Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Коммуникативные нормы массовой культуры




В культурологии противопоставляются три типа культуры – традиционная, массовая и элитарная. Каждому из этих типов присущи определенные коммуникативные нормы. Массовая культура возникает как следствие книгопечатания, появления прессы и выхода на уровень широкой циркуляции информации, предназначенной всем. Равенство доступа к информации многократно усиливается в результате перехода общества к рыночной экономике, и поэтому массовая культура – это система ценностей, проявляющихся не в индивидуально-личностном, а в статусно-представительском общении, в серийном производстве и усреднении человека.

Коммуникативная норма представляет собой стандарт вербального и невербального общения в его жанровом многообразии. Норма – это распространенные в языковом сознании установки принятого в определенном обществе коммуникативного поведения, понимание того, кому, когда и как следует или не следует себя вести определенным образом в процессе общения.

 

Коммуникативная норма включает:

1) языковую норму (принятые фонетические, лексические, грамматические особенности использования определенного языкового средства)

2) жанрово-ситуативную норму (уместность соответствующего средства в определенной ситуации и возможность его варьирования).

3) К языковым нормам примыкают и параязыковые нормы – мимика, жестикуляция, коммуникативно значимое молчание и т. д.

Массовая культура представляет собой отрасль экономики, она направлена на производство и потребление благ и товаров. Деньги как символ успеха и универсальный эквивалент любых ценностей превращаются в центральный концепт массовой культуры. В обществе массовой культуры приоритеты расставляются так, что экономическая выгода становится определяющим моментом для суждения о целесообразности той или иной деятельности. Коммерциализация как сведение различных ценностей к денежному эквиваленту вариативно проявляется в коммуникативных нормах массовой культуры.


Современная массовая культура в значительной мере – это специфический набор ценностей, присущий американскому коммуникативному стилю. Возростает значимость рекламы как способа продвижения продуктов в разных видах общения. Фразы из рекламных роликов стали прецедентными для многих носителей современной лингвокультуры и активно используются в общении. Например, «Тогда мы идём к вам!» (из рекламы стирального порошка), «Райское наслаждение!» (из рекламы конфет). Коммерческий, товарный смысл массовой культуры вытекает из ее сущности – массовости.

Массовая культура является важнейшим инструментом консолидации современного общества, в этой консолидации стираются индивидуальные различия между людьми. Нормы самопрезентации в деловом дискурсе требуют от отправителя речи конструировать собственный имидж с подчеркиванием своих успехов во всех значимых для данного типа дискурса областях. Таков, например, формат резюме, где его составитель дает оценочную информацию о себе. Нормы самопрезентации в политическом дискурсе сводятся к тому, что речевые приемы политической борьбы в нашей стране со всей очевидностью отражают не только стремление показать себя в лучшем свете, а конкурентов – как несостоятельных и недостойных людей, но и падение общекультурного уровня коммуникативного стиля.

Специфически преломляется соотношение равенства и неравенства между людьми: все исходят из презумпции равенства, и поэтому общаются легко и свободно со всеми, статусные, возрастные и гендерные признаки учитываются только в ситуативном плане, но не предполагают подчеркнутого выражения уважения. Универсальный эквивалент – деньги.

Общение в массовой культуре эмблематично. Эмблема – это легко узнаваемый и однозначно понимаемый знак, определяющий принадлежность того или иного объекта определенному классу.

Эмблематичным является произношение. Например, подросткам свойственно говорить невнятно и обычно на большой скорости. В лексике эмблематичность прослеживается в стилистически сниженных словах и выражениях Эмблематичным может быть и высокий стилевой регистр, но в массовой культуре высокий стиль является знаком чужих и поэтому подсознательно и сознательно не используется.

Моментальная реакция или ее имитация – также признак современной массовой культуры. Это ведет к тому, что нормой речи являются спонтанные короткие фразы, построенные по определенным образцам. Раздумывать и некогда, и непрестижно. Возникает особый язык, предназначенный для общения в такой ситуации. В этом языке все слова и выражения напоминают междометия. Такие единицы можно назвать эпиномами (греч. эпи –- поверхность, ном – закон) [Карасик 2010]. Имеют гипертрофированный оценочный характер.

В современной русской лингвокультуре распространилось приветствие «Добрый день!». Теперь такое приветствие, принятое в телевизионных шоу, используется в разных официальных ситуациях, например, в академическом дискурсе при презентации своего доклада. Обращение «Уважаемые члены экзаменационной комиссии!» звучит значительно реже. За приветствием, взятым из повседневного обихода, тянется шлейф норм, присущих этому обиходу – улыбка, иногда – приветственный жест, соответствующая непринужденная интонация речи.

Еще одна характерная особенность массовой культуры – резкое понижение уровня художественных произведений, тиражируемых для масс. С одной стороны, это обусловлено тем, что формирование художественного вкуса требует времени, терпения и средств, а исходный уровень толпы низок по определению, поскольку определяется вкусами самых низких ее членов, подобно тому, как надежность цепи определяется надежностью ее самого слабого звена. С другой стороны, создатели таких произведений сознательно понижают интеллектуальный и художественный уровень своей продукции, поскольку нерассуждающая масса некритична.

Наблюдения за общением в Интернете свидетельствуют не только о безграмотности его участников, но об их низком вкусе и изобилии пошлости.

Как только социальные отношения в России вошли в стадию хаотической динамики, доминирующим стал стиль криминального общения. Это началось с характерной манеры произношения с растяжкой гласного у подростков («Ты, чё, не пацан?»), внедрения в массовый обиход принятых на зоне инвектив, как правило, имеющих сексуальный смысл, и завершилось внедрением в обиходную речь таких слов (и стоящих за ними концептов), как «мочить», «беспредел», «разборка», «лох» и др. Отсюда вытекает норма поведения – нужно вести себя по воровским законам. А поскольку нормы взаимосвязаны, меняется вся ценностная картина мира социума.

Также наблюдается выхолащивание смысла и демонстрация формы знака. Когда в число бестселлеров попал роман Умберто Эко «Имя розы», студентки гуманитарных факультетов часто ходили с полупрозрачными пакетами или портфелями, в которых лежала эта книга, повернутая обложкой к прохожим. Это была своеобразная демонстрация принадлежности к данной культуре. Выхолащивание содержания касается и понимания достоверности информации. Информационный поток, поступающий из разных каналов, дает нам сегодня не только противоречивую, но и маловероятную информацию. Интересным образом совмещается отношение к знаниям вообще в массовой культуре и осознание своей идентичности (идти в ногу со временем): знание сводится к поверхностному узнаванию.

Говоря о тенденциях развития современного общения в его различных дискурсивных типах и речевых жанрах, лингвисты обращают внимание на такие явления, как системное снижение речевых регистров, примитивизацию понятий, возрастание игрового компонента в разных типах дискурса и тотальное расширение сферы массовой информации (Костомаров, 1994; Колесов, 1998; Маклюэн, 2003; Хейзинга, 1992; Карасик, 2010). Рассмотрим каждый из них.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 843 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.