1 То есть если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года, например, на середину месяца, на понедельник или четверг и т. д.
Глава 712: Слова Аллаха: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (“Корова”, 187).
884 (1915). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сирма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот айат: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них1. Аллаху известно, что вы обманывали самих себя2, и Он обратился к вам и простил вас, и сейчас вы (можете) соединяться с ними. И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах…” 3 И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…” 4»
1 Смысл этих слов в том, что мужчины и женщины прикрывают друг друга от запретного подобно тому, как одежда прикрывает тело, и что они так же близки друг к другу, как тело и одежда.
2 Сначала в течение всего рамадана мусульманам запрещалось есть и пить днём и спать со своими жёнами как днём, так и ночью, но поскольку многие не выполняли последнее, обманывая самих себя, Аллах по милости Своей отменил этот запрет.
3 “Корова”, 187.
4 “Корова”, 187.
Глава 713: Слова Аллаха Всевышнего: «…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной, а потом снова поститесь до ночи» (“Корова”, 187).
885 (1916). Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда был ниспослан (айат, в котором сказано): “…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”, я взял чёрные и белые путы1 и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал (мне): “Поистине, это — чернота ночи и белизна дня”».2
1 Имеются в виду путы, которыми спутывали ноги верблюдам.
2 Иначе говоря, белая и чёрная нити есть не что иное, как аллегорическое обозначение дня и ночи в цитированном выше аяте Корана, который, соответственно, следует понимать так: ешьте и пейте, пока не убедитесь, что с наступлением утренней зари день пришёл на смену ночи.
Глава 714: Сколько времени должно пройти от (окончания) сухура1 до утренней молитвы?
1 Сухур — период времени перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня принимают пищу во время рамадана.
886 (1921). Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: