Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Е издание, дополненное 16 страница




Так жили первые артисты-музыканты симфонического оркестра, организованного Малометом. Кстати, а вы знаете, где похоронен он? На кладбище за Томском‑II. Его могила находится у аллеи, идущей параллельно железной дороге, там, где начинается еврейский квартал...

– Я отдал оркестру тридцать лет, – говорит Севастьянов, – А теперь прихожу в филармонию, и меня здесь... «не узнают»! Почему? Потому, что я, по заключению ВТЭК, хлопочу о законной надбавке к пенсии – по профзаболеванию. Когда же показываю документы о том, что полвека назад был принят на работу лично Малометом и Цейтлиным, тогдашним директором филармонии, мне вдруг заявляют: «Так вы же работали и на стороне!».

На какой это «стороне»? Разве, что на... фронте? В блокадном Ленинграде я играл в окопах – для поднятия духа бойцов. Как начинается артобстрел, все красноармейцы лезут в лисьи норы, а музыканты сидят в окопе и играют «Славянку». Кончается артобстрел, и мы идем в качестве санитаров спасать раненых... Вот так мы играли... «на стороне».


ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА

 

Интересно, а что звучало в томских залах за прошедшие два века?

 

Естественно, настоящая музыка неразрывно связана с театром, который впервые появился в Томске в самой середине XIX века. Находился он там, где ныне размещается приемный покой факультетских клиник медуниверситета, а так же, где парадный вход в СГМУ в начале Московского тракта.

Новый театр появился через дорогу от старого, к западу от нынешнего ТУСУРа, в 80-х годах того же века. Это был театр Евграфа Королева. Открытие его состоялось 19 сентября 1885 года. Зал был большой – на тысячу мест. Ежегодно полиция предъявляла Королеву предупреждения, дескать, запасные выходы всегда наглухо забиты, в случае пожара публика не сможет быстро выйти. Полиция как в воду глядела: в пожаре 1905 года были жертвы.

Но в течение двадцати лет королевский театр оставался истинным очагом культуры. Здесь ставились оперы и драматические произведения.

История королевского театра связана с династией музыкантов – отцом и сыном Малометами. Здесь начинал свою деятельность Исай Маломет, руководивший оркестром, сопровождавшим спектакли.

В 1871 году в семье Малометов родился сын Моисей, в 1898 году окончивший варшавскую консерваторию и сразу ставший капельмейстером драмтеатра, так как еще в школьные годы имел в оркестре отца большую практику в качестве скрипача. Кроме театрального оркестра, Моисей в 1903 году возглавлял бальные. В 30-х годах он руководил духовым оркестром «Домком» в помещении бывшей бесплатной библиотеки на углу ул. Карла Маркса и пер. 1905 года. Без «Домкома» не проходил ни один вечер отдыха в Томске.

В городе Малометам принадлежали три дома. Но один из них, на юго-западном углу пр. Фрунзе и ул. Гоголя, они продали еще в конце XIX века. Один из двух домов, доставшийся им от Лейбовичей, Моисей в 1920 году передал горисполкому (вторая усадьба от угла пр. Фрунзе и ул. Красноармейской, на северной стороне пр. Фрунзе. Теперь, если можно так выразиться, от Маломета осталась тут лишь «Легенда» – под такой вывеской здесь фигурирует один из магазинов).

Слово «легенда» буквально означает «читай!». Живой легендой о Маломете я бы назвал ныне здравствующего доцента-математика Николая Круликовского, в декабре 2008 года отметившего свои 90 лет.

Так вот, Николай Николаевич до сих пор бережно хранит как сувениры отдельные вещи, подаренные ему Малометом: ведь семья Круликовских десятки лет проживала непосредственно у Малометов. Сначала в доме на углу улиц Нечаевской (ныне пр. Фрунзе) и жандармской (ныне ул. Гоголя). Здесь Круликовские поселились в качестве квартиросъемщиков в самом конце XIX века. Глава семьи, служа инженером путей сообщения, накопил денег и, вскоре, в начале XX века купил дом у Горчаковых – на той же Нечаевской – третий от угла Жандармской.

Малометы тоже в этот момент переместились вдоль по той же Нечаевской, купив дом у Собашкевичей (бывший Лейбовичей) – второй от угла нынешней Красноармейской, а прежний их дом перешел во владение Жеребцовым.

Однако через полвека судьба снова свела вместе Круликовских и родню Малометов: сразу после смерти Моисея Исаевича в 1960 году, его свояченица Дарья Кирил, оставшаяся совсем одна в опустевшем доме и боявшаяся, что городские власти подселят к ней случайных и незнакомых людей, попросила, чтобы у нее в доме поселились старые друзья Малометов Круликовские.

- Там мы и жили, пока не получили эту квартиру, где и сейчас живем, - говорит Николай Николаевич.

В музучилище Моисей Маломет преподавал хоровое дирижирование. Не зря же слово «маломет» на древнееврейском означает «учитель»!

Внешне Моисей Исаевич походил на библейского тезку – пророка. Он действительно был очень добрым и отзывчивым человеком. Помогал всем чем мог. Студентам – деньгами, музыкантам – советами. У него была богатейшая библиотека. За нотами к нему приезжали даже из новосибирской оперы.

После войны наш симфонический оркестр был создан благодаря активности Маломета. В июле 1945 года томская общественность отмечала 75-летие со дня его рождения и 55-летие трудовой деятельности. На торжествах присутствующий министр культуры обратился к Маломету:

– Чего бы вы пожелали для себя в этот памятный для вас день?

И Моисей Исаевич заявил:

– Симфонический оркестр для Томска!

И министру ничего не оставалось, как исполнить «скромную» просьбу Маломета. Первыми музыкантами стали научные работники «Сибирских Афин», те, кто играл в самодеятельном оркестре при Доме ученых. Созданная в тот же год филармония, стараясь пополнить кадры оркестра профессионалами, стала приглашать их из других городов. А квартир для них не было. Ведь Томск в те годы практически ничего не строил.

И Моисей Исаевич нашел выход из положения. Он приспособил под общежитие старую, закрытую еще в 30-е годы синагогу Каминера. Она находилась на нынешнем переулке Беленца, там, где сейчас стоит пятиэтажка с аптекой на первом этаже. В ней устроили «квартиры» для музыкантов. В центре синагоги поставили печку, а потолок, грозившийся обвалиться, подперли двумя рельсами. В синагоге жили и репетировали.

– В том, что музыканты поселились в храме, мы и в шутку и всерьез усматривали маленькую еврейскую хитрость нашего Моисея Исаевича, – вспоминал первый музыкант оркестра Вениамин Севастьянов. – Маломету было очень больно видеть святыню своих предков запущенной и загаженной. Вот он и решил хоть как-то спасти ее.

– У Маломета была дирижерская палочка из чистого золота, которой он гордился как наградой, – вспоминает Сергей Королев. – После войны я стал его студентом в музучилище. Помещение не отапливалось, и нам позволялось сидеть на занятиях в зимней одежде. Но Моисей Исаевич всегда входил в класс в парадном костюме. Маломет отмечал в студентах творческие порывы и поощрял своим вниманием.

Сергей Александрович стал продолжателем великой миссии Маломета: с самого начала работы в театре он специализировался на театральном композиторстве, не бросал в молодые годы и другие амплуа. Так, в 1956 году он исполнил заглавную роль в спектакле Арбузова «Домик на окраине».

Кстати, у Королева, как когда-то у Маломета, в те годы был свой оркестр для сопровождения спектаклей. Играли у него и Афраймович, и Пархоменко, и даже дирижер симфонического оркестра Ривкин. Хороший был театральный оркестр. Жаль, теперь спектакли идут под фонограмму. Но музыку к ним сочиняет по-прежнему Сергей Королев.

