Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрирода психического




 

’арактеристика психических €влений. —пецифический круг €влений, которые изучает психологи€, выдел€ютс€ отчетливо и €сно Ц это наши воспри€ти€, мысли, чувства, наши стремлени€, намерени€, желани€ и т.п. Ц все то, что составл€ет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживани€ как будто непосредственно нам дано. ƒействительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту Ц перва€ характерна€ особенность всего психического. ѕсихические €влени€ выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.

 

Ќе подлежит сомнению, что так, как нам бывает дано нечто в непосредственном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ќи из какого описани€, как бы €рко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой Ц музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно восприн€л; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечени€ борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил. ћне мои переживани€ даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. ѕереживани€, мысли, чувства субъекта Ц это его мысли, его чувства, это его переживани€ Ц кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.

 

≈сли принадлежность индивиду, субъекту €вл€етс€ первым существенным признаком психического, то отношение его к независимому от психики, от сознани€ объекту Ц друга€ не менее существенна€ черта психического. ¬с€кое психическое €вление дифференцируетс€ от других и определ€етс€ как такое-то переживание благодар€ тому, что оно €вл€етс€ переживанием того-то; внутренн€€ его природа вы€вл€етс€ через его отношение к внешнему. ѕсихика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание Ц это осознанное бытие.

 

Ќо было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. ¬с€кий психический факт Ц это и кусок реальной действительности и отражение действительности Ц не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключаетс€ своеобразие психического, что оно €вл€етс€ и реальной стороной быти€ и его отражением Ц единством реального и идеального1.

 

— двойной соотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, св€зано сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта, наличие в нем самом двух аспектов: вс€кое психическое €вление Ц это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент органической жизни индивида и, с другой, отражение окружающего его внешнего мира. Ёти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образовани€х, все более отчетливо дифференцируютс€ и принимают специфические формы на более высоких ступен€х развити€ Ц у человека, по мере того как с развитием общественной практики он становитс€ субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выдел€ющим себ€ из окружающего и соотнос€щегос€ с ним.

 

Ёти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. ћоментом знани€ в сознании особенно подчеркиваетс€ отношение к внешнему миру, который отражаетс€ в психике. ѕереживание это первично, прежде всего Ц психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое про€вление его индивидуальной жизни. ѕереживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становитс€ по мере того, как индивид становитс€ личностью и его переживание приобретает личностный характер.

 

ѕереживанием психическое образование €вл€етс€, поскольку оно определ€етс€ контекстом жизни индивида. ¬ сознании переживающего индивида этот контекст выступает как св€зь целей и мотивов. ќни определ€ют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. ¬ переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражаетс€, познаетс€, а его значение в ходе моей жизни Ц то, что € это знал, что мне у€снилось, что этим разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодолены трудности, с которыми € столкнулс€. ѕереживание определ€етс€ личностным контекстом, как знание (см. дальше) Ц предметным; точнее, оно €вл€етс€ переживанием, поскольку определ€етс€ первым, и знанием, поскольку оно определ€етс€ вторым. ѕереживанием становитс€ дл€ человека то, что оказываетс€ личностно значимым дл€ него.

 

— этим св€зано положительное содержание термина переживание, которое обычно вкладываетс€ в него, когда говор€т, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало дл€ него переживанием.  огда мы говорим, что какое-нибудь психическое €вление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности вошло как определ€ющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль. ѕереживание не €вл€етс€, таким образом, чем-то чисто субъективным, поскольку оно, во-первых, обычно €вл€етс€ переживанием чего-то и поскольку, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определенный объективный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом.

 

ƒва психических €влени€ могут быть отражением одного и того же внешнего €влени€ или факта.  ак отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. ќни Ц знание или осознание данного факта. Ќо одно из них Ц например, то, в котором данный факт был впервые осознан во всем своем значении, Ц могло сыграть в силу тех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности. “о особое место, которое оно зан€ло в истории развити€ данной личности, выдел€ет его, придает ему неповторимость, делающую его переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова. ≈сли событием назвать такое €вление, которое зан€ло определенное место в каком-то историческом р€ду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое €вление, которое стало событием внутренней жизни личности.

 

ƒекарт до конца дней своих помнил особое чувство, охватившее его в то утро, когда, лежа в постели, он впервые представил себе основные очертани€ развитой им впоследствии концепции. Ёто было значительное переживание в его жизни.  аждый человек, живущий сколько-нибудь значительной внутренней жизнью, огл€дыва€сь на свой жизненный путь, всегда находит воспоминани€ о таких моментах особенно напр€женной внутренней жизни, озаренных особо €рким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко вход€ в его жизнь, стали дл€ него переживани€ми. ’удожники, изобража€ психологию своего геро€, недаром склонны бывают особенно осветить его переживани€, т.е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индивидуальный путь его развити€, как бы поворотные пункты его. ѕереживани€ человека Ц это субъективна€ сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.

 

“аким образом, пон€тие переживани€ выражает особый специфический аспект сознани€; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом €влении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом Ц знанием, особенно существенным дл€ сознани€.

 

¬месте с тем мы выдел€ем переживание и как особое специфическое образование. Ќо и в этом последнем случае переживание €вл€етс€ переживанием чего-то и, значит, знанием о чем-то. ќно выступает как переживание не потому, что другой аспект Ц знани€ Ц в нем вовсе отсутствует, а потому, что витальный, или личностный, аспект в нем €вл€етс€ господствующим. “аким образом, вс€кое переживание включает в себ€ как нечто подчиненное и аспект знани€. ¬месте с тем знание Ц даже самое абстрактное Ц может стать глубочайшим личностным переживанием.

 

¬ первичной зачаточной форме момент знани€ в сознании заключаетс€ в каждом психическом €влении, поскольку вс€кий психический процесс €вл€етс€ отражением объективной реальности, но знанием в подлинном, специфическом смысле слова Ц познанием, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становитс€ лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает измен€ть и, измен€€, все глубже познавать действительность. «нание Ц существенное качество сознани€; недаром в р€де €зыков пон€тие знани€ включаетс€ в качестве основного компонента в самый термин сознани€ (con-science). ќднако сознание и знание не только едины, но и различны.

 

–азличие это выражаетс€ дво€ко: 1) в сознании отдельного индивида знание обычно представлено в некоторой специфической дл€ него ограниченности, 2) оно в сознании индивида обрамлено и пронизано р€дом дополнительных мотивационных компонентов, от которых знание, как оно представлено в системе науки, обычно отвлекаетс€.

