До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в местах предварительного содержания под стражей, практически были лишены права на отправление религиозных обрядов. Действовавшее в этой сфере законодательство (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 года) запрещало во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа, а также хранение предметов культа. Запреты эти распространялись и на места лишения свободы. Доступ туда служителей культа любых конфессий был также запрещен.
Единственное исключение, которое было сделано, касалось умирающих или тяжело больных. По их просьбе разрешалось отправление религиозно-культовых обрядов в местах заключения, но в особо изолированных помещениях. Однако и это исключение на практике не действовало, во-первых, потому что осужденные об этом праве не знали и никто его не разъяснял, а во-вторых, в связи с тем, что находящемуся в местах лишения свободы признать себя верующим было весьма небезопасно. Поэтому верующие скрывали свои религиозные взгляды. В места лишения свободы не попадала религиозная литература, запрещалось пользоваться и религиозной символикой (например, нательными крестиками, четками, молельными ковриками).
В конце 80-х годов отношение к религии изменилось. Были сняты многие запреты и ограничения. В исправительно-трудовые колонии и тюрьмы были направлены тысячи экземпляров Библии, Корана; изменены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденным было разрешено пользоваться религиозной символикой.
В 1992 году Исправительно-трудовой кодекс был дополнен ст. 81 “Обеспечение свободы совести осужденных”. Впервые религиозные права осужденных получили правовую основу. Была гарантирована свобода совести и вероисповеданий. Этим самым создана правовая база для распространения на осужденных конституционной нормы, предусмотренной ст. 28 Конституции Российской Федерации: осужденные получили возможность индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания подтверждено и новым Уголовно-исполнительным кодексом, который не только провозглашает это право, но и создает условия для его реализации.
Отправление религиозных обрядов как индивидуально, так и группами осужденных возможно и в местах лишения свободы. В колониях и следственных изоляторах происходят обряды крещения, венчания, исповеди, отпевания умерших, групповые молитвы.
Некоторые из культовых действий могут происходить и без священнослужителей (например, молитва), другие — с их участием.
Служители культа посещают учреждения, исполняющие наказание, и следственные изоляторы не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе. Однако религиозные обряды могут совершаться лишь с согласия осужденных. Как правило, в таких обрядах участвуют небольшие группы осужденных – по их желанию.
Право осужденных на свободу совести принадлежит каждому из них, однако, его реализация не должна нарушать права других лиц. Отправление религиозных обрядов не должно нарушать и правил внутреннего распорядка.
Поэтому обряды не могут проводиться в рабочее время, они не должны нарушать нормальную работу школ, профтехучилищ и т.п.
Бывая в местах лишения свободы, служители культа, естественно, не только отправляют религиозные обряды. Они проводят индивидуальные беседа с осужденными, выступают перед группами лиц. Все это не только способствует приобщению осужденных к религии, но и оказывает на них определенное воспитательное воздействие, ведь многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами.
Ст. 14 УИК создала правовую базу для взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с религиозными организациями. В большинстве колоний и следственных изоляторов оборудованы молельные комнаты, в некоторых колониях построены храмы. Так, в одной из колоний Ленинградской области построена церковь, которая была освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Он же освятил и часовню в женской колонии Ивановской области.
В ряде республик и областей управления исполнения наказании заключили договоры о сотрудничестве с местными епархиальными управлениями. Там также за каждым местом лишения свободы закреплены священнослужители.
В ряде областей и республик священнослужители целенаправленно ведут индивидуальную работу с трудновоспитуемыми осужденными, злостными нарушителями режима. В некоторых колониях работают постоянные воскресные церковные школы, которые посещают желающие осужденные.
Во всех местах лишения свободы есть в достаточном количестве религиозная литература, доступ к которой осужденных не ограничен.
Нельзя не упомянуть и о благотворительной деятельности религиозных (общественных) учреждений, оказании ими материальной помощи осужденным в колониях – направлении продовольственных посылок, медикаментов.
Оказание помощи конкретным осужденным во время отбывания наказания нередко продолжается и после освобождения. Чаще всего это проявляется в отношении тех из них, с кем поддерживалась связь во время их пребывания в местах лишения свободы при посещении священнослужителями колоний. Однако посильная помощь оказывается и другим освобожденным из мест лишения свободы.
Исследования показывают, что общение со священнослужителями, их проповеди, обряды, знакомство с религиозной литературой, получение материальной помощи положительно воздействует на осужденных, их нравственное здоровье и поведение, многие становятся на путь исправления, сами принимают участие в актах благотворительности, стремятся к честному труду и законопослушанию.