Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—в€зь философии с медициной

Ћекци€ є 1

ѕ–≈ƒћ≈“ ‘»Ћќ—ќ‘»».

ќсновные вопросы по теме:

‘илософи€ как учебна€ дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.

ѕредмет философии и ее основные проблемы.

Ќаправлени€ развити€ философии.

ћетоды философии.

‘ункции философии.

—в€зь философии с медициной.

 

1. “ермин "философи€" - древнегреческого происхождени€, что в переводе означает "любовь к мудрости". ѕервым, кто употребил слово "философ" был ѕифагор. ј закрепил термин "философи€" в европейской терминологии - ѕлатон. ‘илософи€ возникла в VI в. до н.э.

‘илософи€ - это учение о наиболее общих принципах быти€, познани€ и отношений человека и мира.

—труктура философского знани€.

ќнтологи€ (от греч. ontos-сущее; logos-учение) - это раздел философии, изучающий бытие. ¬ нем рассматриваетс€ бытие материальное, идеальное, бытие природы, общества, человека.

√носеологи€ (от греч.gnosis - знание; logos - учение) - это раздел философии, изучающий пути, возможности, способы и результаты процесса познани€. –ассматриваютс€ вопросы: познаваем или непознаваем мир? ¬ чем сущность познани€ и что есть истина?  аков субъект и объект познани€?

Ётика - учение о морали. –ассматривает вопросы: о добре и зле, справедливости, долге, об€занности, смысле жизни, совести, счастье, моральном идеале и др.

Ёстетика - учение о прекрасном.

јксиологи€ (от греч. axios - ценный) - это учение о ценност€х.

—оциальна€ философи€ - изучает наиболее общие вопросы функционировани€ и развити€ общества: его устройство, основные законы развити€.

Ћогика - раздел философии, который исследует структуру и формы правильного мышлени€.

‘илософска€ антропологи€ - учение о человеке (от греч.antropos - человек). Ётот раздел один из самых важных, т.к. философи€ какие-бы проблемы не рассматривала, она никогда не забывает о человеке.

»стори€ философии - изучает пути возникновени€, становлени€ и функционировани€ самой философии, устанавливает основные тенденции ее развити€.

ћетодологи€ - раздел философии о методах познани€.

—пецифика философского знани€.

“еоретичность. ‘илософи€ €вл€етс€ теоретическим мировоззрением. ’арактеризуетс€ упор€доченностью, системностью знани€. —одержит базовые, специальные пон€ти€ и идеи.

”ниверсальность. ‘илософи€ вы€вл€ет наиболее общие закономерности развити€ природы, общества и сознани€ (мышлени€).

 ритичность и рефлекси€. ‘илософи€ смотрит на каждую мысль и традицию с сомнением, что рождает вдумчивый поиск (рефлексию).

ќбщезначимость. ‘илософи€ направлена на разрешение проблем, касающихс€ всего человечества.

¬ечность. ѕроблемы философии €вл€ютс€ актуальными во все времена и дл€ всех людей.

ѕлюрализм. Ёто несводимость философского знани€ к какойЦлибо одной парадигме, мнению.

 

ѕредмет философии и ее основные проблемы.

»ногда говор€т, что философи€ интересуетс€ всем, а предметом философии считаетс€ круг вопросов, которые она изучает.

¬ этом кругу проблем, можно выделить условно 3 основные части:

1. окружающа€ природа;

2. общество;

3. внутренний мир человека.

Ќетрудно догадатьс€, что все эти части взаимосв€заны.

 руг философских проблем:

-проблема быти€

-проблема познани€

-проблемы человека и общества, и др.

 

Ќаправлени€ философии.

ћатериализм Ц направление в философии, сторонники которого утверждают, что первичной €вл€етс€ матери€, а сознание Ц вторично. (ƒемокрит, ‘.Ѕэкон,  .ћаркс, ‘.Ёнгельс и др.).

»деализм Ц направление в философии, сторонники которого первичным считают сознание, а вторичным материю (ѕлатон, √. √егель, Ѕеркли, ‘ихте).

ƒуализм Ц как философское направление был основан ƒекартом. —уть дуализма в признании равноценности, независимости двух первоначал: материи и сознани€.

–ационализм Ц направление философии, утверждающее, что познать мир можно только с помощью разума.(Ѕ.—пиноза, –. ƒекарт).

Ёмпиризм - направление философии, утверждающее, что в основе познани€ лежит опыт и чувства. (основатель ‘. Ѕэкон)

ћетоды философии.

ќсновные методы философии Ц это пути, средства, с помощью которых осуществл€етс€ философское исследование.

  основным философским методам относ€тс€:

-диалектика

-метафизика

-догматизм

-эклектика

-софистика

-герменевтика

ƒиалектика Ц метод философии, при котором вещи, €влени€ рассматриваютс€ гибко, критически, с разных сторон, с учетом св€зей, противоречий и изменений.

ћетафизика Ц метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваютс€ обособленно, сами по себе, статично, однозначно.

ƒогматизм Ц метод основанный на воспри€тии мира через догмы (раз и навсегда прин€тые убеждени€). (–аспространЄн в эпоху —редних веков).

Ёклектика Ц метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, пон€тий, концепций. (ѕримен€етс€ в рекламе).

—офистика Ц метод, основанный на выведении из ложных посылок Ц новых суждений, внешне поданных как истинные. »спользовалс€ в ƒревней √реции как прием ораторского искусства.

√ерменевтика Ц метод правильного прочтени€ и истолковани€ смысла текстов.

ќдновременно направлени€ми и методами философии €вл€ютс€: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

‘ункции философии.

‘ункции философии - это основные направлени€ применени€ философии, через которые реализуютс€ ее цели, задачи и назначение.

 

а) ћировоззренческа€ функци€ Ц способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем. –азрабатывает универсальную картину мира и анализирует все формы его быти€.

б) ћетодологическа€ функци€ Ц заключаетс€ в том, что философи€ вырабатывает основные методы познани€, и выступает как система данных методов.

в) ћыслительно Ц теоретическа€ функци€ Ц выражаетс€ в том, что философи€ учит концептуально мыслить и теоретизировать, создавать мыслительно Ц логические схемы.

г) √носеологическа€ (познавательна€) функци€ Ц заключаетс€ в правильном и достоверном познании окружающей действительности. “есно св€зана с данной функцией Ц эвристическа€ (способствует приращению знаний, открытий).

д)  ритическа€ функци€ Ц заключаетс€ в том, чтобы подвергать все сомнению: окружающий мир, существующие знани€, искать их новые черты. ƒанна€ функци€, способствует расширению границ познани€, разрушению догм и окостенелости знани€.

е) јксиологическа€ функци€ Ц заключаетс€ в оценке вещей, €влений окружающего мира с точки зрени€ различных ценностей: морально Ц нравственных, эстетических, социальных и др. ÷ель данной функции Ц быть Ђситомї через которое пропускаетс€ все ценное и полезное и отбрасываетс€ все тормоз€щее и отжившее.

ж) —оциальна€ функци€ Ц объ€сн€ет общество, причины его возникновени€, эволюцию, структуру, элементы.

з) ¬оспитательно Ц гуманитарна€ функци€ Ц заключаетс€ в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, укрепл€ть мораль, помочь человеку найти смысл жизни.

и) ѕрогностическа€ функци€ Ц заключаетс€ в том, чтобы на основании имеющихс€ философских знаний и достижений, спрогнозировать тенденции развити€, будущее материи, сознани€, познани€, человека, общества и природы.

 

—в€зь философии с медициной.

¬ последнее врем€ возрастает значение системного знани€ в подготовке будущих специалистов медиков. ѕодготовка узких, однобоких специалистов утрачивает смысл. ƒл€ решени€ актуальных жизненных и медицинских проблем, необходимо овладение философским (методологическим) знанием. Ѕудущему специалисту медику придетс€ решать множество проблем не только в пределах конкретной специальности, но и проблемы мировоззренческого характера, проблемы требующие аксиологического подхода, социальной де€тельности.

ѕредставители естественных и технических наук часто скептически относ€тс€ к философии. ¬озникает непри€тие ее умозрительных размышлений и отсутстви€ де€тельности, котора€ не дает непосредственных практических результатов. (»звестный спор между Ђфизикамиї и Ђлирикамиї). ƒл€ осознани€ роли философии, показателен образ, созданный англ. ‘илософом 17в. - ‘.Ѕеконом, где он сравнивает философию с желудком: мол, как-то разные части тела подумали и пришли к выводу, что давно настало врем€ прекратить все дела с этим паразитом Ц желудком; нужно его отключить от общей св€зи, т.к. от него пользы мало: сидит и поедает себе результаты нашего труда. –ешили и отключили. ѕрошло врем€ и все части организма стали утрачивать свои функции (ноги перестали ходить, руки доставать и брать, глаза Ц видеть, уши слышать). “огда они, вид€, что дела плохи, снова пошли на св€зь и дружбу с ним.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ќрган≥зац≥€ науково-досл≥дноњ роботи маг≥стр≥в | 
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 721 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1462 - | 1407 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.