Такой метод структурирования данных прост и эффективен. Это является одной из причин того, почему Пролог естественно использовать для решения задач обработки символьной информации.
Все структурные объекты можно изображать в виде деревьев (пример см. на рис. 2.2). Корнем дерева служит функтор, ветвями, выходящими из него, - компоненты. Если некоторая компонента тоже является структурой, тогда ей соответствует поддерево в дереве, изображающем весь структурный объект.
Если одно и то же имя появляется в программе в двух различных смыслах, как в вышеупомянутом примере с точкой, то пролог-система будет различать их по числу аргументов и интерпретировать это имя как два функтора: один - двухаргументный; второй - трех. Это возможно потому, что каждый функтор определяется двумя параметрами:
(1) именем, синтаксис которого совпадает с синтаксисом атомов;
(2) арностью - т. е. числом аргументов.
Как уже объяснялось, все структурные объекты в Прологе - это деревья, представленные в программе термами.
7. Операторна нотація в Пролозі.
+ и * называют инфиксными операторами, поскольку они появляются между своими аргументами. Такие выражения могут быть представлены в виде деревьев, как это сделано на рис. 3.6, и записаны как прологовские термы с + и * в качестве функторов.
Выражения рассматриваются Прологом просто как дополнительный способ записи, при котором не вводятся какие-либо новые принципы структуризации объектов данных. Если мы напишем а + b, Пролог поймет эту запись, как если бы написали +(а, b). Для того, чтобы Пролог правильно воспринимал выражения типа а + b*с, он должен знать, что * связывает сильнее, чем +. Будем говорить, что + имеет более низкий приоритет, чем *.
Общее правило состоит в том, что оператор с самым низким приоритетом расценивается как главный функтор терма. Если мы хотим, чтобы выражения, содержащие + и *, понимались в соответствии с обычными соглашениями, то + должен иметь более низкий приоритет, чем *. Тогда выражение а + b*с означает то же, что и а + (b*с). Если имеется в виду другая интерпретация, то это надо указать явно с помощью скобок, например (а+b)*с.
Программист может вводить свои собственные операторы. Так, например, можно определить атомы имеет и поддерживает в качестве инфиксных операторов, а затем записывать в программе факты вида:
питер имеет информацию.
пол поддерживает стол.
Эти факты в точности эквивалентны следующим:
имеет(питер, информацию).
поддерживает(пол, стол).
Программист определяет новые операторы, вводя в программу особый вид предложений, которые иногда называют директивами. Такие предложения играют роль определений новых операторов. Определение оператора должно появиться в программе раньше, чем любое выражение, использующее этот оператор. Например, оператор имеет можно определить директивой
:- ор(600, xfx, имеет).
Существуют три группы типов операторов, обозначаемые спецификаторами, похожими на xfx:
(1) инфиксные операторы трех типов: