Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒл€ внутреннего употреблени€ и собственного использовани€ 2 страница





ѕоэт! не дорожи любовию народной.
¬осторженных похвал пройдет минуты шум;
”слышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Ќо ты останьс€ тверд, спокоен и угрюм.


“ы царь: живи один. ƒорогою свободной
»ди, куда влечет теб€ свободный ум,
”совершенству€ плоды любимых дум,
Ќе требу€ наград за подвиг благородный.


ќни в самом тебе. “ы сам свой высший суд,
¬сех строже оценить умеешь ты свой труд.
“ы им доволен ли, взыскательный художник?


ƒоволен? “ак пускай толпа его бранит
» плюет на алтарь, где твой огонь горит,
» в детской резвости колеблет твой треножник.

ѕочему бы нам не последовать совету великого поэта и мудреца.
»так: если ты сделал открытие, жди освистывани€. ¬ерно и обратное: если тебе рукоплещут, следовательно, открыти€ нет.

39. »ной все сделает дл€ твоего счасть€ при условии, что ты останешьс€ несчастным.
Ё. Ѕерн говорил примерно то же, но относил это к родител€м, дл€ которых смыслом жизни стало лечение своих детей. ќни жили по лозунгу: Ђя все сделаю, чтобы мой ребенок выздоровел при условии, что он останетс€ больнымї. » если врачу удавалось вылечить их ребенка, они делали все (естественно, неосознанно), дл€ того, чтобы вызвать обострение. я описал этот тип как психологического вампира Ђзаботлива€ матьї. Ёто еще одно предостережение тем, кто пользуетс€ или рассчитывает на благоде€ни€. я бы советовал убегать от тех, кто хочет сделать вас счастливым. ≈сть один только человек, кто это может сделать, Ц это вы сами.
≈ще раньше ‘. Ќицше писал, что сорадость, а не соучастие создают друга. ѕодумайте внимательно, и вы согласитесь со мной, что это так. ќдин из моих подопечных отметил с горечью, что его успехи оказались ненужными всем его друзь€м, которые в его мытарствах оказали ему большую помощь и которые стали ставить ему палки в колеса, когда он достиг большого успеха. ѕричем делали они это неосознанно. ќн на них не обижалс€. ƒа разве можно обижатьс€ на то, что принцип сперматозоида действует? Ёто же «ј ќЌ!
»так: иной все сделает дл€ твоего счасть€ при условии, что ты останешьс€ несчастным.

40. «най свое место Ц и всегда будешь первым.

41. Ќе называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.
» действительно, как только назвал дурака дураком, так и сам стал дураком, ибо св€залс€ с дураком.
»так: не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.

42. Ќе лезь на чужую гору Ц карабкайс€ на свою.
Ќаве€но песней ¬. ¬ысоцкого Ђ„ужа€ коле€ї;


Еƒелай, как €.
Ёто значит: не надо за мной.
 оле€ эта только мо€, Ч
¬ыбирайс€ своей колеей.

—овет может пригодитьс€ тем, кто в своей жизни подражает кому-то. Ќичего путного не выйдет.  аждый из нас создан в одном экземпл€ре.
Ќо можно свою гору насыпать.  ак при многоуровневом маркетинге. я обучаю своих учеников. ћои ученики учат других, те тоже кого-то учит. ј мен€ это поднимает. Ёто и есть мо€ гора.
»так: не лезь на чужую гору Ц карабкайс€ на свою.

43. —тарайс€ понравитьс€ прежде всего самому себе, а затем начальнику и сексуальному партнеру. ќстальные пусть забот€тс€ о том, чтобы тебе понравитьс€.
ѕодумайте сами! —ебе нужно нравитьс€, потому что этот человек всегда Ђпри васї. Ќачальнику Ц потому что ты от него зависишь. —ексуальному партнеру Ц чтобы он теб€ любил. Ѕез последних двух нельз€.  онечно, расстатьс€ с ними можно, но придетс€ искать других. ј это хлопотно. Ќекоторые начальники говор€т, что у них нет начальника.  ак они глубоко заблуждаютс€. ” них самый грозный начальник Ц √осподь Ѕог дл€ верующих и законы природы дл€ атеистов. ј эти господа ничего не прощают. ѕредставьте себе дерево и решите, у кого больше степеней свободы: у листьев и веток или у ствола. Ќачальнику нельз€ ни вправо, ни влево, а только вверх. ѕодробнее об этом читайте в книге Ђ омандовать или подчин€тьс€ї.
«ачем вам пытатьс€ нравитьс€ остальным? „то ни делай, все равно есть риск, что не понравишьс€.  роме того, с другим можно расстатьс€, в крайнем случае, свести общение до минимума.
Ќо самое главное Ц понравитьс€ самому себе.
ј куда уйдешь от себ€? ќдин человек всегда будет при мне Ц это € сам. » € должен понравитьс€ этому человеку! ≈сли хотите себе понравитьс€, станьте профессионалом высокого класса.  стати, и другим тогда тоже понравитесь.
»так: старайс€ понравитьс€ прежде всего самому себе, а затем начальнику и сексуальному партнеру. ќстальные пусть забот€тс€ о том, чтобы тебе понравитьс€.

44. ’очешь узнать своего главного врага Ц посмотри в зеркало. —правьс€ с ним Ц остальные разбегутс€.

45. ≈сли будешь помогать себе сам, то и другие тебе помогут; если будешь вредить себе сам, то и другие будут вредить тебе.

46. ≈сли ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? ”правл€ть можно только движущимс€ автомобилем.
¬ правильности этого положени€ убедилс€ на собственном опыте. я много рассказывал о своих иде€х, но никак их не оформл€л. ћне сочувствовали, возражали, принимали, отвергали. Ќе помню, кто, но кто-то сказал мне примерно следующее: Ђ√де текст?ї «апомнил € и его презрительный взгл€д на мен€ как на болтуна. ј вот когда у мен€ по€вилс€ текст, то сразу же нашлись и помощники. “еперь, если € к кому-то обращаюсь за помощью, несу результаты своих трудов, а не устно высказанные идеи. » от своих учеников € требую прежде всего поступки.
ќдин набожный еврей молилс€ Ѕогу и умол€л дать ему шанс улучшить свое материальное положение в виде выигрыша в денежной лотерее. Ѕог тоже просил у него шанс и попросил купить хот€ бы один лотерейный билет.
»так: если ты сам ничего не делаешь, то и помочь тебе невозможно.

47. ’очешь быть счастливым Ц развивай свои способности!
ѕравильно и обратное: никогда не будешь счастлив, если способности останутс€ неразвитыми. Ќаве€н мысл€ми јристотел€. Ђ—частье Ц это развивать свои способности, какие бы они ни былиї. ѕотом нечто подобное € находил и у других мыслителей. Ћоуэн, один из последователей великого психотерапевта ¬. –айха, определ€л счастье как осознание личностного роста. ќчень неплохое определение. ≈сли вы не реализовали вашу программу и вашу способность вырасти физически, то вы будете горбатым физически. ≈сли недоразовьетесь духовно, то у вас будет духовный горб, которым вы будете всех задевать, да и его будут все задевать. ¬ книге Ђ ак узнать и изменить свою судьбуї подробно разобрано.
»так: хочешь быть счастливым Ц развивай свои способности!

48.  аждый рождаетс€, чтобы стать королем или королевой в королевстве своем, но нередко остаетс€ на всю жизнь л€гушкой.
Ћ€гушками мы становимс€ в процессе воспитани€. Ќет, не л€гушками Ц просто на нас л€гушачь€ кожа, которую следует сбросить. ’очу разъ€снить, что значит, по моему разумению, стать Ђкоролемї. Ёто значит делать свое дело не просто хорошо, а так, как его не делает никто. „тобы теб€ не могли ни с кем сравнивать, чтобы твою работу узнавали по почерку. ѕрофесси€ в этом плане не имеет никакого значени€. ¬ –остове было кафе Ђƒружбаї. “ам одно врем€ работал повар, который славилс€ приготовлением фирменного блюда Ђ—ол€нкаї. ¬ любое врем€ работы этого кафе можно было в него попасть, просто€в не менее часа в очереди. “ј  готовить сол€нку никто не мог.  огда он перестал работать, кафе стало одним из многих. Ётот повар и был королем!
ќдин из моих подопечных говорил так: Ђќсновное мое достижение заключаетс€ в том, что так, как € работаю, никто не работает, и что мен€ перестали сравнивать с другими.  ому-то € нравлюсь, кому-то нет. „аще не нравлюсь. Ќо никто не говорит, что € на кого-то похож. “е, кому нужны мои навыки, никуда от мен€ не денутс€. ¬едь больше так никто не работаетї.
»так: каждый рождаетс€, чтобы стать королем или королевой в королевстве своем, но нередко остаетс€ на всю жизнь л€гушкой.

