Пока вы будете искать ответы на эти простые и очевидные вопросы, я немного расскажу вам в простой форме о самом загаре и его особенностях. Загар - это процесс окисления меланина в коже человека, при помощи кислорода и ультрафиолетовых лучей. При этой фотохимической реакции образуется защитный коричневый пигмент, воспринимаемый нами собственно как загар, и витамин D – один из самых необходимых витаминов для человеческого организма. Некоторые называют этот витамин «солнечным гормоном». Кислород в кожу доставляет кровь. Вот почему: чем сильнее кровообращение, тем быстрее идет загар!
Кроме того, нужно помнить про то, что очень часто забывают или просто не знают «критики» загара: ультрафиолет различают трёх различных типов: А, В, С (А, Бэ, Цэ). Загар получается при воздействии на кожу любого из этих УФ, но он разный и с разными последствиями. Наиболее опасным для человека считается загар от УФ-С, т.к. именно С-ультрафиолет является ярко выраженным канцерогенным (вызывающим рак) фактором. Этот тип УФ разрушает все живое и уничтожает даже бактерии и вирусы – именно поэтому он используется в больницах и в различных стерилизаторах для обеззараживания помещений и емкостей. Солнце тоже излучает этот тип УФ, но он, к счастью, практически никогда не доходит до поверхности земли. Его задерживает озоновый экран, который окружает землю в верхней части атмосферы. Не было бы озонового экрана – не было бы жизни на земле! И представьте себе: в соляриях УФ-С тоже нет! Лампы солярия испускают только «А» и «В» ультрафиолет, ну и тепловые волны, а также видимый спектр голубого цвета, чтобы мы с вами могли определить – включена лампа или нет. Ведь сам ультрафиолет человеческий глаз не видит. И в этом, на самом деле, содержится реальная опасность для человека. Но для того и существуют очки, которые используют в соляриях, чтобы защитить наши глаза от воздействия УФ.
Кстати, лет 30-40 назад, когда про воздействие УФ волн на кожу человека еще не было известно достаточно много, повсеместно выпускались УФ приборы с С-ультрафиолетом для бытового использования. Старшее поколение помнит лампы, которые выпускались и для кварцевания помещения, и для быстрого загара. Для кварцевания эти лампы подходили, но вот использовать их для загара – было большой ошибкой. Наверное, именно после многочисленных ожогов подобные изделия сняли с производства. Но "осадок-то остался!" Напоминаю – это были лампы, которые излучали С-ультрафиолет – очень опасный для человека.
И если уж мы заговорили об С-ультрафиолете, то нужно помнить, что это самый коротковолновый тип УФ, и с самым сильным воздействием на все живое. Он быстро разрушает кожу человека, поэтому под этим типом УФ загорать категорически нельзя! Самый длинноволновый ультрафиолет – "А". Именно он вызывает быстрое окисление уже существующего меланина в нашей коже. Однако коварность этого типа УФ состоит в том, что он, при очень длительном воздействии разрушает основу нашей кожи – эластин и коллаген, что известно в медицине как фотостарение. Печально, конечно! Поэтому стоит запомнить: длительное пребывание незащищенной кожи под А-УФ – приводит к преждевременному фотостарению. В дальнейшем, когда мы будем говорить о солнцезащитных кремах, нам нужно будет об этом вспомнить! Остается В-ультрафиолет! Его иногда называют УФ, производящий витамин D. И правильно называют! Именно этот тип ультрафиолета (конкретно с длиной волны 298 нм) вызывает образование в нашей коже витамина D - так необходимого нашему организму. Кроме того этот тип УФ еще вызывает и образование нового меланина. (Его производят особые клетки в нашей коже – меланоциты.)
Обратите внимание на тот факт, что НИ В ОДНОЙ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ СТАТЬЕ, НАПРАВЛЕННОЙ ПРОТИВ СОЛНЕЧНЫХ И СОЛЯРИЙНЫХ ПРОЦЕДУР НЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ УЛЬТАФИОЛЕТА В КОЖЕ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЕСТВЕННЫМ ПУТЕМ ОБРАЗУЕТСЯ ВИТАМИН D. А ведь именно ради этого витамина и стоит загорать! Да, солнечные ожоги, как и любые другие: термические, химические, радиационные – могут привести к онкологии. Но нельзя же утверждать, что пить воду вредно, если кто-либо в ней утонул. Не стоит запрещать спортзалы из-за того, что кто-то уронил себе штангу на ногу или повредил себе мышцы в результате перегрузок. Ведь именно наличие в нашей коже коричневого пигмента ЗАЩИЩАЕТ нас от солнечных ожогов! Именно УМЕРЕННЫЙ загар дает нам столь необходимый витамин D, который помогает усваиваться в человеческом организме кальцию и другим микроэлементам. Недаром этот витамин еще называют витамином или гормоном СЧАСТЬЯ! Вот почему мы так хорошо себя чувствуем летом и после солярия! Вот почему наша кожа летом становится чище, волосы шелковистее, а ногти крепче! Кальция наш организм усваивает больше из-за того, что больше получает витамина D, который образуется у нас в результате загара.
Есть еще одна особенность солнечного света, о которой мало кто знает. Дело в том, что ультрафиолетовые лучи типа «В» могут достигать поверхности земли ТОЛЬКО, если солнце находится выше, чем линия горизонта более чем 50 градусов, и только, если нет облачности и задымления. А это значит, что вся территория России вообще не получает в осенне-зимний период ультрафиолет типа «В», т.к. в этот период солнце не подниается над горизонтом выше 50 градусов. И, соответственно, люди, живущие на этих территориях (т.е. мы с вами) в осенне-зимний период могут получить витамин D3 только от соляриев (!!!!!) Некоторые сразу вспомнят назойливую рекламу последних лет, где почти каждое лекарство дополнено витамином D3. Но особенность медикаментозного потребления витамина D3 заключается в большом риске передозировки, что очень пагубно может отразиться на здоровье человека. Именно с нехваткой витамина D3 связаны вирусные эпидемии в нашей стране в осенне-зимний период! Некоторые ученые считают, что с этим связаны и сроки Великого поста в Православной вере, т.к. отказ от жирной пищи приводит к генерации организмом человека холестерина, участвующего в образовании основы витамина D, который начинает активно образовываться в нашем организме от солнечных лучей, начиная с марта-апреля.
Кроме того за последние 10 лет современная наука также смогла установить, что витамин D – это один из гормонов, отвечающих за процесс восстановления и заживления в организме. Именно поэтому: по мнению многих ученых всего мира (Вильяма Б. Гранта (William.B.Grant), Джона Кенелла, Ричарда Хобдея, Майкла Холика, Седрика Гарланда и др.) наличие в нашем организме в достаточной концентрации витамина D (около 40-60 нг/мл), является фактором, сдерживающим и предотвращающим развитие рака. Согласно исследованию, проведенному доктором Седриком Гарландом, профессором семейной и профилактической медицины Медицинского центра Сан-Диего при Калифорнийском университете, каждый год около 600 тысяч случаев заболеваний раком груди и колоректальным раком могут быть предотвращены за счет повышения уровня витамина D у населения по всему миру. Оптимальный уровень витамина D в организме может помочь предотвратить как минимум 16 видов рака, включая рак поджелудочной железы, легких, яичников, простаты и кожи.
Наверное, кто-либо спросит: а почему бы нам не загорать в таком случае только под В-ультрафиолетом? Дело в том, что УФ-В в чистом виде очень сильно воздействует на нашу кожу, и нам пришлось бы устанавливать время загара с точностью до секунды. Ошибка приводила бы либо к недостаточному загару, либо к ожогу. А мы помним, что ожоги нужно избегать любым путем. Кроме того, УФ-А играет свою положительную функцию в образовании загара, окисляя меланин. И нужно помнить, что для разных людей для достижения одного и того же результата необходимо разное время загара. Одним – в обычных соляриях – 1-2-х минут будет достаточно, а другим может оказаться мало и 10 минут. Кожа человека по своему типу различается на 4 группы (на территории России). Чем выше тип кожи, тем больше в коже меланоцитов (клеток, производящих меланин), и тем больше нужно времени для достижения того или иного загара. Причем, люди с первым (кельтским) типом кожи практически не загорают, т.к. у них мало в коже меланоцитов, и соответственно, мало вырабатывается меланина, который в свою очередь может, окислившись, создать защитный пигмент – загар. Чтобы правильно разделить людей хотя бы на 1-2 и 3-4 группы достаточно задать вопрос: «Обгорал ли на солнце когда-либо человек так, чтобы кожа сходила лоскутами (как у змеи)?». Если человек обгорал когда-то на солнце таким образом, то его кожа вероятнее всего относится к 1 либо 2 типу. А если, кожа только шелушилась, или вообще никак не реагировала на обильные солнечные ванны, то это, скорее всего, кожа человека с 3 либо 4 типом. Конечно, это очень грубое определение, но оно многим поможет на первых сеансах не ошибиться с длительностью процедуры.
Есть еще один аспект, который необходимо учитывать людям, взявшим на себя миссию решать судьбу и влиять на здоровье жителей России. Когда говорят, что в Европе где-то ограничили загар, нужно понимать, что на разных континентах живут люди с разным типом кожи. В Африке – очень много африканцев, в Азии – азиатов, а вот значительную часть Европы, особенно ее северную часть, населяют люди с 1-м (кельтским) типом кожи, т.е. люди, у которых от природы очень мало меланоцитов в коже, и которые очень плохо загорают. Вспомните, как выглядит финн или норвежец? Вот вам типичные представители северных народов – кельты! Но мы-то живем в России! И у нас, здесь, жителей с 1-м типом кожи на 100 человек встретится 1-2, а то и меньше! Даже со вторым типом кожи в России встречается на 100 человек не более 10-15! В основном мы имеем кожу 3-го либо 4-го типа. А обладателю кожи 4-го типа "европейская" доза загара - что слону дробина! Однако, в любом случае, нужно знать меру! Любая чрезмерность, что в загаре, что в еде, что в спорте приводит к печальным результатам.
Для небольшого отвлечения предлагаю вам цитату из книги МАЙКЛА Ф. ХОЛИК: «Если бы мне пришлось открыть вам единственный секретный ингредиент, который во многих случаях предупреждает и лечит сердечные заболевания, распространенные виды рака, инсульт, различные инфекции (от гриппа до туберкулеза), диабет 1 и 2 типа, слабоумие, депрессию, бессонницу, слабые мышцы, боли в суставах, фибромиалгию, остеоартрит, суставной ревматизм, остеопороз, псориаз, множественный склероз и повышенное давление, то я бы ответил: витамин D.» Майкл Холик, доктор философских наук, доктор медицинских наук, профессор медицины, физиологии и биофизики Бостонского медицинского университета. Доктор Холик специализируется на изучении витамина D, кальция, обмена веществ в костной ткани, фотобиологии витаминов и остеопороза. За свои заслуги он был награжден премией Американской Ассоциации по исследованию псориаза, премией Американского института питания, премией имени Роберта Х. Германа в области диетического питания, вручаемой Американским Обществом диетического питания.
Кстати, некоторые ученые, например д.м.н. Панюшин С.К., считают, что к солнечным ваннам нужно относиться как к еде, и потреблять солнечные лучи равномерно и регулярно. Современные ученые вводят термин фотодиетологии, где разумное потребление ультрафиолетовых лучей человеком считается одним из главных факторов здорового образа жизни.
Рождаемость у людей с темной кожей выше, чем у светлокожих людей. Не задумывались почему? Ответ на этот вопрос дали исследования группы ученых Копенгагенского университета в Дании под руководством Мартина Бломберга Йенсена в 2011 г. Мужчины с высоким содержанием “солнечного гормона” – витамина D – в организме производят более сильную и быструю сперму по сравнению с мужчинами с низким содержанием этого гормона.
