1 Имеются в виду люди, выезжавшие за пределы города с целью скупки продуктов питания оптом у доставлявших их на вьючных животных крестьян и бедуинов.
Глава 780: О нежелательности повышения голоса1 на рынке.
1 Имеются в виду крики спорщиков.
962 (2125). Сообщается, что ‘Ата бин Йасар, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
(Однажды) я встретил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): «Расскажи мне о качествах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (упомянутых) в Торе». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране (, где сказано): “О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя…” 1, и защитника для неграмотных2. Ты — Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он3 не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину4, чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца».
1 См. “Сонмы”, 45.
2 Под “неграмотными” здесь подразумеваются арабы.
3 Так в тексте.
4 Имеется в виду арабы, некогда исповедовавшие религию Ибрахима, мир ему, но впоследствии впавшие в многобожие.
Глава 781: Отмерять следует и продавцу, и расплачивающемуся.
963 (2127). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
В своё время) ‘Абдуллах бин ‘Амр бин Харам, да будет доволен им Аллах, скончался, не расплатившись с долгами, и я попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспособствовать тому, чтобы заимодавцы простили часть его долга. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с просьбой об этом, но они не сделали (этого), и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Ступай и разложи свои финики по сортам: ‘аджва в одну сторону, грозди зайда1 — в другую, а потом пошли за мной”. Я так и сделал, а затем послал за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который уселся поверх (или: посреди) этих (фиников) и сказал: “Отмеряй (финики) этим людям2”. И я отмерял им (финики) до тех пор, пока не отдал сполна всё, что им причиталось, после чего моих фиников осталось (столько же, сколько и было), будто оттуда ничего и не брали».
1 “‘Аджва” и “зайд” — названия сортов фиников.
2 То есть кредиторам.
Глава 782: О том, что является желательным при отмеривании.
964 (2128). Передают со слов аль-Микдама бин Ма‘дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Отмеряйте вашу пищу, и она будет благословенной для вас».1
1 Имеется в виду, что при купле-продаже продуктов питания необходимо использовать установленные меры объёма и веса, следуя велению Аллаха. См.: “Поэты”, 181.
Глава 783: Благословенные са‘ и мудды1 пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1 См. примечание к главе № 35 “Книги омовения”.
965 (2129). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Ибрахим объявил Мекку священной, призвав на неё благословение, я же объявил священной Медину подобно тому, как объявил священной Мекку Ибрахим, и я призвал благословение на её мудды и са‘ подобно тому, как сделал это для Мекки Ибрахим, мир ему».
Глава 784: О том, что было сказано относительно продажи продуктов питания и их скупки1.
1 Имеется в виду скупка необходимого людям в спекулятивных целях.
966 (2131). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я видел, как при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, били1 тех, кто покупал продукты питания, не отмеряя их2, если они продавали (купленную еду там же), не доставив её (сначала для продажи в другое место)».
1 То есть подвергали наказанию по велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2 Речь идёт о тех людях, которые покупали финики, ячмень и другие продукты питания оптом, не отмеряя и не взвешивая их.
967 (2132). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: