Однако в XVII веке значение Боярской думы постепенно уменьшается. Наряду с ней возникает при царе так называемая «ближняя», или «тайная», дума. Это небольшой круг особо доверенных лиц царя, его фаворитов, иногда многие из них не являлись даже членами Боярской думы. С этим узким кругом лиц царь обсуждает все важные вопросы, и Боярская дума постепенно превращается в безвластный орган, автоматически утверждающий все решения царя. В начале XVIII века Боярская дума окончательно прекращает свое существование.
Первые годы царствования Михаила Федоровича во многом были определены смутой, последствия которой ощущались во всех сферах жизни.
По определению современников, русские люди «понаказались смутой». Возросло значение православных ценностей, усилились настроения изоляционизма и особой ответственности за судьбы православного мира. Важной стала проблема восстановления страны, которое происходило в рамках расшатанного, но сохранившегося крепостничества. С целью упорядочения налогообложения в 20-е годы составлялись новые дозорные и писцовые книги, прикрепляющие население к месту жительства. Преодоление «великого московского разорения» затянулось до конца 20-х годов XVII в. Земские Соборы собирались всё реже и реже.
Следуя привычке, преемник Михаила Алексей еще продолжал созывать Соборы и даже поручать им выполнение текущих дел, но уже при Михаиле, в 1642 году, когда собрание высказалось в громадном большинстве за окончательное присоединение Азова, захваченного казаками у татар, царь принял в конце концов противоположное решение. Соборы 1611--1613 и 1648 гг., в противоположность всем другим, действительно вынесли решения. Конечно, это неудивительно в безвластное время ополчений. Надо, однако, учитывать, что тогдашние собрания были вовсе не «соборы», (что в литературе редко замечают) «земские советы». Разница в значении термине «собор» и «совет» ясна: «собор» происходит из духовной сферы («освященны собор» от греч. synhodos), а под «советом» подразумевается государев совет. Соборы продолжали играть подчиненную роль, ибо правительство было больше всего заинтересовано в полном восстановлении самодержавия -- как и все тосковавшие тогда по добрым старым временам.
Более того, по мере укрепления самодержавной власти Земские соборы все реже собирались в стране. Сначала правительство собирает выборных от какого-то одного сословия, в зависимости от того, какой вопрос собирался обсуждать. Последний же полный Земский собор был созван в России в 1653 году по вопросу воссоединения Украины с Россией. А в конце XVII века и неполные соборы окончательно прекращают свое существование.
И в самом деле, больше ничего на соборе не произошло. Во время переговоров с польско-литовскими послами царь заговорил о продолжении войны, причем лично опросил только духовенство, тогда как другие участники ответили «по государскому приказу», или «наказу». Духовники дали»совет»(это слово они сохранили за собой), а другие дали только «думу» --все согласились. Это не имеет ничего общего с активной ролью представителей и еще меньше -- с какими-либо сословными волеизъявлениями. Противоречить было тогда и без того опасно для жизни. В Московском государстве соборы (или одно только понятие о них) служили внешнеполитическим инструментом, и это случалось, по-видимому, уже с 1566 года.
Заключение
Итак, в середине XVII в., когда явились первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству в основном местом для деклараций, даже внутриполитических. Во внешней политике это проявилось почти тогда же. В 1651 г. Алексей Михайлович таким способом обнародовал на соборе польскую неправду, сделать это он грозился полякам еще в предшествующем году. Что касается присоединения Украины, то решение «принимать казаков под высокую руку» было принято правительством уже в феврале и марте 1653 г., в то время как собор занимался этим вопросом, по всей вероятности, только в мае и был использован для санкционирования в октябре, не имея возможности внести сколько-нибудь отличные предложения.
В 1650 г. выяснилась еще и другая функция собора, которая раньше уже проявлялась во внешнеполитических отношениях. Теперь Алексей Михайлович употребил его как инструмент внутренней политики в форме декларативного совещания. После псковского восстания царь объявил собору принесение присяги псковитянами и свое помилование, чтобы предотвратить распространение восстания на другие части страны.
Уменьшение роли Боярской думы, ликвидация Земских соборов ознаменовали начало нового процесса - в стране начали складываться предпосылки для перехода к абсолютизму, т.е. полной, ничем не ограниченной власти цари. Главной опорой абсолютизма становятся армия и органы центрального управления.