Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 амень преткновени€




ѕомимо того, что Ђиной мирї может по Ђпросьбеї человека
совершать чудеса, существует еще один сильный аргумент в пользу
кажущейс€ его одушевленности и разумности. „еловеку никогда не
удавалось наблюдать природный акт творени€ нового вещества или
нового физического объекта. ¬се, с чем он сталкиваетс€ в физи-
ческом мире, это только преобразование одних веществ или
объектов в другие. “о же самое можно сказать и о рождении
животных и человека. Ќо кто мог родить первого человека, первую
пару животных?  то сотворил, наконец, физический мир? Ќа роль
родител€ всего существующего не найти лучшей кандидатуры, чем
могущественный Ђиной мирї. ƒревний человек сформулировал
гипотезу, котора€ благополучно в слегка измененном виде дожила до
наших дней: все сущее вышло из Ђиного мираї. » совсем не
случайно Ђиной мирї получил название Ђбогї, которое восходит к
санскритскому корню Ђбхї, означающему Ђженские половые
органыї. “аким образом, это сверхсущество было наделено чело-
веком главной функцией: способностью рождать, творить.

Ђ»ной мирї впоследствии приобрел и второй вариант той же
интерпретации: он стал обителью многочисленных богов или, еще
позже, единственного Ѕога со своими помощниками, то есть получил
название божественного.

Ёто была перва€ и наиболее распространенна€ верси€ о природе
Ђиного мираї. “ак возникли основани€ дл€ развити€ религий. «атем
образовались религиозные общины Ч объединени€ людей,
прин€вших и поддерживающих подобную точку зрени€. ќчень скоро
предположение о мироустройстве в таких группах становитс€ акси-
омой. ќднако вера в нее все врем€ подпитываетс€ личным или груп-
повым религиозным опытом, который объ€сн€етс€ уже только с
позиций той религиозной аксиомы, котора€ используетс€ в данной
общине. ƒальнейшее развитие вероучени€ и культовой практики


√лава 2 “айны Ђиного мираї и человека 40

общени€, зачастую ложного, с божественным миром, создание орга-
низации, объедин€ющей разрозненные общины, базируетс€ на этом
религиозном опыте. ќднако это не единственный вариант развити€
человеческих представлений об Ђином миреї.

¬ XIX веке многовекова€ традици€ рассматривать Ђиной мирї в
качестве обители душ умерших людей, мирно сосуществовавша€ с
Ђбожественной гипотезойї, оформилась в крупное культурное
€вление Ч спиритизм. —верхъестественные €влени€, то есть религи-
озный опыт, спириты стали объ€сн€ть ответными действи€ми душ
или духов мертвых на обращени€ к ним посредников Ч людей-меди-
умов. “ака€ точка зрени€ €вл€етс€ частью общего мировоззрени€,
философского спиритуализма, утверждающего, что Ђиной мирї
представл€ет собой вместилище всевозможных духов всех
природных €влений и объектов. ќшибочна€ интерпретаци€ реальных
сверхъ€влений привела спиритов к выводам о существовании
Ђзагробной жизниї или Ђжизни после смертиї. “огда же среди
ученых Ц оппонентов спиритов, возникло предположение, что за
сверхъестественные про€влени€ ответственна нека€ Ђпсихическа€
силаї, исход€ща€ от человека. ќна €вл€етс€ физическим Ђпосред-
никомї между ним и окружающей природой. Ёто была перва€, хот€ и
неудачна€, попытка рационально объ€снить природу сверхъесте-
ственных €влений с позиций современных дл€ того времени научных
знаний в рамках физического мира и его закономерностей, возможно,
еще не полностью открытых человеком4.

4   аналогичным ошибочным выводам пришли и некоторые исследователи
необычных видений людей, наход€щихс€ в состо€нии клинической смерти или
в других бессознательных ситуаци€х. “олько в этих случа€х исходным мате-
риалом дл€ умозаключений €вл€ютс€ не объективные экспериментальные
данные, как в спиритизме, а галлюцинации и сновидени€, выдаваемые за
реальные €влени€.


41 „асть перва€ —верхвозможности человека

—уществуют многочисленные группы людей, объединенных
одной идеей и имеющих богатый религиозный опыт, которые,
однако, принципиально отказываютс€ обсуждать природу иного
мира и его причинно-следственные св€зи с физической реальностью
и с человеком. ≈ще две с половиной тыс€чи лет назад основатель
буддизма √аутама считал подобные рассуждени€ Ђпустыми разго-
ворами, в которых нет пользыї. ѕолезны только обсуждени€ Ђпути,
ведущего к уничтожению страдани€ї. ¬ буддизме изначально отсут-
ствовало вс€кое почитание Ђиного мираї, противопоставление его
физической природе. »деей же, котора€ сплачивает людей в
буддийскую общину, €вл€етс€ возможность с помощью психофизи-
ческих методов преодолеть жизнь-страдание и стать бессмертным.
Ёти мировоззренческие установки €вл€ютс€ фундаментом классиче-
ского буддизма.

¬ реальной же жизни специфический религиозный опыт в неко-
торых буддийских направлени€х и школах часто объ€сн€ют непроиз-
вольным или целенаправленным волевым воздействием человека,
его Ђпсихической силыї на физический мир. ќднако существует и
типично спиритуалистический взгл€д: сверхъ€влени€ производ€т
духи, обитающие в Ђином миреї.

“очка зрени€ на сверхъестественные €влени€, как результат
пр€мого воздействи€ на физические объекты Ђпсихической силыї
человека, стала основой Ђнаучного подходаї к их изучению в
XX веке. ¬место Ђпсихической силыї дл€ обозначени€ физического
посредника во второй половине столети€ стал использоватьс€ Ђболее
научныйї термин Ђбиополеї. — применением самых современных
методов и приборов в разных странах были проведены сотни экспе-
риментов, подтверждающих факт реальности сверхъестественных
€влений и зависимости от человека-медиума, выступающего в
качестве их инициатора.


√лава 2 “айны Ђиного мираї и человека 42

ќднако за полтора века исследований сверхъ€влений учеными
Ђпсихическа€ силаї или Ђбиополеї, как агенты физического мира,
так и не были обнаружены.  роме того, представлени€ о силовом
посреднике с самого момента зарождени€ их в разуме известного
английского физика ”.  рукса страдали ограниченностью. ќни были
нацелены, прежде всего, на объ€снение только некоторых сверхъ-
естественных €влений, например, Ђволевогої перемещени€ пред-
метов или изменени€ их веса. ќгромный же диапазон разнообразных
€влений, производимых человеком, не мог быть в принципе
объ€снен с этих позиций. ¬з€ть хот€ бы €влени€ превращени€ одного
вещества в другое или внезапного возникновени€ Ђиз ничегої мате-
риального объекта.

Ќо самым главным Ђкамнем преткновени€ї в попытках рацио-
нального объ€снени€ природы сверхъ€влений было и остаетс€ нару-
шение ими фундаментальных законов физического мира. », прежде
всего, принципов сохранени€ энергии и массы, которые не
допускают их уничтожение и создание Ђиз ничегої. ¬озможен лишь
переход энергии и массы из одной формы в другую, от одного
объекта к другому. Ќапример, при переходе материальной системы
из одного состо€ни€ в другое Ђизменение ее энергии строго соответ-
ствует возрастанию или убыванию энергии взаимодействующих с
системой телї. ƒействительно, как при производимой человеческим
организмом мощности 200 ¬т, человек Ђусилием волиї способен
подн€ть в воздух, на 1 м от пола, предмет массой 70 кг и удерживать
его в таком положении несколько секунд?. ¬едь дл€ этого ему необ-
ходимо было бы развить мощность, как минимум, 1000 ¬т. ќднако
никаких ни внутренних, ни внешних источников недостающей
энергии, ни ее переносчиков, до сих пор не удалось не только обна-
ружить, но и сформулировать сколько-нибудь вразумительное объ€с-
нение этого парадокса. јналогично обсто€т дела и с массой.
ћатериализаци€ вещества или его чудесные превращени€ в обычных
услови€х окружающей среды даже по своим внешним про€влени€м


43 „асть перва€ —верхвозможности человека

противоречит здравому смыслу. ¬ физическом мире без загадочного
вмешательства Ђволиї человека такие €влени€ вообще никогда не
происход€т.

Ќикакое представление о физическом посреднике, осуще-
ствл€ющем взаимодействие между человеком и сверхъестественным
€влением, никакое придумывание источников энергии или вещества,
наход€щихс€ в нашем физическом мире, не может объ€снить нару-
шение принципов сохранени€.

ѕарадокс сверхъестественных €влений, происход€щих в физи-
ческом мире, но не подчин€ющихс€ его закономерност€м, может
быть объ€снен только концепцией Ђиного мираї как неотъемлемой
части всеобщей материальной ѕрироды. ƒл€ ликвидации фундамен-
тальных мировоззренческих противоречий необходимо распро-
странить действие принципов сохранени€, справедливых в
физическом мире, на Ђиную часть ¬селеннойї. »менно так сто лет
назад поступили ученые, открывшие Ђмикромирї, мир элемен-
тарных частиц, существующий по своим, парадоксальным с точки
зрени€ Ђздравого смыслаї, законам. Ќичто не мешает, кроме
привычек и предрассудков, поступить так же и в отношении Ђиного
мираї. “олько с таких позиций природа Ђиного мираї и механизм
сверхъ€влений могут быть объ€снены логично и непротиворечиво.

¬ дальнейшем именно с этих позиций мы будем анализировать и
интерпретировать все знани€ об Ђином миреї, накопленные с
древних времен по сегодн€шний день. ќднако здесь следует в
очередной раз сделать одну существенную оговорку: люба€ точка
зрени€ на природу Ђиного мираї и сверхъ€влений никоим образом не
мешает каждому человеку освоить методы взаимодействи€ с ними.


√лава 2 “айны Ђиного мираї и человека 44

¬ход в Ђиной мирї

ѕридание Ђиному мируї внутренних свойств разумности, духов-
ности и божественности на основании фактов Ђрелигиозного опытаї
не €вл€етс€ об€зательным условием дл€ его понимани€ и объ€с-
нени€. ѕредставл€етс€, что Ђиной мирї обладает этими свойствами
лишь в той мере, в какой это позвол€ет ему человек при взаимодей-
ствии с ним. ƒругими словами, разумность, духовность или боже-
ственность Ђиного мираї обусловлена реальным
взаимодействием с ним человека
. √лавной особенностью Ђиного
мираї €вл€етс€ его нерасторжимость с физическими объектами и
€влени€ми, в том числе и с человеком. Ђ–елигиозный опытї в
таком случае выступает как продукт совместной де€тельности
Ђиного мираї и человека
.

„еловек по сравнению с остальными объектами физического
мира относительно Ђиного мираї обладает исключительностью.
“олько он способен в определенных услови€х осуществл€ть двусто-
роннее взаимодействие с Ђиным миромї. Ёто Ч необычный тип
взаимодействи€: оно имеет информационный характер, но не
требует дл€ своего осуществлени€ специальных физических
переносчиков информации
. ¬ последующих главах мы рассмотрим
это парадоксальное, на первый взгл€д, утверждение подробнее. Ќо
что это за Ђопределенные услови€ї, при соблюдении которых только
и становитс€ возможным это взаимодействие?

¬ человеческом организме специализированного органа или
устройства дл€ такого взаимодействи€ нет. Ёто наталкивает на
мысль, что какой-то известный орган может совмещать несколько
функциональных об€занностей. ¬ то же врем€ совмещение
различных функций подразумевает существование механизма
перевода, переключени€ этого универсального органа в различные
режимы функционировани€.


45 „асть перва€ —верхвозможности человека

 андидат на роль такого универсального органа известен с неза-
пам€тных времен Ч это мозг человека, а своеобразным Ђпереключа-
телемї режимов работы и настройки мозга €вл€етс€ мозгова€
функци€ внимани€. ќтсюда следует, что необходимым условием
взаимодействи€ человека с Ђиным миромї €вл€етс€ чрезвычайно
тренированное, гипертрофированно развитое внимание. —толь
неожиданный вывод вовсе не €вл€етс€ оригинальным предполо-
жением или гипотезой.  ак ни удивительно, человек давно уже знал
это и сознательно использовал. ¬ дальнейшем вы сами в этом убеди-
тесь.

»так, вот самые главные слова, способные изменить не только
жизнь каждого человека, но и направление развити€ человечества:
мозг и внимание. ћозг Ч это дверь в Ђиной мирї, функци€
внимани€ Ч ключ к этой двери.

¬ чем заключаетс€ уникальность мозга? ѕрежде всего, это самый
сложный объект во ¬селенной. Ёто около ста миллиардов нервных
клеток Ч нейронов, каждый из которых посредством нервных
волокон и специальных контактных устройств Ч синапсов, св€зан с
дес€тью тыс€чами себе подобных, наход€щихс€ в различных отделах
мозга. ћожно предположить, что у столь сложной системы имеетс€
целый океан загадок и тайн. » это действительно так, особенно если
учесть, что научное изучение мозга началось чуть более столети€
назад.

ѕервой и, пожалуй, самой интригующей загадкой €вл€етс€
проблема возникновени€ человеческого мозга. ”ченые не могут
пон€ть, как три миллиарда лет назад, возникшие из простейших
элементов Ч углерода, кислорода и водорода, Ч сложнейшие орга-
нические молекулы, случайно выстроились в живую клетку. », тем
не менее, жизнь существует, это Ч факт. Ѕолее того, живые клетки за
сравнительно короткий срок развились до „еловека разумного.


√лава 2 “айны Ђиного мираї и человека 46

ѕуть этого развити€ покрыт пеленами тайн. Ќапример, непо-
н€тны ни причина, ни природный механизм очень резкого, взрыво-
подобного и ускор€ющегос€ роста количества нейронов у животных,
в том числе предшественников человека, происшедшего в последние
миллионы лет. “олько за последний, кратчайший миг геологической
истории, миллион или чуть больше лет, у человекообразных существ
масса мозга увеличилась в п€ть раз, а площадь коры в двадцать-
двадцать п€ть раз. ѕричем наибольшее ускорение роста наблюдалось
в последние сто-двести тыс€ч лет. ј это Ч врем€ по€влени€
„еловека разумного.

ѕочему по мере усложнени€ мозга эволюци€ ускор€етс€? ¬ то
врем€ как более логичным и естественным был бы как раз противо-
положный процесс. «дравый смысл подсказывает, что на совершен-
ствование сложного объекта требуетс€ больше времени, чем на
модернизацию более простого. Ќо в природе все оказалось наоборот.

Ѕольшинство биологов-эволюционистов, вслед за „. ƒарвиным,
считают, что ѕрирода отбирает и оставл€ет у потомков только те
новые свойства и признаки, которые необходимы дл€ выживани€
вида в целом. — этой точки зрени€ совершенно непон€тно, что
послужило толчком к по€влению „еловека разумного, у которого
мозг оказалс€ на 30Ц50% больше, чем у его близких сородичей. ƒл€
выживани€ вида это вр€д ли было необходимо. ¬едь выжили же
человекообразные обезь€ны в параллельной эволюционной ветви,
когда-то отделившейс€ от общего с человеком ствола. ј вот в Ђчело-
веческой ветвиї гоминиды, несмотр€ на неоспоримые, с научной
точки зрени€, преимущества над всеми животными, все поочередно
вымирали. ƒаже ближайший предшественник человека, можно
сказать Ч старший брат, неандерталец, имевший заведомо больший
мозг, чем у шимпанзе. ќн сосуществовал многие дес€тки тыс€ч лет


47 „асть перва€ —верхвозможности человека

одновременно и параллельно с человеком современного типа и умел
изготовл€ть и использовать каменные и дерев€нные оруди€ труда не
хуже, а, возможно, и лучше своего младшего брата.

¬се эти факты свидетельствуют о том, что дл€ выживани€
человека как вида ему вовсе не об€зательно было иметь такой
большой и развитый мозг. Ќо тогда закономерен вопрос: дл€ чего, с
какой целью ѕрирода, миллионы лет упорно наращива€ Ђмощность
и эффективностьї этого органа, наделила им человека? —оздаетс€
впечатление, что она сделала это с единственной целью Ч снабдить
живое существо высокоразвитым сознанием. “о есть тем, что обеспе-
чивает речь, способности к абстрактному и творческому мышлению
или, другими словами, используетс€ не дл€ выживани€, а дл€
развити€ человеческого сообщества, фигурально выража€сь, дл€
Ђобеспечени€ полета на Ћунуї. Ќо что может быть бессмысленнее и
вреднее дл€ ѕрироды, чем развита€ технократическа€ человеческа€
цивилизаци€? ƒа и вр€д ли ѕрироду можно заподозрить в поста-
новке столь откровенно выраженных антропоцентрических целей.
‘акт наличи€ у человека развитого сознани€ Ч это фундамен-
тальное противоречие в научной теории эволюции.