Даже в год 400-летия Томска, как-то никто не вспомнил замечательную пьесу на томском материале «Университетская роща», впервые поставленную на текст томского поэта Давида Лившица, написанную им сразу после выхода из сталинских лагерей. К этой пьесе Сергей написал несколько замечательных песен.

Любой театр жив актерским контингентом, артистами, способными по ходу спектакля и петь. Таким даром обладали Семенов, Ильцевич, Потапов, Калинченко. Недавно Сергей Александрович получил письмо от Наташи Юргенс, полвека назад так романтично игравшую и певшую в спектакле «Чайки над морем». Потом она была замужем за актером Лесниковым, в 60-х годах сыгравшим заглавную роль в «Горячем сердце» Островского намного лучше, чем это удавалось московским талантам.

Мы говорим о драмтеатре, а кто из нынешних историков знает о том, что в 1926 году у нас в городе был свой (стационарный, а не гастрольный!) оперный театр? Он находился в помещении нынешнего кинотеатра им. Горького и вполне был приспособлен для оперного: здесь были ложи, и балкон, и галерка. Автору данных строк в свое время довелось слышать впечатления томичей, посещавших в те годы томскую оперу. Зрители с восторгом вспоминали типичную красавицу юга Зелинскую в роли Кармен, артистку с аристократическим видом Альбицкую в «Пиковой даме». Старостину в «Наталке Полтавке».

Как вспоминает Сергей Александрович Королев, в 40-х годах силами преподавателей и студентов музучилища тоже ставились оперы: музучилище всегда располагало кадрами высшего уровня. До войны музучилища всегда приравнивали к консерваториям.

Кое-кто из музыкантов в страшном 37-м тоже попал под репрессии. Среди них скрипач – педагог Медлин. Когда его расстреляли, то на всеобщем собрании музучилища был брошен «патриотический» клич:

– Кто за то, чтобы признать Медлина врагом?

– Я не уверена в этом, – произнесла преподаватель класса пианино Феофания Тютрюмова.

Тогда, чтобы впредь никто не «сомневался», сдали под расстрел и Тютрюмову.

Бывшую питерскую сокурсницу Прокофьева, красавицу-пианистку Магду Мацулевич тоже «наградили» ярлыком «враг народа» в 1945 году, присудив ей 8 лет лагерей плюс 5 лет поражения в правах.

Вокалистка Тихомирова еще задолго до нашего музучилища работала за границей, в Италии и во Франции, а затем в Риге, но ей хотелось вернуться на родину. Об этом желании она много раз писала на имя наркома НКВД Берии. В июне 1941 года он ее просьбу «удовлетворил»: загнал в Парабель с одним лишь «правом» – отмечаться ежемесячно в комендатуре. Но после войны дирекция музучилища выхлопотала ее из ссылки для работы преподавателем сольного пения (с сохранением «права» отмечаться в НКВД).

В таком парадоксальном плане шла вся культурная жизнь страны: несмотря на репрессии, открывались оперные театры в столицах среднеазиатских республик, создавались симфонические оркестры, среди которых в Сибири наш томский организован был самым первым. Для сравнения: симфонический оркестр в Барнауле создан в 1952 году, в Омске – в 1958-м, в Новосибирске – в 1956-м.

Кстати, в Новосибирск перебрался из Томска наш бывший дирижер, народный артист СССР Арнольд Кац.

Нынешние политики пытаются окрестить наши 60-е, 70-е и 80-е годы дурацким ярлыком «застой». Но в культуре-то они, как правило, недалекие люди. Им сейчас даже не понять, что мы потеряли.

В те времена мы имели свободный доступ к высокому искусству в музыке. Ежегодно в Томске гастролировал оперный театр одного из городов России. У нас выступали и саратовцы, и пермяки, и свердловчане. В 1962 и 1968 годах в Томске гастролировал Ташкентский театр им. Навои. Среди известных произведений был поставлен балет «Кашмирская легенда» Мушеля. Новосибирцы здесь выступали много раз.

А как динамично и в то же время пластично выглядели танцы улан-удинского театра на спектакле «Лебединое озеро»! Старые томичи помнят и солиста Линховоина. В июне 1981 года в Томске гастролировал красноярский оперный с Дмитрием Хворостовским в главных ролях. Через 8 лет, когда его имя гремело в Европе, томичи с гордостью вспоминали: да ведь он и у нас бывал!

В июне следующего года у нас гастролировал казанский оперный. Первым спектаклем шел «Борис Годунов», перед началом которого народный артист Даутов с волнением говорил о творчестве коллектива. А потом, конечно, звучали знаменитые строки «как татаре по городу похаживают…»

Томичи слушали и смотрели не только оперы и балеты многих театров России. Они приобщались к великому народному искусству национальностей СССР. Здесь выступали объехавшие весь земной шар ансамбли Игоря Моисеева, Павла Вирского, «Дильаром и 40 красавиц», «Бахор», «Летува», рижская «Лиесма». В разные годы проходили у нас в Томске декады культур союзных республик СССР: в июне 1969 года – Украины, в июне 1974-го – Молдавии, в декабре 1987-го – Грузии. В такие моменты томичи смогли ознакомиться очень объемно с культурой народа. Здесь были представлены и классика, и фольклор, и легкая музыка – эстрада.

Помню, в бытность руководства областной культурой Зинаиды Салоповой я получил задание написать приветственные стихи для встречи грузинских артистов. Текст я начал с неизвестной у нас Нины Рамишвили.

– А почему не с Нани Брегвадзе? – удивленно спросили меня.

– Потому что в Грузии на телевидении чаще видят Рамишвили, которую на ЦТ никогда не приглашают.

Как видите, уже в те годы телевидение работало, так сказать, избирательно: выпускало на экран артистов эстрадного жанра, а серьезное искусство оставалось за кадром.

Через полгода после посещения грузинских артистов состоялась и декада томской культуры в Грузии. Участвовали в ней капелла Сотникова и хор завода режущих инструментов под руководством Дробышевской. Это было последнее крупное мероприятие в рамках всесоюзных декад.

Сибиряки еще помнят заволокинские фестивали «Играй гармонь». В них томичи занимали первые места. Недавно умер виртуоз Володя Ширшов, игравший даже… симфонии. А Коля Парсаев отводит сейчас душу на базаре.

В 80-х годах много раз выступал в Томске фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского. Он поднимал самые глубинные пласты народного искусства, затерянного в отдаленных деревушках России. Подвижническая работа этих людей могла бы систематизироваться в научные труды. В 1996 году умер Покровский, вместе с ним, можно считать, замерла деятельность фольклористов.

С распадом СССР, кажется, распалась и Россия: прекратились культурные связи нашего города с другими областями России. Слава Богу, в последнее время налаживаются хоть сибирские межрегиональные.

Но все равно вся надежда только на музучилище. Ведь вышли из него в свое время народная артистка СССР Мясникова, композитор, лауреат Госпремии Степанов, солист театра «Эстония» Майсте.

Несут и у нас в городе доброе, вечное Фарид Тугушев с «Сото Воче» («Подголосочки»), скрипачи Виталия Максимова, капелла еще одного Виталия – Сотникова. Будем надеяться, что культура выживет.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ДРЕВО КОРОЛЕВА

 

В 1995 году томская общественность чествовала двух музыкальных юбиляров: филармонию и композитора Сергея Королева. А у Королева, в свою очередь, тоже двойной юбилей: в свои 70 лет он празднует полвека работы в Томском драмтеатре.

– Музыкант Королев? Как не знать! Еще до войны у нас на Кети все знали баянистов-братьев Королевых... Сережа и Витя... Из Моховой, – такой отзыв можно было услышать от старожилов – нарымчан еще каких-нибудь двадцать лет назад.

На войну ушли братья во главе с отцом. Но, к счастью, в отличие от их тезок, героев песни, «Сережки и Витьки с Моховой», все вернулись с фронта живыми и здоровыми, хотя по воле судьбы успели побывать не только «на Висле темной», но и в Венгрии, и в Австрии, и в Кенигсберге.

– Тайком от них, в последнюю ночь, перед отправкой на фронт, я зашила им в нательные рубашки... крестики. Ангелы-хранители их и сберегли, - говорила мне мама Сережи, Марфа Егоровна

– Сережа мой в детстве был знаменит на все село не только как музыкант, но и как... настройщик музыкальных инструментов на слух, – продолжала Марфа Егоровна. – Даже завклубом нес ему балалайки и гитары. А я больше всего люблю слушать игру на скрипке, – добавляла она. – Ты посмотри, как зубенит на скрипке мой внучек Витя! Бог даст, – выйдет из него хороший музыкант...

Мечта бабушки сбылась: ныне Виктор Сергеевич Королев – первая скрипка в Томском симфоническом оркестре.

А вот Сергей, его отец, с самого начала работы в театре стал специализироваться на театральном композиторстве, не бросая, конечно, и других «амплуа»: был актером и драмтеатра, и кукольного, и выступал в концертах с модными в то время политическими куплетами. Помню, в 1956 году он исполнил заглавную роль в спектакле «Домик на окраине». Сыграл неплохо, да только критику тех лет не понравилось, что Сергей часто, по ходу спектакля, берет в руки баян. «Все тот же баян», – выражал свое недовольство критик.

Критик был прав, но... «отчасти»: дело в том, что за годы работы в театре у Сергея украли несколько баянов! (А если... «очень часто берет в руки баян», то и... Народный артист СССР Сергей Лункевич, между прочим, тоже, дирижируя своим «Флуэрашем», может схватить вдруг скрипку и виртуозно играть на ней!).

Кстати, и у Королева в театре раньше, в 50-х и 60-х годах, был оркестр сопровождения спектаклей. Даже дирижер симфонического Ривкин хотел бы играть в оркестре у Королева.

Хороший был оркестр в театре. Жаль, теперь спектакли идут только под фонограмму... Но музыку-то сочиняет по-прежнему Сергей Королев! А всего им сделано свыше ста музыкальных оформлений для спектаклей. Музыка некоторых из них применялась в заграничных театрах: в Бухаресте и Кабуле.

Королев сочинил музыку на «Университетскую рощу» – первую из пьес томских авторов – Давида Лившица, написанную в стихах Давидом сразу после выхода его из сталинских лагерей, в конце 50-х годов. Песни из «Университетской рощи» исполнялись в те годы по Всесоюзному радио.

Известна народная мудрость о человеке, достойно прожившем жизнь, если он построил дом, посадил дерево и вырастил сына. Она вполне применима для Королева: его музыкальное древо состоит из сотни спектаклей-ветвей, каждая из которых расцвечена замечательной музыкой Сергей Королева. О сыне Королева, первой скрипке симфонического оркестра, мы уже сказали выше, ну а дом его – томский театр...


НЕПОВТОРИМАЯ ЛИДИЯ

 

Многие называли ее томской Шульженко

Имя Лидии Раецкой не нуждается в служебных эпитетах: заслуженный работник культуры, руководитель ансамбля «Энтузиаст», ветеран вокальной педагогики. И даже неофициальное народное звание слыло за ней – «томская Шульженко».

Впервые автору этих строк, да и многим томичам, довелось с ней познакомиться в 60-х годах. В то время в кинотеатре им. М. Горького в большом фойе перед началом последнего сеанса перед публикой выступала молодая блондинка, темпераментно исполнявшая лирические и патриотические песни. Это была Раецкая.

Позже, в начале 90-х, мне пришлось бывать на репетициях ансамбля «Энтузиаст» и отметить высокопрофессиональные уроки вокала, даваемые Раецкой своим хористам и солистам. Об этих впечатлениях я поделился со своим братом Сергеем Королевым.

– А-а... Это же Лидочка! – улыбнулся Сергей Александрович. – Моя однокурсница музучилища первых послевоенных лет.

Раецкая всегда с благодарностью вспоминала преподавателей тех лет. Некоторые из них учились в свое время в Италии у знаменитых педагогов вокала. Потом этим мастерством владела и она.

За несколько десятилетий Раецкая поставила голос многим вокалистам. Достигнув нужного уровня, они уходили в другие ансамбли. Как говорится, большому кораблю – большое плавание.

А Раецкая набирала новичков и опять готовила голоса. Иногда ей было обидно, что ушедшие, выступая в других коллективах, иногда забывают о том, что они ее воспитанники.

Последнее десятилетие жизни Лидии Степановны замечательно тем, что в эти годы она спела свои неповторимые «лебединые песни»: она сочинила музыку на стихи наших томских поэтов. Так появились песни «Площадь Южная», «Белое озеро», «Бульвар на Кирова» и другие.

В апреле нынешнего года Раецкая уже была тяжело больна. На фестивале самодеятельных ансамблей «Энтузиаст» (теперь он зовется «Лидия») выступал без Раецкой.

– Среди всех ансамблей этот коллектив я могу выделить особо: здесь сразу чувствуется профессиональная выучка Раецкой, – говорила мне после фестиваля одна из лучших певиц «Орбиты» Галина Чибисова, сама когда-то занимавшаяся у Раецкой.

Слушая суждение Галины Ивановны, хочется верить, что ансамбль «Лидия» оправдает и впредь свое имя, сохранит в своем репертуаре сочинения, созданные Лидией Степановной. И память о ней, недавно от нас ушедшей.


ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИМ МУЗЫКУ!

 

«Светские встречи» вот уже 18 лет
объединяют любителей прекрасного

Организатором и бессменным руководителем (на общественных началах) салона «Светские встречи» все эти годы является ветеран медуниверситета, кандидат медицинских наук Екатерина Степановна Жестикова.

«Светские встречи» – хорошо известны в Томске. Помню, в первые годы работы клуба один человек у меня полюбопытствовал: «А они в смокингах приходят в Дом ученых?» Что ж, бывает, что и в смокингах. Участники салона в основном – это цвет старой интеллигенции Томска. Здесь и школьные педагоги, и врачи, и профессора. И воспитаны они были в молодости на лучших образцах культуры.

– Эти высокие духовные потребности я и учитывала, когда 18 лет назад создавала салон «Светские встречи», – говорит Екатерина Степановна. – А на тот момент уже существовало похожее общество при ТГУ у Нины Всеволодовны Кудрявцевой «Клуб любителей лирики». Кудрявцева устраивает встречи с самыми разными интересными людьми: писателями, историками, путешественниками. Я же, чтобы не дублировать «лириков», решила создать клуб любителей прекрасной музыки.

Слушаю я сейчас Екатерину Степановну и вспоминаю о том, как познакомился с ней двадцать лет назад на симфоническом концерте. Жестикова тогда работала в мединституте, на кафедре пропедевтики внутренних болезней.

– Этой кафедрой руководил замечательный ученый Борис Шершевский, – вспоминает Екатерина Степановна. – Необычной была карьера у нашего Шершевского: в город он прибыл как пианист, но затем поступил учиться в мединститут.

Любовь к хорошей музыке передалась юной Кате вместе с интересом к науке.

– Выйдя на пенсию, я решила посвятить себя музыке. В клубе должны выступать самые лучшие музыканты города. Первыми откликнулись Виталий Максимов и Лидия Раецкая. Для приглашения других артистов финансовую помощь стал оказывать Иван Илларионович Тютрин. Я благодарна директору Дома ученых Андрею Петровичу Кириченко и его заместителю Татьяне Федоровне Осиповой, а также Ирине Николаевне Ивановой, художественному руководителю Дома ученых.

В ноябре 2007 года Жестиковой исполнилось 80 лет. И, представьте себе, Екатерина Степановна отметила свой юбилей своим же персональным творческим вечером: пела песни собственного сочинения, чем очень порадовала публику. Кстати, обычно на таких вечерах каждый раз собирается свыше 150 человек, нередко даже мест не хватает.

Сравнивая мысленно нынешнюю Жестикову с ученой дамой конца 80-х годов (тоже Жестиковой) отмечаю про себя, как хорошо она сохранила в себе молодой настрой, – все-таки влияет на человека высокая духовно-эмоциональная жизнь. В Екатерину Степановну и сейчас можно влюбиться!


ПОЛЕТЫ НА ВОСХОДЯЩЕМ ПОТОКЕ

 

Многое надо преодолеть, чтобы осуществить мечту

Наверное, многие видят себя во сне летающими. И как это просто: взял и полетел – без мотора, крыльев, без стюардесс и летчиков.

Тридцать лет назад, в октябре 1975 года, Валя Калинкина тоже решила летать, но наяву и с собственными крыльями. Она приступила к изготовлению дельтаплана. И имя ему дала – «Контур» – в честь завода, на котором работала настройщицей электронной аппаратуры.

– Я родилась и выросла в селе Волкодаевка, где, кроме волков, кажется, и никаких достопримечательностей не было, – рассказывает Валентина Васильевна. – Гор у нас там тоже нет. А мне так хотелось любоваться землей сверху, с высоты птичьего полета. Вот мне торжественно вручили золотую медаль имени Покрышкина, – Валентина Васильевна достает из коробочки медаль с портретом знаменитого летчика. – По-прежнему хочу летать. А тогда, тридцать лет назад, у меня были товарищи летающие: Сергей Казанцев, Валерий Шурыгин, Люба Ахрямкина. В 1975-м у них уже был ЦЕЛЫЙ ГОД летного стажа! В 1976-м полетела и я на своем «Контуре», осенью, по первому снежку, в Лучанове. Там такие прекрасные места и горы удобные для начинающих. А на следующий год я была уже в Крыму, в известном на весь мир Планерском, где бывали и Королев, и Туполев, и Анохин. В следующем, 1978-м, я летала с горы Юца вблизи Пятигорска. Видите, на фотографии: в перспективе возвышается гора Бештау, а я лечу навстречу ей. Затем летала в Красноярске, в Туве. У озера Хадэн гора невысокая, всего 400 метров. Но термопотоки такие сильные, что можно подняться на полтора километра и выше. Вы не думайте, что я летаю так себе, «с одним крылом». У меня, как в самолете, на приборной доске есть и высотомер, и вариометр, и указатель скорости. И парашют всегда надет. Вот только падения иногда бывали.

Под крылом дельтаплана родные пейзажи выглядят очень красиво.

Иногда потоки воздуха бывают такие стремительные, что и парашют не всегда успеваешь открыть. Это произошло в Андижане в 1983 году. Взлетела Валя удачно, на мощном термопотоке выше встречной горы, с южной ее стороны. Красивый склон, весь в тюльпанах. И захотелось ей взглянуть, а что же там, на северной ее стороне? А там – мощные нисходящие потоки воздуха. И понесли они ее камнем вниз. Дело закончилось переломами.

– А перед этим роковым полетом, в 1981-м и 1982 годах, я занимала первые места по Западной Сибири на соревнованиях на Алтае и в Кызыле, – продолжает Валентина Васильевна. – Кости мои срослись, и через год после аварии, 13 апреля 1984 года, я снова полетела в Лучанове с горки высотой 30 метров. Там прекрасные места. Приходите, увидите, как мы летаем, – завершила она свой рассказ.


КОМОД ПИВНОГО «КОРОЛЯ»

Нередко вещи в нашем доме таят в себе интересную информацию.

 

Недавно в кругу художников одна женщина похвалилась своим умением изготавливать лепные плафоны в стиле ретро.

– Ваш дом, наверное, как музей? – спросил я.

