Все описываемые ниже игры объединены использованием особых «сказочных карточек», а если точнее — карточек со сказочными персонажами. Разумеется, игр с применением таких карточек можно придумать значительно больше, чем предложено здесь.
До начала тренинга ведущий заготавливает карточки, на которых написаны имена сказочных героев — 20—ЗО мужских и столько же женских. При этом очень было бы неплохо, если бы, во-первых, каждый сказочный персонаж был многократно продублирован, а во вторых, на карточке наличествовало не только имя персонажа, но и его портрет (лучше цветной).
Примерный комплект:
Женские персонажи: Царевна Несмеяна, Золушка, Снежная Королева, Аленушка, Баба яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая царевна, Злая Мачеха, Прекрасная принцесса, Маленькая разбойница Мальвина, Федора, Фея, Серая Мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая матушка, Курица-Наседка, Жена Людоеда, Пушистая Кошечка, Дюймовочка, Колдунья, Снегурочка, Злая Королева, Русалочка, старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тартила, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.
Мужские персонажи: Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни Пух, Карабас Барабас, Чиполлино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пес Полкан, Пятачок, Железный Дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий Утенок, Мальчик-с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Питер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый Волк, Старый Волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.
Перечисленные персонажи являются лишь примерным набором, на который можно опереться, но которым не следует ограничиваться. Чем больше будет предложено сказочных персонажей, тем лучше. Главное — соблюсти два условия: во-первых, эти персонажи должны быть всем известны, а во-вторых, они должны быть яркими типажами, обладающими набором очевидных качеств и особенностей. Можно приготовить большой плакат, на котором будут перечислены сказочные персонажи. А все участники получат пустые карточки по числу членов группы. Альтернативным (или дополнительным) способом создания набора сказочных героев является написание каждым участником группы на специально заготовленных пустых карточках по три самых привлекательных и самых несимпатичных сказочных персонажа. Карточки сдаются ведущему.Таким образом, в комплекте оказывается в шесть раз больше карточек с именами сказочных героев, чем число участников. Это дает возможность широкого выбора вариантов использования карточек. Для удобства их можно разложить на полу в центре круга или разместить на планшете в несколько рядов в специальных кармашках по алфавиту, чтобы можно было легко и быстро отыскать нужную карточку.
Игра «Кем меня видят?»
Если в процессе тренинговой работы проблемы кого-то из участников актуализируются и он нуждается в получении искренней (а не щадящей и поглаживающей!) обратной связи, то можно провести следующую процедуру. Каждый из участников выбирает из набора карточку с именем того сказочного персонажа, с которым у него ассоциируется главный игрок ( в случае совпадений мнений членов группы как раз и бывает нужно, чтобы каждая карточка была представлена в трех-четырех экземплярах). Карточки кладутся перед «протагонистом» рубашкой вверх. Сам он тоже делает выбор - персонажа, на которого он считает похожим сам себя, и персонажа, которого, по ею мнению, выбрало большинство группы. Затем он просматривает карточки, предложенные участниками группы. Выбираются наиболее часто встречающиеся персонажи. Можно разыграть сценки из соответствующих сказок, в которых протагонист сыграл бы этих персонажей, «примерив» на себя их образы.
Происходит обсуждение:
Как чувствовал себя протагонист в той или иной роли?
Какие персонажи из предложенных показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?
Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве«родственных душ»?
Что удивило протагониста в мнениях участников группы?
Что было неожиданным?
Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается протагонистом как идеал, достойный подражания?
Игра «Конструирование сказок» (1)
Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через двадцать минут каждая подгруппа должнаразыграть перед остальными сказку, в которой действовали бы все доставшиеся персонажи.
Игра «Конструирование сказок» (2)
Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом - следующий и так далее. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа. Если в первое прохождение «сказочного крута» это не удается, такая возможность предоставится во время второго или третьего круга (больше трех кругов проводить не стоит, поскольку в достаточно многочисленной группе из-за обилия персонажей в сказке можно «завязнуть»).
