Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ј€хуаска, вирола и ƒћ“




»ндейцы ёжной јмерики словами Ђа€хуаскаї, Ђа€ваз-каї или Ђхаапиї называют известный им с незапам€тных времен галлюциногенный напиток.

ѕервое сообщение о его существовании принесли в ≈вропу ботаники –. —прус и ј.–. ”оллес, которые в 1850 году исследовали флору јмазонки..

— €зыка индейских племен слова эти перевод€тс€ как Ђвино душї или Ђвино мертвыхї. ќтноситс€ это и к растени€м Ц лианам Banisteriopsis caapi и Banisteriopsis inebrians, €вл€ющимс€ основным компонентом шаманского напитка.

—колько веков их галлюциногенные свойства известны аборигенам, не знает никто.

ћестных лекарей-шаманов называют Ђа€хуаскеросї, то есть люди, изготавливающие а€хуаску и врачующие с ее помощью.

≈вропейские путешественники по јмазонке (у нас известен √арри –айт и его книга Ђ—видетель колдовстваї)

рассказывают, что действие хаапи продолжаетс€ около 6 часов, вызыва€ чрезвычайно богатую мозаику зрительных галлюцинаций, преимущественно естественного, Ђприродногої характера:

Ђя как будто превратилась в растение. ¬округ мен€ в каком-то невообразимом сексуальном танце, медленно, но в завораживающем ритме, плыли ветви Ц руки, листь€ Ц лица и лианы Ц тела. я чувствовала себ€ такой же мерно колеблющейс€ живой лианой, и мне хотелось двигатьс€ в этом удивительном танце. ќдновременно с удовольствием в глубине души таилс€ страх. Ёто был не мой танец. Ёто был танец людей и растений, думающих совершенно не так, как €...ї

ƒопкин де –иос

√аллюцинации, возникающие под воздействием напитка, легко, с помощью собственного голоса, управл€ютс€ самим грез€щим.  ультура индейцев кечуа основана на Ђикаросї Ц магических песн€х. ќни служат шаманам дл€ звукового управлени€ галлюцинаци€ми.

¬о врем€ лечебных сеансов и пациент, и целитель поют. —одержание и звукова€ сторона песни предназначены дл€ направлени€ целительной энергии в различные части тела и души пациента.

»ндейцы утверждают,.что во врем€ такого сеанса пациент и шаман испытывают одни и те же галлюцинации. ѕо сути, сеанс описываетс€ этнографами как телепатический.

  сожалению, эксперименты европейских исследователей не смогли ни доказать, ни опровергнуть существование телепатии во врем€ коллективных приемов галлюциногенного напитка.

“кани лиан богаты алколоидами бета-карболинового р€да. —амым важным бета-карболином в составе лозы €вл€етс€ гармин. ќднако гармин не вызывает галлюцинаций, если только не употребл€ть его в дозах близких к смертельным.

—читаетс€, что в напиток индейцы добавл€ют кору различных видов деревьев семейства вирола. ќднако это всего лишь догадки этнографов.

ƒело в том, что деревь€ вирола, содержащие мощный алкалоид Ц галлюциноген ƒћ“ (диметилтриптамин), произрастают в других районах ёжной јмерики. Ўаманы Ѕразилии,  олумбии и ¬енесуэлы дл€ эффекта галлюциноген-

ных переживаний используют порошок коры, смолу и сок этих родственников мускатного ореха.

Ќередко порошок виролы используетс€ в погребальных ритуалах, причем его съедают вместе с кост€ми умерших. ÷ель Ц проводы души умершего в загробный мир.

»нтересно, что гармин никогда не был запрещен в ≈вропе, так как наша культура никогда не использовала его галлюциногенные свойства. «ато это открытое шаманами древней јмазонки соединение стало предшественником современных антидепрессантов (ингибиторов моноаминокси-дазы).

Ётого нельз€ сказать об алкалоиде виролы Ц диметил-триптамине, или ƒћ“. ¬ 1956 году чешский химик —тивен ∆ера, исследу€ порошок виролы (попутно он обнаружил, что некоторое количество этого вещества содержат в себе и бобовые растени€), синтезировал алкалоид ƒћ“, который и по сей день остаетс€ одним из самых сильных среди известных галлюциногенов.

ѕо структуре ƒћ“ близкий родственник серотонина Ц одного из основных метаболитов нервной клетки. ƒћ“ при попадании в организм на очень непродолжительный срок вытесн€ет серотонин из химических реакций и встает на его место в рецепторах нервных окончаний.

»сследовани€ ƒћ“ в услови€х нормального обмена веществ в нервной системе показали, что он играет активную роль в процессах воображени€ и образного мышлени€ вообще.

ѕо всей видимости, процесс временной (ƒћ“, независимо от способа введени€, действует не более 15 минут) подмены естественных процессов воображени€ психоактивным веществом и €вл€етс€ основой действи€ ƒћ“ на человеческую психику.

«наменитый теоретик психоделического образа жизни и страстный поборник ƒћ“ “. ћаккена так описывал свои ощущени€ от его приема:

Ђѕереживание, захватывающее все существо, проскальзывающее под покров экстаза ƒћ“, ощущаетс€ как проникновение через какую-то мембрану. ”м и Ђ€ї буквально разворачиваютс€ перед глазами. “акое ощущение, будто обновилс€, хот€ и не изменилс€, как будто был сделан из золота и просто перековалс€ в новую форму в горниле своего рождени€. ƒыхание нормальное, сердцебиение ровное, ум €сный и наблюдательный. Ќо что это за мир? „то воспринимают чувства?

ѕод вли€нием ƒћ“ мир становитс€ лабиринтом, дворцом, каким-то более чем возможным марсианским сокровищем, наполненным мотивами, затопл€ющими изумленный ум невыразимым восторгом. ÷вет и ощущение раскрывающей реальность тайны буквально пронизывают все переживание. ≈сть ощущение иных времен, а также собственного детства, чуда, чуда и еще раз чуда. Ёто аудиенци€ у чужестранца-нунци€. ¬ глубине этого переживани€ Ц в конце человеческой истории Ц сторожевые врата, которые открываютс€ под ревущим вихрем невыразимой межзвездной пустоты в ¬ечность.

¬ечность, как прозорливо заметил √ераклит, это дит€, играющее цветными шарами.

«десь находитс€ много мини-сущностей Ц малышей, самопреобразующихс€ механических эльфов гиперпространства. ћожет, это дети, которым предназначено быть человеку отцами; впечатление вхождени€ в экологию душ, скрывающихс€ за порталами того, что мы наивно зовем смертью? Ќе знаю. ћожет, они Ц синестезийное воплощение нас как »ного или »ного как нас? ј может, это эльфы, утраченные нами с угасанием магического света детства? «десь Ц потр€сение, которое едва ли можно выразить, бого€вление за пределами наших самых диких грез. «десь царствие того, что страннее всего, что мы можем предположить. «десь тайна жива€, невредима€, все еще столь же нова€, как и тогда, когда наши предки переживали ее п€тнадцать тыс€ч лет назад.

“риптаминовые сущности предлагают дар нового €зыка: они поют жемчужными голосами, которые рассыпаютс€ цветными лепестками и разливаютс€ в воздухе, как гор€чий металл, чтобы стать игрушками и такими подарками, какие, наверное, боги дарили своим дет€м. ќщущение эмоциональной св€зи потр€сающее и жуткое. –аскрытые таинства реальны, и, если когда-нибудь их высказать целиком, они не остав€т камн€ на камне в том малом мире, в котором мы стали так больныї.

¬ отчетах “еренса ћаккены стоит обратить внимание на ощущени€ от встреч с мини-сущност€ми, которых визионер сравнивает с эльфами.

¬ своей книге Ђѕсихоанализ и алхими€ї  арл √устав ёнг рассказывает о Ђкабириї Ц алхимических дет€х, чье по€вление или присутствие €вл€етс€ об€зательным условием последних стадий на пут€х получени€ философского камн€ Ц главного алхимического делани€.

Ђ абириї дл€ ёнга Ц один из магических архетипов-символов, присущих очень древним бессознательным воспоминани€м человечества.

ƒћ“, по всей видимости, способен высвободить такие воспоминани€, сделав их на какое-то врем€ частью активного воображени€.

ќднако никто из тех, кто использовал ƒћ“, не смог войти в контакт с сущност€ми, увиденными во врем€ Ђтрипаї.

»ндейцам јмазонки удаетс€ общатьс€ со Ђсвет€щимис€ сущност€миї.  то же они дл€ этих людей: духи природы? души собственных предков?

ясно одно Ц они естественна€ часть картины мира древнего человека. Ёто знание составл€ет основу его миропонимани€ и жизнеустройства.

ƒл€ Ђвизионераї-европейца Ђтрипї с помощью ƒћ“ €вл€етс€ зрелищем. Ќеобыкновенным по силе ощущений, но все-таки зрелищем, чем-то вроде Ђвнутреннего телевизораї с непривычной объемной передачей. Ђ абириї не несут дл€ него смыслового значени€.

ѕочему?

„ем отличаетс€ эффект действи€ хаапи у индейца от действи€ ƒћ“ на нашего современника?

ћожно ли в этом случае вообще говорить о наркотическом действии алкалоида? ћожет ли зрелище (телевизионное шоу, например) вызвать зависимость? — точки зрени€ взгл€дов, прин€тых сегодн€ в медицине, Ц нет, не может. Ќи шоу, ни ƒћ“ не вызывают никаких значимых последствий дл€ биологии мозга и физического тела человека.

¬ отличие от LSD дл€ ƒћ“ не было обнаружено отрицательного воздействи€ на хромосомы и общетоксического действи€ на организм. Ќе было вы€влено ни синдрома отмены, ни феномена роста толерантности, ни других характерных дл€ наркотиков закономерностей (возможно, наука просто не успела до конца исследовать новое психоактивное вещество Ц страх и запрет Ђуспелиї раньше).

»сследовани€ ƒћ“ были запрещены вместе с исследовани€ми LSD в 1965 году.

—ледовательно, Ц и это можно утверждать, Ц европейска€ и американска€ культура снова Ђиспугаласьї тех состо€ний сознани€, к которым приводил наркотик.

Ѕольшинство людей, использовавших ƒћ“, утверждают, что продолжали эксперименты, потому что им было Ђбезумно интересної участвовать в Ђтрипахї.

ѕохоже, что культура испугалась именно этого интереса.

ѕочему?

ћожет ли интеллектуальный интерес, естественное стремление человека к познанию мира, перерасти в зависимость?

» если да, то как отличить болезненный интерес от той обычной заинтересованности, без которой немыслима человеческа€ жизнь?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1274 - | 1254 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.