Несмотря на то, что практически в любой работе по социальным диалектам так или иначе упоминается об их функциях, вопрос этот остается малоразработанным. Однако нельзя не согласиться с тем, что «лингвистическая характеристика того или иного типа социального диалекта должна начинаться с определения его общественной функции» (Бондалетов).
Функциональная характеристика социолекта должна быть основана на функциях языка вообще. Так, по мнению В.Д.Бондалетова, «являясь фактом языка, социальные диалекты разделяют все основные его функции. Тем не менее каждый из типов социальных диалектов по-своему воплощает и реализует эти функции, часто выдвигая на первый план такие их стороны, которые в общенародном языке лишь намечены, но бывают не развернуты» (Бондалетов 1974, 16).
Основными функциями языка являются, как известно, две: коммуникативная и когнитивная. Коммуникативная функция является главной и у социолекта: невозможно существование языкового образования любого типа, не служащего так или иначе для целей общения. Правда, преломляется эта функция в социолекте довольно своеобразно. Прежде всего, любой социолект является вторичной языковой (лексической) системой для его носителя, следовательно, роль социолекта как коммуникативного средства затушевывается, отступает на второй план.
С другой стороны, коммуникативная функция социолекта выступает, как правило, в виде своей противоположности: социолект обеспечивает коммуникацию только членов «своей» социальной группы и тем самым не допускает до коммуникации «чужих». Эта функция (криптолалическая, функция тайности») и объявляется обычно главной функцией социолектов (об этом будем говорить еще дальше).
Кроме того, если считать, что номинативная функция в языке является функцией, подчиненной функции коммуникативной, то же самое можно сказать и в отношении социолекта: здесь во многих случаях возникает необходимость в названии того предмета, понятия и проч., которое не имело наименования в общенародном языке. Если антитезой коммуникативной функции является криптолалическая, то антитезой номинативной функции в социолекте выступает т.н. эвфемистическая функция. И то, что было сказано Э.Партриджем про сленг, вполне может быть отнесено ко многим соиолектизмам: «одна из причин использования сленга смягчить трагическое, облегчить или приукрасить неотвратимость смерти или безумия или замаскировать отвратительную и глубоко уязвляющую человеческую низость».
Коммуникативная функция (и ее разновидности) не является единственной функцией социолектов. Другая их функция может быть названа экспрессивной (в широком смысле). Любой социолектизм - не просто называет, но и выражает что-либо.
Прежде всего, любой социолект есть отражение «духа» данной социальной группы, он выражает отношение его носителей к действительности. Здесь возможны, вероятно, разные случаи, например, пренебрежительное, критическое, ироническое и т.п. отношение к действительности. Эту функцию можно назвать мировоззренческой.
Эмоционально-экспрессивная функция наличествует первоначально не у всех социолектов, но с развитием их начинает преобладать. Тяга к экспрессии в узком смысле слова (т.е. к выразительности, к эмоциональности) - характерна для носителей многих социолектов, отсюда и желание их заменить «старые» слова (т.е. либо общенародные, либо уже известные социолектизмы) новыми, отсюда и тенденция к «игре словами».
Выделяется и символическая функция. Большинство социолектов выражают, во-первых, принадлежность носителя к «своим» и, во-вторых, противопоставление его «чужим», т.е. неносителям. В первом случае можно говорить о функции интеграции, во втором - о функции дифференциации. Иногда эти функции называют по-другому: функция «пароля», функция марки.