Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕочтение к природе




—уществуют достаточно разумные причины уважать естественный пор€док вещей и не считать, будто люди способны так легко улучшить его путем непродуманного вмешательства. Ёто оказалось верным по отношению к окружающей среде: кажда€ экосистема есть взаимосв€занное целое, сложность которого мы зачастую недопонимаем. —троительство плотины или засев какой-либо площади монокультурой рвет невидимые до того св€зи и нарушает равновесие системы совершенно непредвиденным образом.

“о же верно и относительно природы человека. ≈сть много аспектов человеческой природы, которые мы думаем, что понимаем до конца или хотели бы изменить, будь у нас така€ возможность. Ќо улучшение природы Ч совсем не така€ проста€ вешь. ѕусть эволюци€ действует вслепую, однако она следует беспощадной логике адаптации, и в результате ее действи€ организмы оказываютс€ приспособлены к своей среде.

—егодн€ считаетс€ политически корректным, например, сожалеть о наклонност€х человека к насилию и агрессии и осуждать кровожадность, котора€ в былые времена вела к завоевани€м, дуэл€м и прочим подобным де€ни€м. Ќо дл€ существовани€ таких пристрастий есть весомые эволюционные причины. ѕонимание добра и зла в человеческой природе Ч дело куда более сложное, чем может показатьс€, потому что добро и зло очень сильно переплетены. ¬ процессе эволюции люди научились, как сказал биолог –ичард јлександер, сотрудничать ради конкуренции[181]. “о есть широкое разнообразие когнитивных и эмоциональных свойств человека, которое делает возможным столь развитую социальную организацию, создалось не борьбой с природной средой, но борьбой между группами людей. ¬ эволюционные времена это приводило к ситуации гонки вооружений, в которой усиление социального сотрудничества в одной группе заставл€ло и другие сотрудничать аналогичным образом в нескончаемой борьбе. —пособности людей к конкуренции и к сотрудничеству сохран€ют сбалансированность в симбиотических отношени€х не только в эволюционный период, но и в конкретных обществах и у отдельных индивидуумов. ћы твердо надеемс€, что люди научатс€ мирно жить в таких стечени€х обсто€тельств, в которых сегодн€ не умеют, но если равновесие слишком сильно сдвинетс€ от агрессивного и насильственного поведени€, селекционное давление в пользу сотрудничества также ослабеет. ќбщество, которому не угрожает конкуренци€ или агресси€, останавливаетс€ в развитии и перестает обновл€тьс€; индивидуумы, слишком склонные к доверию и сотрудничеству, станов€тс€ у€звимыми дл€ более воинственных.

“ак же обстоит дело с семьей. —о времен ѕлатона среди философов существовало понимание, что семь€ Ч главный барьер на пути достижени€ социальной справедливости. Ћюди, как предполагает теори€ родственного отбора, склонны любить своих родственников и свойственников более, чем они того объективно заслуживают. ≈сли возникает конфликт между долгом перед семьей и долгом перед обезличенной властью общества, семь€ побеждает. ¬от почему —ократ в  ниге V "–еспублики" утверждает, что в городе совершенной справедливости потребуетс€ обобществление женщин и детей, чтобы родители не знали, кто их биологические отпрыски, а потому не могли им потворствовать[182]. ¬от почему все современные общества, где правит закон, вынуждены принимать мириады норм, преп€тствующих непотизму и фаворитизму государственных служащих.

» все же естественна€ склонность доводить любовь к своим отпрыскам до пределов рационального имеет в своей основе мощную адаптивную логику: если мать не любит так своих детей, кто еще будет тратить свои ресурсы, материальные и эмоциональные, на то, чтобы довести ребенка до зрелой взрослости? »нституциональные организации вроде ведомств социального обеспечени€ действуют куда хуже, поскольку в основе их работы не лежат природные эмоции. Ѕолее того, в естественном процессе есть глубинна€ справедливость, поскольку он гарантирует, что даже у детей некрасивых или неспособных будут родители, которые станут их любить вопреки их недостаткам.

Ќекоторые возражали, что даже будь у нас возможность изменить личность человека фундаментальным образом, мы бы никогда этого не захотели, поскольку человеческа€ природа в некотором смысле гарантирует свою неизменность. я считаю, что это возражение сильно недооценивает амбиции человека и не учитывает, насколько радикальными способами в прошлом люди пытались преодолеть собственную природу. »менно из-за иррациональности семейной жизни все существовавшие коммунистические режимы боролись с семьей как с потенциальным врагом государства. ¬ ———– был прославлен маленький негод€й ѕавлик ћорозов, который в тридцатых годах выдал своих родителей сталинской полиции; и прославили его именно в цел€х разрушени€ естественной преданности семье. ћаоистский  итай вв€залс€ в долгую борьбу против конфуцианства с его упором на сыновнюю почтительность, а во врем€ культурной революции шестидес€тых годов детей просто натравливали на родителей.

Ќевозможно при текущем положении дел сказать, насколько решающими окажутс€ эти утилитарные аргументы против определенных перспектив биотехнологии. ћногое будет зависеть от того, как конкретно про€в€тс€ эти технологии: например, не добьемс€ ли мы продлени€ жизни без одновременного сохранени€ ее высокого качества; не даст ли разработанна€ генна€ терапи€ страшных эффектов, которые про€в€тс€ лишь через двадцать лет после ее применени€.

Ќо смысл вот в чем: мы должны скептически относитьс€ к либертарианским аргументам, что раз евгенические решени€ будут приниматьс€ отдельными людьми, а не государством, то и не надо беспокоитьс€ о вредных последстви€х. —вободный рынок, как правило, функционирует нормально, но бывают у него неудачи, которые требуют вмешательства правительства. Ќегативные экстернальности сами по себе не исправ€тс€. ћы сейчас не знаем, будут ли они большими или малыми, но не следует предполагать, что они устран€ютс€ твердой приверженностью свободному рынку и индивидуальному выбору.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 274 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1325 - | 1278 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.