Сложнейшие и наиболее динамичные отношения человека к окружающему его миру выражаются и отражаются в его психической деятельности, и объективное психологическое исследование, на пути которого стоит марксистская психология, немыслимо без изучения этих отношений. Однако именно у человека его отношения выступают в своей наиболее своеобразной, многогранной и сложной форме. Опираясь на богатейший индивидуальный и общественно-исторический опыт, они приобретают сознательный характер и выражаются не только во внешнем поведении, но и в образовавшемся на основе этого опыта внутреннем мире человека. <...>
Психологически отношения человека в развитом виде представляют интегральную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания. Мы говорим «интегральную», потому что относится к действительности человек в целом. Если действовать может рука, воспринимать — глаз, то относится к чему-либо человек как личность, как субъект в целом. Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздражитель и даже не совокупность раздражителей, а их системное единство, так же как и действие человека является не совокупностью мышечных сокращений, а их синтезом (по одновременности или последовательности). Но самое главное — это то, что предмет, лицо, любое обстоятельство представляют не только сенсорную совокупность, но имеют и определенный смысл (точно так же, как и действия человека). Поэтому отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, с ними связан-
ные, избирательно (типически или индивидуально) различны, то, очевидно, что центр тяжести, особенность переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений.
Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены и общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение.