Аттестационное тестирование в сфере профессионального образования
Специальность: 030500.62 – Юриспруденция
Дисциплина: Философия
Время выполнения теста: 45 минут
Количество заданий: 20
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
Индекс | Дисциплина и ее основные разделы | Всего часов |
ГСЭ.Ф | Федеральный компонент | |
ГСЭ.Ф.09 | Философия: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. | – |
Тематическая структура АПИМ
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N за- да- ния | Тема задания |
Что есть философия? | Предмет философии | ||
Специфика и функции философии | |||
Генезис философии | |||
Отечественная философия | |||
Философия бытия | Концепции бытия | ||
Картины мира | |||
Движение, пространство и время | |||
Диалектика бытия | |||
Философия познания | Сущность и природа познания | ||
Познавательные способности человека | |||
Проблема истины | |||
Научное познание | |||
Философия человека | Происхождение и сущность человека | ||
Человек и природа | |||
Человек и культура | |||
Ценности и смысл жизни человека | |||
Социальная философия | Общество и его структура | ||
Развитие общества | |||
Человек и общество | |||
Глобальные проблемы |
Философия (примерные тесты)
"Бритва Оккама" отражает содержание | "не следует умножать сущности сверх необходимого" | |
принципа... | "нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие" | |
"возлюби ближнего своего, как самого себя" | ||
"все сущее есть благо" | ||
"Воля к власти, влечение всего живого к | А. Шопенгауэр | |
самоутверждению есть основа жизни", - | Ф.Ницше | |
утверждал... | О. Конт | |
К. Маркс | ||
"Естественное состояние", по Т. Гоббсу, - это... | равновесие любви и ненависти | |
примирение с действительностью | ||
война всех против всех | ||
любовь к ближнему | ||
"Осевое время", охватывающее период между | переходом от модерна к постмодерну | |
300 и 200 гг. до Н.э., является, по мнению К. | моментом начала распада общечеловеческой | |
Ясперса,... | культуры на культуры локальные | |
началом единой мировой истории человечества | ||
началом антропогенеза | ||
"Рыцарем свободного духа" называл себя... | Ф.М. Достоевский | |
Л.Н. Толстой | ||
В.С. Соловьев | ||
Н.А. Бердяев | ||
"Цель оправдывает средства", - считают | аскетизма | |
представители... | гедонизма | |
провиденциализма | ||
прагматизма | ||
Аксиология - это учение о... | познании | |
смыслах | ||
ценностях | ||
бытии | ||
Античная философия зародилась в городах | Риме | |
Ионии (побережье Малой Азии) и Южной | Афинах | |
Италии, а своего расцвета достигла в... | Спарте | |
Дельфах | ||
Античный философ связал | Парменид | |
добродетель со знанием, создав концепцию | Аристотель | |
этического интеллектуализма. | Сократ | |
Платон | ||
Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ. в | моделирования | |
научном познании стал широко | конструирования | |
использоваться метод... | проектирования | |
эксперимента | ||
Бытие как объективная реальность | "субстрат" | |
обозначается термином... | "сознание" | |
"материя" | ||
" субстанция" | ||
В западноевропейской философии первым | Сократ | |
философом, поставившим в центр своих | И. Кант | |
размышлений человека, был... | Ф. Аквинский | |
Августин |
В основе натурфилософии Возрождения | деизм |
лежит... | солипсизм |
пантеизм | |
теизм | |
В творчестве Канта выделяются периоды | логический и практический |
докритический и критический | |
идеалистический и материалистический | |
метафизический и диалектический | |
Важнейшей производительной силой любого | человек |
общества является... | право |
идеология | |
коллектив | |
Вопрос об отношении знания к объективной | форме познания |
реальности есть вопрос о(об)... | уровнях познания |
средствах познания | |
истине | |
Вопросы философии политики в период | Галилео Галилеем |
Возрождения разрабатывались... | Николо Макиавелли |
Леонардо да Винчи | |
Николаем Коперником | |
Всё то, что возникло естественным путем, | обществом |
называется... | ноосферой |
биосферой | |
природой | |
Выдающаяся личность - это человек, | обладает харизмой |
который... | оказал влияние на ход истории |
широко известен | |
обладает сильной волей и залом | |
Выдающимся представителем этапа | Р.Бэкон |
патристики является... | У. Оккам |
Ф. Аквинский | |
Августин Аврелий | |
Главной целью Реформации XVI в. | сближение католической и православной |
являлось(-ась)... | церкви |
преобразование католической церкви | |
реформация православной церковной власти | |
