Тема Сирии в последний месяц-полтора вновь стала выдвигаться в первые ряды. Если ранее ситуация в ней пребывала в стабильно-катастрофическом состоянии, и можно было оценивать события, как идущие от плохого к худшему, то сейчас возникло сразу несколько новых факторов, которые в ближайшее время (от нескольких месяцев до года максимум) создадут новый кризис, выходом из которого станет либо существенное изменение всей обстановки в лучшую для правительства Асада сторону, либо окончательный крах страны и ее фрагментация по ливийскому варианту.
Трудно сказать, что лучше - медленное загнивание ситуации или возможность переломить такую тенденцию с риском окончательного краха, но по крайней мере теперь появляется шанс, которого у Асада уже не было.
О каких факторах идет речь?
Первый, это без сомнения, смена политики Саудовской Аравии. Она остается прежней по отношению к режиму Асада (в этом смысле и Запад, и его союзники в регионе, и Иран, и Россия, и, вероятнее всего, Китай остаются неизменны - они продолжают придерживаться своих прежних отношений к существованию этого режима). Однако появление Исламского государства и главное - его жизнеспособность, вынуждают Саудовскую Аравию корректировать прежние планы относительно Сирии. Уже понятно, что крах Асада усилит в первую очередь именно ИГ, и шура Исламского государства будет решать задачу дальнейшей экспансии, которая очень вероятно распространится как раз в направлении Саудовской Аравии. Это и ресурсы, и выход к морю, а главное - после краха режима Асада Исламское государство окончательно перестанет быть маргинальной террористической группировкой, как его пытаются сейчас представлять. Оно по факту победы получит легитимность и статус.
В таком случае задача Саудовской Аравии заключается в том, чтобы решить проблему Асада, существенно ослабив при этом Исламское государство, хотя о его уничтожении речь не идет: ИГ продолжает играть важную роль в политике Саудовской Аравии как сила, противостоящая Ирану и шиитам в целом, а в ситуации, когда между США и Королевством серьезно изменились отношения, ему приходится решать вопросы собственной безопасности более непростыми и непрямыми методами.
Собственно, именно эта задача и вынудила саудитов идти в Москву и пытаться купить Кремль. Сложность такого торга очевидна: по сути, в сирийской войне мы остаемся противниками, однако теперь появилось поле для возможного взаимодействия - это Исламское государство.
Второй фактор - это ухудшившееся положение России после Крыма и полный провал всей российской политики на Донбассе. Я не стану в очередной раз пытаться оспаривать тезисы пропаганды, и в особенности писания дважды предателей-беглых пропагандистов из Украины. Работа есть работа - эти люди оболгут или оправдают все, что велят хозяева. Тем не менее, факт остается фактом: на Украине Россия терпит поражение, и пока оно еще не зафиксировано, есть шанс сделать его менее болезненным и катастрофическим. Такой шанс предоставляет Сирия. В случае, если Россия сможет переломить ситуацию и удержать свои позиции (тоже, нужно отменить, сданные в результате провальной политики на этом направлении), у нее появляется возможность торга с Западом. Ключевой вопрос для Путина - это, безусловно, Крым. Пока все усилия направлены уже не на признание присоединения Крыма, а на перевод этого вопроса в отложенный статус. Можно признать такой подход крайне разумным - просто потому, что уже ничего не остается. В бесконечной череде провалов, предательства и откровенных ляпов по Украине такой подход - как луч света. Очень редкое решение, которое можно не приветствовать, но по крайней мере понять в рамках хоть какой-то логики, где есть национальные интересы.
Вопрос, конечно, в формулировании задач и в исполнении - бездарность в этих подходах угробит любую самую разумную идею.
Третий фактор - это конечно, существенная смена политики США в отношениях с Ираном. Если еще год назад Иран боролся в Сирии на правах отщепенца, противостоящего всему цивилизованному миру, то теперь ему фактически дается карт-бланш и благословение США на наведение относительного порядка в регионе. При этом Штаты, естественно, оставляют удавку на шее у иранцев и продолжают держать ее в своих руках. Так что тут никаких иллюзий - как только Иран выполнит свою часть работы, его вновь начнут давить и притормаживать. Не для того Штаты разносили регион, чтобы дать возможность сформироваться в нем центру силы.
Есть и иные факторы, которые носят не только сугубо политический характер. Продолжающийся передел европейского рынка (в частности нефтяного и газового) направлен на изменение доли России в нем. Иран становится тем фактором, который может Европе помочь решить окончательно вопрос диверсификации поставщиков и закрыть вопрос с заявленной Путиным в 2007 году стратегии на строительство энергетической сверхдержавы, которая всерьез обеспокоила Запад. Почему обеспокоила - понятно: у колонии не может быть рычагов давления на метрополию. В каком-то смысле Западу повезло: деградация российской управляющей номенклатуры зашла настолько далеко, что она способна лишь на точечные укусы и уколы, однако "играть вдолгую", как любит смаковать это выражение российский президент, она уже не способна. Собственно, Крым и последующие события это продемонстрировали вполне выпукло.
