Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“рансперсональна€ интерпретаци€ шаманской психотехники




 

 ак уже отмечалось выше, шаманизм был первой формой религии, в которой ее глубинна€ сущность впервые непосредственно про€вила себ€ в психотехнической практике и трансперсональном переживании. ћногие паттерны и парадигмы шаманского опыта сохранились в той или иной форме в более поздних религиозных традици€х. »нициационный опыт смерти-воскресени€ нашел свое развитие в мистери€х растерзанного и воскресшего бога-спасител€ средиземноморской древности. —труктурные элементы камланий и других форм шаманской практики (Ђпсихическое теплої, психотехническа€ работа во сне и т. п.) €вно просматриваютс€ в даосизме (здесь также весьма любопытно преломл€етс€ и транссексуальный мотив шаманизма), индуистском и буддийском тантризме. ѕричем речь отнюдь не идет о пережитках или реликтах шаманизма в этих традици€х. ¬о-первых, шаманизм как бы задал некоторую парадигму (или парадигматические рамки) определенным типам религиозного опыта, который, видимо, только и может развертыватьс€ в этой парадигме, и поэтому шаманистское в р€де случаев оказываетс€ религиозно-универсальным, но впервые про€вившимс€ в шаманизме. ¬о-вторых, часто шаманистские мотивы и формы практики имеют характер деривата, то есть сознательно используемого и переосмысленного элемента религиозной практики (подробнее мы поговорим об этом в св€зи с тантрийской йогой). Ќапример, ритуал чод, практикуемый в тибетском буддизме (он заключаетс€ в предложении своего тела в пищу духам и демонам и переживании его пожирани€ ими), совершенно отчетливо смоделирован по образцу шаманского инициационного переживани€ смерти-воскресени€, однако помещен в иной концептуальный контекст, обогащающий и его трансперсонально-психотехническое содержание: его цель Ц преодоление иллюзии атмана (Ђ€ї или Ђэгої) и дуализма сансары и нирваны.[58]

»сторическа€ судьба шаманизма сложилась неодинаково у разных народов, но в насто€щее врем€ большинство шаманистских традиций наход€тс€ в состо€нии глубокого упадка, вызванного вытеснением шаманизма более развитыми религи€ми, особенно мировыми, политикой западных колониальных держав XVIII Ц первой половины XX в., разрушавших социальные структуры и архаические культуры подвластных народов, и другими факторами. ќсобенно трагична судьба малых народов —ибири, абсолютно непродуманной экономической и культурной политикой советского режима лишенных всех традиционных устоев, традиционного образа жизни и культуры. ќбескультуренные народы, не усвоившие (да и не имевшие возможности усвоить) норм русской и европейской культур, оказались на грани духовной гибели и физического вырождени€. ѕомочь им возродитьс€ Ц исторический долг более удачливых и многочисленных народов –оссии. ј дл€ этого необходимо и осознание ими культурной ценности шаманизма как великого религиозного феномена.

 ак мы помним, шаманизм чаще всего начинаетс€ с Ђшаманской болезниї, преодолеваемой в ходе инициации, базирующейс€ на переживании смерти-возрождени€, после чего шаман не только исцел€етс€, но и приобретает силы, способности и авторитет, станов€сь признанным духовным лидером своего народа. —труктура этого шаманского опыта прекрасно интерпретируетс€ в парадигме трансперсональной психологии. ћы не будем подробно излагать соответствующий материал и отсылаем читател€ к уже упоминавшейс€ книге —. √рофа Ђ«а пределами мозга: –ождение, смерть и трансценденци€ в психотерапииї (особенно к главе гл. 4, раздел Ђѕсихотический опыт: болезнь или трансперсональный кризисї, с. 318Ц340), здесь же ограничимс€ отдельными замечани€ми.

—огласимс€, что Ђшаманска€ болезньї, в принципе, может рассматриватьс€ как своего рода психическое расстройство, однако это отнюдь не означает того, что шаманы Ц психически больные люди. ѕрибега€ к знаменитой гегелевской диалектической триаде, используемой здесь, конечно, чисто метафорически, можно сказать, что Ђшаманска€ болезньї (психотический кризис) есть тезис, инициационна€ мистери€ смерти-возрождени€ Ц антитезис (отрицание), а состо€ние посв€щенного шамана Ц синтез (отрицание отрицани€), в котором тезис (психотическое состо€ние) присутствует в сн€том виде, а личность шамана обогащена процессом его сн€ти€. ƒело в том, что трансперсональна€ психологи€ рассматривает серьезные психотические состо€ни€ (типа шизофрении) не как болезнь, а как своего рода трансперсональный кризис. ”же  . √. ёнг видел причину психического расстройства в подавлении сферы бессознательного с ее архетипами, интуици€ми и устремлени€ми.  онфликт между бессознательным и сознанием и находит свое разрешение в виде болезни.

“рансперсональные психологи обратили внимание на несколько обсто€тельств. ѕрежде всего, психические расстройства у больных легче проход€т или, по крайней мере, легче наступает устойчива€ ремисси€ в том случае, если болезнь протекает €рко и ее симптомы про€вл€ютс€ отчетливо. Ѕолее того, попытки приглушить симптоматику транквилизаторами, скорее, загон€ют болезнь внутрь, а не лечат ее, и применение плацебо (неактивные препараты, Ђпустышкиї) оказывалось даже более эффективным. Ќо еще интереснее то, что определенна€ стимул€ци€ психического расстройства посредством применени€ психоделиков и другими способами приводила к максимально положительным результатам, а иногда и к полному выздоровлению, что говорит о болезни как о своего рода кризисе, при котором терапевт должен создавать услови€ дл€ стимул€ции его разрешени€, а не тормозить его развитие транквилизаторами. ƒалее, было обнаружено, что люди по-разному чувствительны к всевозможным воздействи€м из сферы трансперсонального или бессознательного. ” одних глубинные переживани€ начинаютс€ только после приема большой дозы Ћ—ƒ, тогда как другие буквально посто€нно бомбардируютс€ впечатлени€ми из области бессознательного. ¬ том случае, если подобна€ чувствительна€ личность перестает контролировать процесс взаимодействи€ модусов сознательного и бессознательного (или неспособна на такой контроль) и начинает к тому же смешивать €влени€ внутреннего мира и согласованной реальности, то взаимодействие двух областей становитс€ конфликтным, что и выражаетс€ в психическом расстройстве типа шизофрении, по существу €вл€ющемс€ трансперсональным кризисом, корен€щимс€ в дисгармонии двух модусов или интенций психики: хилотропического, ориентированного на парадигмы обыденного сознани€ и общеприн€тых в данной культуре норм и представлений, и холотропического, ориентированного на целостность и единство трансперсонального видени€. ѕри этом трансперсональные переживани€, вход€щие в конфликт с сознательной сферой, могут иметь самую разную природу.  ак правило, это воспоминани€ об опыте рождени€ (перинатальные впечатлени€), прежде всего Ц незаконченное переживание Ѕѕћ II (см. выше, введение) в случае подавленной депрессии, Ѕѕћ III в случае возбужденной депрессии и незавершенный переход от Ѕѕћ III к Ѕѕћ IV в случае маниакального психоза. «ацикленность на этих (а возможно, и на иных) переживани€х и невозможность разрешающе пережить их не позвол€ют выйти из патологического состо€ни€. ћежду тем это разрешение в силу самого характера базового опыта естественно приобретает характер страданий (ср. расчленение тела шамана в ритуале посв€щени€), смерти и возрождени€-воскресени€. »нтересно и важно то, что р€д психиатров (помимо называвшихс€ нами трансперсоналистов это  . ƒабровски, автор опубликованной в 1964 г. в —Ўј книги Ђѕоложительна€ дезинтеграци€ї[59]) считают, что психические пациенты могут выходить из кризисных состо€ний с более высоким уровнем цельности и собранности, чем до начала болезни.

ќтмечаетс€, что такой положительный исход наиболее веро€тен, когда содержание психотического переживани€ включает элементы смерти-возрождени€ или разрушени€ и воссоздани€ мира.

¬се вышесказанное позвол€ет достаточно просто и непротиворечиво интерпретировать феномен шаманизма.

—убъектом Ђшаманской болезниї становитс€ чувствительный к воздействию трансперсонально-бессознательной сферы человек, у которого проникновение образов бессознательного в сознательное оказываетс€ наиболее интенсивным в пубертатный период, что вполне естественно (интересно, что в  итае именно отроки Ц тун считались естественными медиумами и прорицател€ми). ¬торжение образов как перинатального, так и архетипического аспектов бессознательного приводит к трансперсональному кризису Ц Ђшаманской болезниї Ц парапсихотическому состо€нию. —опровождающие его депресси€, сонливость и т. д. свидетельствуют о св€зи этого состо€ни€ с травмирующим опытом Ѕѕћ II. —одержание глубинных пластов психики €вл€етс€ будущему шаману в образах, опосредованных его культурной традицией, Ц голосах и €влени€х духов, божеств и т. п., маркирующих те или иные слои и пространства психического опыта.

ѕереживани€ посв€щени€ оказываютс€ своего рода глубинной психотерапевтической процедурой, в ходе которой трансперсональный кризис разрешаетс€ через завершенность перинатального переживани€, кульминирующего в рождении (возрождении), а сфера трансперсонального находит свободный доступ на уровень самосознани€ шамана, гармонически сочета€сь с ним и оказыва€сь в границах способности шамана к самоконтролю, что благопри€тствует высокой степени реализации потенций его личности и интегрированное_ психики. Ёто достигаетс€ именно через опыт страданий (расчленени€), смерти, обновлени€ и воскресени€-возрождени€.

Ќесколько слов следует сказать о сексуальном аспекте шаманского призвани€, прежде всего о частном, но достаточно любопытном случае шаманского религиозного трансвестизма. ≈го можно пон€ть через интерпретацию феномена гомосексуализма в глубинной психологии.

¬ процессе психоделической терапии Ђстрах кастрацииї и образ Ђзубастого влагалищаї, о которых много говорили «. ‘рейд и его последователи, раскрываютс€ как страх перед женскими генитали€ми, основанный на пам€ти родовой травмы (бессознательный страх попадани€ в роль рождающегос€). Ќо существует и еще один элемент, основанный, по мнению —. √рофа, на отождествлении себ€ с рожающей матерью. –ечь здесь идет о специфическом сочетании ощущений Ѕѕћ III, ощущений биологического объекта в своем теле, а также смеси удовольстви€ и боли, сочетании сексуального возбуждени€ и анального давлени€.[60]

¬ целом же сексуальные (либидозные) моменты шаманизма, такие, как брак с божеством-а€ми (прообраз сексуальных отношений между тантрическим йогином и его наставницами в тайных искусствах Ц божественными девами-дакини), объ€сн€ютс€, веро€тно, высокой степенью наполненности шамана перинатальной энергией, требующей выхода и сакрализованной в шаманизме в формах данной конкретной архаической культуры. ¬ дальнейшем мы увидим, какую важную роль сакрализованное либидо играет в разных религиозных традици€х как в форме его прин€ти€ и сублимации, так и в форме отвержени€ и аннигил€ции.

„то касаетс€ видений и переживаний шамана в камлании, то они достаточно хорошо известны глубинной психологии. «десь следует упом€нуть такие экстрасенсорные переживани€, имеющие место на сеансах трансперсональных психологов, как внетелесный опыт (ЂЌекоторые лица переживали себ€ полностью неприв€занными к своим физическим телам, пар€ над ними или наблюда€ их из другой части комнаты. »ногда субъект может также утратить осознание физического окружени€ сеанса, и его сознание перемещаетс€ в разные области переживаний и субъективные реальности, казавшиес€ целиком независимыми от материальной реальностиї[61]). ќсобенно интересно редко встречающеес€ переживание выхода в пространство некоей реальности, по описани€м напоминающее сферу пребывани€ душ умерших, известную по спиритической и оккультной литературе, а также сходное с Ђпромежуточным существованием (антара бхава, бардо) буддийской традицииї.[62]ѕоследнее сопоставление окажетс€ еще более интересным, если мы вспомним, что в индо-тибетской тантрической традиции существовал определенный тип психотехники (йоги), направленной на переживание практикующим этого Ђпромежуточного состо€ни€ї между смертью и новым рождением, а само это состо€ние рассматривалось как определенный уровень развертывани€ индивидуального сознани€, содержание которого обусловлено предыдущим опытом и веровани€ми умершего (Ђкаждый после смерти видит то, во что он веритї[63]).

Ќе исключены шаманистские корни этой йоги промежуточного состо€ни€, хот€ цели шаманского и тантрического вхождени€ в него совершенно различны: шаман на этом уровне развертывани€ психики, воспринимаемом им в качестве объективной реальности, ищет похищенную душу больного или провожает душу умершего; а йогин стремитс€ к обретению просветлени€, которое как уникальный шанс спастись, согласно этой традиции, получает на мгновение любой умерший, но не умеет, как правило, этим шансом воспользоватьс€. ќднако в любом случае мы встречаемс€ здесь со своеобразным путешествием в различных сло€х бессознательного.

“аким образом, шаманска€ психотехника (Ђтехника экстазаї, по ћ. Ёлиаде) включает в себ€ как перинатальные, так и трансперсональные переживани€, иногда достаточно высокого уровн€ (например, созерцание света в эскимосском шаманизме), описываемые и осознаваемые шаманом в категори€х его нативной культуры. —хожесть архаических культур обусловливает близость €зыка описаний шаманских переживаний в разных традици€х по всему миру. „ем более усложн€етс€ культура и чем дальше заходит процесс дивергенции между культурами, тем сильнее начинают различатьс€ и прин€тые в них €зыки описани€ психотехнического опыта, а следовательно, возрастает и степень различи€ между религи€ми. » если в примитивных обществах одного уровн€ мы наблюдаем различные варианты практически одной и той же архаической перворелигии человечества, то в древнем мире, особенно в эпоху, последовавшую за Ђосевым временемї, мы имеем дело уже с различными конфесси€ми, вероисповедани€ми.

»нтенсивность трансперсональных переживаний шамана вполне объ€снима как его природной чувствительностью к воздействи€м со стороны бессознательного, так и его способностью к контролю над этими воздействи€ми после инициации, дополненной направленной психотехнической подготовкой. «десь встает вопрос о соотношении перинатальных и собственно трансперсональных переживаний. ѕодробнее этот вопрос будет рассмотрен нами ниже, в св€зи с взаимоналожением пренатальных Ђмистическихї переживаний (Ђокеаническийї экстаз) в даосизме. ѕока же со всей определенностью за€вим, что мы принципиально отвергаем вс€кий редукционизм, а именно попытки односторонне свести трансперсональные переживани€ к пре- или перинатальным. Ќа этом утверждении и завершим наш по необходимости краткий очерк такого богатого и интереснейшего феномена, как шаманизм.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1347 - | 1116 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.