распространение идеологии католической | |
церкви | |
Глобальные проблемы наиболее четко | концеХIХв. |
проявили себя в(во)... | XVIIIB. |
начале ХХ в. | |
второй половине ХХ в. | |
Греческие слова phileo - "любовь" и sophia- | эклектика |
"мудрость" дали начало термину... | софистка |
философия | |
гемофилия | |
Деление философов на эмпириков и | Нового времени |
рационалистов типично для эпохи... | Средневековья |
Античности | |
Новейшего времени | |
Для разрешения глобальных проблем | изменить потребительское отношение |
необходимо... | человека к природе |
унифицировать национальные культуры | |
снизить темп научно-технического процесса | |
прекратить исследование космоса |
Для разрешения глобальных проблем | унифицировать национальные культуры |
необходимо... | изменить потребительское отношение |
человека к природе | |
прекратить исследование космоса | |
снизить темп научно-технического процесс а | |
Для того чтобы преодолеть глобальный | кризис необходимо прежде всего... |
экологический | изменить потребительское отношение |
человечества к природе | |
активизировать исследование космоса | |
разработать международный | |
экологический кодекс | |
снизить темпы научно-технического процесса | |
Для эпохи Возрождения характерен... | культуроцентризм |
антропоцентризм | |
природоцентризм | |
теоцентризм | |
До середины XIX века царило общее | вид искусства |
убеждение, что философия-... | царица наук |
служанка религии | |
бесполезная мудрость | |
Договорную теорию происхождения | Т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо |
государства из разума и опыта людей, а не из | К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Легаш |
теологии разрабатывали такие мыслители | Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах |
Нового времени, как... | Сократ, Платон. Аристотель |
Знание, не подтверждённое на данный | относительным |
момент практикой, либо недостаточно | заблуждением |
обоснованное логически, называется... | ошибочным |
гипотетическим | |
Знание, соединённое с верой в него, есть... | идеология |
мнение | |
рассуждение | |
убеждение | |
Идеи свободы, приоритета индивидуального | структурализма |
бытия над социальным характерны для... | экзистенциализма |
марксизма | |
позитивизма | |
Идея самопроизвольного и спонтанного | гипотезы панспермии |
зарождения жизни характерна для... | теории эволюционизма |
мифологии | |
креационизма | |
Истинное бытие, по Платону, есть... | мир эйдосов |
разум человека | |
Космос | |
человеческое существование | |
Истолкование сознания как свойства | материализма. |
высокоорганизованной материи, высшей | вульгарного |
формы отражения мира, продукта эволюции | метафизического |
природы, | диалектического |
человека и общества характерно | наивного |
для | |
Исторический материализм считает | уровень развития производительных сил |
основным критерием общественного | общества |
прогресса... | развитие научного знания |
наличие правового государства | |
духовное развитие человека |
К глобальным экологическим проблемам | международная преступность | |
относится... | угроза распространения ВИЧ -инфекции | |
преодоление контраста в развитии разных | ||
стран | ||
современный энергетический кризис | ||
К существу научной революции не | исследование истории предмета | |
относится... | создание новых методов исследования | |
создание новых исследовательских про грамм | ||
построение новых теоретических концепций | ||
Как закономерный процесс освобождения | Гегель | |
человека, осознание им собственной свободы | Аристотель | |
понимал историю... | Ф. Аквинский | |
Д. Вико | ||
Качество предмета, с точки зрения | то, что можно измерить | |
диалектики есть... | система необходимых свойств предмета | |
внешние признаки предмета | ||
то, что никогда не изменяется в предмете | ||
Классическое определение истины как | Гегелем | |
суждения или отрицания- соответствующего | Аристотелем | |
действительности, впервые было дано... | Тертуллианом | |
Марксом | ||
Конвенционализм понимает истину как... | непротиворечивое, самосогласованное знание | |
знание, полезное для человека | ||
соглашение ученых по выбору наиболее | ||
целесообразной и удобной в использовании | ||
научной теории | ||
соответствие знания объективной реальности | ||
Концепции научных революций как смены | Ж. Лиотар и Ж. Деррида | |
парадигм или научно-исследовательских | Г. Гадамер и М. Хайдеггер | |
программ разработали... | Т. Кун и и. Лакатос | |
К. Ясперс и А. Тойнби | ||
Концепция, утверждающая, что историю | прагматизмом | |