В этом смысле Запад не слишком обеспокоен активностью России на сирийском направлении, а скорее, даже будет ее поощрять. Стратегии России в регионе Ближнего Востока как не было, так и нет, поэтому в лучшем случае Кремль может слегка улучшить свое положение, но не настолько, чтобы качественно изменить его. Да и время упущено - скажем прямо. Три года назад был шанс помочь Асаду задавить боевиков и выдавить их на периферию. Теперь проблемой является само выживание режима. Ха- рактерная черта президента Путина: в случае какой-либо непонятной ситуации он немедленно прячется и выжидает: вдруг все само как-нибудь наладится. Действия начинают предприниматься, когда все уже рухнуло. Еще во время катастрофы "Курска" игра Путина в прятки в самом начале событий озадачила многих. Теперь это уже система - "грозное русское молчание" в мае 14 года, когда Путин просто выпал из жизни на несколько недель, а события приобрели необратимый характер, собственно, и привели к нынешней катастрофе на Донбассе.
Тем не менее, других правителей у нас нет, а у них нет другого народа, поэтому приходится как-то терпеть друг друга и учитывать наличие и тех, и других. К сожалению, эти правители сейчас стоят на мостике и рулят точнехонько в центр айсберга. У пассажиров нет возможности повлиять на идиотов у рулевого штурвала - пассажирам все громче включают музыку, чтобы они не дай бог, не заметили, куда плывут.
Но это всё лирика. Теперь вновь о Сирии.
Новые факторы вокруг Сирии начинают складываться. Видимо, часть из них уже пришла в относительное согласие между собой - недавний визит Кассема Сулеймани в Москву в этом смысле выглядит вполне логично, готовится визит короля Сальмана, не исключено, что будут встречи и с другими руководителями в регионе по вопросу Сирии - проблема настолько загнана в тупик, что нужны согласования и разграничение сфер влияния и действий. Исламское государство уже доказывало, что управляется исключительно незаурядными людьми, и способно играть на противоречиях между своими противниками.
Информация о начале прибытия в Сирию не просто военной помощи, а качественное ее изменение, в таком случае выглядит вполне логично. То, что российские власти не подтверждают и не опровергают ее, говорит об их разумности - Исламское государство вполне способно сорвать любые приготовления к войне с собой со стороны России, организовав цепь мощных терактов и нападений на территорию России. Вряд ли сильно успешных с военной точки зрения - однако очень резонансных в медийном и пропагандистском плане. Учитывая великолепные возможности ИГИЛ в пропаганде, можно не сомневаться - на это они точно способны.
Так или иначе, но можно точно сказать, что Россия в том или ином виде готовится вступить в войну с Исламским государством. В очередной раз Америка может торжествовать - ей все время удается создать ситуацию, когда ее противники сходятся на ринге, а она выступает в роли рефери. Для России раз за разом никак не удается воевать со своими врагами непрямыми методами - каждый раз приходится вступать в борьбу с ним напрямую.
Пока речь не идет о том, что в Сирию будут перебрасываться значительные силы российской армии - пока у Асада достаточно сил, чтобы воевать за нас "по доверенности". Однако сам факт того, что нам приходится входить в ситуацию напрямую, создает серьезную угрозу втягивания в чужую войну. В Афганистан мы тоже входили буквально на пять минут. Да и в Чечне вряд ли кто рассчитывал на дестилетие. Американцы в свое время поиграли в эти игры - в Корее и Вьетнаме, а после Ирака и Афагнистана окончательно сообразили, что гораздо лучше рулить процессами со стороны.
Помощь Сирии необходима. И борьба с Исламским государством неизбежна - здесь мы опять упустили все, что только можно. Теперь вопрос заключается в том, чтобы пройти по грани - четко понимая предел своего втягивания в этот конфликт и в то же время осознавая ту "красную черту", за которой нам придется принимать окончательное решение - бросать регион совсем или впрягаться за него по-серьезному. И то, и другое выглядит крайне плохо, но у нас уже нет хороших решений. Мы их все упустили.
http://el-murid.livejournal.com/ 2498014.html
-- ------------------------------------------
ТОВАРИЩИ!
БЕЗ ВАШЕЙ РЕГУЛЯРНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЮЛЛЕТЕНЬ
«ЗА СТАЛИНА!»
ВЫХОДИТЬ НЕ СМОЖЕТ!
ЖДЕМ ПОМОЩИ!
-------------------------------------
Благодарим
Василия Никитовича
Ташкаева из Новосибирска и Бориса Львовича Хохловича из Осташкова
за помощь газете!
------------------------------------------------------