В раннеперестроечные времена поток качественных инструментов еще не хлынул на российские просторы. И вот на репетиционную базу ансамбля, в котором я тогда играл, мы привезли из магазина новенькую установку советского производства, сделанную в городе Энгельсе. Причем мы тогда уже отлично представляли себе, что гитара «Урал» для музыки непригодна, а клавишные инструменты «Юность» и «Электроника» издают совсем не те звуки, которые от них хотелось бы услышать. Но барабаны-то! Стучи и стучи. Да, выглядели наши барабаны совсем как настоящие – и приятно поражали большим количеством необязательных «прибамбасов». Кроме обычного набора ударных, была еще пара маленьких барабанчиков-бонгов, а также маракасы и прочие погремушки. Малых барабанов было аж два, на выбор – деревянный и металлический. Довершал картину трогательный оркестровый треугольник с металлической палочкой для игры на нем. Как оказалось, только треугольник в этом комплекте и был в состоянии издавать более-менее музыкальный звук.
Дальше начались мучения. С бочки сняли фронтальный пластик, обнажив барабанное нутро из суковатой фанеры, и положили внутрь несколько снятых с окон штор. Только так обеспечивался более-менее глухой звук, характерный для бочки. О том, что оба малых барабана для игры непригодны, наш ударник знал заранее, заменив их инструментом чехословацкого производства. А вот заставить звучать томы он надеялся еще долго, избавляя их от отвратительных вибрирующих призвуков с помощью скотча и поролона.
Но из «Жигулей» никогда не сделаешь «Мерседеса». У «Энгельса» было только одно неоспоримое достоинство – установка быстро ломалась, вынуждая барабанщика искать что-то другое.
К счастью, теперь в магазинах достаточно качественных инструментов, дающих хороший звук. Что звучит в барабане? Прежде всего дерево – следовательно, оно должно быть качественным. Удар палочки (или колотушки) по пластику, закрепленному металлическим ободом, передается на деревянную часть, которая своей вибрацией и создает нужный звук. Сейчас самым удачным деревом для барабанов считается клен, хотя еще некоторое время назад были популярны березовые барабаны. Впрочем, дерево применяют самое разное – так, фирма Ludwig использует филиппинское красное дерево и можжевельник. Экспериментируют с барабанами из акрила – их даже использовали Led Zeppelin. Чем тоньше согнутый кольцом лист дерева, тем лучше звук у барабанов – но тем менее надежной оказывается их конструкция. Между тем барабаны не должны иметь «срока годности» – меняются только пластики, а сам инструмент должен с годами звучать все лучше и лучше. Фирма TAMA первой начала использовать для барабанов несколько слоев дерева. Кроме того, в ее установках сведены к минимуму различные технологические отверстия, нарушающие целостность дерева. Например, для крепления томов в бочке обычно прорезают отверстия, но TAMA научилась обходиться без этого. Малый барабан могут делать как из дерева, так и из металла, причем из разного (применяются бронза, сталь, алюминий). Конструкция малого барабана более сложна, чем остальных – вдоль нижнего пластика натянуты струны (так называемая «пружина»), которые придают его звуку дополнительную звонкость. Регулируя натяжение пружины, ударник получает тот звук, который ему нужен.
На звучание барабанов влияют их диаметр и глубина. Для «тяжелых» стилей подойдут барабаны большего размера, дающие мощный звук. Джазмены предпочитают более «мелкие» ударные, звучащие более сухо – на них видны нюансы их виртуозной игры. Пластики тоже бывают разные – например, для популярной в джазе игры щетками применяются пластики со специальным покрытием, дающие в сочетании с щетками «шелестящий» звук. Ударник, ориентированный на использование палочек, выбирает между одинарным и двойным пластиком – последний делает звук более мощным и глухим. Еще более глухой звук дает двойной пластик, между слоями которого залит глицерин.