Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологи€ и философи€




—в€зи психологии с философией €вл€ютс€ еще более органичными, чем св€зи психологии с историей. ќбе науки зародились и начали развиватьс€ почти одновременно, и в течение р€да веков психологи€ выступала как часть философии.

  необходимости обращени€ к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. ћногие вопросы психологии с большим трудом поддаютс€ экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. ¬о многом они решаютс€ фило-софско-умозрительно. ƒа и сам человек, как мы вы€снили, не есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальност€м. ѕо этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

ћногие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрасти€ и моральные ценности, выступают как общие и дл€ психологии (социальной), и дл€ философии. ¬ самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые тем не менее приходитс€ решать.


 

ѕри столкновении с такими проблемами психологи вынуждены обращатьс€ к философии, вырабатывать самим или пользоватьс€ теми умозаключени€ми, которые им предлагают представители смежной науки, в данном случае философии.   числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождени€ человеческого сознани€, природы высших форм человеческого мышлени€, вли€ние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и р€д других.

ƒолгое врем€ пока существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую и соответственно научно не оправданное разделение психологии на Ђсоветскуюї и Ђбуржуазнуюї, так называема€ марксистско-ленинска€ философи€ догматически и бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. “акой искусственно созданный философско-психологический союз не мог быть прочным и плодотворным. ќн привел к застою во многих област€х психологии, особенно психологии личности и социальной психологии Ч там, где затрагивались проблемы взаимодействи€ общества и личности. “еперь, наконец, этот союз обещает стать более естественным и широким, возрождает надежду на постановку и решение многих сложных проблем совместными усили€ми психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направлени€.

ќтверга€ марксистско-ленинскую философию в качестве Ђединственно научнойї методологии психологии, вместе с тем нельз€ отрицать положительность вли€ни€ некоторых материалистических идей ћаркса на развитие отечественной психологической мысли. Ёто вли€ние, в частности, сказываетс€ на разработке проблем де€тельности и де€тельностного происхождени€ высших психических функций.

— другой стороны, благодар€ наметившемус€ в последние годы косвенному проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждатьс€ в отечественной науке сложные философско-пси-хологические проблемы человека Ч ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состо€нии самосто€тельно решить. ƒа и сами философы вр€д ли смогут в них глубоко разобратьс€ без сотрудничества с психологами, не принима€ в рас-


 

чет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.

≈сть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов €вл€етс€ наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Ёто прежде всего проблемы эпистемологии Ч науки о познании человеком окружающего мира, призванной вы€снить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познани€. Ѕлагодар€ многолетним исследовани€м, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога ∆ана ѕиаже ћеждународном эпистемологическом центре (Ўвейцари€, г. ∆енева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Ќад этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно труд€тс€ философы, логики и психологи.

ћногое пон€ть в области взаимодействи€ общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. –€д ученых Ч философов и социологов Ч до насто€щего времени считают, например, известного психолога-неофрейдиста Ё.‘ромма представителем своей науки и часто ссылаютс€ на него.

  этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследовани€, посв€щенные поиску и утрате человеком смысла жизни ( .–оджерс, ¬.‘ранкл и др.), проблемам одиночества, счасть€ (ћјргайл, ¬.‘ранкл).

ѕ—»’ќЋќ√»я » —ќ÷»ќЋќ√»я

—оциологи€ и психологи€ наход€т немало общих интересов в разработке проблем, св€занных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношени€ми. ¬ определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (взаимообогащение методами и фактами), но он также похож на аль€нс философии и психологии (интеграци€ знаний на теоретико-методологическом уровне). —оциологи€ заимствует из социальной психологии методы изучени€ личности и человеческих отношений. ¬ свою очередь психологи широко пользуютс€ традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

4. I*. ќ. Ќемоп киша 1


 

–азработанна€ преимущественно социологами концепци€ социального научени€ прин€та в социальной и возрастной психологии. Ќапротив, предложенные психологами теории личности и малой группы наход€т применение в социологических исследовани€х. —оциологи пользуютс€ психологическими данными при решении проблем, касающихс€ общества в целом; психологи обращаютс€ к социологическим теори€м и фактам тогда, когда им необходимо глубже пон€ть механизмы вли€ни€ общества на личность, а также общие закономерности поведени€ человека в обществе.

≈сть немало проблем, над решением которых социологи и психологи труд€тс€ вместе и которые в принципе не могут быть решены без участи€ представителей обеих наук. Ёто Ч проблемы отношений между людьми, национальна€ психологи€, психологи€ экономики, политики, межгосударственных отношений и р€д других. —юда же относ€тс€ проблемы социализации и социальных установок, их формировани€ и преобразовани€. ¬семи этими проблемами в психологии занимаютс€ представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследовани€ существует и в социологии.