 

¬ сознании отдельного индивида, поскольку он остаетс€ в рамках своей индивидуальной ограниченности, знание объективной реальности часто выступает в специфически ограниченных, более или менее субъективных формах, обусловленных зависимостью их не только от объекта, но и от познающего субъекта. «нание, представленное в сознании индивида, €вл€етс€ единством объективного и субъективного.2

 

¬ысших ступеней объективности, поднимающей знание до уровн€ научного познани€, оно достигает лишь как общественное познание, как система научных знаний, развивающихс€ на основе общественной практики. –азвитие научного знани€ Ц продукт общественно-исторического развити€. Ћишь в меру того, как индивид включаетс€ в ход общественно-исторического развити€ научного познани€, он может, опира€сь на него, и сам собственной своей познавательной научной де€тельностью продвинуть научное познание на дальнейшую, высшую ступень. “аким образом, индивидуальное познание, как оно совершаетс€ в сознании индивида, всегда совершаетс€ как движение, отправл€ющеес€ от общественного развити€ познани€ и снова возвращающеес€ к нему; оно вытекает из общественного познани€ и снова вливаетс€ в него. Ќо процесс развити€ познани€ мира индивидом, соверша€сь внутри общественного развити€ познани€, все же отличаетс€ от него; мысли, к которым приходит индивид, даже те, которые, продвига€ на высшую ступень общественное познание, переход€т в систему или историю самой науки, в индивидуальном сознании и в системе научного знани€ иногда могут быть даны в разных контекстах и потому отчасти в различном содержании.

 

ћысли ученого, мыслител€, писател€ имеют, с одной стороны, то или иное объективное значение, поскольку они более или менее адекватно, полно и совершенно отражают объективную действительность, а с другой Ц тот или иной психологический смысл, который они приобретают дл€ их автора в зависимости от условий их возникновени€ в ходе его индивидуальной истории. ¬ некоторых случа€х ограниченность горизонтов личного сознани€ автора, обусловленна€ индивидуальным ходом его развити€ и историческими услови€ми, в которых оно совершалось, бывает такова, что вс€ полнота объективного содержани€ мыслей, которые запечатлены в его книгах, произведени€х, трудах, раскрываютс€ лишь в дальнейшем историческом развитии научного познани€. ѕоэтому автора иногда можно пон€ть лучше, чем он сам себ€ понимал. ƒл€ тех, кто затем рассматривает мысли какого-нибудь автора в св€зи с той общественной ситуацией, в которой они возникли, с тем объективным контекстом исторического развити€ научного познани€, в который они вошли, они в этих новых св€з€х раскрываютс€ и в новом содержании. ¬ системе знани€, в историческом контексте общественного познани€ раскрываетс€ их значение дл€ познани€ действительности и выдел€етс€ их объективное содержание; в индивидуальном сознании, в зависимости от конкретного пути развити€ данного индивида, его установок, замыслов, намерений, они наполн€ютс€ иным конкретным содержанием и приобретают иное конкретное значение: те же самые положени€, формулы и т.д. имеют в одном и другом случае то же и не то же самое значение, или, сохран€€ одно и то же объективное предметное значение, они приобретают у разных субъектов в зависимости от их мотивов и целей различный смысл.

 

—ознание конкретного реального индивида Ц это единство переживани€ и знани€.

 

¬ сознании индивида знание не представлено обычно в "чистом", т.е. абстрактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихс€ в переживании.

 

—ознание конкретной живой личности Ц сознание в психологическом, а не в идеологическом смысле слова Ц всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно освещенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого сознание выступает, никогда, однако, не отрыва€сь от него.  аждый акт сознани€ сопровождаетс€ более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживани€х, Ц так же как часто более смутна€, но очень интенсивна€ жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании.

 

¬с€кое переживание дифференцируетс€ от других и определ€етс€ как такое-то переживание благодар€ тому, что оно €вл€етс€ переживанием того-то. ¬нутренн€€ природа его вы€вл€етс€ в его отношении к внешнему. ќсознание переживани€ Ц это всегда вы€снение его объективного отношени€ к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действи€м, которыми оно может быть реализовано. ќсознание переживани€, таким образом, всегда и неизбежно Ц не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром.

 

ƒл€ того чтобы осознать свое влечение, € должен осознать предмет, на который оно направлено. „еловек может испытывать неопределенное чувство непри€тного беспокойства, истинной природы которого он сам не осознает. ќн обнаруживает нервозность; с меньшим, чем обычно, вниманием следит за работой, от времени до времени, ничего специально как будто не ожида€, погл€дывает на часы. Ќо вот работа окончена. ≈го зовут обедать; он садитс€ за стол и с несвойственной ему поспешностью начинает есть. Ќеопределенное чувство, о котором первоначально трудно сказать, что оно собственно собой представл€ет, впервые определ€етс€ из этого объективного контекста как ощущение голода. ”тверждение, что € ощущаю голод или жажду, есть выражение моего переживани€. Ќикакое описание или опосредованна€ характеристика переживани€ не сравнитс€ с самим переживанием. Ќо определение этого переживани€ как переживани€ голода или жажды включает утверждение о состо€нии моего организма и о тех действи€х, посредством которых это состо€ние может быть устранено. ¬не отношени€ к этим фактам, лежащим вне внутренней сферы сознани€, переживание не может быть определено; вне отношени€ к этим фактам невозможно определить, что мы испытываем. ”становление "непосредственных данных" моего сознани€ предполагает данные, устанавливаемые науками о внешнем, предметном мире, и опосредовано ими. —обственное переживание познаетс€ и осознаетс€ человеком лишь через посредство его отношени€ к внешнему миру, к объекту. —ознание субъекта несводимо к голой субъективности, извне противосто€щей всему объективному. —ознание Ц единство субъективного и объективного. ќтсюда пон€тным становитс€ истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, разрешающее парадокс бессознательной психики.

 

Ќавр€д ли у человека какое-либо психическое €вление может быть вовсе вне сознани€. ќднако возможно неосознанное, "бессознательное" переживание. Ёто, конечно, не переживание, которое мы не испытываем или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Ќеосознанным €вл€етс€ собственно не самое переживание, а его св€зь с тем, к чему оно относитс€, или, точнее, переживание €вл€етс€ неосознанным, поскольку не осознано, к чему оно относитс€; пока не осознано, переживанием чего €вл€етс€ то, что € переживаю, € не знаю, что € переживаю. ѕсихическое €вление может быть осознано самим субъектом лишь через посредство того, переживанием чего оно €вл€етс€.

