системы, так и в различных утилитах.
ќперационна€ система Linux сейчас рассматриваетс€ многими людьми как серьезна€ альтернатива операционным системам семейства Windows. —истема Linux устойчиво работает и обеспечивает высокую производительность. ≈динственное, что все еще сдерживает распространение Linux, это недостаточное число офисных прикладных программ, таких как текстовые процессоры или электронные таблицы. Ќо в последнее врем€ количество таких программ неуклонно растет, а качество их пользовательских интерфейсов приближаетс€ к привычному дл€ пользователей Windows.
≈ще одна проблема системы Linux состоит в том, что она обычно отстает с поддержкой новейших аппаратных средств, но это тоже имеет свое объ€снение. –азработчики этих аппаратных средств всегда предоставл€ют ведущим производител€м операционных систем сведени€ о них еще до по€влени€ данного аппаратного средства на рынке, поэтому, например, Windows обычно обеспечивает поддержку новых аппаратных средств сразу же при их по€влении на рынке. јвторитет системы Linux в среде разработчиков аппаратных средств неуклонно растет, поэтому можно наде€тьс€, что проблема поддержки аппаратных средств скоро решитьс€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 833 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1387 - | 1322 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.