Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћотиваци€ вступлени€ в брак




»нтересны попытки рассмотрени€ Ђмеханизмовї зарождени€ любовных переживаний. “ак, наиболее известен подход ќтто ¬ейнингера, который полагал, что дифференциаци€ полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. ¬се особенности мужского пола можно найти, хот€ бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. ћожно пользоватьс€ пон€ти€ми идеального мужчины Ђћї и идеальной женщины Ђ∆ї только как типичными половыми формами. Ђ«акон полового прит€жени€ї, сформулированный ќ. ¬ейнингером, гласит: Ђƒл€ соединени€ полов нужны совершенный мужчина "ћ" и совершенна€ женщина "∆", хот€ и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетани€хї. јвтор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позвол€ет найти двух индивидуумов, наиболее подход€щих друг другу (¬ейнингер ќ., 1990, с. 12).

—. ¬.  овалев полагает, что мотиваци€ вступлени€ в брак включает по крайней мере п€ть типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображени€. »зучение вли€ни€ брачной мотивации на удовлетворенность браком

подтверждает важность двух первых мотивов. —реди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взгл€дов, максимальное число удовлетворенных и минимальное Ч неудовлетворенных. ¬ажно единство этих двух мотивов. –азочарование семьей и браком оказалось более веро€тным у тех, кто ориентировалс€ исключительно на свои чувства без необходимой дл€ их сохранени€ духовной общности супругов.

ѕо мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказываетс€ фактором, преп€тствующим сохранению семейного союза.

¬о-первых, пишет —. ¬.  овалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забыва€ о том, что жить нам придетс€ не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем Ч вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего Ђяї, темпераментом, характером и личностными особенност€ми, отчего сли€ние двух Ђяї не всегда приводит к по€влению одного Ђћыї.

¬о-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто об€заны будут выполн€ть обычные дл€ каждой супружеской пары функции.

«ападногерманский психолог X. Ўельский утверждает, что, когда ожидание любви становитс€ первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводитс€ к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

“аков один из вариантов пессимистического взгл€да на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение пон€тий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидани€ необыкновенных чувств от другого.

ƒругого взгл€да на соотношение любви и брака придерживаютс€ известные психотерапевты Ё. √. Ёйдемиллер и ¬. ¬. ёстицкий, излага€ его при описании механизма Ђэмоциональной идентификации с семьейї. јвторы рассматривают эмоциональные отношени€ симпатии как цементирующую силу в семейных отношени€х. ќни отмечают, что отношени€ симпатии в определенной мере нейтрализуют состо€ни€ фрустрации, возникающие в межличностных отношени€х, в том числе и в семье. Ћегче возникает адаптаци€ к фрустрирующим особенност€м характера супруга (Ёйдемиллер Ё. √., ёстицкий ¬. ¬., 1990).

ј. ¬. ѕетровский указывал, что степень эмоциональной близости Ч это особое качество насто€щей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. ’арактеризу€ эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говор€ о различных и многочисленных проступках ребенка, ѕетровский замечает: Ђѕри этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношени€ родителей. Ќапротив, порождает гнев, причем сплошь и р€дом в весьма бурной и €ростной форме. » так может продолжатьс€ недели, мес€цы. Ќо вот что интересно.  умул€ции зачастую не происходило. —кладываетс€ впечатление, что потоки возмущени€, поступающие через пробоины корабл€ довери€, откачивают мощные помпы родительской любвиї (ѕетровский ј. ¬., 1983, с. 196-197).

Ёйдемиллер и ёстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути €вл€етс€ действие симпатии в супружеских отношени€х. » в этом отношении возникает эффект Ђрастворени€ фрустрацииї. ќтношени€ симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого люб€т). —ледует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, св€занный со стремлением помочь, совместно радоватьс€ или огорчатьс€, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. ќтсюда и значение отношений симпатии в профилактике и см€гчении межличностных конфликтов в семье.

ќ св€зи любви как мотива вступлени€ в брак и удовлетворенности браком говорит работа Ќ. √. ёркевич. Ќа выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состо€ли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавитьс€ от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. —реди неудачных браков распределение ответов следующее Ч по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии Ч 17%, мотив Ђстремление избавитьс€ от одиночестваї назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение Ч 1,63%. ” остальных был иной ответ или ответа не было.

” мужчин ответы приблизительно сходные, хот€ вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключени€ брака стремление избавитьс€ от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). —реди мужчин больша€ дол€ давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков Ч 25,81%).

ћожно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываютс€ наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, Ч наименее (ёркевич Ќ. √., 1971).

¬ другом исследовании, проведенном спуст€ 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. Ќа основе полученных значимых коррел€ций вы€снилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (јндреева “. ¬., “олстова ј. ¬., 2000).

ёркевич провела в ћинске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключатьс€ по любви, Ч это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Ќо лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

—опоставление данных о мнени€х женщин-работниц минских предпри€тий об их отношении к мужу в момент заполнени€ анкеты с успешностью брака показало следующее. ¬ счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпати€ и привычка составл€ли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Ѕезразличных и испытывавших к мужу непри€знь не было. ¬ удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовьЧ 32,8%, симпатию Ч 13,01%. ѕо€вилс€ ответ Ђбезразличиеї Ч 4,47%. Ќе дали ответа 10,16%.

¬ неудачных браках превалировали привычка Ч 44,85% и безразличие Ч 33,04%.  ажда€ дес€та€ женщина относитс€ к мужу непри€зненно, с любовью Ч 5,22%, симпатией Ч 1,74%.

Ќа основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обход€тс€ без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (ёркевич Ќ. √., 1971).  ачество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хот€т замечать. Ђ¬с€ка€ насто€ща€ семь€ возникает из любви и дает человеку счастье. “ам, где брак заключаетс€ без любви, семь€ возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счасть€, он не выполн€ет своего главного назначени€. Ќаучить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. ƒать дет€м счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. —емь€, внутренне спа€нна€ любовью и счастьем, есть школа душевного здоровь€, уравновешенного характера, твор-

ческой предприимчивости... —емь€, лишенна€ этой здоровой центростремительноеЩ, растрачивающа€ свои силы на судороги взаимного отвращени€, ненависти, подозрени€ и "семейных сцен", есть насто€щий рассадник больных характеров, психопатических т€готений, неврастенической в€лости и жизненного "неудачничества"ї (»льин ». ј., 1993).

ќ значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. √ригорий Ѕогослов в своей глубокой Ђморальной поэмеї: Ђ—мотри, что дает люд€м союз любви, "мудрый брак"ї.  то, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

Ќо есть и еще более высокое и лучшее. Ѕлагодар€ браку мы €вл€емс€ руками, ушами и ногами друг дл€ друга; благодар€ ему мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. ќбщие заботы уменьшают затруднени€. ќбщие радости станов€тс€ при€тнее. –адостнее €вл€етс€ богатство благодар€ единодушию. ј у небогатых единодушие радостнее богатства. Ѕрак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любвиї (цит. по: “роицкий —, 1995, с. 56).

ЂЅрак Ч чудо на земле. ¬ мире, где все идет вразброд, брак Ч место, где два человека благодар€ тому, что они друг друга полюбили, станов€тс€ едиными, где рознь кончаетс€, где начинаетс€ осуществление единой жизни. ∆ить врозь Ч мучительно, т€жело, а вместе с тем Ч легко и привычно. ”мственные интересы, вкусы расход€тс€, и потому очень легко сказать себе: € хочу жить тем, что мен€ интересует.  то живет дл€ прибыли, кто живет дл€ культуры, кто ищет идеал, но € Ч самодовлеюща€ единица, мне хватает мен€ самого... ј на самом деле от этого получаетс€ распыление общества, распыление человечества. ¬ конечном итоге не остаетс€ ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. » брак, как € уже сказал, €вл€етс€ чудом восстановлени€ единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силамї (—урожский ј 1994 с. 3-4).

 

Ћитература

јндреева “. ¬., “олстоваЋ. ¬. “емперамент супругов и совместимость в браке //јнань-евские чтени€. “ез. науч. конф. Ђќбразование и психологи€ї. —ѕб.: »зд-во —.-ѕетербургского университета, 2001.

¬ейнингер ќ. ѕол и характер. ћ., 1990.

ƒелисƒ. ѕарадокс страсти. ћ.: ћирт, 1994.

 овалев —. ¬. ѕсихологи€ современной семьи. ћ., 1988.

 он ». —. ¬ведение в сексологию. ћ., 1990.

 райг √. ѕсихологи€ развити€. —ѕб.; ћ: ѕитер, 2002.

ћайерсƒ. —оциальна€ психологи€. —ѕб.: ѕитер, 1999.

ѕетровский ј. ¬. ѕопул€рные беседы о психологии. ћ., 1983.

—обчак Ћ. Ќ. ƒиагностика психологической совместимости. ≈ще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о дет€х). —ѕб.: –ечь, 2002.

—урожский ј. “аинство любви. —ѕб., 1994.

“роицкий —. ’ристианска€ философи€ брака. ћ., 1995.

“рофимова ». ј. ѕедагогика и психологи€. ѕсихологи€ брака: ”чебное пособие. —ѕб.: »зд-во —ѕб√“”, 2001.

‘илософи€ любви / ѕод ред. √орского ƒ. ѕ. ћ., 1990.

‘ромм Ё. »скусство любить: »сследование природы любви. ћ., 1990.

Ёйдемиллер Ё. √., ёстицкий ¬. ¬. —емейна€ психотерапи€. Ћ.: ћедицина, 1990. 192 с.

Ёйдемиллер Ё. √., ёстицкис ¬. ѕсихологи€ и психотерапи€ семьи. —ѕб.: ѕитер, 2000.

ёркевич Ќ. √. –оль советского семейного права в укреплении семьи // —оциальные исследовани€. ћетодологические проблемы исследовани€ быта. ¬ып. 7. ћ.: Ќаука, 1971.

Lee J. A. A typology of styles of loving // Person, and Soc. Psyhol. Bull. 1977. Vol. 3. P. 173Ч 182.

Sternberg R. A triangular of love. Psichological Review. 93.1986.119-135.

 

“ема V





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1577 - | 1427 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.