Ученые Университета Аризоны обнаружили, что женщины биологически запрограммированы на поиск мужчин с загорелой кожей, поскольку они представляются им как более сильные и надежные, в смысле продолжения рода. Вспомните всех культуристов – они на соревнованиях специально покрывают себя коричневой краской, чтобы выглядеть более привлекательно.
Ведущий специалист по изучению рака Хакан Олсон из отделения онкологии Университета Лунда в Швеции утверждает, что регулярно и умеренно загорающие женщины живут дольше. В своем исследовании он показал, что польза для здоровья от пребывания на солнце во много раз превышает опасность возникновения рака кожи.
Доктор Мэриан Бервик (Marianne Berwick), эпидемиолог из Ракового Центра (США), утверждает, что проблему рака кожи можно решить с помощью умеренного загара, который можно получить под ультрафиолетовыми лампами в салонах красоты.
Согласно исследованиям, проведенным в медицинском университете Граца (Австрия 2010 г.) состояние репродуктивных функций у мужчин прямо пропорционально содержанию в их крови витамина D.
Ученые из Сан-Франциско под руководством Рибеки Смит (США) в 2008 г. подтвердили, что репродуктивная функция у женщин, связанная с проблемами овуляции также зависит от уровня витамина D в крови женщин.
Английские исследователи из университета Уорвика в 2009 г обобщили результаты 10-летних исследований по всему миру и пришли в выводу, что достаточный уровень витамина D в крови способен уменьшить риск развития сердечных болезней на 33%, а сахарного диабета – на 55%.
Результаты исследований профессора Эдварда Джиованнуччи из Гарварда в 2006 г. свидетельствуют о том, что при загаре солнечный витамин D способен предотвратить 30 смертей от рака, при риске одной смерти от чрезмерной инсоляции (солнечного ожога).
Теперь давайте с вами порассуждаем вот на какую тему: почему мы никогда не встречали представителей африканской расы, использующих крем ПРОТИВ ЗАГАРА? Если загар так вреден для человеческой кожи, то логично было бы предположить, что представителям африканских народов нужно обильно использовать эти крема для защиты своей кожи. Ведь солнца у них очень много! Но они почему-то не используют солнцезащитные крема. И их кожа почему-то не обгорает. И как следствие, они реже имеют проблемы с онкологией. А чем кожа европейца отличается от кожи африканца? Количеством меланоцитов и пигмента в коже. Так не логичнее было бы "приблизить" кожу европейца к коже африканца, увеличив в ней количество защитного пигмента, а заодно и витамина D? А как это сделать? Ответ на поверхности: солнце и солярии! Главное – постепенность и регулярность!
И самое время поговорить о солнцезащитных кремах и их свойствах. Задумывались ли вы: от какого типа УФ вас защищает солнцезащитный крем? Мало кто осознает, что подавляющая часть солнцезащитных кремов защищает вас ТОЛЬКО от В-ультрафиолета, который вызывает ожог кожи. (Предполагается, что от С-ультрафиолета нас защитил озоновый экран). Но мы с вами помним, что именно В-ультрафиолет, заставляет наши меланоциты вырабатывать больше меланина, что именно В-ультрафиолет участвует в образовании витамина D – самого необходимого для нашего здоровья витамина! Т.е. мы лишаем себя защитной функции витамина D. И в нашей коже НЕ ОБРАЗУЕТСЯ пигмент, который защищает нашу кожу от солнечных ожогов. Ну и в довесок ко всем этим «прелестям» мы целый день подвергаем себя облучению ультрафиолетом «А», который, как мы помним, вызывает активное фотостарение. Что называется - делайте выводы!
Для большей убедительности приведу вам еще некоторые выводы различных ученых по поводу использования солнцезащитных кремов.
По мнению д.м.н. Панюшина С.К. синтетические ультрафиолетовые фильтра, содержащиеся в солнцезащитных кремах, накапливаются в организме и, в конце концов, приводят к гормональным изменениям, и как следствие к многочисленным болезням.
