Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Участие представителей религиозных организации в работе с осужденными




До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в местах предварительного содержания под стражей, практически были лишены права на отправление религиозных обрядов. Действовавшее в этой сфере законодательство (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 года) запрещало во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа, а также хранение предметов культа. Запреты эти распространялись и на места лишения свободы. Доступ туда служителей культа любых конфессий был также запрещен.

Единственное исключение, которое было сделано, касалось умирающих или тяжело больных. По их просьбе разрешалось отправление религиозно-культовых обрядов в местах заключения, но в особо изолированных помещениях. Однако и это исключение на практике не действовало, во-первых, потому что осужденные об этом праве не знали и никто его не разъяснял, а во-вторых, в связи с тем, что находящемуся в местах лишения свободы признать себя верующим было весьма небезопасно. Поэтому верующие скрывали свои религиозные взгляды. В места лишения свободы не попадала религиозная литература, запрещалось пользоваться и религиозной символикой (например, нательными крестиками, четками, молельными ковриками).

В конце 80-х годов отношение к религии изменилось. Были сняты многие запреты и ограничения. В исправительно-трудовые колонии и тюрьмы были направлены тысячи экземпляров Библии, Корана; изменены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденным было разрешено пользоваться религиозной символикой.

В 1992 году Исправительно-трудовой кодекс был дополнен ст. 81 “Обеспечение свободы совести осужденных”. Впервые религиозные права осужденных получили правовую основу. Была гарантирована свобода совести и вероисповеданий. Этим самым создана правовая база для распространения на осужденных конституционной нормы, предусмотренной ст. 28 Конституции Российской Федерации: осужденные получили возможность индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания подтверждено и новым Уголовно-исполнительным кодексом, который не только провозглашает это право, но и создает условия для его реализации.

Отправление религиозных обрядов как индивидуально, так и группами осужденных возможно и в местах лишения свободы. В колониях и следственных изоляторах происходят обряды крещения, венчания, исповеди, отпевания умерших, групповые молитвы.

Некоторые из культовых действий могут происходить и без священнослужителей (например, молитва), другие — с их участием.

Служители культа посещают учреждения, исполняющие наказание, и следственные изоляторы не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе. Однако религиозные обряды могут совершаться лишь с согласия осужденных. Как правило, в таких обрядах участвуют небольшие группы осужденных – по их желанию.

Право осужденных на свободу совести принадлежит каждому из них, однако, его реализация не должна нарушать права других лиц. Отправление религиозных обрядов не должно нарушать и правил внутреннего распорядка.

Поэтому обряды не могут проводиться в рабочее время, они не должны нарушать нормальную работу школ, профтехучилищ и т.п.

Бывая в местах лишения свободы, служители культа, естественно, не только отправляют религиозные обряды. Они проводят индивидуальные беседа с осужденными, выступают перед группами лиц. Все это не только способствует приобщению осужденных к религии, но и оказывает на них определенное воспитательное воздействие, ведь многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами.

Ст. 14 УИК создала правовую базу для взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с религиозными организациями. В большинстве колоний и следственных изоляторов оборудованы молельные комнаты, в некоторых колониях построены храмы. Так, в одной из колоний Ленинградской области построена церковь, которая была освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Он же освятил и часовню в женской колонии Ивановской области.

В ряде республик и областей управления исполнения наказании заключили договоры о сотрудничестве с местными епархиальными управлениями. Там также за каждым местом лишения свободы закреплены священнослужители.

В ряде областей и республик священнослужители целенаправленно ведут индивидуальную работу с трудновоспитуемыми осужденными, злостными нарушителями режима. В некоторых колониях работают постоянные воскресные церковные школы, которые посещают желающие осужденные.

Во всех местах лишения свободы есть в достаточном количестве религиозная литература, доступ к которой осужденных не ограничен.

Нельзя не упомянуть и о благотворительной деятельности религиозных (общественных) учреждений, оказании ими материальной помощи осужденным в колониях – направлении продовольственных посылок, медикаментов.

Оказание помощи конкретным осужденным во время отбывания наказания нередко продолжается и после освобождения. Чаще всего это проявляется в отношении тех из них, с кем поддерживалась связь во время их пребывания в местах лишения свободы при посещении священнослужителями колоний. Однако посильная помощь оказывается и другим освобожденным из мест лишения свободы.

Исследования показывают, что общение со священнослужителями, их проповеди, обряды, знакомство с религиозной литературой, получение материальной помощи положительно воздействует на осужденных, их нравственное здоровье и поведение, многие становятся на путь исправления, сами принимают участие в актах благотворительности, стремятся к честному труду и законопослушанию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 833 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.