Игра «Конструирование сказок» (З)
В этой игре используются карточки Проппа (в нашем варианте включающие 24 функции) и описанные им семь основных типов персонажей волшебных сказок (Герой, Отравитель, Антагонист, Даритель, Помощник, Ложный герой, Царевна), которых тоже следует записать на карточках. Из стопки карточек Проппа наугад выбираются семь. В результате общего обсуждения определяется последовательность функций в сюжете будущей сказки. Затем проводится следующая процедура один из участников вытягивает карточку из стопки со сказочными персонажами, а другой — из стопки с типами персонажей, третий — из стопки с именами участников группы. В результате впавшему сказочному герою присваивается определенная роль в сказке и сразу случайным образом выбирается исполнитель. Например, так определяется, что Кощей Бессмертный будет выполнять в сказке роль дарителя, а играть его роль будет Сергей. В случае Царевны нужно тянуть карточки до тех пор, пока не выпадет женский персонаж. Таким образом, выбираются семь персонажей с определенными функциями в сказке, фабула которой схематично задана с помощью семи карточек Проппа.
Оставшиеся участники становятся зрителями спектакля по сказке, которую должны сочинить и поставить семь исполнителей ролей.
Игра «Конструирование сказок» (4)
Общая процедура сходна с предыдущей, только в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки, например, Карабас Барабас, Буратино, Мальвина и пр. В результате случайного распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет и содержание начальной сказки и фактически придумать новую.
Игра «Психодраматическая сказка»
Из состава группы выбирается протагонист. Он представляет свою проблему в метафорическом виде — предлагает зачин сказки, в котором уже должен определиться главный герой. После этого ведущий предлагает протагонисту выбрать карточки с теми сказочными героями, которые будут присутствовать в его сказке (при этом необязательно, чтобы выбранные герои прямо ассоциировались с конкретными людьми из окружения протагониста; в сказку могут быть введены персонажи, которых нет в действительности). Когда персонажи определены, протагонист выбирает из числа участников группы исполнителей для каждой роли. Дальнейший процесс можно организовать по-разному. Если у ведущего есть навыки психодраматиста и соответствующая квалификация, то постановку сцен сказки можно провести по правилам и техникам психодраматического действия. Если такой квалификации нет, то протагонист и выбранные им исполнители ролей просто придумывают вместе продолжение начатой сказки и разыгрывают ее. В этом случае особенно приветствуется импровизация в разворачивании действия сказки. Ведущему следует помогать участникам путем недирективного вмешательства в этот процесс. Возможно в процессе такого проигрывания удастся найти метафорическое решение проблемы протагониста.
Игра «Сказочные ассоциации»
Для проведения игры самым удобным является наличие у каждого участника группы комплекта карточек со сказочными персонажами. Впрочем, если это трудно сделать, то можно обойтись одним комплектом на всех, содержащим хотя бы по три-четыре экземпляра каждой карточки. В последнем случае игроки по очереди подходят к планшету с карточками (его надо расположить так, чтобы остальным членам группы не было видно, какие карточки выбирает игрок, но вместе с тем сам игрок мог видеть всех своих товарищей) и выбирают для каждого участника группы карточку с тем сказочным персонажем, с которым тот у него ассоциируется. Берет он карточку и на себя, исходя из предположения, с кем он будет проассоциирован большинством группы. Пока первый игрок раздает карточки членам группы («рубашкой» вверх - до поры до времени никто не должен видеть, что ему досталось), к планшету подходит второй игрок. Когда все участники таким образом выразят свои ассоциации друг другу, поступает разрешение ведущего перевернуть карточки и ознакомиться с их содержанием. После этого можно обсудить, кому удалось верно определить, какие ассоциации он вызывает, поделиться чувствами в связи с полученной таким образом обратной связью от других членов группы.
Игра «Сказки от первого лица»
Из набора карточек со сказочными персонажами отбираются те, на которых представлены герои одной сказки. Случайным образом эти карточки распределяются среди участников. От игроков требуется изложить события, происходившие в сказке, от лица персонажа, роль которого досталась. Естественно, отношение к событиям сказки, их трактовка, да и стилистика, манера изложения будут разными, например у Кота в сапогах и у Людоеда.
Обсуждение организуется по следующим вопросам:
В чем разница между изложением событий у разных героев?
Почему обнаруживается такая разница?
Что вы почувствовали, находясь в роли вашего персонажа?
Что нового вы открыли для себя в этой известной сказке?
Как закончить сказку?