– А вот у меня в квартире действительно настоящий музей, – сказала участвующая в разговоре преподаватель военно-медицинского института Елена Сергеевна Журавлева. – У меня редчайшая мебель, оставшаяся как память о знаменитых томичах. Хотите поглядеть? Приходите в ближайшее воскресенье.

Пришел, не зная, что это «ближайшее» воскресенье оказалось не простым, а праздничным в семье Елены Сергеевны. Был день ее рождения! На столе – приготовленный именинницей пирог. Все члены семьи, то по очереди, то в четыре руки, играли на пианино, пели, веселились.

И только потом начался разговор о мебели, стоявшей в комнате. Первым привлек мое внимание комод, выглядевший как прекрасный средневековый замок со множеством точеных башенок и резными ветвями сказочного дерева в центре ансамбля.

– Этот комод раньше принадлежал томскому пивному «королю» Роберту Крюгеру, – рассказывает Елена Сергеевна. – Крюгер купил комод в Петербурге. Сам он жил в Томске на юго-западном углу улиц Советской и Усова. Этот дом совсем недавно снесли. После революции, уезжая из Томска, Крюгер раздал свою мебель на память о себе знакомым томичам. А этот вот комод достался Сергею Аникину, ранее дружившему с Крюгером. Дочь Сергея Аникина, Ия Сергеевна, преподавала в школе № 8 и была знакома с нами. Она и оставила комод нам, уезжая в Омск к сыну.

– Кстати, – продолжает Елена Сергеевна, – моя свекровь тоже по фамилии Крюгер, но она пивному «королю» не родственница. Просто однофамильцы. Но знаменитые личности связаны были с нами через музыку, через любовь к ней и вообще к искусству и культуре. Так же, как и мы с Сашей, моим мужем.

Мама Елены Сергеевны была внучкой священника томской Воскресенской церкви, ее братья работали: один в Эрмитаже, другой – в Большом театре. И в доме всегда стояло фортепьяно, на котором играла и Елена.

– Однажды врач Таисия Плохидина рекомендовала нам лучшего в Томске настройщика пианино. Но он в тот момент был болен, и вместо него к нам пришел молодой парень, его сын. Не успела я оглянуться, как он разобрал пианино и вновь собрал. Вечером я спросила у моего отца: «А этот парень хоть настроил инструмент?» «У него руки на месте», – так кратко оценил работу отец. А парень мне позвонил на следующий день и пригласил на концерт. А потом и замуж…

Так и породнились две музыкальные семьи. Александр, молодой муж, тоже играл на пианино, а его отец Гельмут не только настраивал пианино, но и играл на скрипке, и мог отремонтировать любые часы, даже очень древние. С Гельмутом дружили все профессора и врачи, вообще знаменитые люди Томска.

Полюбовался я и шкафом-дворцом профессора, специалиста теплоэнергетики Иннокентия Бутакова, сделанный мастером Рукавишниковым. Кстати, эта династия томичей уходит корнями на 200 лет. Были Рукавишниковы и купцами, и кирпичных дел мастерами, и столярами. И, наконец, космонавт, вероятно, из той же династии. А уж шкаф-дворец – очень оригинального вида: имеет много окошечек, как во дворце, застекленных.

– С Бутаковыми был хорошо знаком наш Гельмут. Они очень часто бывали в гостях у Гельмута и его жены Эрны. У самих Бутаковых детей не было. Зато в их квартире всегда проживал кто-нибудь из студентов ТПИ, – продолжает рассказ Елена Сергеевна. – За Томском-II на кладбище, на правой его стороне, у входа рядом с могилой профессора Ревердатто возвышается красный гранитный памятник Бутакову. Он там как ориентир на развилке трех дорожек.

Вот стол Лидии Николаевны Краевской. Ее можно увидеть на фотографии в книге Витольда Славнина о Томске. Там изображена «могучая кучка» геологов, еще в 20-х годах проводившая изыскания залежей сырья для перспективных предприятий Кузбасса. В первом ряду на фотографии запечатлена молоденькая девушка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 693 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2489 - | 2302 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.