Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредки были умнее




“рудно сказать, почему в европейской культуре с течением веков
до неузнаваемости исказилс€ образ созерцани€. ќднако факт
остаетс€ фактом: на переломе старой и новой эр философы и бого-
словы —редиземноморь€ демонстрировали понимание созерцани€,
близкое к ведическому.

¬ платонизме Ч это пр€мое видение умом эйдосов-образов,
наход€щихс€ в Ђином миреї. Ёто Ч источник истинного познани€,
недостижимого обыденным сознанием. ” јристотел€: Ђсозерцание
позвол€ет нам изредка пережить то, что бог переживает всегдаї
.
“акие переживани€ также недоступны обыденному сознанию.

ѕозднее у неоплатоников созерцание пронизывает все области
быти€, где есть разумна€ жизнь. ѕричем созерцанием занимаетс€ не
обыденное сознание, а души, будь то душа философа, или демона,
или ћирова€ душа. ¬ душевном созерцании по определению отсут-
ствует мышление. », конечно же, там нет слова, как выразител€
мышлени€.


√лава 5  ак твор€тс€ чудеса 158

√лубокого понимани€ смысла созерцани€ достигли христианские
теологи, считающие, что это Ђвысший вид де€тельности разумаЕ,
чтобы созерцание овладело созерцающим
ї. ” јвгустина процесс
созерцани€ вечного Ч это ћудрость. ” ѕсевдо-ƒиониси€ јрео-
пагита созерцание достигаетс€ при выходе разума за пределы физи-
ческого мира. ”м должен войти в мир Ѕожественного мрака, где на
созерцающего нисходит луч Ѕожественного —вета, который произ-
водит обожение, или теозис, человека, то есть надел€ет Ѕоже-
ственными силами и свойствами. ¬ этих, казалось бы, абстрактных и
очень далеких от реальной жизни утверждени€х, отражены
конкретные эмпирические наблюдени€. ќсобое состо€ние психики
здесь отождествл€етс€ с по€влением весьма характерной галлюци-
нации Ч видением очень €ркого света, блистающего и переливаю-
щегос€ многими оттенками белого и голубого цветов. ћнение о том,
что созерцание действительно совпадает с такого вида галлюци-
нацией, весьма спорно. Ќо мы не будем на этом заостр€ть внимание
читателей. ”кажем лишь, что оно основывалось на частых совпа-
дени€х по€влени€ ЂЅожественного светаї и приобретени€
Ђƒуховных ƒаровї в виде, например, способности к чудотворению.

¬ христианстве существуют и другие мнени€ по поводу смысла и
содержани€ такого пон€ти€, как Ђсозерцаниеї. ѕричем эти взгл€ды
более точно отражают нейрофизиологические основани€ этого
необычного состо€ни€ сознани€, чем представлени€ современных
ученых. Ќапример, авва ‘илимон, которому посв€щена одна из глав
древнего православного пособи€ по исихазму Ђƒобротолюбиеї,
созерцание отождествл€ет с Ђчистотой умаї. –азум, очищенный от
мыслей, желаний и мечтаний, войд€ в это состо€ние, может с
удовольствием пребывать в нем длительное врем€. ЂЕ „истый ум,
обраща€сь к мысленному, восхищаетс€ духовно созерцаемым, так
что и не отторгнешь его от того
ї, Ч говорит ‘илимон. ќн не
сомневаетс€ в том, что чудотворение непосредственно св€зано с


159 „асть перва€ —верхвозможности человека

достижением этого состо€ни€. ќднажды авву спросили, какие
бывают тайны созерцани€? ќн ответил, что Ђтому, чей ум совер-
шенно очистилс€, Ѕог открывает видени€ самых служебных силЕї.

ѕоследовательный сторонник исихазма ‘еофан «атворник
различает два вида созерцани€. ¬ первом состо€нии Ђдуша все
видит, сознает себ€ и свое внешнее положение Ч и рассуждать
может и править собою, может даже разорить сие состо€ние
свое, если захочет
Еї ¬ другом, более высоком состо€нии,
названном еще христианским подвижником »сааком —ирианином
экстазом, или восхищением, то есть выходом за пределы
обыденного разума, Ђдуша заходит в такие созерцани€, что
забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только
созерцает, и не подвластна править собою или разорить свое
состо€ниеї.

ќ важнейшей роли созерцани€ прекрасно осведомлены в самой
молодой мировой религии Ч исламе. ѕредание Ч хадис, приписы-
ваемый пророку ћухаммеду, свидетельствует: Ђќдин час созерцани€
превысит шесть лет богослуженийї.

Ќаш современник архимандрит ≈фрем —в€тогорец, много лет
бывший насто€телем одного из монастырей на —в€той дл€ исихастов
горе јфон (√реци€), считает созерцание одним из промежуточных
пунктов, которого достигает человек на длинном ѕути к Ѕогу. “рени-
ровка внимани€ Ђведет занимающегос€ ею человека к созерцанию,
от созерцани€ Ч к мудрости, от мудрости Ч к любви, а от любви
рождаетс€ Ѕожественный эросї
. (–аннехристианское представ-
ление о ЂЅожественном эросеї сходно с более ранними древнегрече-
скими рассуждени€ми об агапэ Ч всеобщей любви ко всем и всему,
в том числе, Ѕогу).


√лава 5  ак твор€тс€ чудеса 160

—осто€ние сознани€, предшествующее наступлению созерцани€
в христианстве прин€то называть Ђмедитациейї. ѕрежде всего Ч это
обыденное состо€ние сознани€. ќно характеризуетс€ углубленным
размышлением о содержании молитвы или Ѕоге и его мире. ќднако
здесь ни о каком тренировочном процессе сознани€ речь не идет.

ƒл€ достижени€ наших с вами, читатель, целей Ч освоени€
приемов управлени€ сознанием, позвол€ющих взаимодействовать с
Ђиным миромї и через него воздействовать на мир физический,
представлени€ о созерцании и предшествующих ему состо€ни€х
сознани€, чрезвычайно важны. ѕрежде всего, назовем предше-
ствующие состо€ни€ предварительными, или предсозерцатель-
ными
. »х физиологические признаки мы разберем в последней
части книги. ј сейчас более подробно рассмотрим психологические
и физиологические аспекты созерцани€, как особого состо€ни€
психики. »менно достижение созерцани€ €вл€етс€ первооче-
редной задачей процесса тренировки внимани€; это Ч перва€
ступень к приобретению человеком сверхвозможностей.

—озерцание Ч это лини€ св€зи с Ђиным миромї

„ем характеризуетс€ созерцание как особое состо€ние психики?
ћожно ли отличить созерцательное состо€ние от обыденного
сознани€? ¬ текстах ¬ед на эти вопросы пр€мых ответов не содер-
житс€. “олько в возникших через столети€ различных практических
учени€х можно найти определенные суждени€ о созерцательном
состо€нии. ѕричем они вполне современны и адекватны как с точки
зрени€ представлений о сверхфункци€х мозга, так и с позиций
нейрофизиологии.


161 „асть перва€ —верхвозможности человека

Ќапример, в различных комментари€х к знаменитым …ога-
сутрам, созданным индийским знатоком древних уже дл€ его
времени духовных систем управлени€ сознанием ѕатанджали
примерно в период с IV века до нашей эры по II век нашей эры,

дхь€на-созерцание определ€етс€ как сфокусированность одно-
родных, однонаправленных состо€ний сознани€ на конкретном
объекте или пон€тии
. ќдин из комментаторов …ога-сутр, ¬ачаспати
ћишра, живший в IX веке объ€сн€л, что дхь€на реализуетс€, дости-
гаетс€ с помощью концентрации ума. ѕричем Ђоднородность, одно-
направленностьї трактуетс€ им как непрерывна€, без отвлечений на
посторонние мысли, концентраци€ ума или разума на одном объекте.
— современных нейрофизиологических позиций это означает устой-
чивую и полную концентрацию внимани€ на определенном объекте.

—озерцание характеризуетс€ следующими психологическими и
нейрофизиологическими особенност€ми. ¬о-первых, это Ђотклю-
чениеї от сознани€ органов воспри€ти€. ¬о-вторых, прекра-
щение процессов спонтанного, хаотического мыслеобразовани€.
¬-третьих, объект концентрации внимани€ целиком занимает
объем сознани€, сливаетс€ с ним, становитс€ главным его содер-
жанием
. “аким образом, достигший дхь€ны человек не воспри-
нимает сигналы и стимулы генерируемые как внешним миром, так и
его телом. „еловек в этом состо€нии нечувствителен к любым
раздражител€м, в том числе и таким сильным, как боль. ¬нешнего
окружающего мира дл€ него не существует. ¬месте с тем в его мозге
максимально погашены процессы образовани€ мыслей, желаний,
эмоций и мечтаний. ѕодобный необычный режим работы мозга
сопровождаетс€ процессом Ђприт€жени€ї объекта внимани€ к
сознанию. »ногда, наоборот, говор€т о Ђпроникновенииї сознани€ в
глубины объекта. ¬ этот момент человеческое сознание очень
глубоко, целиком охватывает суть и содержание объекта внимани€.
»здавна, по крайней мере, с середины I тыс€челети€ до нашей эры
это €вление называетс€ процессом истинного познани€.


√лава 5  ак твор€тс€ чудеса 162

ќднако, сознание, трансформировавшеес€ в дхь€ну, поначалу не
полностью освобождено от прежних его обитателей. ¬ первона-
чальном состо€нии созерцани€ в сознании еще присутствуют
чувства, причем достаточно сильные. Ёто Ч эмоции восторга,
удовольстви€ и блаженства. „еловеку, устремившемус€ к дости-
жению конечной цели ѕути, необходимо избавитьс€ и от этих
чувств, а также и от объекта внимани€, который заполн€ет его
сознание. ѕоэтому в состо€нии дхь€на необходимо продолжить
концентрацию внимани€, что приведет к достижению следующего,
более полного и глубокого состо€ни€ созерцани€. Ёто новое
состо€ние прин€то называть ¬торой дхь€ной. ќна имеет все те же
признаки, что ѕерва€ дхь€на. Ќо в ней меньше остаетс€ положи-
тельно окрашенных чувств восторга и блаженства. ѕодобный
процесс концентрации внимани€ продолжаетс€ и во ¬торой дхь€не,
до тех пор, пока из сознани€ не будут вытеснены остатки чувств и
следы объекта концентрации внимани€. ¬сего обычно насчитываетс€
до восьми дхь€н, последовательно достигаемых друг за другом.  ак
правило, следы материального объекта, на котором производилась
тренировка внимани€ вывод€тс€ из сознани€ при достижении ѕ€той
дхь€ны
. —ознание с этого момента прекращает оперировать матери-
альными объектами. ќно полностью переключилось или трансфор-
мировалось в созерцание.

≈сли в сознании отсутствует объект, значит прекращаетс€ его Ђистинное познаниеї. Ќаступивша€ разновидность созерца- тельного состо€ни€ в восточных культурах получила название собственно Ђйогаї, что означает истинное Ђсоединениеї с Ђиным миромї.

Ќужно €сно представл€ть себе то, что приобретение сверхвоз-
можностей начинаетс€ с достижени€ состо€ни€ созерцани€
,
ѕервой дхь€ны. “олько в этом состо€нии сознание приобретает
способность управл€ть мозгом таким образом, что становитс€


163 „асть перва€ —верхвозможности человека

возможным его взаимодействие с Ђиным миромї. ѕо мере продви-
жени€ по ѕути тренировки внимани€, человек многие сверхвозмож-
ности приобретает Ђавтоматическиї, вне зависимости от того, хочет
он этого или нет. ¬ восточных цивилизаци€х считаетс€, что человек,
достигший конечной цели ѕути, приобретает способность исполь-
зовать практически все сверхресурсы своего мозга.

Ќе следует думать, однако, что дл€ расширени€ возможностей
мозга необходимо об€зательное прохождение всех восьми дхь€н. ƒл€
практического взаимодействи€ с Ђиным миромї и дл€ управл€емого
воздействи€ на материальную природу достаточно выполнить два
услови€: научитьс€ переводить сознание в состо€ние созерцани€
и освоить специальные методы управл€емого производства в
этом состо€нии сверхъестественных €влений.

¬ нашей книге рассмотрена в основном перва€ часть задачи: как
с помощью тренировки внимани€ освоить методы достижени€
особого состо€ни€ психики в его первой стадии. ќднако, некоторыми
сверхвозможност€ми любой человек может овладеть и в ѕервой
дхь€не.  ратко остановимс€ на этих вопросах.

¬оспользуемс€ очень важным пон€тием, введенным еще
мудрецом ѕатанджали. Ёто санъ€ма, что в переводе с санскрита
означает Ђупр€жка, повозкаї. » этот дословный перевод как нельз€
лучше выражает смысл пон€ти€. ƒействительно, санъ€ма пред-
ставл€ет собой триаду важнейших пон€тий, характеризующих
процесс расширени€ возможностей мозга: концентраци€ Ч созер-
цание
Ч самадхи. Ёти пон€ти€ выражают определенные состо€ни€
как сознани€, так и созерцани€. » в то же врем€ за ними сто€т опре-
деленные тренировочные действи€, которые необходимо произвести
со своим вниманием. ѕоследовательность наступлени€ состо€ний
или совершени€ действий, составл€ющих санъ€му, строго соблю-
даетс€ последовательностью их перечислени€ в триаде.


√лава 5  ак твор€тс€ чудеса 164

 ратко остановимс€ на новом дл€ нас пон€тии Ч самадхи. ¬
переводе с санскрита оно обозначает действие Ч Ђсосредотачиватьї.
ѕо сути дела, это то же самое состо€ние сознани€, что и дхь€на-
созерцание. ƒревние мудрецы с методологическими цел€ми
произвели разделение одного состо€ни€ сознани€ на два: дхь€ну и
самадхи. –азница между ними определ€етс€ только временем пребы-
вани€ сознани€ в каждом из состо€ний. “ак, дхь€на длитс€
небольшое врем€, сознание часто Ђвыбрасываетї обратно в предсо-
зерцательное
состо€ние. ÷елью тренировки на этом этапе €вл€етс€
приобретение навыка оставатьс€ в состо€нии дхь€на как можно
дольше.  ак только этого удаетс€ достичь (например, некоторые
опытные йоги считают, что достаточно 144 секунд), дхь€на уже
считаетс€ состо€нием самадхи. “аким образом, самадхи Ч это
продолжительна€ и устойчива€ дхь€на
. ≈стественно, сколько
дхь€н Ч столько и состо€ний самадхи. ƒлительное пребывание в
¬осьмой дхь€не обычно называют —амадхи (с большой буквы). Ёто
Ч вожделенный конец ѕути, достижение бессмерти€ или јбсолюта
и т. д. ¬есь ѕуть последовательного прохождени€ дхь€н часто
называют ѕутем —амадхи. “ем самым четко и определенно
указыва€ на методические особенности тренировки внимани€. ƒл€
сведени€ читателей отметим, что человеческа€ культура выработала
многие дес€тки различных методов и способов тренировок
внимани€.

»так, дл€ освоени€ некоторых видов сверхвозможностей, по
терминологии ѕатанджали Ч Ђсовершенных способностейї, необ-
ходимо использовать тренировочный процесс под обобщающим
названием Ђсанъ€маї. Ќапример, посредством санъ€мы, св€занной с
внешней формой тела, Ђустран€етс€ ее способность быть восприни-
маемойї другими людьми. “о есть достигаетс€ Ђневидимостьї.
—анъ€ма, объектом которой выступает —олнце, согласно ѕатан-
джали, рождает космологическое знание, или Ђзнание ¬селеннойї.
—анъ€ма на области черепной коробки приводит к интуитивному


165 „асть перва€ —верхвозможности человека

озарению, с помощью которого можно Ђпознать всеї. ѕрименение
санъ€мы к некоторым видам дыхани€ приводит к по€влению способ-
ностей Ђсвободно преодолевать физические преп€тстви€ вроде
болотной тр€сины и водной преградыї, или обрести свечение вокруг
собственного тела. » так далее, и тому подобное.

≈ще раз напомним читател€м, что освоение способов генериро-
вани€ конкретных сверхъестественных €влений выходит за пределы
этой небольшой книги. Ќаша сегодн€шн€€ задача выгл€дит
скромнее: научитьс€ достигать особого состо€ни€ Ч созерцани€, без
которого невозможно взаимодействие с Ђиным миромї, а значит, и
обретение сверхвозможностей и становление —верхчеловеком.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1408 - | 1214 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.