Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬¬≈ƒ≈Ќ»≈. ¬ пособии представлена картина эволюции исторического знани€, формировани€ последнего как научной дисциплины




ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈

 

¬ пособии представлена картина эволюции исторического знани€, формировани€ последнего как научной дисциплины. „итатели могут ознакомитьс€ с различными формами познани€ и воспри€ти€ прошлого в их историческом развитии, войти в курс современной полемики по поводу места истории в обществе, сконцентрировать внимание на углубленном изучении ключевых проблем истории исторической мысли, особенностей различных форм историописани€, возникновени€, распространени€ и смены исследовательских установок, становлени€ и развити€ истории как академической науки.

—егодн€ существенно изменились представлени€ о предмете истории историографии, модель историко-историографического анализа и сам статус дисциплины. Ќа второй план отходит так называема€ проблемна€ историографи€, акцент переноситс€ на изучение функционировани€ и трансформации исторического знани€ в социокультурном контексте. ¬ пособии показано, как формы познани€ прошлого мен€лись в ходе развити€ общества, наход€сь во взаимосв€зи с фундаментальными особенност€ми того или иного типа культурной и социальной организации общества.

ѕособие состоит из дев€ти глав, кажда€ из которых посв€щена отдельному периоду развити€ исторического знани€ Ц от истоков в культуре древних цивилизаций до насто€щего времени (рубеж XX Ц XXI вв.). ќсобое внимание удел€етс€ взаимоотношени€м истории с другими област€ми знани€, наиболее распространенным концептуальным модел€м исторического развити€, принципам анализа исторических источников, социальным функци€м истории, специфическим чертам исторического знани€.

 

 


 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

 

¬ основу насто€щего пособи€ положен учебный курс Ђ»стори€ исторической наукиї, или Ц что точнее Ц Ђ»стори€ исторического знани€ї, содержание которого определ€етс€ современным пониманием природы и функций исторического познани€.

ћетодологические основани€ курса определ€ютс€ р€дом идей, выдвинутых в ходе полемики о природе гуманитарного знани€.

¬о-первых, это констатаци€ специфики исторического познани€ и относительности критериев истинности и достоверности в историческом исследовании. ќтносительность исторического знани€ предопределена р€дом факторов, прежде всего исходной многозначностью трех основных компонентов исторического исследовани€: исторического факта, исторического источника и метода исторического исследовани€. ѕыта€сь вы€снить Ђобъективную правдуї о прошлом, исследователь оказываетс€ заложником как собственной субъективности, так и Ђсубъективностиї тех свидетельств, которые он подвергает процедуре рационального анализа. ѕределы и возможности исторического знани€ очерчены и неполнотой сохранившихс€ свидетельств, и отсутствием гарантий того, что отразивша€с€ в этих свидетельствах реальность €вл€етс€ достоверным образом изучаемой эпохи, и, наконец, интеллектуальным инструментарием исследовател€. »сторик всегда, вольно или невольно, оказываетс€ субъективен в своем толковании прошлого и его воссоздании: исследователь интерпретирует его, опира€сь на концептуальные и идеологические построени€ собственной эпохи, руководству€сь личными предпочтени€ми и субъективным выбором тех или иных интеллектуальных моделей. “ак, историческое знание и предлагаемый им образ прошлого всегда субъективны, частичны в своей полноте и относительны в своей истинности. ѕризнание собственной ограниченности вместе с тем не мешает историческому научному знанию быть рациональным, обладающим собственным методом, €зыком и социальной значимостью [1].

 

 

¬о-вторых, принципиальную важность имеет своеобразие предмета и методов исторического исследовани€, а значит, и исторического знани€ в целом. ¬ процессе становлени€ исторической науки понимание предмета и задач исследовани€ претерпевало существенные изменени€. —овременна€ практика исторического исследовани€ признает не только широту своего пол€, но и возможность различных подходов к изучению €влений прошлого и их интерпретации. ќт эмпирической науки, главной целью которой было исследование событий, прежде всего политически значимых, фиксирующих вехи развити€ государственных образований и причинно-следственные св€зи между отдельными фактами, истори€ эволюционировала в дисциплину, изучающую общество в его динамике. ¬ поле зрени€ историка включен широкий круг €влений Ц от хоз€йственной и политической жизни страны до проблем частного существовани€, от изменений климата до вы€влени€ представлений людей о мире. ѕредметом изучени€ оказываютс€ событи€, модели поведени€ людей, системы их ценностных установок и мотиваций. —овременна€ истори€ Ц это истори€ событий, процессов и структур, частной жизни человека. ѕодобна€ диверсификаци€ исследовательского пол€ св€зана с тем, что, вне зависимости от предпочтений конкретных исследовательских направлений, объектом исторического знани€ €вл€етс€ человек, природа и поведение которого разнообразны сами по себе и могут быть рассмотрены в разных ракурсах и взаимосв€з€х. »стори€ оказалась наиболее универсальной и емкой из всех гуманитарных дисциплин нового времени, ее развитие не просто сопровождалось становлением новых сфер научного знани€ Ц социологии, психологии, экономики и др., но было св€зано с заимствованием и адаптацией к собственным задачам их методов и проблематики. Ўирота исторического знани€ вполне оправданно вызывает сомнени€ исследователей в правомерности существовани€ истории как самодостаточной научной дисциплины. »стори€ и содержательно, и по форме рождалась в интегральном взаимодействии с иными сферами изучени€ действительности (географией, описанием народов и пр.) и литературными жанрами; конституировавшись в качестве особой дисциплины, она вновь оказалась включена в систему междисциплинарного взаимодействи€.