творит | радикализмом | |
привилегированное | меньшинство, | либерализмом |
называется... | теорией элиты | |
Кризис современной культуры в первую | обострением социальных противоречий | |
очередь связан с... | изменениями в сфере коммуникации | |
необходимостью борьбы с мировым | ||
терроризмом | ||
угрозой мировой войны | ||
Материалистическую позицию в | В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский | |
отечественной философии XIX - ХХ вв. | Н. Бердяев. В. Розанов, С. Франк | |
представляют. | Н. Трубецкой, Г. Флоровский, В. Ильин | |
А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев | ||
Метод мышления, характеризующийся | реалистическим | |
односторонностью, абстрактностью, | метафизическим | |
стремлением абсолютизировать отдельные | диалектическим | |
моменты в составе целого, называется... | прагматическим | |
Модель реальности, в которой создаётся | актуальной | |
эффект присутствия в ней человека, | субъективной | |
называется... | виртуальной | |
объективной |
Направление современной западной | структурализмом |
философии, обосновывающее понимание как | персонализмом |
метод познания, называется... | герменевтикой |
номинализмом | |
Научный метод, сформулированный К | фальсификации |
Поппером, называется принципом... | несоизмеримости |
верификации | |
историзма | |
Необходимым и предварительным условием | освоение ресурсов Мирового океана |
решения всех глобальных проблем является... | предотвращение III-й мировой войны |
преодоление распространения опасных | |
болезней | |
регулирование темпов роста народонаселения | |
Общим для философии, наряду с другими | реализуемые функции |
формами мировоззрения, является (-ются)... | средства отображения предмета |
способы описания предмета | |
предмет | |
Объектом гуманитарного знания является(- | явления природы |
ются)... | медицина и врачевание |
духовный мир человека | |
материальное производство | |
Объектом философии является... | человек |
бытие в целом | |
природа | |
общество | |
Одной из школ древнекитайской философии | джайнизм |
является... | локаята |
даосизм | |
буддизм | |
Онтологией в философии называется учение | законах мышления |
о... | морали и нравственности |
Боге | |
бытии | |
Оперирование конкретно-чувственными и | ощущение |
понятийными образами есть... | интуиция |
мышление | |
эмоциональное переживание | |
Особенностью средневекового стиля | теоцентризм |
мышления является... | космизм |
деизм | |
антропоцентризм | |
Относительно независимое от природы | техносферой |
духовно-материальное образование, | обществом |
порождённое разнообразными формами | расой |
совместной деятельности людей, называют... | формацией |
Относительно связи движения и развития | "не всегда развитие есть движение" |
верным является суждение, что... | "не всякое движение является развитием" |
"движение и развитие не связаны друг с | |
другом" | |
"движение тождественно развитию" | |
Оценка информации как истинной без | знанием |
достаточных логических и фактических | верой |
обоснований называется... | восприятием |
обманом |
Первоначало, первопричина и носитель всего | субстанция | ||
существующего - это... | элементарные частицы | ||
природа | |||
Вселенная | |||
Первый греческий и вместе с тем первый | Фалес | ||
европейский философ -... | Ксенофан | ||
Платон | |||
Зенон Элейский | |||
Первым теоретиком диалектического | А.И. Герцен | ||
материализма в России бьш... | П.А. Флоренский | ||
П. Я. Чаадаев | |||
Г.В. Плеханов | |||
Первыми материалистами в истории | П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри, КА. Гельвеций | ||
европейской философии считаются... | Демокрит-Левкипп, Эпикур | ||
К Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин | |||
И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель | |||
Переход от классической к неклассической | XIV-XVBB. | ||
картине | XIX-XX вв. | ||
мира начался на рубеже... | ХП-ХШвв | ||
XVI-XVIIBB | |||
По мнению сторонников …, | научно- | этического нигилизма. | |
технический процесс способствует росту | либерализма | ||
догматизма | |||
сциентизма | |||
антисциентизма | |||
По мнению … | , "человеку массы" | Ф. Энгельса | |
противостоит "сверхчеловек". | Ф.Ницше | ||
В.И. Ленина | |||
Х. Ортеги-и-Гассета | |||
По мнению … | , главным | метафизиков | |
средством познания мира является разум. | интуитивистов | ||
рационалистов | |||
интеллектуалов | |||
Поворот от классической философии к | Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц | ||
философии неклассической связан с такими | И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И. Фихте | ||
именами, как... | Ф.М.А. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций | ||
А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше | |||
Под коэволюцией понимается... | совместное взаимосогласованное развитие | ||
природы и человека | |||
совместное развитие Востока и Запада | |||
взаимодействие индивида и общества | |||
современная теория эволюция | |||
Под эсхатологией понимается... | христианское учение о конце истории | ||
учение о сознании | |||
зрение о будущем социальном порядке | |||
философское учение о первоначалах мира | |||
Понимание всякого действия человека как | нигилизм | ||
предопределённого заранее есть... | прагматизм | ||
волюнтаризм | |||
фатализм | |||
Понимание природы как поля приложения | Средних веков | ||
физических и интеллектуальных сил человека | Нового времени | ||
характерно для философии... | Античности | ||
Немецкой классической философии |
Понятие | обозначает источник | "субстрат" |
единства и многообразия бытия, основу | "субстанция" | |
мироздания. | "абстракция" | |
"акциденция" | ||
Предметом философии является (-ются)... | физическая реальность | |
доводы разума, исходящие из | ||
интеллектуальной интуиции | ||
всеобщее в системе "мир - человек" | ||
положения Священного писания | ||
Представления человека о добре и зле, | морали | |
счастье, долге и т.п. воплощаются в нормах... | права | |
науки | ||
политики | ||
Применив материалистическую философию к | естественнонаучного | |
области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс | исторического | |
явились создателями | метафизического | |
материализма | вульгарного | |
Проблема голода и нищеты в отсталых | относится к проблеме международного | |
странах... | терроризма | |
относится к группе проблем | ||
межгосударственного характера | ||
относится к экологическим проблемам | ||
вообще не является глобальной проблемой | ||
Проблема смысла и значения жизни и смерти | Аристотеля | |
была одной из центральных в философии... | К. Маркса | |
А. Шопенгауэра | ||
Р. Декарта | ||
Пространство и время рассматриваются в | эмпириокритицизма | |
качестве форм чеповеческого созерцания с | объективного материализма | |
позиции... | субъективного идеализма | |
диалектического материализма | ||
Протяжённость, трёхмерность, изотропность, | движения | |
обратимость считаются свойствами... | пространства | |
мышления | ||
времени | ||
Разрабатывая новые стратегии отношений | информационную | |
человека и природы в современных условиях, | практическую | |
философия | критическую | |
выполняет | функцию. | эвристическую |
Решающую роль техники в общественном | провиденциализма | |
развитии признают сторонники... | демографического детерминизма | |
технологического детерминизма | ||
географического детерминизма | ||
Роль философии в научном познании связана | уточнением абстрактных понятий | |
с... | разработкой методологии познания | |
утверждением альтернативного способа | ||
мировосприятия | ||
разработкой умозрительных схем | ||
Русская идея, с точки зрения В. Соловьева, - | превосходства русской нации | |
это идея... | независимости и самодостаточности России | |
национального предназначения, | ||
определенного Богом | ||
мировой гегемонии |
С точки зрения философии, развитие... | характерно только для материальных систем |
наблюдается только в живых системах | |
присуще природе, обществу и сознанию | |
характерно только для социума | |
Сведение высших форм движения к низшим | механицизму |
ведет к... | солипсизму |
абстракционизму | |
нигилизму | |
Систематическое философское исследование | эпоху Возрождения |
феномена техники началось в... | Античности |
конце XIX - начале ХХ вв | |
эпоху Просвещения | |
Системно-рационализированное | рефлексией |
мировоззрение называют... | философией |
искусством | |
религией | |
Слово "культура" в переводе с ___ языка | английского |
означает "возделывание", "обработка земли". | немецкого |
латинского | |
греческого | |
Смысл жизни человека, согласно | совершении героических поступков |
эвдемонизму, состоит в... | борьбе с тиранией |
свободе от телесных страданий и | |
душевных тревог | |
служении Богу | |
Современный этап в развитии культуры | созданием глобальной коммуникационной |
характеризуется... | сети |
отсутствием опоры на традиции | |
медленными темпами смены систем | |
ценностей | |
расцветом локальных культур | |
Согласно материалистической позиции, | изотропность |
характерной чертой времени является... | протяженность |
необратимость | |
трехмерность | |
Согласно современным научным | Америка |
представлениям, прародиной человека | Африка |
является... | Австралия |
Азия | |
Согласно субстанциальной концепции, | является психологическим переживанием |
время... | человеком реальных процессов |
зависит от отношений между материальными | |
объектами | |
является самостоятельной, ни от чего не | |
зависящей сущностью | |
зависит от человеческого существования | |
Согласно теизму материя сотворена, а потому | субстратом |
не является... | субстанцией |
интенцией | |
модусом | |
Согласно Ф. Аквинскому, бытие и | совпадают в человеке |
сущность... | совпадают в природных явлениях |
совпадают в Боге | |
никогда не совпадают |
Согласно … | , мышление и бытие | пантеизму |
являются независимыми друг от друга | дуализму | |
субстанциями. | материализму | |
идеализму | ||
Создателем знаменитой "Утопии", | Т.Мор | |
описывающей идеальное общество будущего, | Н. Кузанский | |
является... | П. Абеляр | |
Н. Макиавелли | ||
Способ логического рассуждения от | моделированием | |
единичных утверждений к положениям, | дедукцией | |
носящим более общий характер, называется... | аналогией | |
индукцией | ||
Способ непосредственного постижения | представление | |
истины без обоснования с помощью | интуиция | |
доказательств есть... | мышление | |
эмоция | ||
Сторонников позиции, согласно которой | апологетами | |
человек познает только явления, но не | агностиками | |
сущности вещей, называют... | гностиками | |
догматиками | ||
Существенное различие явлений в рамках | взаимодействием | |
общего для них тождества называется... | противоречием | |
взаимопритяжением | ||
антипатией | ||
Сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI | О. Шпенглером | |
веке был выдвинут... | С. Хантингтоном | |
Н. Данилевским | ||
П. Сорокиным | ||
Теоретический характер анализа всеобщих | мифологии | |
связей в системе "человек - мир" является | религии | |
отличительной особенностью... | науки | |
философии | ||
Теоретическим ядром, сердцевиной духовной | философию | |
культуры человека и общества называют... | мифологию | |
науку | ||
искусство | ||
Учение о сложноорганизованных системах, | кибернетикой | |
по-новому рассматривающее процессы | синергетикой | |
развития, называется... | диалектикой | |
информатикой | ||
Учение о сотворении мира Богом из Ничего | креационизмом | |
называется... | провиденциализмом | |
томизмом | ||
индетерминизмом | ||
Учитывая остроту глобального | детерминизма | |
экологического кризиса, человечество | дополнительности | |
способно выжить лишь в условиях освоения | коэволюции | |
принципа совместного и согласованного | эволюции | |
существования общества и природы, то есть | ||
принципа... | ||
Философ русского зарубежья, автор | АФ. Лосев | |
исследования "О сопротивлении злу силой",- … | С.Л. Франк | |
И. А. Ильин | ||
П.А Флоренский |
Философия, помогая индивиду обрести | теоретическую | |
позитивный и глубинный смысл жизни, | гуманистическую | |
ориентироваться в кризисных ситуациях, | методологическую | |
реализует свою … | функцию. | критическую |
Философская позиция дуализма выражается в | тождества мышления и бытия | |
признании... | первичности материи | |
первичности идеального | ||
мышления и материи независимыми | ||
субстанциями | ||
Форма научного знания, содержащая | принцип | |
предположение и нуждающаяся в | закон | |
доказательстве, есть... | гипотеза | |
теория | ||
Формой рационального познания является | представление | |
ощущение | ||
восприятие | ||
понятие | ||
Функция культуры по выработке и | адаптационной | |
трансляции ценностей, идеалов и норм | познавательной | |
называется... | коммуникативной | |
аксиологической | ||
Христианство определяет бытие как... | вечный и неизменный мир | |
свободный дар Бога | ||
продукт взаимодействия Бога и человека | ||
всё, что существует | ||
Центральная проблема философии П. Канта - | исследование движущих сил развития | |
это... | истории | |
анализ саморазвития абсолютной идеи | ||
нахождение всеобщих и необходимых | ||
оснований познания и гуманистических | ||
ценностей | ||
исследование предельных основ бытия | ||
Э. Гуссерль является создателем... | психоанализа | |
феноменологии | ||
герменевтики | ||
персонализма | ||
Этическая позиция, связывающая смысл | стоицизма | |
жизни с наслаждением, характерна для... | эвдемонизма | |
гедонизма | ||
альтруизма |