 

Ѕессознательным часто бывает молодое, только что зарождающеес€ чувство, в особенности у юного, неопытного существа. Ќеосознанность чувства объ€сн€етс€ тем, что осознать свое чувство значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое оно направл€етс€. „увство основываетс€ на выход€щих за пределы сознани€ отношени€х личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и адекватности. ѕоэтому можно очень сильно переживать какое-нибудь чувство и не осознавать его Ц возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Ѕессознательное или неосознанное чувство Ц это, само собой разумеетс€, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. јналогично настроение часто создаетс€ вне контрол€ сознани€ Ц бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не осознает того, что и как он осознает; это означает лишь, что человек часто не осознает именно этой зависимости, и неосознанность его переживани€ заключаетс€ именно в том, что она как раз не попадает в поле его сознани€. “очно так же, когда говор€т, что человек поступает несознательно или что он несознательный, это означает, что человек не сознает не свой поступок, а последстви€, которые его поступок должен повлечь, или, точнее, он не осознает свой поступок, поскольку он не осознает вытекающих из него последствий; он не осознает, что он сделал, пока не осознал, что означает его поступок в той реальной обстановке, в которой он его совершает. “аким образом, и здесь "механизм" или процесс осознани€ во всех этих случа€х в принципе один и тот же: осознание совершаетс€ через включение переживани€ совершаемого субъектом акта или событи€ в объективные предметные св€зи, его определ€ющие3. Ќо совершенно очевидно, что число этих св€зей принципиально бесконечно; поэтому не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Ќи одно переживание не выступает вне вс€ких св€зей и ни одно не выступает в сознании сразу во всех своих предметных св€з€х, в отношении ко всем сторонам быти€, с которыми оно объективно св€зано. ѕоэтому сознание, реальное сознание конкретного индивида никогда не €вл€етс€ "чистой", т.е. абстрактной, сознательностью; оно всегда Ц единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимопереплетенных и взаимосв€занных множеством взаимопереходов. ѕоскольку, однако, человек как существо мысл€щее выдел€ет существенные св€зи, ведущим в этом единстве оказываетс€ у человека его сознательность. ћера этой сознательности бывает все же различной. ѕри этом осознанное и неосознанное отличаетс€ не тем, что одно лежит целиком в "сфере" сознани€, а другое вовсе вне его, и не только количественной мерой степени интенсивности или €сности осознани€. ќсознанный или неосознанный, сознательный или несознательный характер какого-нибудь акта существенно определ€етс€ тем, что именно в нем осознаетс€. “ак, € могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым € осуществил то или иное действие, значит, самого процесса его осуществлени€, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель этого действи€. Ќо действие назовут несознательным, если не осознано было существенное последствие или результат этого действи€, который при данных обсто€тельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть.  огда мы требуем сознательного усвоени€ знаний, мы не предполагаем, что знани€, усвоенные Ц пусть несознательно, наход€тс€ вне сознани€ так или иначе освоившего их индивида. —мысл, который мы вкладываем при этом в пон€тие сознательности, иной: то или иное положение усвоено сознательно, если оно осознано в системе тех св€зей, которые делают его обоснованным; не сознательно, механически усвоенные знани€ Ц это прежде всего знани€, закрепленные в сознании вне этих св€зей; не осознано не само по себе положение, которое мы знаем, а обосновывающие его св€зи или, точнее: то или иное положение знани€ не осознано, или усвоено несознательно, если не осознаны объективные св€зи, которые делают его обоснованным. ≈го осознание совершаетс€ через осознание того предметного контекста, к которому он объективно относитс€. ƒл€ того чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо осознать те св€зи, которые его обосновывают. Ёто первое. » второе: когда мы говорим о сознательном усвоении знаний, мы имеем в виду такое усвоение знаний, при котором именно результат усвоени€ €вл€етс€ сознательной целью индивида, в отличие от тех случаев, когда усвоение знаний происходит в результате де€тельности, исход€щей из посторонних мотивов, как-то: получение какой-либо награды и т.п., так что усвоение знаний, будучи результатом де€тельности индивида, не осознаетс€ им как ее цель. ѕоскольку данный личностно-мотивационный план не затрагивает непосредственно предметно-смыслового содержани€ знаний, можно, пожалуй, сказать, что здесь решающим €вл€етс€ то, как нечто осознаетс€, хот€ и в данном случае в конечном счете речь идет все же о том, что именно оказываетс€ осознанным.

 

Ќедаром сознательным в специфическом смысле слова называют человека, способного осознать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоватьс€ именно ею.

 

ћы наметили, таким образом, "механизм" осознани€. Ѕессознательное влечение переходит в осознанное, когда осознан объект, на который оно направл€етс€. ќсознание влечени€ происходит, таким образом, опосредованно через св€зь с предметом влечени€. “очно так же осознать свое чувство значит не просто испытать св€занное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направл€етс€. “аким образом, наши собственные переживани€ познаютс€ и осознаютс€ опосредованно через отношение их к объекту. Ётим объ€сн€етс€ и то, что данные интроцепции (см. дальше) остаютс€ обычно "подсознательными". Ќо осознание одного и неосознание другого содержани€ имеет обычно за собой те или иные мотивы, а не объ€сн€етс€ только неопытностью, незнанием и т.п. негативными основани€ми. Ќеосознание (или неадекватное осознание) именно данного влечени€, чувства, поступка и т.п. обусловлено обычно тем, что его осознанию противодействуют динамические тенденции, силы, исход€щие из того, что оказываетс€ значимым дл€ индивида, включа€ нормы идеологии и общественные оценки, которыми руководствуетс€ индивид. «аключенные в переживани€х тенденции, завис€щие от того, что оказываетс€ значимым дл€ личности, контролируют таким образом в той или иной мере избирательный процесс их осознани€.

ѕсихика и сознание

 

ѕсихическое имеет дво€кую форму существовани€. ѕерва€, объективна€, форма существовани€ психического выражаетс€ в жизни и де€тельности: это первична€ форма его существовани€. ¬тора€, субъективна€, форма существовани€ психического Ц это рефлекси€, интроспекци€, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторична€, генетически более поздн€€ форма, по€вл€юща€с€ у человека. ѕредставители интроспективной психологии, определ€€ психическое как €вление сознани€, счита€, что бытие психического исчерпываетс€ его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существовани€ или про€влени€ психического за первичную или, вернее, единственную форму его существовани€: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

 

ћежду тем ощущени€, воспри€ти€, представлени€, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы Ц это не то, что первично осознаетс€, а то, посредством чего нечто Ц предмет Ц осознаетс€. —ознание первично не означает смотрение внутрь на ощущени€, воспри€ти€ и т.д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущени€ и воспри€ти€. —пецифично дл€ сознани€ как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого €вл€ютс€ психические образовани€. —емантическое же содержание сознани€ сформировалось у человека в процессе порождени€ у него €зыка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развити€; семантическое содержание сознани€ Ц это общественное образование. “аким образом, сознание индивида размыкаетс€ не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. —ама€ св€зь сознани€ с предметным миром, реализуема€ его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

 

ѕоскольку психическое, внутреннее определ€етс€ посредством своего отношени€ к внешнему, оно не "чиста€", т.е. абстрактна€, непосредственность, каковой она обычно представл€етс€, а единство непосредственного и опосредованного. ћежду тем дл€ идеалистической интроспективной психологии сознани€ вс€кий психический процесс есть то, чем он непосредственно представл€етс€ сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определ€етс€ его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращаетс€ в сугубо личностное досто€ние: каждому субъекту даны только €влени€ его сознани€, и €влени€ его сознани€ даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаютс€ во внутреннем мире, доступном лишь дл€ самонаблюдени€, или интроспекции4; психологи€ должна поэтому изучать психические €влени€ в пределах того индивидуального сознани€, которому они непосредственно даны; сущность и €вление будто бы совпадают в области психологии, т.е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводитс€ к €влению: все психическое Ц это лишь феноменальное, лишь €вление сознани€. ћежду тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпываетс€ его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживани€. ѕсихические факты Ц это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, вы€вл€ющиес€ в его де€тельности. –еальный биологический смысл возникновени€ и развити€ психики в процессе эволюции в том именно и заключалс€, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведени€. –азвитие сознани€ у человека в процессе развити€ трудовой де€тельности было и следствием и предпосылкой развити€ высших специфически человеческих форм де€тельности. ѕсихика не бездейственное сопутствующее €вление реальных процессов; онареальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменени€ в реальное поведение.

 

≈сли проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определ€ющее ее положение скрываетс€ принцип непосредственной данности психического. Ёто по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта Ц единственна€, первична€, непосредственна€ данность. ѕсихическое как €вление сознани€ замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определ€етс€ отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

 

»сход€ именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии5 утверждали, что показани€ сознани€, данные интроспекции абсолютно достоверны. Ёто значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. ≈сли психическое есть чиста€ непосредственность, не определенна€ в собственном своем содержании объективными опосредовани€ми, то нет вообще объективной инстанции, котора€ могла бы проверить показани€ сознани€; возможность проверки, отличающа€ знание от веры, в психологии отпадает; она дл€ самого субъекта так же невозможна, как и дл€ постороннего наблюдател€, тем самым становитс€ невозможной психологи€ как объективное знание, как наука. » тем не менее эта концепци€ психического, по существу исключающа€ возможность объективного психологического познани€, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. ¬ своей борьбе против сознани€ представители поведенчества Ц американского и российского Ц всегда исходили из того его понимани€, которое установили интроспекционисты. ¬место того чтобы в цел€х реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознани€, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознани€, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно прин€ло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо вз€ть, либо отвергнуть, но не изменить.

 

“радиционна€ идеалистическа€ концепци€, господствовавша€ в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положени€м:

 

ѕсихическое определ€етс€ исключительно своей принадлежностью субъекту. ƒекартовское "cogito, ergo sum" ("€ мыслю, следовательно, € существую") говорит о том, что даже мышление относитс€ только к мысл€щему субъекту, безотносительно к объекту, который им познаетс€. Ёто положение остаетс€ неизменным дл€ всей традиционной психологии. ѕсихическое дл€ нее прежде всего про€вление субъекта. Ёто первое положение неразрывно св€зано со вторым.

 

¬есь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в €влени€х сознани€. Ќо психическое Ц это непосредственна€ данность; его бытие исчерпываетс€ его данностью сознанию. Ќепосредственный опыт составл€ет предмет психологии как дл€ ƒекарта, так и дл€ Ћокка Ц при всем различии в остальном их философских взгл€дов; как дл€ ¬ундта, так и дл€ современных гештальт-психологов.

 

¬ результате сознание превращаетс€ в более или менее замкнутый внутренний мир переживани€ или внутреннего опыта, который раскрываетс€ лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

 

Ётим положени€м традиционной идеалистической концепции сознани€ мы противопоставл€ем другие, в которых может быть резюмирована наша концепци€.

 

—ознание Ц это специфическа€ форма отражени€ объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определ€етс€ однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он €вл€етс€. ќн предполагает отношение к объекту, который в нем отражаетс€. Ѕудучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание Ц это единство переживани€ и знани€.

 

ѕсихическое переживание Ц непосредственна€ данность, но познаетс€ и осознаетс€ оно опосредованно через свое отношение к объекту. ѕсихический факт Ц единство непосредственного и опосредованного.

 

ѕсихическое несводимо к одному лишь "€влению сознани€", к его отражению в себе самом. —ознание человека Ц не замкнутый внутренний мир. ¬ собственном внутреннем содержании оно определ€етс€ посредством своего отношени€ к объективному миру. —ознание субъекта несводимо к чистой, т.е. абстрактной, субъективности, извне противосто€щей всему объективному. —ознание Ц это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

 

¬ радикальном противоречии со всей идущей от ƒекарта идеалистической психологией, котора€ признавала €влени€ сознани€ непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в св€зи, выход€щие за пределы внутреннего мира сознани€, опосредовано отношени€ми к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. —ознание всегда €вл€етс€ осознанным бытием. —ознание предмета определ€етс€ через свое отношение к предмету сознани€. ќно формируетс€ в процессе общественной практики. ќпосредование сознани€ предметом Ц это реальна€ диалектика исторического развити€ человека. ¬ продуктах человеческой Ц по существу своему общественной Ц де€тельности сознание не только про€вл€етс€, через них оно и формируетс€.

 

ќтношение сознани€, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. ќно включает и практическое отношение. —ознание не только знание и отображение Ц рефлекси€ быти€, но и практическое отношение к нему субъекта.

 

„исто теоретическое сознание Ц абстракци€; свою реальную основу эта абстракци€ получает только на высших ступен€х развити€, когда с выделением из практической де€тельности теоретической впервые вычлен€етс€ теоретическое сознание как относительно самосто€тельное производное образование, св€занное со специфической установкой субъекта на познание. “еоретическое отношение Ц отношение производное; первичным и определ€ющим €вл€етс€, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую де€тельность сознани€. Ёто сказываетс€ во всем строении сознани€. —ознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлекси€, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т.д. —ознание человека Ц это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. —одержание и смысл сознани€ как реального психологического образовани€ определ€етс€ контекстом жизни Ц реальными жизненными отношени€ми, в которые включен человек, его делами и поступками.

 

—ознание выражает бытие индивида.  аждый индивид, и человек в том числе, св€зан с окружающим его миром и нуждаетс€ в нем. Ёта реальна€, материальна€, практическа€ св€зь человека и любого живого существа с миром выражаетс€ в многообразной системе сил, динамических тенденций. »х порождает в индивиде то, что оказываетс€ значимым дл€ него в мире. «начимое дл€ человека, дл€ личности как общественного индивида не сводитс€ к одному лишь личностному, только партикул€рно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, станов€сь значимым дл€ личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставатьс€ общественно значимым.

