Свободные негры сражались на обеих сторонах, однако чаще они всё же поддерживали повстанцев. Обе стороны старались привлечь чернокожее население на свою сторону, щедро обещая свободу и земельные наделы тем, кто будет воевать на их стороне. Особо отмечались при этом рабы, принадлежавшие противоположной стороне.
Десятки тысяч чёрных рабов воспользовались революционным хаосом, и бежали от своих хозяев, что привело плантации Южной Каролины и Джорджии в чуть ли не в полуразрушенное состояние. Южная Каролина потеряла до одной трети (25 тыс. чел.) всех своих рабов вследствие побегов или гибели. В 1770—1790 чёрное население Южной Каролины (преимущественно рабы) сократилось с 60,5 % до 43,8 %, Джорджии — с 45,2 % до 36,1 %.
Многие рабы также надеялись, что Корона даст им свободу. Метрополия действительно планировала создание против повстанцев массовой армии рабов взамен на их освобождение, однако, вместе с тем, британцы опасались, что такой шаг может спровоцировать массовые восстания рабов и в других колониях. Одновременно они оказались под давлением богатых плантаторов — лоялистов американского Юга, а также карибских плантаторов и работорговцев, которым совсем не нравилась перспектива бунтов.
В штате Вирджиния королевский губернатор лорд Данмор начал массовое рекрутирование рабов, пообещав им свободу, защиту семьям, и земельные наделы. При отступлении из Саванны и Чарльстона британцы эвакуировали до 10 тыс. чёрных рабов, из которых около 3 тыс. «чёрных лоялистов» были поселены в Канаде. Остальные были переселены в метрополию, или вест-индские колонии Карибского моря. Около 1200 «черных лоялистов» были позднее переселены из Новой Шотландии (Канада) в Сьерра-Леоне, где они стали лидерами этнической группы Крио.
С другой стороны, борьба за независимость под лозунгами защиты свободы становилась довольно двусмысленной; многие революционные лидеры, ратуя за свободу, сами были богатыми плантаторами, и владели сотнями чёрных рабов. Ряд северных штатов с 1777 года начали отмену рабства. Первым из них стал штат Вермонт, закрепивший отмену рабства в своей конституции. За ним последовали Массачусетс, Нью-Йорк, Нью-Джерси и Коннектикут. Формы отмены рабства в разных штатах различались; предусматривалось либо немедленное освобождение рабов, или постепенное, безо всяких компенсаций. Ряд штатов образовали школы для детей бывших рабов, в которых они обязаны были учиться до своего совершеннолетия.
В первые двадцать лет после войны законодательные собрания штатов Вирджиния, Мэрилэнд и Делавэр облегчили условия для освобождения рабов. К 1810 году доля свободных негров выросла в Вирджинии с менее чем 1 % в 1782 до 4,2 % в 1790, и 13,5 % в 1810. В Делавэре к 1810 году были освобождены три четверти негров, в целом на верхнем Юге доля свободных негров выросла с менее чем 1 % до 10 %. После 1810 года волна освобождений на Юге практически прекратилась, в первую очередь — в связи с началом хлопкового бума.