49. ’арактер Ц это нередко л€гушачь€ кожа, которую набрасывают на нас родители в первые п€ть лет жизни.

50. ’очешь стать королем Ц сбрось л€гушачью шкуру характера.

51. Ћ€гушачью шкуру набросили на теб€ другие, но сн€ть ев с себ€ можешь только ты сам. Ќо нужны помощники.

52. »зменить самому свою судьбу довольно трудно, так же трудно, как вытащить самого себ€ за волосы из болота. Ќужны помощники.

53. ¬ылезши из болота своей судьбы, не забывай как следует обмытьс€.
Ѕолотна€ тина имеет свойство размножатьс€. Ќе успеешь огл€нутьс€, как снова окажешьс€ в центре болота.   сожалению, некоторые, получив в результате психологического тренинга существенное улучшение, потом прекращают работать над собой. ¬се плохое возвращаетс€! ќни потом приход€т, наход€т врем€, но потер€нного времени ведь не возвратить. „то-то еще хочетс€ сказать, чтобы доказать, что следует продолжать работу над собой и тогда, когда тебе хорошо. ¬едь лучше автомобиль ремонтировать тогда, когда он еще на ходу, чем тогда, когда остановилс€. Ќо лучше остановитьс€. ¬едь начнет действовать принцип сперматозоида, тогда человек тем более прекратит работу над собой. Ћучше в заключение € скажу следующее: Ђ ак только вам станет хоть чуть-чуть лучше, сразу же прекращайте работать над собой. «ачем зр€ тратить врем€ на такую ненужную вещь, как работа над собой. Ћучше пойдите, помогите другим, даже если они этого не прос€тї.
»так: вылезши из болота своей судьбы, не забывай как следует обмытьс€.

54. Ќаличие характера Ц это всегда несчастье. „еловек живет не по «ј ќЌјћ жизни, а подчин€етс€  јѕ–»«јћ характера.

55. Ќе конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.

56. √лупо говорить глупому умные вещи.

57. ѕрежде чем мен€ть место работы или место жительства, вначале измени себ€.
ћожет быть, тогда не надо будет мен€ть ни работу, ни место жительства. ¬ моей практике часто были такие случаи, когда, пройд€ успешно психологическую подготовку, подопечные оставались на прежней работе, научались так ладить с людьми, что отпала необходимость переезжать. —ократ как-то сказал своему собеседнику, что от его странствий нет никакого толка, потому что он таскает за собой самого себ€.
»так: прежде чем мен€ть место работы ими место жительства, вначале измени себ€.

58. ’очешь приобрести врагов Ц советуй. „ем лучше совет, тем мощнее враг.

59. Ѕудь осторожен с теми, кто говорит: Ђ¬ы мен€ не пон€лиї, Ђя с вами не согласенї.
ќни оскорбл€ют людей, сами того не осознава€.

60. Ѕойс€ ценител€ и не оценивай сам.
“ы не Ѕог. “олько Ѕог может знать, что такое хорошо, а что такое плохо. „еловеку это не дано знать. ” него может быть только сво€ точка зрени€. „еловек, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, просто заражен Ђпервородным грехомї.
ѕослушайте рассказ одного из моих подопечных, который избавилс€ от Ђпервородного грехаї и перестал различать, что такое хорошо и что такое плохо.
Ђя сразу почувствовал громадное облегчение, как только избавилс€ от Дпервородного грехаУ. — мен€ сразу свалилось очень много забот. —троить отношени€ с людьми стало заметно легче, ну просто легко. Ћишь следует решить, каков человек дл€ мен€. ¬от сотрудники некоторых газет дл€ мен€ хороши. ѕубликуют мои статьи.  акие они на самом деле, пусть решает Ѕог. ѕусть мне о них говор€т плохо, € просто слушать не буду и буду с ними общатьс€! » наоборот, если мне партнер по общению не подходит, € не буду с ним общатьс€, сколько бы хорошего о нем ни говорили. Ќо € не буду говорить, что он плох. ѕросто мне он не подходит. ѕлох он или хорош, не мое дело. “ак вот человек, избавившийс€ от Дпервородного грехаУ, имеет только одну заботу Ц личностный рост. “огда у него не будет зависти, а жизнь подарит много радостей. ѕрочел книгу, овладел каким-то навыком, познакомилс€ с интересным человеком, написал статью Ц все в радость, и не волнует его то, что другой в это врем€ приобрел дачу, машину, встретилс€ с английской королевой. »збавившись от Дпервородного грехаУ, человек становитс€ самим собой. ” каждого свое счастье!ї
»так: бойс€ ценител€ и не оценивай сам.

61. «аботьс€ о другом, и не останешьс€ без вины; заботьс€ о себе, и никогда не будешь виноватым.

62. ≈сли знаешь, но не умеешь Ц считай, что не знаешь. Ќикому не говори, что ты знаешь, если не умеешь.
Ќаве€но восточным изречением: Ђ«нать Ц значит уметьї.   сожалению, воспитание у нас идет таким образом, что ученики иногда неплохо знают, но, тем не менее, нередко ничего не умеют. я это вижу по выпускникам нашего медицинского университета. Ќо это вина не только преподавателей. ¬едь некоторые студенты выход€т весьма квалифицированными специалистами. —ледовательно, услови€ дл€ получени€ образовани€ у нас есть. ’отел бы, чтобы этим советом воспользовались молодые и как можно быстрее приобретали навыки самосто€тельной жизни.
»так: если знаешь, но не умеешь, считай, что и не знаешь.

63. ¬ дележе добычи не участвуй, свое делай сам.
¬ыполнение этого правила спасло мен€ от многих непри€тностей и избавило от многих врагов. я оказалс€ вне борьбы, и кое-что смог сделать дл€ себ€ сам.
»так: в дележе добычи не участвуй, свое делай себе сам.

64. Ќе мешай человеку веселитьс€.
Ђ¬еселье Ц звонка€ монета счасть€, все остальное Ц кредитные билетыї, Ц писал ј. Ўопенгауэр.
–екомендаци€, с моей точки зрени€, очень важна€. —меющийс€, радующийс€ человек беззащитен, как ребенок.   сожалению, часто люди пытаютс€ лишить человека радости. ЂЌе очень радуйс€! ≈ще намучаешьс€ сЕ (женой, должностью, машиной, квартирой и т. п.)ї. ќчень метко как-то подметил ‘. Ќицше, что сорадость, а не соучастие создают друга.
»так: не мешай человеку веселитьс€.

65. ≈сли тревожно Ц прис€дь п€тьдес€т раз.
—горит адреналин, вызывающий тревогу, останутс€ гормоны поко€. ѕотом следует разобратьс€, что вызвало тревогу.
»так: если тревожно Ц прис€дь п€тьдес€т раз.

66. Ќе тревожьс€ о других Ц они не глупее теб€. ≈сли хочешь уничтожить близких, тревожьс€ о них.

67. Ќе бойс€ выгл€деть трусом, а бойс€ быть им.
Ќаве€но рассказом ¬. ‘ранкла. ¬. ‘ранкл, когда он служил в армии врачом, вышел на передовую.  омандир полка, австриец, с презрением сказал о том, что представители еврейской нации дрожат, когда сто€т на передовой. ¬. ‘ранкл ответил ему примерно так: Ђƒа, € дрожу, но стою, ј вот если бы вы дрожали, вы бы сто€ли?ї ¬едь суть храбрости заключаетс€ не в том, чтобы не бо€тьс€, а в умении преодолевать страх. ћой клинический опыт показывает, что многие талантливые люди не реализовали свои способности только из-за того, что бо€лись выгл€деть трусами, а многие сильные и храбрые люди из-за психологической трусости совершали глупые поступки, поддерживали нелепые меропри€ти€, накрывали дл€ гостей чрезмерно обильный стол, переплачивали в такси или ресторане и т. п.
»так: не бойс€ выгл€деть трусом, а бойс€ им быть.

68. ƒепресси€ дл€ того и дана человеку, чтобы подумать о себе.
ѕоэтому во врем€ депрессии не пей. ƒепресси€ на то и дана, чтобы подумать о своих ошибках. ѕоэтому € назвал депрессию королевой отрицательных эмоций. ќна велит нам обратить внимание на самих себ€.
»так: депресси€ дл€ того и дана человеку, чтобы подумать о себе.

70.  огда человек в тоске, не предлагай ему Ђвз€ть себ€ в рукиї, а восхищайс€ его выдержкой.
≈му и без теб€ тошно. » дав такой совет, приобретешь врага.
»так когда человек в тоске, не предлагай ему Ђвз€ть себ€ в рукиї, а восхищайс€ его выдержкой.

71. ‘изическа€ боль выводит из тоски.
ќтсюда практическа€ рекомендаци€: когда не можешь справитьс€ с тоской, в качестве неотложной помощи займись упражнени€ми на выработку гибкости. –аст€жки вызовут боль. ¬ кровь начнет выдел€тьс€ адреналин. „тобы сн€ть боль, сам организм начнет вырабатывать морфиноподобные вещества.  огда вы снимите боль, тем, что сойдете с раст€жки, выделение адреналина прекратитс€, а оказавшиес€ в избытке морфиномодобные вещества уменьшат выраженность тоски.
»так: физическа€ боль выводит из тоски.

72. ’очешь обратить на себ€ внимание Ц удиви.

73. ’очешь, чтобы о тебе долго думали, Ц разозли.

74. ’очешь, чтобы с тобой долго общались, вызови интерес.
ѕоследние три афоризма относ€тс€ к технике целенаправленного моделировани€ эмоций. ѕодробно об этом написано в книге Ђѕсихологическа€ диетаї.

75. Ќе обвин€й других Ц может быть, ты не прав.
јфоризм возник, когда € изучал проблему первородного греха. ¬ы хорошо знаете этот раздел Ѕиблии, да и во введении € об этом писал. „еловеку не дано знать, что такое хорошо и что такое плохо. ≈сли есть Ѕог, то он и знает, что хорошо, а что плохо. ѕоэтому если кто-то делает что-то, что мне не нравитс€, то € могу с ним не согласитьс€, но не буду его обвин€ть. ћожет быть, как раз не прав и €, а может быть, оба не правы.
»так: не обвин€й других Ц может быть, ты не прав.

76. “ебе не дано знать, что такое хорошо и что такое плохо, Ц ты не Ѕог. ј раз не дано, то и не пытайс€.

77. ≈сли не знаешь логики, не говори никому, что у теб€ есть высшее образование. ” теб€ есть только крыша, но нет стен и фундамента. ¬ шалаше и на чердаке жить неуютно.

78. ≈сли не можешь дать определение пон€ти€, не пользуйс€ им.
Ёто совет тому, кто хочет овладеть ораторским искусством и искусством убеждать других людей.
»так: если не можешь дать определение пон€ти€, не пользуйс€ им.

79.  ак ты можешь знать мен€, если ты не знаешь моего дела?
ѕрактика показала, что самые близкие люди не знают друг друга. ƒома весьма уважаемые и квалифицированные работники превращаютс€ в плохих кухарок, неквалифицированных слесарей-сантехников, небрежных прачек и неловких плотников и мал€ров. ¬от почему нередко дети не уважают родителей, а супруги презирают друг друга. ѕримеры можно продолжить. –одители не знают своих взрослых детей и продолжают относитьс€ к ним, как будто им еще п€ть лет. ƒаже сослуживцы, если они не вместе, не делают одного дела, не знают друг друга.
»так: как ты можешь знать мен€, если ты не знаешь моего дела?

80. ¬ыкинь покойников из мавзоле€ своей души и разрушь мавзолей!
Ёто дл€ обидчивых и злопам€тных. Ќаша злопам€тность поддерживаетс€ тем, что мы не знаем законов логики. «лимс€ на человека, которого уже давно нет, т. е. создают в душе своей мавзолей, где хран€т Ђпокойниковї. ќдна 70-летн€€ женщина продолжала злитьс€ на мужа за проступок, который он совершил 40 лет назад. ¬се остальное поведение его было безупречным, они прожили счастливо, но этот черв€чок продолжал в ней жить. –ассказыва€ это, мо€ пациентка горько плакала, она страдала. я попросил ее принести фотографию мужа тех лет и последнюю, а потом попросил ее посмотреть на старую фотографию и сказал: ЂЁтого человека, на которого вы обижаетесь, уже давно нет. ¬ы говорите о покойнике и живете с покойником в душе своей. ѕосмотрите, кто сейчас р€дом с вами. –азве этот человек сделал вам что-нибудь плохое?ї ƒовольно часто простить Ц это значит засунуть свою обиду в дальний €щик. ћногие так складывают свои обиды и при недоразумени€х вытаскивают всю пачку, присоедин€ют к ней последнюю и тр€сут ею перед провинившимс€ партнером.
ќбидчивые!   вам мое слово! Ќе будьте так жестоки! Ќе приговаривайте своих партнеров к пожизненному заключению. ¬едь даже преступник, после того как он отбыл наказание в тюрьме, считаетс€ чистым перед обществом. ƒа и тот, который вас обидел, возможно, уже умер, а вы обвин€ете ни в чем неповинного человека, у которого с тем, кого вы обвин€ете, могут быть общими только фамили€, им€ и отчество. ј если он точно такой, как тот, который вас обидел, так не живите с ним, но не вспоминайте обид. —ебе же хуже делаете.
»так: выкинь покойников из мавзоле€ своей души и разрушь мавзолей!

81. Ќе будь  ощеем Ѕессмертным Ц держи свою душу при себе.
≈ще одна формулировка пожелани€ жить дл€ себ€. ƒоводы могут не помочь, а вот если человек прочувствует, что он  ощей Ѕессмертный, может быть, постараетс€ вернуть свою душу себе.
ƒл€ разъ€снени€ тезиса привожу свою статью Ђ’орошо ли жилось  ощею Ѕессмертному?ї
Ђ¬ детстве € очень завидовал  ощею Ѕессмертному по двум причинам. ¬о-первых, он был худым, а мен€ дети дразнили за мою полноту; во-вторых, он был бессмертным, а мне умирать не хотелось. —ейчас € ему уже не завидую. я стал регул€рно заниматьс€ спортом и похудел. Ѕессмертие € себе обеспечил тем, что у мен€ есть дети и внуки.  роме того, € написал несколько книг, которые многим нрав€тс€, а некоторым принесли пользу. ј  още€ все-таки убили, да и пам€ть о нем осталась худа€, как об образце жестокости и коварства.
 роме того, психологический анализ показывает, что сама внутренн€€ жизнь  още€ Ѕ. была полна переживаний, а непри€тностей у него хватало, так как врагов было много. Ќо самым т€жким моментом было то, что ему все врем€ необходимо было беспокоитьс€ о своей —мерти.
ѕоместил он ее, как вы помните на острие иглы, иглу Ц в €йцо, €йцо Ц в утку, утку Ц в зайца, зайца Ц в сундук, сундук Ц на вершину большого дуба, который рос на неприступной дл€ человека rope, но смерти все равно не избежал. ѕомогли друзь€ »вана-царевича, которых в свое врем€ он спас от гибели. ћедведь раскачал дуб, сундук упал и разбилс€. «айца догнала и разорвала лиса, вылетевша€ из него утка была уничтожена селезнем, а выпавшее в море €йцо принесла »вану-царевичу рыба. ≈му осталось только разбить €йцо и надломить кончик иглы. Ќичего не подозревающий  ощей, зан€тый совсем другими делами (он в это врем€ распивал чаи с Ѕабой ягой), погиб в страшных мучени€х.
„то же хранилось на кончике иглы? ¬ сказке указано, что смерть. Ќо по веровани€м наших предков смерть наступает тогда, когда душа отлетает от тела или вообще от места ее хранени€. ѕоэтому можно утверждать, что на кончике иглы размещалась душа  още€ Ѕессмертного. ¬от почему он погиб, как только его душа (кончик иглы) отделилась от тела (от самой иглы).
я уже не раз писал, что сказки люб€т не только дети, но и взрослые, и не за ложь сюжета, а за психологическую правду, котора€ в ней заложена. Ќо, к сожалению, эту правду нелегко извлечь из сказки, еще труднее направить ее на пользу себе и люд€м. ј правда сказок заключаетс€ в том, что и в реальной жизни встречаютс€ герои сказок. –аспознать их бывает трудно, ибо  ощей Ѕессмертный может быть вполне упитанным джентльменом или привлекательной полноватой женщиной.
“ак вот  ощеи Ѕессмертные встречались мне чаще всего и выгл€дели весьма благородно. ¬о многом это были достойные люди. ¬ы€вить  още€ Ѕессмертного очень просто. «адайте человеку вопрос, ради кого или ради чего он живет. я провел большое исследование на более чем 10 000 человек и установил, что только 8 % живут дл€ себ€, т. е.  още€ми не €вл€ютс€. ќстальные живут преимущественно ради детей (53%), родителей (23%), дела (10%), мужа или жены (5%), одним процентом назывались прочие причины. “аким образом, 92% оказались психологическими  още€ми Ѕессмертными, т. е. они живут не ради себ€, наруша€ и «аконы ∆изни, и «аконы Ѕожьи (прежде всего заповедь ЂЌе сотвори себе кумираї).  аковы же шансы на счастье у этих людей?
ѕредположим, что человек живет ради родителей. Ќетрудно сообразить, что его ждет трагеди€. ѕо «аконам ∆изни родители уход€т раньше детей. Ќо и жить такой человек спокойно не может. ќдна мо€ пациентка Ќастолько любила отца и восхищалась им, что у нее возникли трудности в выборе спутника жизни, затем развилс€ невроз нав€зчивых состо€ний. ” нее обостр€лс€ нав€зчивый страх смерти тогда, когда отец уезжал в командировки. ќн был крупным бизнесменом. ѕо роду своей де€тельности должен был довольно часто уезжать из дома. »з-за болезни дочери ему приходилось отказыватьс€ от некоторых поездок, что привело его к большим убыткам и затрудн€ло жизнь.
≈ще один пример.
” одного моего пациента был культ матери. Ђћама в первую очередьї, Ђћама не должна волноватьс€ї, Ђ„то скажет мамаї и т. п.  аждый день, возвраща€сь домой, в 22.00 он звонил ей, сообща€, что он уже прибыл домой, чтобы она не волновалась. ћать привыкла к этим звонкам, и если звонка не было, то она посылала телеграмму-молнию (они жили в разных городах. ј вам нетрудно пон€ть, что и она была  ощеем Ѕессмертным). »ногда телефон дома не работал, и он вынужден был ехать на другой конец города, на междугородный переговорный пункт сообщать, что он благополучно прибыл домой. Ќелепость! ќн был неплохим изобретателем и выдвинул перспективную идею. —обралась перспективна€ группа. »м приходилось задерживатьс€ на заводе, работать по вечерам, иногда остава€сь на ночь. ћеждугородной св€зи в цеху, где они оставались работать, не было. ќн вынужден был уходить к 22.00. ¬скоре его исключили из группы. ј через некоторое врем€ за это изобретение всей группе была присуждена √осударственна€ преми€. “рудно не заболеть в такой ситуации!  стати, перва€ жена от него ушла.
Ќе лучше складываетс€ жизнь у тех, кто живет ради детей. Ќетрудно сообразить, что в соответствии с «аконами ∆изни дети рано или поздно покинут родителей, и человека, который живет ради детей, ждет трагическа€ судьба. ƒа и само течение жизни не доставл€ет большого удовольстви€, да и дет€м несладко. “ипичным типом такого  още€ €вл€етс€ «аботлива€ ћать. ¬едь ее душа в ребенке, и она, забот€сь о своей душе, кутает его, не разрешает уходить далеко от дома, растит в оранжерейных услови€х. „ем старше становитс€ такой ребенок, тем более нагл€дной становитс€ его неприспособленность к жизни, и число тревог растет. »менно такие родители придумали пословицу Ђћалые дети спать не дают, а большие жить не даютї. ’от€ на самом деле это  ощеи Ѕессмертные не дают жить своим дет€м. » при этом утверждают, что живут дл€ детей. »х лозунг: Ђя все сделаю дл€ того, чтобы ты был счастлив (здоров), при условии, если ты останешьс€ несчастным (больным)ї.
 стати, все  ощеи чувствуют себ€ старыми, больными и одинокими (а с ними жить невозможно, ибо они внедр€ют в партнера свою душу, котора€ и управл€ет теми, ради которых они живут, или их душа где-то в другом месте)Е
Ћюбому врачу знакомы  ощеи Ѕессмертные, которые живут ради их заболевших родственников. ќни не год€тс€ даже в сиделки, ибо от волнени€ не могут подать воды, перестелить простыню или умыть своего больного родственника.
≈сли человек живет ради мужа (жены), это уже немного лучше. Ќо это тоже ненадежное основание дл€ жизни. –азводы у нас не редкость, да и на тот свет одновременно не уход€т.
ћне много приходитс€ заниматьс€ семейным консультированием.  ощеизм особенно заметен в бракоразводном процессе. “огда становитс€ €сно, что уже в момент зарождени€ семьи  ощей вкладывал собственную душу в своего супруга (-у). „аще жена живет ради мужа, воспитыва€ его, довод€ его до необходимых ей Ђкондицийї.  огда он Ђвырастаетї, естественно, он уходит от нее, забира€, сам того не жела€, ее душу. ¬от одно из типичных за€влений  още€: Ђя его (ее) люблю. я без него (нее) жить не могуї. »ногда происход€т шантажные за€влени€ или попытки совершить самоубийство. —обственно,  ощею наплевать на партнера. ≈го не интересует, каково с ним жить. ј жить с ним т€жело. ¬едь он без души. ƒуша его в партнере!
≈ще один пример.
ƒвадцать лет, со слов моей пациентки, они жили Ђдуша в душуї. ќна, пианистка, творческа€ личность, считала, что облагодетельствовала своего мужа, Ђгрубого военнослужащегої, выйд€ за него замуж, обтесыва€ его, Ђмужланаї, вкладыва€ в него всю душу, создава€ ему соответствующий имидж. Ѕлагодар€ такой работе он смог достичь больших чинов и материального благополучи€. ќна сама признавалась, что Ђкаталась как сыр в маслеї.  роме того, она периодически устраивала Ђсценыї своему мужу за то, что он не хотел, чтобы ее душа была в нем. Ќапример, не хотел слушать классическую музыку. —лучилось так, что он познакомилс€ с женщиной, с которой у него сложились деловые отношени€. Ёта женщина стала заботитьс€ о нем. ѕокупала ему небольшие подарки, то рубашку, то галстук, то запонки. ≈му было это и странно и при€тно, ибо такой заботы о себе он никогда не видел, но зато ему часто говорила супруга, как ему повезло с такой €ркой женой.  огда муж поставил вопрос о разводе, то супруга за€вила, что без него она жить не сможет и покончит жизнь самоубийством.
≈ще один вариант кощеизма в семейной жизни Ц жить дл€ мужа. ≈го хорошо описал ј. ѕ. „ехов в письме –аул€ —иней Ѕороды Ђћои женыї.
Ђћаленька€ брюнетка с длинными кудр€выми волосами и большими, как у жеребенка, глазами. я был тронут смирением и кротостью, которыми были налиты ее глаза, и умением молчать Ц редкий талант, который € ставлю в женщине выше всех артистических талантов. Ёто было недалекое, ограниченное, но полное правды и искренности существо. ќна смешивала ѕушкина с ѕугачевым, ≈вропу с јмерикой, редко читала, никогда ничего не знала, всегда всему удивл€лась, зато за все врем€ своего существовани€ она не сказала сознательно ни одного слова лжи, не сделала ни одного фальшивого движени€. —ила кошачьей любви вошла в поговорку, но держу пари, на что хотите, ни одна кошка не любила так своего кота, как любила мен€ эта крохотна€ женщина. ÷елые дни, от утра до вечера, она неотступно ходила за мной и, не отрыва€ глаз, гл€дела на мое лицо, словно на моем лбу были написаны ноты, по которым она дышала, двигалась, говорилаЕ ƒни и часы, в которые ее большие глаза не видали мен€, считались безвозвратно потер€нными, вычеркнутыми из книги жизни. √л€дела она на мен€, молча, восторга€сь и изумл€€сьЕ Ќикогда не едал € того, что умели приготовл€ть ее пальчики. ѕересоленный суп она ставила на высоту смертного греха, а в пережаренном бифштексе видела деморализацию маленьких нравов. ѕодозрение, что € голоден или недоволен кушаньем, было дл€ нее одним из ужасных страданийЕ Ќо ничто не повергало ее в такое горе, как мои недуги.  огда € кашл€л или делал вид, что у мен€ расстроен желудок, она, бледна€, с холодным потом, ходила из угла в угол и ломала пальцыЕ ћое самое недолгое отсутствие заставл€ло ее думать, что € задавлен конкой, свалилс€ с моста в реку, умер от удараЕ  огда € после при€тельской попойкиЕ располагалс€ на диване, никакие ругательства, ни даже пинки не избавл€ли мен€ от глупого компресса на голову, ватного оде€ла и стакана липового ча€!
«олота€ муха только тогда ласкает взор и при€тна, когда она летает перед вашими глазами минуту, другую иЕ потом улетает в пространство, но если она начинает гул€ть по вашему лбу, щекотать лапками ваши щеки, залезать в нос Ц и все это неотступно, не обраща€ внимани€ на ваши отмахивани€, то вы, в конце концов, стараетесь поймать ее и лишить способности надоедать. ∆ена была именно такой мухой. Ёто вечное загл€дывание в мои глаза, этот посто€нный надзор за моим аппетитом, неуклонное преследование моих насморков, кашл€, легкой головной боли заездили мен€. ¬ конце концов, € не вынесЕ ƒа и к тому же любовь ко мне была ее страданием. ¬ечное молчание, голубина€ кротость ее глаз говорили за ее беззащитность. я отравил ееЕї
“ак какой же выход? –ади кого стоит жить? ѕослушайте ј. —. ѕушкина!


 ого ж любить?  ому же верить?
 то не изменит нам один?
 то все дела, все речи мерит
”служливо на наш аршин?


