Томас Нагель
Что все это значит?
Очень краткое введение в философию.
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга представляет собой краткое введение в философию, рассчитанное на
людей, совершенно не знакомых с предметом. Обычно люди изучают философию только
в колледже, и я допускаю, что большинство моих читателей будут в студенческом
возрасте или постарше. Но это никак не связано с сущностью самой философии, и я был
бы очень рад, если бы моя книга вызвала интерес также и у смышленых
старшеклассников, имеющих склонность к абстрактным размышлениям и теоретическим
аргументам — если кто-нибудь из них ее прочитает.
Наши аналитические способности зачастую достигают высокого уровня развития
еще до того, как мы успеваем освоить обширные знания об окружающем мире. И уже к
четырнадцати годам многие подростки начинают самостоятельно размышлять над сугубо
философскими проблемами: что существует на самом деле? можем ли мы что-нибудь
знать? существует ли действительно добро и зло? есть ли у жизни какой-нибудь смысл?
означает ли смерть конец всему? Об этих проблемах писали тысячи лет, но исходный
материал для философствования содержится непосредственно в самом мире и нашем
отношении к нему, а вовсе не в сочинениях мыслителей прошлого. Вот почему эти
проблемы вновь и вновь возникают в головах людей, которые никогда и ничего про них
не читали.
Эта книга напрямую знакомит вас с девятью философскими проблемами, каждая из
которых может быть осмыслена сама по себе, без отсылок к истории мысли. Я не собира-
юсь обсуждать великие философские книги прошлого или же культурный контекст, в
которых они были созданы. Смысловой центр философии составляют определенные ВОП-
РОСЫ, в которых рефлективное человеческое сознание видит загадку и которые приводят
его в замешательство. И напрямую размышлять о них — лучший способ приступить к
изучению философии. Встав на этот путь, вы сможете лучше понять и оценить усилия тех,
кто уже пытался решить эти же самые проблемы.
Философия не похожа ни на естествознание, ни на математику. В отличие от
первого, она не может опереться на наблюдение и эксперимент, но только на мышление. В
отличие от второй, она не располагает формальными методами доказательства.
Философское исследование — это именно постановка вопросов и их осмысление,
формулировка идей и поиск аргументов по их опровержению, а также изучение того, как
на самом деле работают наши понятия и концепции.
Главная забота философии — критически исследовать и осмыслить самые
обыкновенные идеи, которыми каждый из нас, не задумываясь, пользуется изо дня в день.
Историк задается вопросом о том, что случилось в такой-то момент прошлого, а философ
спрашивает: «А что такое время?» Математик исследует отношения между числами, а
философ спрашивает: «Что есть число?» Физик занят строением атома и объяснением
гравитации, а философ спрашивает: «Откуда мы знаем, что вообще что-либо существует
вне нашего сознания?» Психолог изучает процесс овладения языком у детей, а философ
спрашивает: «Что придает словам смысл?» Кого-то волнует вопрос: допустимо ли
проскочить в кинотеатр без билета? Философ же спрашивает: «Что делает наши поступки
правильными или неправильными?»
Мы живем, по большей части не задумываясь над понятиями времени, числа,
знания, языка, добра и зла, считая все это чем-то очевидным, само собой разумеющимся.
Но философия исследует эти предметы сами по себе, как таковые. Ее цель — хоть
немного продвинуться в нашем понимании мира и самих себя. Разумеется, это не так
просто. Чем фундаментальнее те понятия, которые вы пытаетесь осмыслить, тем меньше в
вашем распоряжении исследовательских инструментов. Не так уж много вы можете
счесть очевидным или принять на веру. Так что, философия — это в чем-то весьма и
весьма странное занятие с точки зрения здравого смысла, тем более что лишь очень
немногие ее результаты остаются не оспоренными хоть сколько-нибудь долгое время.
Поскольку я убежден, что философию лучше всего изучать, размышляя над
конкретными, характерными для нее вопросами, я не стану распространяться насчет ее
общей природы. Мы рассмотрим следующие девять философских проблем:
Знание о мире, существующем за пределами нашего сознания.
Знание о сознании других людей.
Отношение между сознанием и мозгом.
Как возможен язык?
Обладаем ли мы свободой воли?
Основание морали.
Какое неравенство несправедливо?
Сущность смерти.
Смысл жизни.
Это всего лишь избранный круг проблем — помимо них есть еще великое
множество других.
Все сказанное мною в этой книге отражает мой личный взгляд на данные проблемы
и не обязательно совпадает с мнением большинства философов. Да, наверное, у большин-
ства философов и вообще нет согласия по указанным вопросам: философы вечно спорят,
и о каждой философской проблеме существует больше двух мнений. Мое же личное мне-
ние таково: в большинстве своем эти проблемы так до сих пор и не решены, а некоторые
из них, возможно, не будут решены никогда. Но я и не ставлю своей целью здесь давать
ответы — даже те, которые сам считаю правильными. Моя задача — помочь вам
составить самое общее, предварительное представление об этих проблемах, с тем чтобы
вы могли самостоятельно поразмышлять над ними. Прежде чем погрузиться в изучение
многочисленных философских учений, весьма полезно самому почувствовать
загадочность вопросов, на которые они пытаются ответить, самому поломать над ними
голову. А лучший способ для этого — присмотреться к некоторым возможным решениям
и постараться понять, в чем они неудовлетворительны. Я постараюсь оставить
обсуждаемые вопросы открытыми, но если даже и выскажу свою собственную точку
зрения, то вам нет никакой необходимости доверять ей, если вы не сочтете ее убеди-
тельной.
Что все это значит?
На свете существует множество замечательных книг в жанре введения в
философию, содержащих подборки извлечений из произведений как великих мыслителей
прошлого, так и современных философов. Эта небольшая книжка не может их заменить,
но все же я надеюсь, что она дает первое представление о философии, делая это с
максимальной ясностью и простотой. Если, прочитав ее, вы решитесь взяться за
следующую книгу по философии, то сами увидите, сколь многое еще можно сказать об
этих проблемах вдобавок к сказанному мною.