Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онструирование воспоминаний. —огласитесь ли вы со следующим утверждением?




 

—огласитесь ли вы со следующим утверждением?

ѕам€ть можно уподобить сундуку в кладовке. “уда наш мозг складывает информацию, чтобы в случае надобности ее извлечь. ¬рем€ от времени из сундука кое-что пропадает, и тогда мы говорим: Ђќ, это € забылї.

ќколо 85 % студентов высших учебных заведений соглашаютс€ с этим (Lamal, 1979). ¬ журнале ЂPsychology Todayї за 1988 год высказывалась та же мысль: ЂЌаука доказала, что опыт, накапливаемый нами в течение жизни, прекрасно сохран€етс€ в нашей пам€тиї.

ќднако психологические исследовани€ доказывают обратное. ћногие воспоминани€ Ч это отнюдь не копии пережитого, хран€щиес€ в банке данных нашей пам€ти. —корее, мы конструируем воспоминани€, переосмыслива€ информацию по-новому. Ёто представление о том, как все должно было быть в прошлом, с наших теперешних позиций. ѕодобно палеонтологу, восстанавливающему облик динозавра по сохранившимс€ кост€м, мы реконструируем свое далекое прошлое, комбиниру€ фрагменты информации, которые включают и наши теперешние ощущени€ и ожидани€ (Hirt, 1990; Ross & Buehler, 1996). “аким образом, мы можем с легкостью (на подсознательном уровне) пересматривать воспоминани€, подгон€€ их под наши нынешние знани€. ћой сын как-то пожаловалс€, что не пришел июньский номер журнала Ђ рикетї.  огда же ему показали, где лежит журнал, он радостно воскликнул: Ђќтлично! я ведь знал, что уже получил егої.

 

 

–еконструкци€ прошлых установок

 

„то вы думали п€ть лет назад о €дерной энергетике? ќ Ѕилле  линтоне или ∆ане  ретьене [ анадский политик французского происхождени€, в насто€щий момент премьер-министр  анады.]? ќ своих родител€х? ≈сли ваши взгл€ды изменились, то можете ли вы оценить, насколько?

Ёкспериментаторы попытались ответить на подобные вопросы, и результаты оказались неутешительными. Ћюди, чьи установки изменились, часто настаивают на том, что они всегда думали так, как сейчас. ƒэрил Ѕем и  ит ћак- оннелл (Daryl Bam & Keith McConnell, 1970) провели опрос среди студентов университета  арнеги-ћеллон.  лючевым был вопрос, в какой степени студентам следует контролировать составление университетского учебного плана. Ќеделю спуст€ опрошенные согласились написать эссе, главным тезисом которого был протест против любого вмешательства студентов в составление учебного плана. ѕосле этого их установки действительно сместились в сторону большего противодействи€ студенческому контролю.  огда же участников эксперимента попросили припомнить, как они ответили на вопрос до написани€ эссе, студенты Ђвспомнилиї те убеждени€, которых придерживались сейчас, и утверждали, что эксперимент никоим образом не повли€л на их мнение. »сследователи ƒ. –. ”иксон и ƒжеймс Ћэрд (D. R. Wixon & James Laird, 1976) провели похожий опрос среди студентов из университета  ларка, и он также подтвердил, что учащиес€ отказываютс€ от своих прежних установок, причем Ђс такой быстротой, бесповоротностью и уверенностью, что это не может не удивл€тьї.

»сследователи из ћичиганского университета провели два опроса национальной выборки старшеклассников: первый Ч в 1973 году, второй Ч в 1982-м (Markus, 1986).  огда участников опроса попросили вспомнить свое мнение 1973 года по таким вопросам, как поддержка меньшинств, легализаци€ марихуаны и равноправие полов, больша€ часть ответов была ближе к их взгл€дам 1982 года, а не к действительным взгл€дам 1973-го. ѕосле своих наблюдений за взрослеющими людьми ƒжордж ¬алль€н (George Vaillant, 1977, p. 197) как-то заметил: Ђќбычное дело: гусеницы превращаютс€ в бабочек, а затем увер€ют, что они и в юности были маленькими бабочками. «релость всех нас делает лжецамиї.

¬оскреша€ прошлое, мы окрашиваем его в более €ркие цвета. “еренс ћитчелл, Ћи “омпсон и их коллеги (Mitchell & Leigh Thompson & others, 1994, 1997) отмечают, что многим из нас свойственно видеть свое прошлое в Ђрозовом светеї: в воспоминани€х при€тное кажетс€ еще более при€тным. —туденты в трехнедельном велосипедном пробеге, семейные пары, путешествующие по јвстрии, школьники на каникулах Ч все говор€т об удовольстви€х своего отдыха, и слова их соответствуют действительности. ќднако позже они рассказывают о пережитом с еще большим восторгом, практически забыва€ о непри€тных и раздражающих моментах, помн€ только хорошее. “ак же и мне вот сейчас, после возвращени€ к привычным проблемам на работе, врем€, проведенное в Ўотландии, кажетс€ просто благословенным. ¬ любом позитивном переживании всегда что-то принадлежит предвкушению, что-то реальному переживанию, а что-то Ђрозовым воспоминани€мї.

 эти ћак-‘арланд и ћайкл –осс (Cathy McFarland & Michael Ross, 1985) обнаружили, что мы пересматриваем свои воспоминани€ о других люд€х по мере того, как мен€етс€ наше отношение к ним. ќни попросили студентов и студенток университета оценить своих возлюбленных, а затем через два мес€ца снова попросили их о том же. ёноши и девушки, чь€ любовь стала только сильнее, как правило, вспоминали, что влюбились с первого взгл€да. “е же, кто прервал отношени€, чаще всего отзывалс€ об экс-партнере как об эгоисте (или эгоистке) с плохим характером.

ƒиана ’олмберг и ƒжон ’олмс (Diane Holmberg & John Holmes, 1994) обнаружили тот же самый феномен среди 373 молодых супружеских пар. Ѕольшинство новобрачных говорили, что они очень счастливы.  огда два года спуст€ опрос повторили, те, чей брак оказалс€ неудачным, вспоминали, что все у них было плохо с самого начала. ѕолученные результаты, говор€т ’олмберг и ’олмс, Ђнастораживаютї: Ђ“акие предубеждени€ могут привести к опасной нисход€щей спирали. „ем хуже вы думаете о своем партнере сегодн€, тем хуже будут воспоминани€ о нем, которые еще более подтверд€т ваши негативные установкиї.

Ќельз€ сказать, что мы вообще не помним своих прежних чувств. Ќо когда воспоминани€ туманны, ими руковод€т наши нынешние чувства. »з поколени€ в поколение родители самыми горькими словами отзываютс€ о жизненных ценност€х своих детей,Ч и происходит это отчасти потому, что они, воскреша€ ценности своей давно ушедшей молодости, приближают их к своим сегодн€шним установкам.

 

 

–еконструкци€ прошлого поведени€

 

–еконструирование воспоминаний позвол€ет нам пересматривать свои собственные жизненные истории. ћайкл –осс,  эти ћак-‘арланд и √арт ‘летчер (Michael Ross, Cathy McFarland & Garth Retcher, 1981) дали студентам университета ¬атерлоо прочесть брошюру, котора€ убеждала, что чистить зубы Ч весьма полезное зан€тие. ¬ совсем другом эксперименте, проведенном спуст€ пару недель, эти студенты вспоминали о чистке своих зубов чаще, чем те, кто не ознакомилс€ с нравоучительной брошюрой. Ѕолее того, когда среди репрезентативной выборки американцев был проведен опрос на тему курени€ и ответы были спроецированы на всю нацию, по меньшей мере треть из 600 миллиардов проданных за год сигарет осталась неучтенной (Hall, 1985). —оциальный психолог Ёнтони √ринвальд (Anthony Greenwald, 1980), заметив, что все это очень похоже на происход€щее в романе ƒжорджа ќруэлла Ђ1984ї, где было Ђнеобходимо запоминать все событи€ так, как нужної, высказал догадку, что все мы имеем Ђтоталитарное эгої, которое пересматривает прошлое в соответствии с нашими сегодн€шними взгл€дами.

»ногда наши сегодн€шние воззрени€ Ч это то, что мы уже усовершенствовали. ¬ таком случае мы можем воскрешать свое прошлое более не похожим на насто€щее, чем это есть на самом деле. “ака€ тенденци€ объ€сн€ет загадку, почему участники программ по самосовершенствованию (программы контрол€ веса, борьбы с курением, шейпинг, психотерапи€ и т. д.), в среднем демонстриру€ весьма скромные успехи, не устают говорить о полезности подобных зан€тий (Myers, 1998). ћайкл  онвей и ћайкл –осс (Michael Conway & Michael Ross 1985, 1986) объ€сн€ют, что, потратив много времени, усилий и денег на самосовершенствование, люди, веро€тно, рассуждают следующим образом: Ђѕусть мне еще далеко до совершенства, но до этого € был хуже. «начит, дл€ мен€ это очень полезної.

Ђѕознай самого себ€ї,Ч призывал древнегреческий философ ‘алес. ћы пытаемс€. Ќо, к сожалению, слишком уж часто ошибаемс€, суд€ о своих чувствах и поступках. Ќаше интуитивное самопознание бродит в потемках.

»з признани€ этого жизненного факта можно сделать два практических вывода. ¬о-первых, дл€ психологических исследований: хот€ интуици€ клиентов или испытуемых может дать ключ к разгадке их психологии, самоотчеты чаще всего не заслуживают довери€. ќшибки в понимании самих себ€ ограничивают пользу подобных субъективных описаний.

¬торой вывод касаетс€ нашей повседневной жизни: искренность, с которой люди сообщают о своих жизненных переживани€х и интерпретируют их, не €вл€етс€ гарантией подлинности этих рассказов. Ћичные свидетельства представл€ют собой весомые доказательства, но они могут содержать в себе и невольные ошибки. ѕрин€тие во внимание неизбежности подобных ошибок поможет нам быть менее доверчивыми, и нас труднее будет запутать.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 462 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1375 - | 1278 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.