ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………3
2. Жизнь и деятельность Н. К. Рериха………………………………..3-6
3. «Пакт Рериха»………....................................................................... 6-10
4. Резолюция Седьмой международной конференции американских государств по Пакту Рериха..…………………………………………………………..10
5. Заключение…………………………………………………………….10
6. Библиография………………………………………………………..13
7. Приложения 1-10 ………………………………………………..14-23
ВВЕДЕНИЕ
Во время выставки картин Н. К. Рериха в школе искусств им.Рериха, меня заинтересовала одна картина на которая называлась «Мадонна Орифламма». На картине была изображена женщина, в руках которой было прямоугольное полотно с непонятным знаком в середине. Этот знак и привлек меня. У экскурсовода я спросил: «что это за знак?» Мне ответили, что это знак мира. Меня это заинтересовало. Я начал собирать материал. Таким образом, я вышел на «пакт Рериха». И я принялся за его изучение.Немного я хочу сказать о Н. К. Рерихе.
Жизнь и деятельность Н. К. Рериха
Вся жизнь и деятельность Николая Константиновича была направлена на утверждение мира и культуры. В историю человечества его имя вписано не только благодаря его картинам (которых более 7 тысяч), уникальному путешествию по Центральной Азии, созданию научного Института Гималайских исследований «Урусвати». Николай Константинович как выдающийся общественный деятель, является автором создания Пакта Рериха - международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт Рериха посвящен защите культурных ценностей как во время войны, так и в мирное время. Николай Константинович осознавал острую необходимость создания подобного документа еще до первой мировой войны. Пожалуй, никто так много не сделал для защиты российской культуры как Н.К.Рерих.
В различных обществах и собраниях он поднимал вопрос о плачевном положении памятников старины, о необходимости спасения национального достояния России. Идея Пакта зародилась в 1903-1904 годах, когда Николай Константинович вместе со своей женой Еленой Ивановной совершил экспедицию по древним русским городам. Целью этой поездки было изучение корней русской культуры и истории. Рерихи объехали более 40 городов, известных памятниками отечественной старины. Николай Константинович писал этюды древних памятников, а Елена Ивановна сделала немало фотографий. «Минувшим летом,- пишет Николай Константинович в одной из статей,- мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее». Результатами этого путешествия стала большая архитектурная серия картин художника и статьи, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Повсюду он видел разрушенные памятники старины. «По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно,- писал Н.К.Рерих. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного».
Такие тихие погромы подлинных творений народного гения побудило Н.К.Рериха обратиться к русскому обществу с призывом: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь... Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение ее».
Николай Константинович, сам будучи археологом, предложил составить каталог памятников археологии и архитектуры. Он предложил составить карту археологических мест и организовывать археологические музеи под открытым небом. Он требовал принять меры против разграбления мародерами памятников археологии.
Он был одним из первых, кто осуждал неграмотную реставрацию памятников, приводящую к их порче. Он спасал старинные иконы, доказывая, что иконопись есть уникальное художественное наследие России. Николай Константинович Рерих неустанно призывал государство участвовать в защите памятников истории и культуры.
В то же время он считал, что важная роль в сохранении культуры принадлежит общественности. Потому что от равнодушия людей гибнет культура и каждый из нас влияет на ее состояние. «Не знающий прошлого не может думать о будущем,- был убежден художник,- Народ должен знать свою историю, запечатленную в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох».
Вместе с В.М.Васнецовым, А.В.Щусевым и другими деятелями русской культуры и искусства, Н.К.Рерих создает и деятельно руководит работой Общества возрождения художественной Руси. Он был инициатором создания Фонда Древней Руси, являлся одним из главных организаторов и входил в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Николай Константинович говорил - «...Мы, как бы почетная стража, будем охранять ростки Света» и называл таких охранителей «воинами культуры». К началу Первой мировой Н.К.Рерих был уже признанным авторитетом в вопросах охраны памятников культуры, науки, религии, состоял в комиссиях по реставрации храма Василия Блаженного, по музеям Старого Петербурга и Допетровского искусства. Он заговорил о Пакте, защищающем памятники культуры во время военных действий. Он видел бессмысленный ужас войны. Видел как под бомбами и артиллерийскими снарядами гибли бесценные памятники культуры и умирали люди. Что можно было тогда сделать? Красный Крест охранял людей, хотя бы тех, кто нуждался во врачебной помощи, кто находился в госпиталях.
Страстно желая видеть мир без войн и неприкосновенной жизнь человека, Н.К.Рерих отражает это в своем творчестве. Он пишет картины. Одна из них - «Зарево». Она посвящена городу Брюгге. Мы видим как зарево пожара охватило небо. Повержен геральдический лев. Безнадежность и отрешенность чувствуются в стоящей фигуре воина с опущенным мечом и щитом. В правом верхнем углу картины изображен знак Знамени Мира и надпись на латыни «CulturaРах» («Пакт Культуры»). Во время первой мировой войны в 1914 году Н.К.Рерих обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Создает плакат «Враг рода человеческого», в котором осуждает варварское разрушение памятников культуры. В 1915 году Н.К. Рерих предложил Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ. Предложение было встречено сочувственно. Но... шла война, и до государственных мер императорские руки так и не дошли. «Когда говорят пушки, разум молчит» — Николай Константинович хорошо знал это.
В 1923 – 28 годах, изучая культуру и искусство народов Азии в ходе Центрально-Азиатской экспедиции, Н.К.Рерих с огорчением отмечает запустение, а зачастую и гибель многих буддийских храмов и реликвий на территории Китайского Туркестана, Монголии и Тибета. Поэтому его давнее убеждение в необходимости охраны древних сокровищ России перерастает в идею спасения мировой культуры. Для этого необходимо было создать специальный международный юридический документ. Но теперь он видит и ставит вопрос намного шире. Ученый предложил взять под охрану не только памятники, но и людей – сотрудников учреждений культуры.
Итак мы разобрались что за человек бал Рерих. Несомненно, главную роль в жизни Рериха сыграл этот пакт мира. С начала разберемся с определением слова пакт.
«Пакт Рериха»
Пакт (от лат. pactum - договор, соглашение), термин, употребляемый для обозначения различного рода международных договоров, как правило, имеющих большое политическое значение по вопросам взаимной или коллективной безопасности, взаимопомощи, ненападения.
«Культура и Мир являются священным оплотом человечества» - эти слова принадлежат великому деятелю Культуры Николаю Константиновичу Рериху. Русский художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель в короткой фразе выразил чаяния многих людей, мечтающих о жизни без войны, о наступлении эпохи Великой Культуры. В различных обществах и собраниях он поднимал вопрос о плачевном положении памятников старины, о необходимости спасения национального достояния России.
Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.
1904 — Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.
Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.
В течение ряда лет после своего путешествия 1903—1904 гг. Н. К. Рерих вновь и вновь обращается к состоянию памятников старины. Художник пишет несколько статей, посвященных плачевному состоянию храмов. Так в статье «Тихие погромы» (1911 г.) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».
Гаагские конвенции 1899 и 1907 имели конкретные пункты по защите культурных объектов, которые обязывали обозначать такие объекты отличительными знаками. Однако опыт Первой мировой войны показал недостаточность данных пунктов для предотвращения разрушений культурных объектов.
В 1935 году 21 страна Панамериканского союза подписывает Пакт Рериха, из них 10 стран его ратифицирует. Для объектов охраны предложен знак — Знамя Мира.
В 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны. Как и Пакт Рериха эти усилия Лиги Наций быстро сошли на нет с началом Второй мировой войны, в которой были изменены технологии, тактика и стратегия ведения войны и появилась новая концепция «тотальной войны».
Разрушения и мародерство Второй мировой войны побудило в 1948 году правительство Нидерландов вновь поднять в появившемся ЮНЕСКО вопрос о необходимости принятия Конвенции по защите культурных объектов. Генеральная Конференция ЮНЕСКО 1951 года приняла решение созвать комитет для составления проекта конвенции. Комитет собрался в 1952 году и впоследствии представил на рассмотрение проект Генеральной конвенции.
В мае 1954 года подписывается Гаагская конвенция, призванная устранить недоработки всех предшествующих международных договоров. Этой конвенцией установлен отличительный знак для идентификации объектов охраны — заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.
В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.
Пакту Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости.
В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях.
Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А. А. Леонов пишет:
«Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».
В России 12 февраля 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры. Первым почетным президентом Лиги стал академик РАН Б. В. Раушенбах. В этой общественной организации активно работал академик Д. С. Лихачев, который высоко оценивал творческую и общественную деятельность Н. К. Рериха. Д. С. Лихачевым была разработана Декларация прав культуры. Изложенные в Декларации мысли очень созвучны идеям Н. К. Рериха.
«Я считаю очень важными эту конференцию и Пакт Рериха о сохранении культурного наследия, одобренный президентом Рузвельтом. Я думаю, что можно напомнить об этом замечательном документе и создать новые на основе существующих положений о культуре. Вот такой документ: „Декларация прав культуры“, потому что не только человек имеет права в этом мире, но и культура. Она должна поощряться государством, потому что всякая страна, и всякий народ, и всякое государство существуют только ради культуры…», — говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев в адрес Международной общественно-научной конференции «Защитим культуру», посвященной 60-летию Пакта Рериха.
Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля — день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.
С 1995 г. День Культуры проводится во многих городах России при поддержке органов образования и культуры.
В 2005 году в России и в ряде стран прошли мероприятия, посвященные юбилею Пакта Рериха. В Музее имени Н. К. Рериха состоялась Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха». Конференция ещё раз подтвердила, что идеи, содержащиеся в Пакте Рериха, на сегодняшний день востребованы и актуальны.