Ѕолее того, и с самим сознанием далеко не все €сно. “от прирост
массы мозга, который обеспечивает Ђразвитость сознани€ї у
человека, излишен. —ознание дл€ собственных нужд использует его
не полностью.

ƒействительно, масса мозга современного мужчины в среднем
1450 г. ќбычно молчаливо предполагаетс€, что весь прирост массы
мозга по сравнению с предком человека задействован на обеспечение
Ђразвитости сознани€ї, его мощности и эффективности. ќднако,
св€зь между массой мозга и Ђразвитостью сознани€ї, подчеркнем Ч
обыденного, повседневного сознани€, не столь очевидна и одно-
значна, как это обычно предполагаетс€.


√лава 2 “айны Ђиного мираї и человека 48

»звестны многочисленные факты значительных патологических
и механических повреждений мозга, не сопровождающихс€ сколько-
нибудь заметным уменьшением Ђразвитости сознани€ї. — другой
стороны, масса мозга јльберта Ёйнштейна примерно соответ-
ствовала нижней границе нормы дл€ человека Ч 1230 г. » этот
маленький, совсем детский, мозг не помешал ему стать гениальным
ученым. Ќекоторые физиологи обращают внимание на тот факт, что
дл€ решени€ задач, которыми обычно зан€то наше сознание, даже
дл€ Ђобеспечени€ полета на Ћунуї, хватило бы Ђмозговї граммов на
100Ц150 меньше. “о есть человеческий мозг обладает Ђизбы-
точностьюї, вовсе не нужной не только дл€ выживани€ вида, но и
дл€ интеллектуальной де€тельности.

ѕодобные Ђбиологические излишестваї хорошо известны
биологам. »х обнаружили у различных видов микробов, простейших
и высших организмов. ”ченые называют это сверхадаптацией. “акие
Ђизлишестваї представл€ют собой приспособлени€ в устройстве
тела и функционировании живого организма, которые совершенно не
нужны ему дл€ нормальной жизнеде€тельности в естественной
среде
и непон€тно как у него возникли.

ќчень €рко сверхадаптаци€ про€вл€етс€ у простейших орга-
низмов. Ќапример, кишечна€ палочка выдерживает охлаждение
почти до абсолютного нул€ и потом снова может восстановить свои
функции. “ака€ Ђготовностьї к встрече с космосом €вно не могла
образоватьс€ эволюционным путем, ибо трудно себе представить,
чтобы предки этих существ могли проходить какие-то стадии есте-
ственного отбора в открытом космическом пространстве.

ћы никогда не поймем смысл сверхадаптации мозга, если не
предположим, что его резервные мощности все-таки дл€ чего-то
человеку необходимы. » как ни покажетс€ это удивительным, за
объ€снени€ми и доказательствами ходить далеко не надо. »х знает, с
ними сталкивалс€ хот€ бы раз в жизни едва ли не каждый человек.


49 „асть перва€ —верхвозможности человека

–езервные ресурсы мозга обеспечивают получение человеком
Ђрелигиозного опытаї, то есть необходимы дл€ взаимодействи€ с
Ђиным миромї и физического воздействи€ на окружающую
среду посредством самого же мозга.
ѕодобные виды де€тельности
мы выше называли сверхвозможност€ми мозга или человека в
целом.
ƒоказательствами истинности сделанного предположени€
насыщена вс€ истори€ человеческой культуры и религиозного миро-
понимани€. ¬ последующих главах мы не раз будем к ним
обращатьс€.

≈сли отбросить эмоциональную оценку столь необычных
выводов, а опиратьс€ только на беспристрастность логического
анализа, то следует признать, что у эволюции живых существ на
«емле есть цель и она заключаетс€ в приобретении человеком,
сто€щим на верхней ступени эволюционного развити€, сверхвоз-
можностей. ѕрирода Ђзапрограммированаї на то, чтобы создать
—верхчеловека
. ќднако сейчас мы обратимс€ к более прозаическому
предмету: психике человека. «накомство с ней, даже поверхностное
и краткое, необходимо дл€ понимани€ природы сверхвозможностей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1685 - | 1483 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.055 с.