Нормами гражданского права регулируются общественные отношения, которые возникают по поводу материальных и нематериальных благ, имеющих социальную значимость. Социальная значимость регулируемых нормами гражданского права общественных отношений определяется не размером названных благ, не их оценочной стоимостью, а видовой принадлежностью.
Например, законодатель признает необходимым определить порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, некоммерческих организаций, виды и формы заключения сделок, условия их ничтожности и оспоримости, исковую давность, вещные права, основания возникновения, изменения и прекращения обязательств, другие правоотношения.
Гражданско-правовые отношения складываются в реальной деятельности их участников. Законодателем определяются идеальные модели поведения участников общественных отношений. Поэтому урегулированные нормами гражданского права общественные отношения представляют собой единство идеального моделирования и реального содержания.[1]
Гражданские правоотношения, будучи одним из видов правоотношений, обладают такими общими для всех правоотношений чертами, как их общественный характер и основанность на законе. Вместе с тем они имеют следующие особенности.
1. Юридическое равенство носителей прав и обязанностей. Между ними не существует отношений власти и подчинения, диктата и исполнения, основанного на административном характере волеизъявления, если иное, как исключение, не вытекает из закона. Условия вмешательства публичной части в гражданско-правовые отношения ограничены федеральным законом (ст. 1. ГК РФ).
2. Участники располагают правовой автономией и имущественной обособленностью, что позволяет им выступать во внешних отношениях в качестве самостоятельных субъектов, принимать на себя обязательства, исполнять их, осуществлять расчеты при нарушении принятых обязательств, причинении внедоговорного вреда или убытков, вызванных незаконными действиями должностных лиц государственных органов и муниципальных учреждений.
3. Широкий круг субъектов. В гражданском правоотношении могут участвовать все возможные субъекты права (граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).
4. Множественность объектов (вещи, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага).
5. Возможность установления содержания гражданских правоотношений по соглашению сторон (другие правоотношения возникают только при наличии соответствующей нормы права, прямо предусматривающей возможность возникновения правоотношений).
6. В качестве правовых гарантий реального осуществления предоставленных субъектам гражданских прав и обязанностей применяются, главным образом, меры имущественного характера (возмещение убытков и взыскание неустойки).
7. Возможность возникновения гражданских правоотношений по основаниям, прямо законом не предусмотренным, но не противоречащим ему (Ст. 8 ГК РФ).
8. Специфика порядка и способов защиты, нарушенных гражданских прав, заключающаяся в том, что в случае нарушения прав участники гражданских правоотношений обращаются в судебные органы путем предъявления соответствующего иска.
9. Основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются особые жизненные обстоятельства, которые получили название юридических фактов.
10. Обусловлена диспозитивным характером субъективных гражданских прав и как следствие диспозитивностью их правового регулирования. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, как правило, в соответствии со свободным волеизъявлением их участников.
11. Гражданских правоотношений заключается в преобладании имущественной ответственности за нарушение субъективных гражданских прав. Имущественные санкции являются адекватным способом регулирования гражданских правоотношений, обеспечивающим добросовестное исполнение обязательств, принятых на себя их субъектами.
Таким образом, гражданские правоотношения — это урегулированные нормами гражданского права социально-значимые отношения, возникающие по поводу материальных и нематериальных благ, осуществляемые юридически равноправными субъектами, наделенными правовой автономией и имущественной обособленностью, действующими на основе диспозитивного волеизъявления, реализация которых подкреплена возможностью применения имущественных санкций в качестве мер государственного принуждения.[2]