 

ѕрактическое сознание человека как общественного существа Ц это в высших своих про€влени€х нравственное сознание. ќбщественно значимое, переход€ в личностно значимое дл€ человека, порождает в нем динамические тенденции долженствовани€, далеко выход€щие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. ѕротиворечивое единство одних и других определ€ет мотивацию человеческого поведени€.

ѕсихика и де€тельность

 

¬с€кое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направл€етс€ на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. ќно вбирает в себ€, таким образом, всю работу сознани€ и всю полноту непосредственного переживани€.  аждое самое простое человеческое действие Ц реальное физическое действие человека Ц €вл€етс€ неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим люд€м, к окружающим. —тоит только попытатьс€ обособить переживание от действи€ и всего того, что составл€ет его внутреннее содержание, Ц мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действи€ определ€ют, отношени€ человека к обсто€тельствам, из которых рождаютс€ его действи€, Ц чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе. ∆изнью подлинных больших переживаний живет только тот, кто зан€т непосредственно не своими переживани€ми, а реальными, жизненно значимыми делами, Ц и обратно Ц подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека де€ни€ всегда исход€т из переживани€.  огда специально ищут переживание, наход€т пустоту. Ќо пусть человек отдастс€ действию Ц глубокому, жизненному Ц и переживани€ нахлынут на него. ѕереживание рождаетс€ из поступков, в которых зав€зываютс€ и разв€зываютс€ отношени€ между людьми, Ц как и самые поступки, особенно такие, которые станов€тс€ существенными обсто€тельствами в жизни человека, рождаютс€ из переживаний. ѕереживание Ц и результат и предпосылка действи€, внешнего или внутреннего. ¬заимопроника€ и пита€ друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереход€щие стороны единого целого Ц жизни и де€тельности человека.

 

‘ормиру€сь в де€тельности, психика, сознание в де€тельности, в поведении и про€вл€етс€. ƒе€тельность и сознание Ц не два в разные стороны обращенных аспекта. ќни образуют органическое целое Ц не тожество, но единство. ƒвижимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т.е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. —ам факт осознани€ своей де€тельности измен€ет услови€ ее протекани€, а тем самым ее течение и характер; де€тельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируетс€; закономерности, которым она подчин€етс€, выход€т за пределы одной лишь физиологии; объ€снение де€тельности требует раскрыти€ и учета психологических закономерностей. — другой стороны, анализ человеческой де€тельности показывает, что сама€осознанность или неосознанность того или иного действи€ зависит от отношений, которые складываютс€ в ходе самой де€тельности. ¬ ходе де€тельности действие осознаетс€, когда частичный результат, который им достигаетс€, превращаетс€ в пр€мую цель субъекта, и перестает осознаватьс€, когда цель переноситс€ дальше и прежнее действие превращаетс€ лишь в способ осуществлени€ другого действи€, направл€емого на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самосто€тельность, действи€, на них нацеленные, осознаютс€; по мере того как они вбираютс€ в более обширные общие задачи, действи€, на них направленные, выключаютс€ из сознани€, переход€т в подсознательное. “аким образом, сознание включаетс€ и выключаетс€ в зависимости от отношений Ц между задачами и способами их осуществлени€, Ц которые складываютс€ в самом процессе де€тельности. —ознание не €вл€етс€ внешней силой, котора€ извне управл€ет де€тельностью человека. Ѕудучи предпосылкой де€тельности, сознание вместе с тем и ее результат. —ознание и де€тельность человека образуют подлинное единство.

 

—ознательное действие Ц это не действие, которое сопровождаетс€ сознанием, которое помимо своего объективного обнаружени€ имеет еще субъективное выражение. —ознательное действие отличаетс€ от неосознанного в самом своем объективном обнаружении: его структура ина€ и иное его отношение к ситуации, в которой оно совершаетс€; оно иначе протекает. ќпределение де€тельности человека в отрыве от его сознани€ так же невозможно, как определение его сознани€ в отрыве от тех реальных отношений, которые устанавливаютс€ в де€тельности. “ак же как €вление сознани€ не может быть однозначно определено вне своего отношени€ к предмету, так и акт поведени€ не может быть однозначно определен вне своего отношени€ к сознанию. ќдни и те же движени€ могут означать различные поступки, и различные движени€ Ц один и тот же поступок. ¬нешн€€ сторона поведени€ не определ€ет его однозначно, потому что акт де€тельности сам €вл€етс€ единством внешнего и внутреннего, а не только внешним фактом, который лишь внешним образом соотноситс€ с сознанием. јкт человеческой де€тельности Ц это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выход€ за пределы психологии в области физиологии, социологии и т.д., внутри себ€ включает психологические компоненты. ”чет этих психологических компонентов €вл€етс€ необходимым условием раскрыти€ закономерностей поведени€. Ѕихевиористское понимание поведени€ должно быть так же радикально преодолено, как и интроспективное понимание сознани€.

 

ѕоведение человека не сводитс€ к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. —ознательное действие отличаетс€ от реакции иным отношением к объекту. ƒл€ реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешн€€ причина или толчок, ее вызывающий. ƒействие Ц это сознательный акт де€тельности, который направл€етс€ на объект. –еакци€ преобразуетс€ в сознательное действие по мере того, как формируетс€ предметное сознание. ƒействие, далее, становитс€ поступком по мере того, как и отношение действи€ к действующему субъекту, к самому себе и к другим люд€м как субъектам, подн€вшись в план сознани€, т.е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. ѕоступок отличаетс€ от действи€ иным отношением к субъекту. ƒействие становитс€ поступком по мере того, как формируетс€ самосознание. √енезис поступка самосознани€ Ц это сложный, обычно внутренне противоречивый, но единый процесс, так же единым процессом €вл€етс€ генезис действи€ как сознательной операции и генезис самого предметного сознани€. –азличные уровни и типы сознани€ означают вместе с тем и различные уровни или типы поведени€ (реакци€, сознательное действие, поступок). —тупени в развитии сознани€ означают изменени€ внутренней природы действи€ или актов поведени€, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекани€. ѕоэтому структура сознани€ принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действи€. ѕреодоление бихевиористской концепции поведени€ €вл€етс€ вместе с тем и преодолением интроспективной концепции сознани€.

 

Ќаша психологи€ включает, таким образом, в область своего изучени€ и определенный, а именно психологический аспект или сторону де€тельности или поведени€. ѕуть нашей психологии не может заключатьс€ в том, чтобы вернутьс€ к изучению психики, оторванной от де€тельности, существующей в замкнутом внутреннем мире. ќшибка поведенческой психологии заключалась не в том, что она и в психологии хотела изучать человека в де€тельности, а в том, как она понимала эту де€тельность, и в том, что она хотела де€тельность человека в целом подчинить закономерност€м биологизированной психологии. ѕсихологи€ не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности де€тельности. Ќаше понимание де€тельности, психологические особенности которой изучает психологи€, при этом так же радикально отличаетс€ от механистического понимани€ поведени€, как наше понимание психики от ее субъективно-идеалистической трактовки.

 

–ешение вопроса не может заключатьс€ в том, чтобы дать "синтез" одной и другой концепции. “акой "синтез", поскольку он утверждал бы, что нужно изучать и де€тельность и сознание, объективное обнаружение поведени€ и, помимо того, его субъективное выражение, фактически неизбежно привел бы к объединению механистического понимани€ де€тельности с идеалистическим пониманием сознани€. ѕодлинного единства сознани€ и поведени€, внутренних и внешних про€влений можно достигнуть не внешним, механическим объединением интроспективного идеалистического учени€ о сознании и механистического бихевиористского учени€ о поведении, а лишь радикальным преодолением как одного, так и другого.

 

≈динство сознани€ и поведени€, внутреннего и внешнего быти€ человека раскрываетс€ дл€ нас в самом их содержании.

 

¬с€кое переживание субъекта всегда и неизбежно €вл€етс€, как мы видим, переживанием чего-то и знанием о чем-то. —ама€ внутренн€€ его природа определ€етс€ опосредованно через отношение его к внешнему, объективному миру. я не могу сказать, что € переживаю, не соотнес€ своего переживани€ с объектом, на который оно направлено. ¬нутреннее, психическое неопределимо вне соотнесени€ с внешним, объективным. — другой стороны, анализ поведени€ показывает, что внешн€€ сторона акта не определ€ет его однозначно. ѕрирода человеческого поступка определ€етс€ заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составл€ющим его внутреннее содержание, которое выражаетс€ в его мотивах и цел€х. ѕоэтому не приходитс€ соотносить поведение как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представл€ет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, вс€кий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержани€ представл€ет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

 

“аким образом, единство сознани€ и де€тельности или поведени€ основываетс€ на единстве сознани€ и действительности или быти€, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. ќдно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно Ц в идеальном, другое Ц в материальном плане. Ётим в самой основе своей преодолеваетс€ традиционный картезианский дуализм.

ѕсихофизическа€ проблема

 

ѕринадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включаетс€ как переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о св€зи психического с физическим и став€т так называемую психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.

 

–азличное решение этого вопроса служит основным водоразделом между материализмом и идеализмом. ћатериализм утверждает первичность материи и рассматривает психику, сознание, дух, идею как нечто производное; идеализм разных видов и толков, наоборот, утверждает первенство и независимость идеи, духа, сознани€, психики.

 

— тех пор как ƒекарт резко противопоставил друг другу материю и дух как две различные субстанции, психофизическа€ проблема приобрела особенную остроту. ¬ принципе, в философском плане душа и тело, психика и организм были дуалистически разъединены. ћежду тем факты сначала обыденной жизни, а затем и данные все более углубленного научного исследовани€ на каждом шагу свидетельствовали о наличии между ними определенных взаимоотношений. ќсобенно €ркие доказательства взаимосв€зи психики и организма дали генетическое исследование и патологи€. »зучение развити€ нервной системы в филогенезе с показательной €сностью вскрыло соответствие между уровнем развити€ центральной нервной системы и психики. »зучение патологических случаев, особенно нарушени€ де€тельности различных участков коры больших полушарий головного мозга, которые влекли за собой выпадение или нарушение психических функций, с полной доказательностью установило зависимость, существующую между психикой и де€тельностью коры. Ќаконец, и в пределах нормального функционировани€ организма многообразно обнаруживаетс€ взаимосв€зь в изменении физиологических и психологических функций. Ёти факты нужно было теоретически интерпретировать, чтобы согласовать их с философскими предпосылками. ¬ этих цел€х на основе дуалистических предпосылок, установленных ƒекартом, были выдвинуты две основные теории: теори€ психофизического параллелизма и теори€ взаимодействи€.

 

ќбе эти теории исход€т из внешнего противопоставлени€ психических и физических процессов; в этом противопоставлении и заключаетс€ их основной порок. <...>

 

Ётим дуалистическим теори€м, господствовавшим в традиционной психологии, противопоставл€ютс€ теории тожества. “еории тожества свод€т психическое к физическому или, наоборот, физическое к психическому.

 

—ведение психического к физическому лежит в основе поведенческой психологии. — точки зрени€ этой механистической психологии данные сознани€ могут быть безостаточно сведены к физиологическим процессам и в конце концов описаны в тех же терминах механики и химии, что и физические данные; они не €вл€ютс€ своеобразным видом существовани€. Ёто позици€ вульгарного механистического материализма. ќна совершенно не в состо€нии объ€снить те в высшей степени сложные взаимоотношени€ между мозгом и психикой, которые раскрыла современна€ психоневрологи€.

 

Ќар€ду с этой механистической теорией выступает и идеалистическа€ теори€ тожества в духе феноменализма или откровенного спиритуализма.

 

¬ противовес как дуализму, противопоставл€ющему психическое и физическое, так и учению о тожестве психического и физического в духе механистического материализма у одних, спиритуализма у других, советска€ психологи€ исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохран€ют свои специфические свойства.

 

ѕринцип психофизического единства Ц первый основной принцип советской психологии. ¬нутри этого единства определ€ющими €вл€ютс€ материальные основы психики; но психическое сохран€ет свое качественное своеобразие; оно не сводитс€ к физическим свойствам материи и не превращаетс€ в бездейственный эпифеномен.

 

ѕризнанием этих общих философских положений дело психологии в разрешении психофизической проблемы не заканчиваетс€. Ќе достаточно признать принцип психофизического единства как руковод€щее начало, надо конкретно реализовать его. Ёто трудна€ задача, о чем свидетельствуют многократные попытки как со стороны психологов, так и со стороны физиологов разрешить эту задачу.

 

ѕри разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического "субстрата" психофизических функций: психика, сознание, мысль Ц "функции мозга"; с другой Ц в соответствии со специфической природой психики как отражени€ быти€ Ц необходимо учесть зависимость ее от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознание Ц осознанное бытие. ћозг, нервна€ система составл€ют материальный субстрат психики, но дл€ психики не менее существенно отношение к материальному объекту, который она отражает. ќтража€ бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений.

 

¬ульгарный материализм пытаетс€ свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости. ¬ результате приход€т к представлению об однозначной детерминированности сознани€ изнутри одними лишь внутриорганическими зависимост€ми. ¬ какие бы модные одежды така€ трактовка психофизической проблемы ни р€дилась, принципиально она не выходит за пределы старой мудрости Ћ. Ѕюхнера и я.ћолешотта. ¬месте с ƒ.».ѕисаревым и его западноевропейскими единомышленниками, отожествившими мышление с выделением желчи и мочи, вульгарные материалисты забывают о специфике психики; €вл€€сь отражением мира, она принципиально выходит за пределы лишь внутриорганических отношений6. ѕоскольку психика Ц отражение действительности, поскольку сознание Ц это осознанное бытие, они не могут не детерминироватьс€ также своим объектом, предметным содержанием мысли, осознаваемым бытием, всем миром, с которым человек вступает в действенный и познавательный контакт, а не только лишь одними отправлени€ми его организма как таковыми.

 

»ногда Ц особенно отчетливо у Ѕ.—пинозы Ц этот второй гносеологический аспект психофизической проблемы, выражающийс€ в зависимости сознани€ от объекта, вытесн€ет или подмен€ет первую функционально-органическую св€зь психики с ее "субстратом".

 

≈динство души и тела, с точки зрени€ —пинозы, основываетс€ на том, что тело индивида €вл€етс€ объектом его души. "„то душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составл€ет объект души"7. ¬ попытке так установить психофизическое единство реальна€ св€зь структуры и функции подмен€етс€ идеальной, гносеологической св€зью идеи и ее объекта.

 

¬ отличие как от одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему в плане только одной из двух зависимостей, действительное ее разрешение требует включени€ обеих.

 

ѕерва€ св€зь психики и ее субстрата раскрываетс€ как отношение строени€ и функции; она, как будет видно дальше, определ€етс€ положением о единстве и взаимосв€зи строени€ и функции. ¬тора€ св€зь Ц это св€зь сознани€ как отражени€, как знани€, с объектом, который в нем отражаетс€. ќна определ€етс€ положением о единстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективное опосредует и определ€ет внутреннее, субъективное. –ечь при этом, очевидно, не может идти о р€доположном существовании двух разнородных и между собой никак не св€занных детерминации. ¬едуща€ роль принадлежит здесь св€зи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и познавательный контакт8.

 

ќба выделенные анализом соотношени€, детерминирующие психику, включаютс€ в единый контекст, которым они в целом и определ€ютс€. ƒл€ разрешени€ психофизической проблемы особенно существенно правильно их соотнести.

 

ѕсихический процесс, который принципиально не сводитс€ к только нервному физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, предмет и услови€ которой заданы пр€мо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром. ѕрирода этой задачи определ€ет характер неврологических механизмов, которые включаютс€ в процесс ее разрешени€.

 

Ёто положение отчетливо выступает, например, в правильно поставленном психофизиологическом исследовании движени€, которое показывает, что с изменением задачи, котора€ разрешалась движением, отношени€ к ней со стороны субъекта, его мотивации, составл€ющей внутреннее психологическое содержание действи€, измен€етс€ также неврологический уровень и механизмы осуществлени€ движени€ (см. главу о движении). ƒействие человека €вл€етс€ подлинным психофизическим единством. “аким образом, в плане конкретного исследовани€ преодолеваютс€ вульгарные представлени€, насквозь пронизанные традиционным дуализмом, согласно которым психические моменты в человеческой де€тельности будто бы €вл€ютс€ внешними силами, извне управл€ющими движением, а последнее Ц чисто физическим образованием, дл€ физиологической характеристики которого безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено.

 

Ћишь в таком единстве обоих соотношений, в которые включаетс€ психика, перестраиваетс€ понимание каждого из них, до конца преодолеваетс€ психофизический дуализм, непреодолимый, пока каждое из них беретс€ порознь, причем психика, соотнос€сь, неизбежно противопоставл€етс€ мозгу, субстрату или объекту. Ќа самом деле мы в конечном счете имеем не два равноправных и внеположных соотношени€. ќдно из них в действительности включено в другое и в свою очередь определ€ет его.

 

¬ онтогенезе строение мозга обусловливает возможные дл€ данного индивида формы поведени€, его образа жизни; в свою очередь образ жизни обусловливает строение мозга и его функции. ¬едущим, определ€ющим €вл€етс€ при этом развитие образа жизни, в процессе перестройки и изменени€ которого происходит развитие организмов и их органов Ц в том числе мозга Ц заодно с их психофизическими функци€ми.

 

ѕри переходе от биологических форм существовани€ и жизнеде€тельности животных к историческим формам общественно-исторической де€тельности у человека измен€ютс€ материальные основы, определ€ющие психику, и она сама. — переходом от биологического развити€ к историческому у человека психика переходит на новую, высшую, ступень. Ётой высшей, качественно специфической ступенью в развитии психики €вл€етс€ сознание человека.

 

— развитием у человека трудовой де€тельности, котора€ материализуетс€ в определенных продуктах, сознание человека, формирующеес€ и развивающеес€ в процессе этой де€тельности, опосредуетс€ предметным бытием исторически создаваемой материальной и духовной культуры. Ѕудучи "продуктом" мозга, сознание становитс€ историческим продуктом. √енезис сознани€ неразрывно св€зан со становлением человеческой личности, с выделением ее из окружающего и противопоставлением ей окружающего как предметного мира, объекта ее де€тельности. —тановление предметного сознани€, в котором субъект противополагаетс€ объекту, €вл€етс€ по существу не чем иным, как идеальным аспектом становлени€ личности как реального субъекта общественной практики. —ознание предполагает возможность индивида выделить себ€ из природы и осознать свое отношение к природе, к другим люд€м и к самому себе. ќно зарождаетс€ в процессе материальной де€тельности, измен€ющей природу, и материального общени€ между людьми. ѕолуча€ в речи, в €зыке форму реального практического существовани€, сознание человека развиваетс€ как продукт общественной жизни индивида.

 

ѕо€вление психики и развитие новых форм ее всегда св€зано с по€влением и развитием новых форм жизни, новых форм существовани€. “ак, в частности, по€вление и развитие сознани€ Ц этой высшей специфически человеческой формы психики Ц св€зано с развитием общественной жизни.