В тренингах с элементами сказкотерапии большое внимание уделяется работе с такими сказками, которые являются метафорическим отражением конкретных проблем реальных людей. Представить свои жизненные трудности в форме сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы укрывшись за безопасным щитом метафоры, многим людям оказывается значительно проще и менее болезненно, чем изложить существо проблемы впрямую. Это одно преимущество использования сказки. А второе преимущество — в том, что, работая вместе с клиентом над его сказкой, психолог получает возможность так же говорить метафорически, избегая «лобовых» советов и конкретных рецептов. Его идеи по построению сюжета сказки, по поиску необходимых средств решения проблем, высказанные в метафорической форме, имеют неоднозначный характер и допускают множество толкований. Следовательно, клиент сможет найти в них именно тот смысл, который нужен лично ему. Однако совместной работе с клиентом (ребенком или взрослым) над его сказкой должна предшествовать специальная подготовка. Не следует думать, что сочинять терапевтически и психологические сказки - чрезвычайно легкое занятие. Для того чтобы научиться извлекать смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в поисках символического ее решения, полезно отработать эти навыки в процессе тренинговых занятий по сказкотерапии. Одним из эффективных методов является сочинение продолжений зачинов сказок.
Ниже представлены образцы карточек, на которых записаны начала сказок.
Почти все они являются зачинами сказок, в которых отражены реальные проблемы людей. Опишем некоторые из упражнений, в которых применяются эти карточки. Последовательность описания упражнений отражает логику их проведения в тренинге.
Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены – кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда ׃ с одной стороны пропасть, с другой – отвесная скала, с третьей – болото. А тут уже и медведь приближается… | Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что… |
Маленький скворец давно мечтал научиться летать, но никак ему это не удавалось. И вот однажды когда он уже потерял надежду и оставил все попытки, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что – взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял… | Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал… |
Отправился Иван-царевич вызволять из плена похищенную Змеем Горынычем возлюбленную свою Василису. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел… | У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды… |
Один рыцарь всегда ездил только по прямым дорогам. Но однажды оказался он на распутье перед камнем. Ноги его коня стали погружаться в болото, и долго стоять было невозможно. А на камне было написано… | Властная и могучая волшебница (нельзя было назвать ее ни доброй, ни злой) желала, чтобы ее бедная племянница прислуживала ей во дворце. Но девушка не хотела оставаться в подчинении волшебницы. При этом она очень уважала волшебницу и боялась ее гнева, поэтому никак не могла признаться ей в своих чувствах… |
В одном королевстве правил Король, который был очень богат. Но не было счастья ему от этого богатства. Был он одинок. А те, кто хотел стать его другом, не привлекали его, потому что он видел, как сильно отличаются они от него… | Возвращался солдат со службы. Много лет провел он в битвах и надеялся, что теперь-то заживет спокойно и счастливо. Переночевал он под раскидистым дубом, а когда утром потянулся проснувшись, то вдруг рука его натолкнулась на какой-то предмет… |
Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце… | Попал Иванушка в плен к злому волшебнику. И говорит тот Иванушке:«Выбирай׃ либо ты 10 лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, в который будут попадаться звери лесные…» |
Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то и поэтому не получался из него хороший мастер… | Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал своим товарищам на стулья, и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды… |
Однажды маленький жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» - спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте – в болоте, - сказала та. - И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо… | В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва… |
Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других своих знакомых он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила… | Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал… |
Как-то Аленушке злая колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот׃ например, пожелаешь здоровья - и сразу заболеешь... | К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Страницы в ней были пусты. Но стоило в ней описать какое-либо придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли появиться на свет, если о них написать в Книге. Но у Книги была еще одна особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить – ни одной буквы… |
Упражнение «Пять предложений. Из стопочки карточек ведущий наугад вынимает одну и зачитывает ее содержание. Участники группы записывают текст начала сказки. Задачей игроков является: за десять минут (в подготовленной группе можно предоставить только пять) сочинить продолжение этой сказочной истории, изложив все последующее только в пяти предложениях. Важное условие — сказка должна быть логичной, законченной и ее конец должен быть счастливым. По завершении этой работы все сказки зачитываются. Подводится итог: определяется лучшая сказка.
Упражнение «Три варианта сказки». Группа разбивается на тройки, каждая из которых получает свою карточку с зачином сказки. Каждый из игроков за отведенные пятнадцать минут должен написать продолжение сказки, в которой предлагался бы способ решения проблемы, заявленной в зачине. Участники каждой тройки зачитывают свои тексты, а остальные игроки решают, какой из вариантов лучший.
Упражнение «Общее решение». Группа разбивается на подгруппы, состоящие из пяти человек. Ведущий зачитывает текст, записанный на карточке, вытащенной наугад. Каждая пятерка должна придумать продолжение сказки и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку — двадцать минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.
Упражнение «Сказочная психотерапия» (1). Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента. Участники должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей клиента. В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образе клиента лучше выслушивать уже после знакомства с созданной ими сказкой. Когда каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.
Упражнение «Сказочная психотерапия«(2). Проводится аналогично предыдущему. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.
Упражнение «Сказочная психотерапия» (3). Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый из участников получает свою собственную сказку, с которой необходим провести ту же работу. После того как участник представил свою сказку и свою трактовку проблемы, остальные участники делятся своими мнениями, возможно, предлагают собственные способы продолжения и завершения сказок.
Заверши сказку
Упражнение «Заверши сказку» похоже на предыдущие. Оно используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей практической педагогической работе элементы сказкотерапии. Представляется продуктивным его использование в тренинге для родителей. Во вводной инструкции на этапе информирования участников ведущий опирается на типологию сказок, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и дополненную автором этого материала.
При проведении упражнения можно использовать наборы сказочных зачинов, один из которых предлагается в приложении. Ведущий может предложить и собственный набор сказочных зачинов, составленный на основе сказок его собственных клиентов, если у него уже есть предыдущий сказкотерапевтический опыт.
Цели:
• знакомство с типологией сказок, используемой в сказкотерапии;
• формирование умений сочинять сказки;
• развитие навыков совместного творчества;
• развитие умений видеть психологические проблемы за метафорой и конструктивно решать проблемы на метафорическом уровне.
Размер группы: не более 15 человек.
Ресурсы: карточки со сказочными зачинами (см. приложение), пять карточек, на каждой из которых написано название одного типа сказок, пять листов формата А4 для записи продолжений сказок, авторучки на каждого.
Время: примерно один час сорок минут.
ход упражнения
Этап 1. Информирование участников о типах сказок (краткая теория).
Ведущий: В работе со сказками следует обязательно учитывать тип используемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.
Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок.
Медитативные сказки нацелены прежде всего на создание определенного эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют из себя некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.
Психотерапевтические сказки имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости — в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.
Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка — прежде всего развивающая.
После преподнесения информации об имеющихся в распоряжении сказкотерапии типах сказок ведущий отвечает на уточняющие вопросы участников и — при необходимости — рассказывает по одной сказке каждого типа.
Этап 2. Сочинение сказок разных типов.
Для проведения этого этапа ведущему необходимо приготовить набор карточек с написанными на них сказочными зачинами и пять карточек с надписями «Дидактическая сказка», «Медитативная сказка», «Психокоррекционная сказка», «Психотерапевтическая сказка», «Психологическая сказка». Группа разбивается на пять подгрупп по два-три человека
Ведущий: А теперь вам предстоит опробовать свои возможности как создателей различных сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины сказок. Ваша задача — на основе доставшегося вам начала сказки сочинить сказку того типа, который будет указан на карточке из второго набора. Для этого вы должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы информацию, которая могла бы помочь гипотетическому клиенту справиться с его жизненными трудностями. Эта информация может быть изложена в форме дидактической, медитативной, психокоррекционной, психотерапевтической или психологической сказки.
Ведущий раздает подгруппам сначала карточки со сказочными зачинами, а затем просит вытянуть карточку с названием типа сказки.
Этап З. Обсуждение созданных сказок.
В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. По завершении каждого выступления обсуждается содержание сказок и найденные участниками способы решения проблемы. Высказываются предложения о других возможностях продолжения сюжета Предположения о типе сочиненных сказок делается только после прослушивания всех пяти сказок. Участники высказывают мнения о том, какой подгруппе удалось лучше всего выполнить задание и сочинить сказку нужного типа.