 то клеветы про нас не сеет?
 то нас заботливо лелеет?
 ому порок наш не беда?
 то не наскучит никогда?


ѕризрака суетный искатель,
“рудов напрасно не губ€,
Ћюбите самого себ€,

ƒостопочтимый мой читатель! ѕредмет достойный: ничего Ћюбезней, верно, нет его.
“ем, у кого душа не на месте, т. е. не при вас, € могу посоветовать вернуть ее себе, полюбить себ€ и жить дл€ себ€.
ѕодробно € писал об этом в книге Ђ ак узнать и изменить свою судьбуї.
»так: не будь  ощеем Ѕессмертным Ц держи свою душу при себе.

82. “от, кто не с тобой, не всегда против теб€.
  сожалению, мы часто живем по принципу: Ђ то не с нами, тот против насї. “акое утверждение Ц груба€ логическа€ ошибка. Ќарушение второго закона логики. Ќо кому нужна эта логика! Ќепьющие, вспомните, с каким подозрением относ€тс€ к вам выпивохи, если вы попадаете в их компанию. ¬ас вначале уговаривают, потом настаивают, а затем за€вл€ют: Ђј у нас не пьют либо хворые, либо подлецы!ї » что тут делать! я, когда попал в такую ситуацию во врем€ турпохода, ответил, что € подлец, и вынужден покинуть достойное общество, раз уж мен€ разоблачили. Ќа моего обвинител€ тогда зашикали, но больше в эту компанию мен€ не приглашали, хот€ € ничего плохого им не сделал, да и намерений делать плохое не было.  стати, часто многие накос€т себе вред, лишь бы компани€ не обиделась. ј зр€! ¬ эпоху развитого социализма лозунг Ђ то не с нами, тот против насї был государственной политикой, и мы старались экспортировать революцию.   чему это привело, сейчас уже хорошо видно. ј вам, дорогой мой читатель, дл€ того, чтобы вы не потер€ли друзей, хочу еще раз напомнить, что
»так: тот, кто не с тобой, не всегда против теб€.

83. ≈сли тебе человек помог вчера, это не значит, что он поможет сегодн€. —кажи ему спасибо за то, что помог вчера.
ќчень ценное правило.   сожалению, многие считают, что если ему человек сделал что-то хорошее, то теперь он об€зан делать это всю жизнь. «а всю многолетнюю работу по семейному консультированию, € только один раз слышал благородную речь.  огда одной женщине предложили прин€ть меры по возвраш;ению в лоно семьи мужа, с которым она прожила 30 лет, она сказала примерно следующие: Ђќн мне дал счастье в течение тридцати лет. ќн тоже имеет право на счастьеї.
Ќевротики Ц народ неблагодарный и нелогичный: ругают своих детей, мужей и вообще близких и прос€т их вернуть, вместо того, чтобы радоватьс€, что эти плохие люди от них ушли.
ћногих моих подопечных это правило не раз выручало. ѕослушайте один рассказ: Ђ” мен€ сложились хорошие деловые взаимовыгодные отношени€ с сотрудником одной фирмы. я привык к этому сотрудничеству, рассчитывал на него. Ќо однажды получил немотивированный отказ без каких-либо объ€снений и €вно выраженное нежелание общатьс€. я не стал требовать объ€снений, поблагодарил за плодотворное длительное сотрудничество, извинилс€ за невольно причиненный непон€тный дл€ мен€ ущерб. ѕросил располагать мною, если возникнет нужда во мне, и попрощалс€. √ода через два этот человек обратилс€ ко мне за помощью. я сделал все, что мог. —отрудничество оп€ть наладилось. «а что он на мен€ обиделс€, € не знаю до сих пор. Ќе думаю, что это было бы возможно, если бы € требовал бы каких-либо объ€сненийї.
»так: если тебе человек помог вчера, это не значит, что он поможет сегодн€. —кажи ему спасибо за то, что помог вчера.

84. ƒела€ свое дело, не думай о результате, а думай, как его лучше сделать.
–езультат придет сам по себе. Ќо если ты все сделал как следует, а результата нет, ты все равно можешь быть доволен собой и спокоен, даже если не получилось все как надо. ѕомни, что не все зависит только от теб€.
»так: дела€ свое дело, не думай о результате, а думай, как его лучше сделать.

85. ≈сли вз€лс€ за дело, работай в полную силу, независимо от того, сколько тебе плат€т или не плат€т вовсе.

86. «а малознакомую тебе работу берись, не торгу€сь. ƒаже если мало заплат€т или не заплат€т вообще, не будешь в убытке Ц приобретешь новый опыт.
ЂЁто правило мне очень помогло разработать некоторые приемы работы с учащимис€ в школе, приобрести навыки психологического консультировани€ в профессиональном спорте, наработать приемы психологического обеспечени€ избирательных кампаний и деловых переговоров, составлени€ речей дл€ публичных выступлений и многое другое. ¬ конечном итоге это оказалось и материально достаточно выгодної.
Ёто рассказ одного из моих учеников, который с успехом использовал данное правило. —ейчас он благодар€ этому стал независимым человеком.
»так: за малознакомую тебе работу берись, не торгу€сь. ƒаже если мало заплат€т или не заплат€т вообще, не будешь в убытке Ц приобретешь новый опыт.

88. ’очешь утешить человека Ц удиви его или разозли, но не успокаивай.

89. ’очешь изменить свою судьбу Ц измени себ€.

90. Ќет хуже измены, чем измена самому себе.

91. ≈сли почва мокра€, то не всегда из-за того, что шел дождь; если у теб€ болит сердце, то это не об€зательно инфаркт, а если болит желудок, то это не об€зательно рак.

92. Ќаучись не только побеждать, но и использовать результаты этой победы.
  сожалению, последнее мало кто может делать.
ќдин из моих подопечных, все еще красивый мужчина в возрасте, жаловалс€, что ему не везло в любви. Ќесложный анализ его неудачных любовных историй показал, что он побеждал, но не мог воспользоватьс€ результатами своей победы.
¬от одна из его Ђнеудачї.
ќн несколько лет безмолвно любил свою однокурсницу, но ни разу с ней на эту тему не объ€сн€лс€, ни разу не пыталс€ ее поцеловать. ¬ общем, ничего не делал, хот€ случаи такие представл€лись. ќн с ней танцевал на институтских вечерах, провожал домой, даже несколько раз заходил к ней в гости. Ќо разговаривал только на учебные темы. » он и она были отличниками. ќднажды она пришла к нему домой. –одители его уехали на несколько дней. ќни были одни. Ќо он оп€ть все врем€ говорил о сопротивлении материалов. „ерез две недели она вышла замуж за другого. ¬ общем, подготовил почву дл€ своего соперника. — ним она возбудилась, а так как он дальше не шел, завершать начатое им пришлось другому.
»так: научись не только побеждать, но и использовать результаты этой победы.

93. »щи там, где потер€л, а не там, где светло. Ќо вначале следует найти то место, где потер€л.
Ќаве€но одним старым известным анекдотом.
ѕод фонарем человек ползает на четвереньках и что-то ищет.
Ц „то вы делаете? Ц интересуетс€ прохожий.
Ц  лючи.
Ц ј где вы их потер€ли?
Ц “ам, Ц говорит ищущий и показывает на место в темноте.
Ц ј почему же ищите здесь?
Ц “ак здесь светло, а там темно!
“ак вот и многие мои подопечные ищут там, где светло. “о есть обвин€ют своих партнеров по общению. » действительно, там все пон€тно Ц его обижают. Ќо он не хочет загл€нуть в темные подвалы своей личности, где и лежат ключи его счасть€. ќн никак не может пон€ть, что именно он провоцирует своих партнеров по общению на плохое к себе отношение из-за того, что потер€л или вообще никогда не имел качеств, необходимых дл€ счастливой жизни.
»так: ищи там, где потер€л, а не там, где светло. Ќо вначале следует найти то место, где потер€л.

94. Ќе старайс€ избавитьс€ от неудач. Ћучше разбавь их успехами.
¬ результате получитс€ как раз в меру наперченна€ пища.
»так: не старайс€ избавитьс€ от неудач. Ћучше разбавь их успехами.

95. Ќе довер€й тайны врагу, чтобы он не причинил тебе вреда. Ќе довер€й тайну другу, чтобы не причинить ему вреда.

96. „ем следовать моде, лучше стать законодателем мод.
 аждый из нас создан в одном экземпл€ре. Ћюба€ мода есть подражание какому-то образцу. ѕочему € должен равн€тьс€ на кого-то? Ћучше пусть этот кто-то равн€етс€ на мен€. ¬чера € сменил моду на прическу Ц подстригс€.
»так: чем следовать моде, лучше стать законодателем мод.

97. Ќе знаешь, что делать, лучше ничего не делай.
Ћучше ничего не делать, чем делать неверно. Ћучше сто€ть, чем двигатьс€ в противоположном направлении.
јфоризм созрел, когда € наблюдал, как незадачлива€ мать пыталась пинцетом вытащить вишневую косточку из носа своего малыша, чем загнала ее еще глубже. ≈сли бы она ничего не делала, может быть, ночью, когда отеки тканей уменьшаютс€, косточка выпала бы и сама.   воспитанию детей это тоже имеет пр€мое отношение.
»так: не знаешь, что делать, лучше ничего не делать.

98.  то не рад себе, тот не будет рад другим люд€м.

99. ≈сли ты не на пике счасть€, то скатишьс€ в €му.
ѕоэтому не стой на склоне: или карабкайс€ вверх, или спускайс€ вниз (но лучше вверх).

100. ѕопробуй физическими упражнени€ми продлить детство своего тела, а учебой Ц детство души.

101. ¬ыбирай себе дело, которое соответствует твоим способност€м.
“огда тебе легче стать самим собой, развить свои силы и быть довольным своей жизнью.
¬от что писал по этому поводу ј. Ўопенгауэр: Ђ—обственно, нет иного наслаждени€, как то, чтобы пользоватьс€ своими силами и чувствовать их, а величайша€ боль Ц это воспри€тие недостаточности сил там, где они нужны.
ѕоэтому пусть каждый дл€ своего благополучи€ исследует, какие у него имеютс€ силы и каких у него нет: пусть он затем развивает свои преобладающие силы до высшей степени и мощно пользуетс€ ими; пусть он идет по тому пути, где пригодны его силы, и пусть избегает такого пути, где требуютс€ силы, которыми он обладает в незначительной степениї.
»так: выбирай себе дело, которое соответствует твоим способност€м.

102. ѕомни, что сыр, после того как ты им насытилс€, не потер€л своих качеств, хот€ ты и потер€л к нему интерес в данный момент.
“ем, кто недоволен своими близкими, существующим положением и имуществом, и перед тем как разойтись со своей женой, уволитьс€ с работы, переехать в другую квартиру или другой город € советую прочесть этот афоризм.
ƒл€ профилактики € предлагаю день начинать с молитвы, даже если не веришь в Ѕога. ќна очень коротка€: Ђ√осподи! Ѕлагодарю теб€, что ты сподобил мен€ проснутьс€ живым и невредимым!ї ѕосле этого провести инвентаризацию своего имущества и положени€: с работы не уволили, дети живы, квартира, одежда, мебель, дача, машина и т. д. имеютс€. » только после этого перейти к тому, чего не хватает. ¬ы€снитс€, что, как говорил —енека, Ђвсе необходимое у нас есть, потеем мы от избыткаї, и действительно часто не хватает не так уж многого Ц немного ума и здравого смысла. Ќо тут уж ничего не поделаешь. ” ума такое свойство Ц чем больше ты его имеешь, тем больше тебе его не хватает. Ќо на его приобретение не требуетс€ дополнительных инвестиций, разве только собственного желани€.
≈сли начнешь с того, чего не хватает, то уподобишьс€ старухе-у-разбитого-корыта, котора€ осталась недовольна даже тогда, когда стала царицею.
»так: помни, что сыр, после того как ты им насытилс€, не потер€л своих качеств, хот€ ты и потер€л к нему интерес в данный момент.

103. Ѕудь о себе хорошего мнени€ и опирайс€ только на себ€, тогда и другие тебе помогут.
Ўопенгауэр придавал этому особое значение:
Ђ—обственную ценность надо сознавать в глубине души, если хочешь удалить обман жизни. »бо чувство собственной негодности Ц это смертоносна€ горгона. Ёто не только самое большое, но и единственное духовное страдание; все другие духовные страдани€ могут быть не только исцелены, и немедленно и совершенно подавлены уверенным сознанием собственной ценности.  то вполне уверен в ней, тот может спокойно переносить страдани€, которые иначе довели бы его до полного отча€ни€, Ц он может без радости и друзей опиратьс€ на себ€. » так могуче то утешение, которое рождаетс€ в нас от живого убеждени€ в нашей собственной ценности, что его надо предпочитать всем благам мира. Ќаоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фигл€рства или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое Ц ненадолгої.
„ита€ эти строки, € вдруг пон€л, почему мужчины так сильно страдают от сексуальных неудач и какого рода это мужчины. “ак вот, сильно страдают от сексуальных неудач несосто€вшиес€ мужчины, т. е. те, которым, несмотр€ на нередко видимые успехи, не удалось развить своих ведущих способностей, и единственной их гордостью, единственным достижением была ушедша€ вдруг сексуальна€ сила.
” мен€ есть и клиническое подтверждени€. Ѕольных импотенцией € заставл€л развивать их духовные и физические способности. ≈сли это удавалось, то их истинна€, т. е. неосознаваема€, самооценка повышалась, они увлекались интересным делом, а в сексуальном плане становились еще более состо€тельными, чем до срывов.
»так: будь о себе хорошего мнени€ и опирайс€ только на себ€, тогда и другие тебе помогут.

104. Ћучше ошибитьс€, прин€в собственное решение, чем добитьс€ успеха по чужому совету.
ќчень важное, с моей точки зрени€, правило, которого мало кто придерживаетс€. ¬ыполнение его приводит к тому, что ты берешь ответственность на себ€ и в конце концов приобретаешь необходимый опыт и постепенно начинаешь ошибатьс€ все реже.  роме того, в случае успеха ты можешь радоватьс€ тому, что этот успех полностью принадлежит тебе. Ќеисполнение этого правила приводит к тому, что в случае неудачи ты не анализируешь ситуацию, а обвин€ешь советчика, а при успехе ты кому-то об€зан.
»так: лучше ошибитьс€, прин€в собственное решение, чем добитьс€ успеха по чужому совету.

105. „ем подниматьс€ на цыпочки, лучше вырасти.
 огда высоко вырастешь, останешьс€ один, но зато не будешь сидеть на корточках, и не надо будет становитьс€ на цыпочки. ѕлохо и на корточках, и на цыпочках.
»так: чем подниматьс€ на цыпочки, лучше вырасти.

106. —оверша€ бескорыстный поступок, скажи спасибо тому, ради кого ты его совершил, за то, что он его прин€л.
¬едь если бы он его не прин€л, то ты никогда не мог бы чувствовать себ€ благодетелем. » вообще чувствуй себ€ об€занным ему всю жизнь. ћожет быть, это отучит теб€ совершать бескорыстные поступки. ¬едь соверша€ бескорыстный поступок, ты вольно или невольно пытаешьс€ поставить в зависимое от себ€ положение одариваемого.
»так: соверша€ бескорыстный поступок, скажи спасибо тому, ради кого ты его совершил, за то, что он его прин€л.

107. ѕринима€ бескорыстную помощь, не считай, что ты зависишь от дарител€.
“ы, принима€ бескорыстную помощь, сделал его благодетелем. “ы сделал ему больше, чем он тебе. ≈го помощь может исчезнуть или оказатьс€ напрасной или ненужной или даже принести тебе вред, а то, что он стал благодетелем благодар€ тебе, это нечто вечное.
»так: принима€ бескорыстную помощь, не считай, что ты зависишь от дарител€.

108. –аботай или бесплатно, или за большую плату, но всегда в полную силу.
Ёта мысль пришла ко мне после беседы с одним из моих учеников. ¬от что он мне сказал:
Ђя заметил, что больше получаю удовлетворени€ от бесплатного приема, чем за малое вознаграждение. ѕотом € пон€л, почему так происходит.  огда € принимаю бесплатно, € знаю, сколько € даю человеку. ¬едь € ценю свой труд очень высоко.  огда € получаю малое вознаграждение, то испытываю разочарование: как будто мой труд так мало стоитї.
ј в полную силу следует работать, чтобы не выйти из формы. Ёто € осмыслил после беседы с одним спортсменом. ѕосле того как его отчислили из команды, на следующий день € увидел его еще более интенсивно тренирующимс€. ќн мне объ€снил: Ђј как же! ¬едь если € перестану тренироватьс€, € не смогу никуда попасть, мен€ ни в одну команду не возьмут. ј когда справедливость восстановитс€, мен€ даже и в мою команду не примут уже просто за то, что € потер€л формуї.
»так: работай или бесплатно, или за большую плату, но всегда в полную силу.

109. ѕравилом €вл€етс€ то, что все мы исключени€.
¬едь каждый из нас создан в одном-единственном экземпл€ре. » если стараешьс€ жить по общеприн€тым правилам, то ты себ€ уничтожаешь. —тарайс€ жить по тем правилам, по которым теб€ создала мать-природа. ¬от эти правила тебе и следует пон€ть, а мы сможем в этом помочь. ≈сли начнешь жить по этому правилу, перестанешь подражать и на кого-то равн€тьс€. ѕо€витс€ возможность стать самим собой.
»так: правилом €вл€етс€ то, что все мы исключени€.