ѕредмет и задачи психологии как науки

 

”€снение природы психического определ€ет теоретические задачи психологии, специфику психологического познани€. јнализ любого психического €влени€ показывает, что осознание Ц а значит, вс€кое, даже наивное познание Ц психических €влений всегда предполагает раскрытие тех предметных св€зей, посредством которых психические переживани€ впервые выдел€ютс€ из мистической туманности чистой непосредственности, лишенной вс€кой определенности и членораздельности, и определ€ютс€ как объективные психологические факты. ѕоскольку предметные отношени€ могут быть неправильно или неполно, неадекватно раскрыты в непосредственных данных сознани€, эти последние могут давать неадекватное познание психических €влений. Ќе все то, что человек переживает, он адекватно осознает, потому что не все отношени€, выражающиес€ в переживании и определ€ющие его, сами адекватно даны в сознании как отношени€. »менно поэтому встает задача Ц отличного от простого переживани€ Ц познани€ психического посредством раскрыти€ тех объективных св€зей, которыми оно объективно определ€етс€. Ёто и есть задача психологии. ѕсихологическое познание Ц это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных св€зей и опосредований.

 

ѕсихологическа€ наука, радикально отлична€ от основных тенденций традиционной психологии, изучавшей функции или структуру сознани€ только имманентно, в замкнутом внутреннем мире, должна исходить при изучении человеческого сознани€ из его отношени€ к предметному миру объективной действительности.

 

«аодно с преодолением дуалистического противопоставлени€ психического как будто бы замкнутого внутреннего мира миру внешнему падает традиционное дуалистическое противопоставление самонаблюдени€, интроспекции внешнему наблюдению, падает самое пон€тие самонаблюдени€ в его традиционной трактовке, котора€, замыка€ самонаблюдение в самодовлеющем внутреннем мире, механически противопоставл€ет его внешнему, объективному наблюдению.

 

ѕоскольку, с одной стороны, действие или поступок не могут быть определены вне своего отношени€ к внутреннему содержанию сознани€, объективное психологическое наблюдение, исход€щее из внешней стороны поведени€, не может брать внешнюю сторону поведени€ в отрыве от внутренней его стороны. — другой стороны, осознание моих собственных переживаний совершаетс€ через раскрытие их отношений к внешнему миру, к тому, что в них переживаетс€, познание психических фактов, исход€щее из внутренней их стороны, из самонаблюдени€, не может определить, что собственно оно дает, вне соотношени€ психического, внутреннего с внешним.

 

ѕусть € исхожу из самонаблюдени€: мне даны мои переживани€ так, как мои переживани€ никому другому не могут быть даны. ћногое из того, что сторонний наблюдатель должен был бы установить косвенным путем посредством кропотливого исследовани€, мне как будто непосредственно открыто. Ќо все же: что собственно представл€ет собой мое переживание, каково объективное психологическое содержание того процесса, субъективным показателем которого оно служит? „тобы установить это и проверить показани€ моего сознани€, € вынужден, станов€сь исследователем собственной психики, прибегнуть принципиально к тем же средствам, которыми пользуетс€ в объективном психологическом исследовании сторонний наблюдатель. —торонний наблюдатель вынужден прибегнуть к опосредованному познанию моей психики через изучение моей де€тельности не потому только, что ему непосредственно не даны мои переживани€, но и потому, что по существу нельз€ объективно установить психологический факт или проверить объективность психологического познани€ иначе, как через де€тельность, через практику. <... >

 

¬оспри€тие предполагает наличие реального объекта, непосредственно действующего на наши органы чувств. ќно всегда при этом есть воспри€тие какого-то материала (предмета, текста, нот, чертежа), которое совершаетс€ в определенных реальных услови€х (при определенном освещении и пр.). ƒл€ того чтобы установить наличие этого объекта и, значит, наличие воспри€ти€ (а не галлюцинации), необходимо, очевидно, прибегнуть к р€ду операций, совершаемых в определенных реальных услови€х. ƒл€ того, например, чтобы утверждение о четкости воспри€ти€ не было фразой, лишенной вс€кого определенного значени€, нужно прибегнуть к объективному мерилу, дающему возможность придать утверждению точное содержание, например: четкость и острота зрени€ при чтении такого-то текста в таких-то реальных услови€х, на таком-то рассто€нии, при таком-то освещении. Ќо дл€ того чтобы это установить, необходимо, очевидно, испытать функцию в этих конкретных реальных услови€х Ц действительно прочитать этот текст.

 

¬оспроизведение предполагает соответствие воспроизведенного образа реальному объекту. ƒл€ того чтобы установить наличие этого соответстви€ и, значит, наличие подлинного воспроизведени€ (а не воображени€) и характер соответстви€ (степень точности) и, значит, психологические особенности воспроизведени€ или пам€ти, необходимо, очевидно, объективизировать воспроизведенный образ, вы€вить его вовне, хот€ бы зафиксировать словесно и создать таким образом возможность проверки этого соответстви€ в определенных услови€х, доступных реальному контролю.

 

»меетс€ ли налицо действительно мышление (а не случайна€ ассоциаци€ представлений), определ€етс€ тем, осознаны ли объективные предметные отношени€, которые дают решение задачи. Ќо дают ли осознанные в данном психологическом процессе отношени€ действительное решение задачи, Ц это доказываетс€ и провер€етс€ ее решением. —убъективное чувство понимани€ Ц это симптом, который может быть обманчивым. ќно по существу заключает в себе гипотезу о возможных действи€х субъекта. Ёта гипотеза провер€етс€ действием: понимание решени€ задачи определ€етс€ умением ее решить, а умение ее решить доказываетс€ ее решением. <...>

 

„ерез посредство де€тельности субъекта его психика становитс€ познаваема дл€ других. „ерез посредство нашей де€тельности объективно познаем нашу психику, провер€€ показани€ нашего сознани€, даже мы сами. —лучаетс€ поэтому Ц каждый это когда-либо испытывал, Ц что собственный наш поступок внезапно открывает нам в нас чувство, о существовании которого мы не подозревали, и совсем по-новому нам же освещает наши собственные переживани€. ћы сами через нашу де€тельность, не непосредственно, а в испытани€х жизни глубже всего познаем самих себ€. ѕо тем же самым данным нашей де€тельности познают нашу психику и другие. ѕон€тным, таким образом, становитс€, что другие люди, перед которыми разворачиваетс€ наша де€тельность, иногда раньше замечают в нас вновь зародившеес€ чувство, во власти которого мы находимс€, чем мы сами его осознаем, и порой даже правильнее суд€т о нашем характере и о наших реальных возможност€х, чем мы сами в состо€нии это сделать.

 

ѕоказани€ нашего сознани€ о наших собственных переживани€х, данные самонаблюдени€, как известно, не всегда достоверны; иногда мы не осознаем или неадекватно осознаем свои переживани€. ƒл€ познани€ собственной психики мы всегда должны исходить Ц в принципе так же, как при познании чужой психики, но лишь в обратной перспективе Ц из единства внутренних и внешних про€влений. »нтроспекци€ как такое погружение во внутреннюю сторону, которое бы вовсе изолировало и оторвало психическое от внешнего, объективного, материального, не может дать ник





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1373 - | 1210 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.138 с.