¬-третьих, историческое знание не €вл€етс€ ныне, и никогда не было ранее, с момента своего становлени€, феноменом чисто академическим или интеллектуальным [2]. ≈го функции отличаютс€ широким социальным охватом, так или иначе, отражаютс€ в важнейших сферах социального сознани€ и социальных практик. »сторическое знание и интерес к прошлому всегда обусловлены актуальными дл€ общества проблемами.

 

 

»менно поэтому образ прошлого не столько воссоздаЄтс€, сколько создаЄтс€ потомками, которые, позитивно или негативно оценива€ предшественников, обосновывают таким образом собственные решени€ и действи€. ќдной из крайних форм актуализации прошлого €вл€етс€ анахроническое перенесение на предшествующие эпохи идеологических построений и схем, доминирующих в политической и социальной практике насто€щего. Ќо не только прошлое становитс€ жертвой идеологий и анахронизмов Ц насто€щее в не меньшей степени зависит от демонстрируемого ему образа собственной истории. »сторическа€ картина, предлагаема€ обществу в качестве его Ђгенеалогииї и значимого опыта, €вл€етс€ мощным инструментом воздействи€ на социальное сознание. ќтношение к собственному историческому прошлому, доминирующее в социуме, определ€ет его представление о себе и знание задач дальнейшего развити€. “аким образом, истори€, или картина прошлого, €вл€етс€ частью социального сознани€, элементом политико-идеологических представлений и исходным материалом дл€ определени€ стратегии социального развити€. Ѕез истории, говор€ иными словами, невозможно формирование социальной идентичности и представлени€ о своих перспективах ни дл€ отдельного сообщества, ни дл€ человечества в целом.

¬-четвЄртых, историческое знание представл€ет собой функционально важный элемент социальной пам€ти, котора€ в свою очередь €вл€етс€ сложным многоуровневым и исторически изменчивым феноменом. ¬ частности, помимо рациональной традиции сохранени€ знани€ о прошлом существуют коллективна€ социальна€ пам€ть, а также семейна€ и индивидуальна€ пам€ть, в значительной степени, основанные на субъективном и эмоциональном воспри€тии прошлого. Ќесмотр€ на различи€, все типы пам€ти тесно св€заны между собой, их границы Ц условны и проницаемы. ”ченое знание вли€ет на становление коллективных представлений о прошлом и, в свою очередь, испытывает воздействие массовых стереотипов. »сторический опыт общества был и во многом остаетс€ результатом, как рационального осмыслени€ прошлого, так и его интуитивного и эмоционального воспри€ти€.

ƒидактические и педагогические цели курса определ€ютс€ р€дом соображений.

¬о-первых, необходимостью ввести в практику специализированного гуманитарного образовани€ курс, который актуализирует изученный ранее материал. Ёта актуализаци€ материала не просто акцентирует важнейшие информационные блоки, но и вводит в систему знани€ его движущий механизм Ц метод исследовани€ прошлого. «накомство с техникой исторического познани€ дает практическую возможность пон€ть и почувствовать важнейшую имманентную особенность исторического знани€ Ц парадоксальное сочетание в нем объективности и условности.

 

 

¬о-вторых, этот курс, демонстриру€ силу и слабость исторического знани€, его многоуровневость и зависимость от культурного контекста, по сути, осуществл€ет десакрализацию Ђнаучной картины исторического прошлогої. ¬ нЄм отражены координаты, обозначающие границы исторического исследовани€, его социальные функции и возможности вли€ни€ на общественное сознание. ћожно сказать, что главной педагогической целью данного курса €вл€етс€ пробуждение здорового скептицизма и критического отношени€ ко многим, казалось бы, очевидным оценкам прошлого и определени€м закономерностей социального развити€.

ѕостроение курса следует логике исторического развити€ объекта изучени€ Ц исторического знани€ Ц от архаической древности до наших дней, в контексте общества и культуры. ¬ курсе рассматриваютс€ основные формы и уровни исторического знани€: миф, массовое воспри€тие прошлого, рациональное знание (философи€ истории), академический историзм, историческа€ социологи€, культурологи€, новейшие направлени€ исторических исследований. «адачей курса €вл€етс€ демонстраци€ факта разнообрази€ и изменчивости форм познани€ прошлого в исторической и цивилизационной перспективах. ¬оспри€тие и познание прошлого, равно как и оценка его значимости дл€ насто€щего, были разными у людей античного –има, обитателей средневековой ≈вропы и представителей индустриального общества. Ќе менее существенно историческое сознание различаетс€ в культурных традици€х европейской и восточной цивилизаций. «начительна€ часть курса посв€щена анализу формировани€ отечественного исторического знани€ и, прежде всего сопоставлению путей развити€ и механизмов взаимодействи€ российской и европейской традиций.

ѕомимо исторической, курс имеет структурную составл€ющую, акцентирует внимание на основных категори€х и концепци€х исторического знани€, таких пон€ти€х, как Ђистори€ї, Ђисторическое врем€ї, Ђисторический источникї, Ђисторическа€ правдаї и Ђисторическа€ закономерностьї. ¬ курсе показана сложна€ структура исторического знани€, в частности дифференциаци€ ученой рациональной традиции и массового иррационального воспри€ти€ прошлого, а также их взаимодействие. ќдной из существенных €вл€етс€ тема формировани€ исторических мифов и предрассудков, их укоренени€ в массовом сознании и вли€ни€ на политическую идеологию.

 

 


 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1330 - | 1275 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.