–ассмотрим некоторые пон€ти€ и концепции, которые разрабатываютс€ в социологии и необходимы дл€ углубленного понимани€ индивидуальной психологии человека.

Ќаиболее известной из теорий, предложенных в русле Ђсоциологически ориентированнойї социальной психологии, помогающей нам пон€ть, каким образом отдельно вз€тым человеком приобретаютс€, поддерживаютс€ и сохран€ютс€ определенные формы социального поведени€, €вл€етс€ теори€ социального научени€. Ёта теори€ в свою очередь выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.

—оциализацию личности можно определить как процесс усвоени€ и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становитс€ личностью и приобретает необходимые дл€ жизни психологические качества, знани€, умени€ и навыки, в том числе речь и способность по-человечески общатьс€, взаимодействовать с людьми. —оциализаци€ Ч это многогранный процесс познани€ индивидом созданной людьми цивилизации, приобретени€ опыта социальной жизни, превращени€ из природного в общественное существо, из индивида в личность.

—оциализаци€ включает в себ€ усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведени€ среди


 

людей, необходимых дл€ эффективного взаимодействи€ с ними, а также социальных ролей, видов де€тельности, форм общени€. ќна также включает в себ€ активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.

ƒл€ каждого нового поколени€ открываютс€ все более широкие возможности дл€ социализации, но каждому следующему поколению людей приходитс€ вместе с тем все труднее, так как количество информации, которую необходимо усвоить в процессе социализации, быстро возрастает и уже сейчас намного превышает возможности отдельно вз€того индивида. ѕон€тие социализации касаетс€ как процесса, так и результатов приобретени€ человеком жизненного опыта.

ќсобого внимани€ заслуживают механизмы социализации, т.е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщаетс€ к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. ¬ качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединени€ (партии, классы и т.п.), члены его собственной семьи, школа, система образовани€, литература и искусство, печать, радио, телевидение.

“еори€ социального научени€, лежаща€ в основе современных представлений о закономерност€х и механизмах социализации, утверждает, что поведение человека есть результат его общени€, взаимодействи€ и совместной де€тельности с разными людьми в различных социальных ситуаци€х, есть результат подражани€, наблюдени€ за другими людьми, обучени€ и воспитани€ на их примерах. Ёта теори€ отрицает исключительную зависимость поведени€ человека от генотипа, биологии организма и его созревани€ и считает, что развитие не менее зависимо от мира, внешнего дл€ человека, т.е. от общества.

ƒругим важным положением теории социального научени€ €вл€етс€ утверждение о том, что любые формы общественного поведени€ человека, даже если в их основе не лежат известные генетические факторы, преобразуютс€ в результате применени€ к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний. “акие поощрени€ (похвала, награда, одобрение и т.п.) стимулируют и закрепл€ют те или иные реакции у человека. Ќаказани€ же, напротив, подавл€ют, преп€тствуют развитию и исключают их из сферы индивидуального опыта.

—читаетс€, что новые виды социального поведени€ могут приобретатьс€ человеком не только в результате пр€мых поощре-

4*


 

ний и наказаний, но и при наблюдении за поведением других людей (так называемое викарное научение) благодар€ тому, что человек, как и многие другие высшие живые существа, имеет способность обучатьс€ через пр€мое подражание.

Ћюди в состо€нии заранее предвидеть возможные следстви€ своих социальных поступков, планировать и сознательно их осуществл€ть. ќжидаемые человеком веро€тные результаты его поведени€ играют заметную роль в жизни, управл€€ процессом его социального научени€ не в меньшей степени, чем пр€мые поощрени€ и наказани€.

„астный, но не менее важный механизм социализации Ч идентификаци€. ƒети по мере своего физического и психического развити€ усваивают большое число разнообразных норм и форм поведени€, человеческих отношений, характерных дл€ их родителей, сверстников, окружающих людей. –ебенок в процессе социализации идентифицирует себ€ с другими людьми, перенима€ их взгл€ды и накопленный жизненный опыт. ѕосредством идентификации он приобретает различные виды социального и полоролевого поведени€.

ќсновным источником идентификации дл€ детей раннего возраста €вл€ютс€ родители. ¬ дальнейшем к ним присоедин€ютс€ сверстники, дети более старшего возраста, взрослые. ƒействие идентификации как механизма социального научени€ не прекращаетс€ в течение всей жизни человека. ≈е источником служат люди, несущие в себе ценные качества и желательные дл€ социализирующегос€ индивида формы поведени€.

ќдин из важнейших идентификационных процессов, благодар€ которому мы узнаем, как формируетс€ личность человека определенного пола: мужчины или женщины, Ч полоролева€ типизаци€. ѕод ней понимаетс€ процесс и результат приобретени€ ребенком психологии и поведени€, характерных дл€ людей одного с ним пола.

ќсновную функцию в полоролевой типизации выполн€ют родители. ќни служат моделью дл€ подражани€ со стороны ребенка в своем полоролевом поведении. „ерез родителей дет€м передаютс€ их полоролевые установки, соответствующие требовани€ и образцы поведени€. Ќеобходимые полоролевые ожидани€ родителей формируют у детей требуемые психологические качества через систему поощрений и наказаний, примен€емых по отношению к тем или иным формам поведени€, через игрушки и соответствующую полу ребенка одежду, через распределение между детьми разного пола об€занностей по дому,


 

через воспитание у мальчиков мужских, а у девочек женских форм поведени€.

ќтцам в услови€х нашей культуры обычно поручаетс€ воспитывать соответствующие личностные качества у сыновей, с них больше спрашиваетс€ за поведение и психическое развитие мальчиков, чем девочек. «а воспитание дочерей в семье чаще всего отвечает мать.

јналогичные родительским полоролевые требовани€ предъ€вл€ютс€ и поддерживаютс€ друг у друга самими детьми (обращение к мальчику: Ђ¬едешь себ€ как девчонкаї Ч или к девочке: Ђ¬едешь себ€ как мальчишкаї). ¬ процесс полоролевой типизации активно включаютс€ средства массовой информации, печать, радио, телевидение. »сточников дл€ формировани€ у детей стереотипных полоролевых взгл€дов в современном обществе достаточно много, и их вполне хватает на то, чтобы уже к двум-трем годам у ребенка стали отчетливо про€вл€тьс€ свойственные его полу психологические и поведенческие черты, оценки и взгл€ды.

ѕоказано, что объектом идентификации дл€ ребенка часто станов€тс€ взрослые, которые отзывчивы и добры по отношению к дет€м. »м подражают больше всего.

 огда в семье доминирует мать, девочки чаще идентифицируют себ€ с ней, а не с отцом; у мальчиков в такой семье могут возникнуть определенные трудности психологического развити€, преп€тствующие приобретению ими мужских черт характера и соответствующих форм поведени€. ¬ тех семь€х, где главой €вл€етс€ отец, девочки, напротив, бывают больше похожими на отцов. ќдновременно у них складываютс€ многие черты характера, свойственные матери.

¬ажный фактор идентификации Ч воспри€тие себ€ ребенком как внешне похожего на того или иного из своих родителей. “енденци€ к идентификации себ€ с похожим родителем про€вл€етс€ у детей сильнее, чем стремление к идентификации с непохожим родителем.

  другим механизмам социализации относ€т подражание, внушение, социальную фацилитацию, конформность и следование нормам. ѕодражание Ч это сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом опыта других людей, манер, поступков и действий.

ћеханизм подражани€ в своей основе €вл€етс€ у человека врожденным. –азличные виды и формы подражательных движений можно наблюдать уже у высших животных, более и чаще


 

всего Ч у человекообразных обезь€н (антропоидов). «амечено, например, что антропоиды в стаде подражают тем видам поведени€, которые наблюдаютс€ у других им подобных обезь€н. ѕодражание €вл€етс€ дл€ высших животных важным механизмом приобретени€ опыта.

Ќе меньшую роль оно играет и в процессе социализации человека. ѕочти весь человеческий опыт ребенок до трехлетнего возраста приобретает в общении с окружающими людьми через подражание.

¬нушение можно рассматривать как процесс, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство человеком мыслей, чувств, психических свойств и состо€ний других людей, с которыми он общаетс€.

—оциальна€ фацилитаци€ Ч это положительное стимулирующее вли€ние поведени€ одних людей на де€тельность других, совершаемую в их присутствии или при их непосредственном участии. ¬ результате социальной фацилитации действи€ человека станов€тс€ более раскованными, а мыслительные процессы протекают свободнее, активнее и интенсивнее (слово Ђфацилитаци€ї в переводе с английского €зыка на русский означает Ђоблегчениеї). ¬ наибольшей степени социальна€ фацилитаци€ у человека про€вл€етс€ в кругу близких и знакомых людей. ¬ обществе чужих людей, порождающих чувство тревоги и беспокойства, нередко наблюдаетс€ €вление противоположного характера, выражающеес€ в торможении поведени€ и психических процессов субъекта общени€. Ёто Ч социальна€ ингибици€ (данное слово в переводе означает торможение).

ћного внимани€ в социальной психологии удел€лось изучению, такого механизма социализации, как конформность.  онформным называют поведение человека, при котором он, осознанно расход€сь в мнени€х с окружающими людьми, тем не менее соглашаетс€ с ними, исход€ из каких-либо конъюнктурных соображений (личной выгоды в ущерб следованию истине).  онформность Ч это приспособленчество, следование чужому мнению, заранее и сознательно рассчитанное на то, чтобы не создавать себе лишних трудностей в общении и взаимодействии с людьми, добитьс€ поставленных целей, погрешив против истины.

ќт других социально-психологических механизмов социализации конформность отличаетс€ наличием более или менее выраженного конфликта между тем, что человек думает, и тем, что он делает на самом деле, между тем, что он говорит, и как поступает.


 

–ис. 30. Ћинии разной длины, использованные в эксперименте —јша при изучении конформного поведени€

–ассмотрим известный, классический пример конформного поведени€. ¬ одном из первых исследований конформности (они были начаты —јшем в 50-е годы в —Ўј) дл€ создани€ необходимой экспериментальной ситуации были использованы простые зрительные стимулы Ч линии разной длины, расположенные вертикально р€дом друг с другом (рис. 30). ¬ эксперименте участвовали от 7 до 9 человек, из которых только один был насто€щим испытуемым, а остальные выступали как добровольные помощники экспериментатора. — ними он заранее договорилс€ о том, что в экспериментальной ситуации они будут давать заведомо ложный ответ на заданный экспериментатором вопрос. ѕри этом насто€щий испытуемый, принимавший участие в эксперименте, не подозревал, что остальные члены груп-


 

пы €вл€ютс€ подставными лицами и договорились с исследователем о единообразной форме поведени€.

 аждый из действительных испытуемых проходил через три серии исследовани€. ¬ первой серии он должен был один на один с экспериментатором отвечать на вопрос: Ђ акой из трех линий, изображенных на рисунке справа, равна по длине одна лини€, представленна€ на том же рисунке слева?ї ¬се испытуемые в этой серии давали правильный ответ.

«атем, во второй серии эксперимента, на тот же самый вопрос они должны были отвечать в присутствии группы, состо€щей из подставных лиц, которые давали единодушно ложный ответ, например утверждали, что лини€, представленна€ на рисунке слева, равна по длине линии, котора€ €вл€етс€ самой короткой (крайн€€ справа). ¬ составе подставной группы наивный испытуемый должен был отвечать последним.

¬ третьей серии все испытуемые, прошедшие через первые две, вновь отвечали один на один с экспериментатором на тот же самый вопрос.

–езультаты исследовани€ оказались следующими. »з 100% испытуемых, давших правильные ответы в первой и третьей сери€х эксперимента, во второй его серии около 32%, несмотр€ на очевидность дл€ них правильного ответа, вслед за всеми вслух повтор€ли ложный ответ, т.е. вели себ€ конформно.

¬последствии при социально-психологическом анализе фактов, полученных в этом эксперименте, ученые пришли к выводу о том, что конформное поведение играет отрицательную роль в социализации. ќно преп€тствует становлению самосто€тельной, независимой личности, способной иметь и отстаивать свое мнение.

ќт собственно конформного поведени€ следует отличать такое, при котором индивид, не име€ установившегос€ собственного мнени€ или сомнева€сь в его правильности, бессознательно и невольно встает на точку зрени€ большинства окружающих людей. “акое поведение, внешне напоминающее конформное, может играть положительную роль в социализации. ќно способствует становлению индивидуальной позиции и исправлению ошибок, так как часто оказываетс€, что истина находитс€ на стороне большинства людей, а не какого-либо одного, отдельно вз€того индивида.

≈ще один показательный эксперимент, демонстрирующий вли€ние группы на мнени€ людей, провел в 30-е годы ћ.Ўериф. ≈го исследование состо€ло в следующем. »спытуемых, от 3 до 5 человек, помещали в затемненную комнату и на экране


 

ћќћ≈Ќ“џ ‘» —ј÷»» »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќџ’ ћЌ≈Ќ»…

–ис. 31. »зменение индивидуальных мнений членов группы о рассто€нии, на которое Ђпереместиласьї неподвижна€ точка, в ходе и по окончании эксперимента (по ћ.Ўерифу)

показывали неподвижную маленькую свет€щуюс€ точку. Ќикто из членов экспериментальной группы заранее не знал о том, что точка на самом деле €вл€етс€ неподвижной. ¬сем им в начале эксперимента предлагалась инструкци€ примерно следующего содержани€: Ђ¬нимательно посмотрите на точку. —ледите за ней. ≈сли вдруг заметите какое-либо изменение в ее положении, скажите об этом вслухї.

¬ силу известной иллюзии возникновени€ кажущегос€ движени€ неподвижных объектов, котора€ св€зана с анатомической подвижностью глазного €блока и частей тела человека, а


 

также с отсутствием в поле зрени€ ориентиров, по отношению к которым можно судить о движении другого объекта, большинство испытуемых в описываемом эксперименте через некоторое врем€ после его начала Ђвиделиї движение точки и за€вл€ли об этом вслух. ћежду ними начиналась дискусси€, в ходе которой они спорили друг с другом о том, в каком направлении и на какое рассто€ние относительно своего первоначального положени€ сдвинулась точка. ƒо дискуссии, в ходе ее, по окончании и спуст€ несколько дней после проведени€ эксперимента отмечались мнени€ испытуемых о том, на какое рассто€ние сдвинулась точка. ќни в систематизированном виде представлены на рис. 31.

 ривые, изображенные на нем, показывают, что первоначально различные мнени€ испытуемых в ходе и в результате дискуссии становились более единообразными. Ёто свидетельствует об их взаимном вли€нии друг на друга, о становлении групповой нормы суждений и о ее воздействии на индивидуальные мнени€ членов группы. ќказалось, что вли€ние групповой нормы не исчезает и после завершени€ эксперимента, хот€ при этом и обнаруживаетс€ тенденци€ частичного возврата к первоначальному мнению.

ѕ—»’ќЋќ√»я » ѕ≈ƒј√ќ√» ј

¬опрос об отношени€х этих двух наук на первый взгл€д кажетс€ более простым, чем вопросы о св€з€х, имеющихс€ между психологией, историей, философией и социологией. ¬ действительности это не так. ¬ силу р€да причин должного союза между данными дисциплинами до сих пор нет. ќтчасти это происходит потому, что психологи€ и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно. ћежду тем практически любой из вопросов обучени€ и воспитани€ детей требует совместного участи€ педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. ”сили€ ученых, представл€ющих эти области знаний, надо объединить, и самый лучший способ сделать это заключаетс€ в том, чтобы специалистов в области педагогики готовить по такой программе, котора€ включает почти столько же педагогических знаний, сколько психологических.

 огда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась комплексна€ наука о дет€х, их обучении и воспитании,


 

называема€ педологией. ¬ разработке ее проблем объедин€ли усили€ педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и р€д других ученых. »з всех наук, которые они представл€ли, собирались полезные сведени€ о дет€х, необходимые дл€ их обучени€ и воспитани€. »мелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. ƒостижени€ отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным.

ќднако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, кака€ выпала на долю генетики и кибернетики. ѕедологические исследовани€ были прекращены, а учреждени€ закрыты в результате волюнтаристского некомпетентного вмешательства в 1936 г. руковод€щих органов ÷  ¬ ѕ(б) (имеетс€ в виду постановление ÷  ¬ ѕ(б) Ђќ педологических извращени€х в системе Ќаркомпросаї).

ќтрицательные последстви€ этого решени€ оказались серьезными, привели к отставанию системы обучени€ и воспитани€ детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Ќе преодолены они, к сожалению, и до сих пор. Ёто, в частности, про€вл€етс€ в продолжающем существовать разделении педагогики и психологии как в научных исследовани€х, так и в организационном плане.

“емы и вопросы дл€ обсуждени€ на семинарах “ема 1. ѕсихологи€ и истори€.

1. ¬заимосв€зь истории и психологии как наук.

2. ѕрименение психологических методов в анализе исторических событий и личностей.

3. »спользование исторических методов дл€ изучени€ психологии и поведени€ людей.

4. ”спехи психологической теории, достигнутые за счет применени€ исторических методов в ее разработке.

5. »сторический подход к изучению психологических €влений.

“ е м а 2. ѕсихологи€ и философи€.

1. “радиционность св€зей между психологией и философией, причины их возникновени€ и сохранени€.

2. ќсновные проблемы психологии, совместно разрабатываемые философами и психологами.

3. ƒостижени€ в философе ко-психологических исследовани€х.

4. «начение философии дл€ психологии.


 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1492 - | 1310 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.052 с.