Доктор Н. Гордон (Калифорния, США) полагает, что использование солнцезащитных кремов вызывает больше смертельных случаев рака, чем их предотвращает.
Доктор медицинских наук Панюшин С.К. пришел к выводу, что использование солнцезащитной косметики приводит к гормональным изменениям человека и может быть причиной снижения потенции и даже изменения половой ориентации у мужчин.
Не задумывались ли вы: в чем отличие тюрьмы от темницы? С давних пор было известно, что, чтобы сломить волю человека, его мало было ограничить в свободе передвижения, его нужно было изолировать от солнечного света и бросить в темницу. Именно отсутствие УФ-лучей в составе освещения приводит к гормональным изменениям в организме человека и превращение его в вялый и безвольный организм.
И напоследок, давайте разберем с вами еще один вопрос: некоторые слышали, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) в 2010 г причислила солярии к канцерогенным факторам и рекомендовала ограничить их использование. Это, как правило, самый «сильный» и иногда единственный аргумент у противников загара. В таком случае следует вспомнить всем известную грустную историю с мировой «эпидемией» «свиного» гриппа (H1N1). Несколько лет тому назад, именно ВОЗ, на основе «исследований» группы ученых рекомендовало всем правительствам мира закупить вакцину против этой якобы чумы 21-го века. Вакцина была закуплена, было потрачено много десятков миллиардов долларов… А потом оказалось, что этот вид гриппа является одним из самых безобидных для человека, и что те самые «ученые», которые «изучали» этот вопрос, финансировались производителями вакцины против того самого «свиного» гриппа.
Теперь посмотрим, на основании исследований каких организаций ВОЗ решила рекомендовать ограничить использование соляриев.
1. Международное агентство по изучению рака (IARC). (Председатель этой организации Адель Грин (Adéle Green), исследования которой в этой области финансировались компанией L’Oreal Recherché, когда агентством был представлен доклад о классификации соляриев как ”канцерогенных для человека” в 2006 году).
2. Международная комиссия по защите от неионизирующей радиации (ICNIRP). В Google можно без труда найти информацию о том, что Ж.П. Сезарини (J.P. Césarini), один из научных председателей ICNIRP, связан с “Фондом Ротшильда” (“Fondation De Rothschild”), директор которого, Жан-Пьер Мейер (Jean-Pierre Meyers), является вице-президентом Л’Ореаль и мужем Франсуазы Бетанкур-Мейер (Françoise Bettencourt-Meyers, дочери “самой богатой женщины Франции”, Лилиан Бетанкур (Liliane Bettencourt, той самой “Мадам Л’Ореаль ”). Помимо этого, Сезарини связан с INSERM (см. ниже) через его исследования в “Лаборатории по исследованиям опухолей кожи человека” (“Laboratoire de Recherche sur les Tumeurs de la Peau Humaine”).
3. Европейское общество по профилактике рака кожи (EUROSKIN). Дальнейший поиск в Google выявил, что третья упомянутая в рекомендациях ВОЗ организация, EUROSKIN, базирующаяся в Германии, была основана (и финансируется) крупной организацией во Франции, которая охватывает практически все аспекты французской фармацевтики, – Национальным институтом здоровья и медицинских исследований (INSERM). На первый взгляд, все довольно невинно, пока мы не узнаем, что одним из спонсоров INSERM (и далеко не самым мелким!) является Фонд Бетанкур Шулер (“Foundation Bettencourt Schueller”), частный фонд Лилиан Бетанкур, главой которого является Жан-Пьер Мейер (см. выше). (По совместительству - вице-президент Л’Ореаль и муж дочери “Мадам Л’Ореаль ”)
Вот такая – САНТА БАРБАРА!
Ну а теперь, дорогие читатели, сами делайте выводы: следует вам загорать или нет?
Здоровья, любви и удачи Вам!
Директор сети студий загара
Sun Life (САНЛАЙФ)
Тарасов Андрей Юрьевич
www.sunlife-dv.ru