110. Ќе водись с подлецами и не водись с теми, кто водитс€ с подлецами.
ѕравило это € сформулировал после следующего случа€, который произошел с одним из моих подопечных.
Ђћне сделал подлость мой ученик Z., и не один раз. —ам виноват, нарушил правило: Д–ви после первого разаУ. ¬ конце концов, после третьей подлости € порвал с ним окончательно. — ним работал вместе один из лучших и любимых моих учеников Y. — Y. € продолжал общатьс€, хот€ его дружбу и сотрудничество с этим подонком не одобр€л и предсказал, что Z. сделает и ему большую подлость.  ак-то ко мне обратилс€ за советом один из моих друзей. ≈го дочь стала посещать группу, которую вели вместе Z. и Y. ƒруг пришел ко мне проконсультироватьс€, стоит ли его дочери продолжать зан€ти€, ибо он заметил в ней нежелательные, с его точки зрени€, перемены. я обрисовал картину и сказал, что если она общаетс€ с ”, то это неплохо, если с Z., то ей гроз€т большие непри€тности.  ак вы€снил € несколько позже, к моменту консультации Y уже порвал с Z. ¬ общем, не помог € моему другу.  огда € узнал, какие гадости Z. сделал Y., € и сформулировал это правило. Y. мне заметил: Д≈сли бы вы тогда поставили вопрос Дили € или Z.У, то € с ним бы порвал. ¬едь он и со мной уже не один раз поступал непор€дочноУ. ј € еще раз убедилс€, что если действуешь в своих интересах и по своим убеждени€м, то приносишь пользу не только себе, но и другим, и выработал новое правило.
»так: не водись с подлецами и не водись с теми, кто водитс€ с подлецами.

111. Ќе жди, когда придет твое врем€ туда, где ты находишьс€. “вое врем€ уже пришло. “олько оно находитс€ в другом месте. ¬от и иди туда, где находитс€ твое врем€.

112. Ќе становись частью целого, не желай, чтобы кто-то стал твоей частью.

113. ¬ы недовольны своей работой? ѕочему не увольн€етесь? ќтвет и будет вам программой ваших действий.
ќсобенно продуктивны ответы, где указаны ваши собственные недостатки: Ђя ничего не умею другого делатьї, Ђ” мен€ нет такой высокой квалификации, чтобы мен€ прин€ли в другое учреждениеї, Ђя не могу вести деловые переговорыї и т. п. Ќаучитесь все это делать. ћногие, кто последовал этому совету, отметили, что после того как все это они наработали, у них исчезли и потребность, и желание увольн€тьс€.
»так: вы недовольны своей работой? ѕочему не увольн€етесь? ќтвет и будет вам программой ваших действий.

114. ≈сли не хочешь впасть в депрессию, ничего не делай, чтобы теб€ полюбили. ƒаже пальцем нельз€ шевелить ради этого.
¬ерно и обратное: хочешь впасть в депрессию, старайс€, чтобы теб€ полюбили.

115. ’очешь быть свободным, делай то, что необходимо делать.
ј что необходимо делать? “о, что закономерно. ј что закономерно? «акономерны те действи€, которые соответствуют законам природы и, следовательно, способствуют вашему развитию.
»так: хочешь быть свободным, делай то, что необходимо делать.

116.  огда ты что-то наметил, веди себ€ так, как будто ты этого уже достиг, но будь готовым к тому, что ты этого не достигнешь.
≈сли € уверен, что того, чего € добиваюсь, € достигну, то € себ€ хорошо чувствую все врем€, пока этого добиваюсь. ≈сли не уверен в успехе, то и не начинай дела.
≈сли станет €сно, что € этого не добилс€, тогда немного попереживаю и начну искать способ, как добитьс€ своего. Ќо часто к моменту, когда мне не удаетс€ чего-то добитьс€, вы€сн€етс€, что мне этого уже и но нужно. ќчень часто это бывает при решении проблем личной жизни. ћногие женщины обращались ко мне с просьбой вернуть в лоно семьи их беспутных мужей.  огда это случалось, то большинство жен отказывались прин€ть их.
»так: когда ты что-то наметил, веди себ€ так, как будто ты этого уже достиг, но будь готовым к тому, что ты этого не достигнешь.

117. »спользуй все свои возможности, но не старайс€ выйти за их пределы.
ћногие, если не все, из моих подопечных напоминают мне владельца огромного замка, который он не обжил. „асто он даже не знает, что у него он есть. ¬место того чтобы с удобствами поселитьс€ в этом замке, он разбивает наружную очень прочную каменную стену, делает пристройку из камыша, мучаетс€ от непогоды, но никак не догадаетс€ пройти в роскошные комнаты своего владени€. ¬ лучшем случае просто живет в чуланчике. Ёто врачи, которым следовало бы быть артистами. Ёто бухгалтеры, которым следовало бы быть модельерами верхней одежды. Ёто инженеры, которым следовало бы быть поварами. Ёто сапожники, которым следовало бы быть философами. » вместо того, чтобы стать хорошими артистами, хорошими модельерами верхней одежды, хорошими поварами, они станов€тс€ плохими врачами, плохими бухгалтерами, плохими инженерами, плохими сапожниками и станов€тс€ несчастными.
»так: используй все свои возможности, но не старайс€ выйти за их пределы.

118. » в работе и в любви можно отдаватьс€, но нельз€ принадлежать.

119. ѕойми, чего ты хочешь, и ты узнаешь, что ты должен.

120. ≈сли книгу можно читать только один раз, тогда ее и один раз читать не стоит.

121. ≈сли вы будете понимать, что творитс€ в душах преуспевающих людей, вы перестанете им завидовать.

122. „ужие мысли должны лежать в фундаменте твоего здани€, а не на его крыше.

123. Ѕудь искренним. » будешь привлекательным.
јфоризм наве€н мысл€ми ј. Ўопенгауэра, который указывал, что дети, так же как и животные, занимательны, потому что искренни. Ћюди пустые, надева€ на себ€ маску общеприн€тых стандартов поведени€, скрывают даже то немногое хорошее и насто€щее, что у них есть. Ќошение маски забирает все силы, и то ценное, что у них еще осталось, постепенно хиреет или по крайней мере не развиваетс€.
“ем, кто забот€тс€ о том, как они выгл€д€т в глазах других (истеричным натурам), рекомендую прочесть следующую мысль Ўопенгауэра:
Ђќдин зан€т больше впечатлением, которое он производит на других; другой Ц больше впечатлением, которое производ€т на него другие: у первого субъективное настроение; у второго Ц объективное; первый по своему существованию больше Ц простое представление; второй Ц больше представл€ющийї.
»так: будь искренним. » будешь привлекательным.

124. Ћучше думать, что случайно обладал потер€нным благом, чем закономерно потер€л его.

125. ÷ени то, что у теб€ есть, а не то, чего нет.

126. ’очешь поумнеть Ц похудей.
ѕолным люд€м афоризм не понравилс€. ј зр€!
 огда человек тер€ет в весе, то эта потер€ идет в основном за счет жировой ткани. ƒол€ мозга в организме становитс€ больше. ј ведь у детей дол€ мозга по сравнению с весом всего тела больше, хот€ масса мозга меньше. » хот€ мышление у них не развито, глупых поступков они не совершают.
я имею привычку записывать мысли на бумагу, котора€ находитс€ у мен€ под рукой, как только они у мен€ по€вл€ютс€. “ак вот, когда € стал переписывать этот афоризм в компьютер, то заметил, что записано у мен€: Ђ’очешь похудеть Ц поумнейї. ћне кажетс€, что эта мысль еще глубже. ћногие стараютс€ похудеть, но мало кто стараетс€ поумнеть. ѕочему-то умом своим большинство людей довольны. Ќо ведь если бы поумнели, то, € думаю, нашли бы способ похудеть.  ажетс€, € нашел способ придумывани€ афоризмов: мен€ть слова местами.  стати, когда человек умнеет, то больше думает творчески, т. е. продуцирует свои мысли, а не произносит чужие. ј в такие минуты в кровь выбрасываютс€ эндорфины, которые, как известно, уменьшают аппетит.  роме того, когда ты поумнел, тебе все стало €сно, ты принимаешь действительность более спокойно. ј известно, что когда на душе тревожно, то аппетит резко возрастает.
»так: хочешь похудеть Ц поумней.

127. ’очешь всегда быть модным, стань законодателем моды.
„то такое мода? ѕо большому счету Ц это подражание другим. ¬едь стара€сь быть похожим на другого, ты уничтожаешь себ€ в худшем случае, корежишь Ц в лучшем. » зачем тебе равн€тьс€ на другого Ц лучше равн€йс€ на самого себ€! “огда ты всегда будешь по моде одет, подстрижен, у теб€ будет сама€ модна€ мебель и самый модный автомобиль. ≈сли уж люд€м надо равн€тьс€ на кого-то, то пусть лучше равн€ютс€ на теб€. “ри дн€ назад € сменил моду на прическу Ц подстригс€, а неделю назад Ц моду на обувь Ц надел другие туфли. —ама€ лучша€ мода, когда ты делаешь, носишь, ешь и т. п. то, что тебе нравитс€. Ќе волнуйс€ Ц один не останешьс€. „тобы ты ни делал, чтобы ни носил, чтобы ни ел, кому-то это понравитс€, а кому-то нет. “ак не лучше ли делать то, что нравитс€ тебе. ’от€ бы один человек (ты сам) будет доволен. » если мы должны заботитьс€ о ближнем, то кто к нам ближе всего? –азве не мы сами? Ќеужели мы не заслужили того, чтобы о нас заботились? » зачем нам затрудн€ть других заботами о себе. Ќе лучше ли позаботитьс€ о себе самому и разгрузить тем самым тех, кого мы любим? ¬едь мы хотим, чтобы нас любили самих по себе! “ак дл€ чего же мы стараемс€ предстать перед теми, на чью любовь мы рассчитываем, какими-то другими, а не такими, какие мы есть. ≈сли они полюб€т нас не такими, какие мы есть, а такими, какими мы представл€емс€, то нас ли они полюбили? ¬едь обманыва€ другого, мы в конце концов обманываем самих себ€!  стати, неужели ваши друзь€ столь беспомощны, что не смогут позаботитьс€ о себе сами?
ѕрервите чтение и постарайтесь дать ответы на эти вопросы. ћожет быть, вам станут пон€тней причины ваших несчастий? ћожет быть, это потому, что вы стараетесь следовать моде (€ имею в виду не только моду на одежду, но и моду на еду, мысли, поступки, лекарства и т. п.) ¬едь если не вы законодатель моды, то все это вам подойдет только приблизительно. ¬едь вы созданы в одном экземпл€ре.
»так: хочешь всегда быть модным, стань законодателем моды.

128. ≈сли ты стал тем, кем хотел стать, то ты счастлив. ≈сли ответ отрицательный, задай себе еще один вопрос: Ђ„то мне дл€ этого следует сделать?ї ќтвет будет программой действий.

129. ѕочувствовал себ€ обиженным Ц подумай, нет ли в тебе того, в чем теб€ обвинили.

130. ѕисать следует так, чтобы невозможно было законспектировать.
Ёта мысль возникла у мен€, когда € читал одну из работ јристотел€ о риторике. ¬ ней было около 17 страниц. –абота показалась мне очень интересной. я решил ее законспектировать, а в результате просто переписал.
ћы помогаем налаживать семейные и любовные отношени€. Ќаши подопечные пишут своим партнерам письма, которые в объеме иногда достигают 20 страниц. ѕосле редактировани€ остаетс€ полторы. » то одну страницу мы диктуем (см. раздел Ђјмортизационные письмаї).
»так: писать следует так, чтобы невозможно было законспектировать.

131. –аботай на себ€.
 огда ты работаешь на кого-то, то не хватает времени на себ€.  огда работаешь на себ€, то не хватает времени работать на кого-то. » зачем тебе работать на кого-то или жить дл€ кого-то. ≈сли это человек достойный, то он не примет этой жертвы. ќн и сам может о себе позаботитьс€. ј если недостойный, то стоит ли ему посв€щать свою жизнь.
»так: работай на себ€.

132. ѕить перестанешь, человеком станешь.
ѕам€тка дл€ пьющего и алкоголика. „еловек отличаетс€ от животного разумом. ѕрежде всего, алкоголь отшибает разум и, следовательно, на момент опь€нени€ человека человеком считать нельз€. ∆енщина, если она вступает в сексуальные отношени€ с пь€ным, занимаетс€ содомией. (—одоми€, или зоофили€, Ц это вид сексуального извращени€, при котором сексуальным объектом становитс€ не человек противоположного пола, а какое-нибудь животное.)
∆енщинам € советую не иметь сексуальных отношений со своим партнером, пока он не протрезвитс€, а мужчине дать себе зарок, не подходить к своей сексуальной партнерше в состо€нии опь€нени€. ¬о-первых, если она насто€ща€ женщина, то она тебе откажет, а если что-то получитс€, то это уже будет не секс, а изнасилование, ј если не откажет, то после протрезвлени€ потер€ешь к ней уважение, ибо недостойна уважени€ женщина, котора€ занимаетс€ сексом с животными.
»так: пить перестанешь, человеком станешь.

133. Ќайди в брани элемент похвалы и успокойс€.
–аз мен€ ругают Ц значит, € фигура значительна€, значит, € могу сделать то, чего еще не сделал. ѕослушай, за что теб€ ругают, и ты узнаешь, какие надежды возлагают на теб€ люди. ¬от как успокоилс€ мой подопечный, когда стал пользоватьс€ этим правилом. Ђћен€, например, заведующий кафедрой ругает за то, что € до сих пор не защитил докторскую диссертацию, не дописал учебник, не организовал в области методический центр, издатель Ц за то, что € мало пишу, жена Ц за то, что мало занимаюсь с ней сексом. —ледовательно, заведующий не сомневаетс€ в моем научном потенциале, издатель Ц в писательском мастерстве, а жена Ц в сексуальных возможност€х. ƒумаю, что это способствовало тому, что в конце концов € защитил докторскую диссертацию, дописал учебник, организовал центр и стал чаще заниматьс€ сексом с женой к моему большому удовольствиюї.
»так: найди в брани элемент похвалы и успокойс€.

134. ∆елай, чтобы к тебе относились так, как хороша€ до€рка относитс€ к своей дойной корове или как фанатик-автолюбитель к своему автомобилю.

135. Ќе склон€йтесь перед влечени€ми, а удовлетвор€йте их справедливые требовани€.

136. Ѕудь вождем дл€ самого себ€.

137. ≈сли € боюсь порвать с кем-нибудь, когда обсто€тельства этого требуют, € нуль, который не хочет стать единицей.

138. »стинное творчество возможно на вершине горы знаний, созданной другими, иначе оно превратитс€ в изобретение колеса или открытие јмерики, в общем, в творчество дл€ себ€.

139. —тарайс€ узнать человека, а не его гороскоп.

140. ’очешь стать добрее Ц добейс€ успеха.

141. ≈сли научишьс€ выносить ближних, легче станет выносить себ€.

142. ∆енитесь на одной, но плодотворной идее. ќплодотворите ее своим вдохновением, и она нарожает вам массу новых идей, которые будут все разными, но в какой-то степени похожими и на маму, и на папу. Ќо все это будут ваши дети.

143. ≈сли хочешь хоть иногда испытывать чувство радости, никогда и ни от кого и ни от чего не жди ничего хорошего.

144. ≈сли хочешь сохранить себ€, не оценивай себ€ так, как оценивает теб€ сосед. ≈сли вы хорошо думаете о себе, зачем же вам нужно, чтобы еще кто-то хорошо думал о вас.

145. ≈сли не исполн€ешь «ј ќЌќ¬, то лучше, когда ты их и не знаешь. “огда расплата дл€ теб€ наступает ѕќ—Ћ≈, а так еще и ƒќ.

146. —ледует бо€тьс€ нарушать «ј ќЌџ. Ќо только Ё“ќ√ќ и следует бо€тьс€.

147. Ћюби и действуй только в силу своих возможностей, но посто€нно увеличивай свои возможности.

148. ќтносись к несчастью с благодарностью, как к добру.
ќдин из моих подопечных, познакомившись с этим афоризмом, стал благодарен девушкам, которые бросили его, чиновникам, которые не утвердили золотой медали, заведующему кафедрой, который не пустил в аспирантуру, руководител€м, которые не пускали на административные должности. ѕравда, он пон€л это лет через 20, когда вы€снил, что эти девушки оказались довольно мерзкими женщинами, отсутствие медали закалило его при поступлении в вуз, неприем в аспирантуру оградил от зан€ти€ очень непрестижной специальностью, а недопуск к административной должности превратил его в видного исследовател€ и писател€.
»так: относись к несчастью с благодарностью, как к добру.

149. ѕлыви по течению, ибо как говорили древние, когда видишь, что обсто€тельства не благопри€тствуют тебе, то ты им не сопротивл€йс€, а предоставь их естественному ходу, потому что кто идет против обсто€тельств, делаетс€ рабом их, а кто покор€етс€ им, делаетс€ их господином.

150.  огда человека преследуют болезни, он должен тщательно исследовать свои поступки.
≈сли же он в своих поступках не нашел ничего предосудительного, то должен думать, что остановилс€ в своем росте и развитии. ј это самый с





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1418 - | 1362 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.