Общество — это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выделяются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.
Социальная группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными (начиная от двух человек).
К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистическим характером, вероятностной природой, ситуативным характером общения, разнородностью, аморфностью (например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).
Социальные общности — это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов — это формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
1) статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа;
2) реальные;
3) массовые (агрегаты);
4) групповые (малая и большая социальные группы).
Например, горожане могут быть статистической (по прописке) и реальной общностью. Массовые общности — это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий. Групповые общности — большие и малые социальные группы. К большим социальным группам можно отнести:
1) этнические общности (расы, нации, народности, племена);
ЛЕКЦИЯ № 7. Общество как социальный организм 1. Общество по Г.Спенсеру 2. Факторы социальных процессов в теории Г. Спенсера 3. Понятие социального контроля в теории Г. Спенсера 1. Общество по Г.Спенсеру С точки зрения органической аналогии Г.Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов: 1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет. 2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение; 3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов; 4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов; 5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование. В то же время, пока не произошло никакой катастрофы, сокращающей жизнь агрегата, жизнь целого бывает гораздо продолжительнее жизни отдельных составляющих его единиц. Спенсер указывает, что отождествлять биологические и социальные организмы нельзя. Совокупность отдельных частей биологического организма образует конкретное (от лат. concretus — «сгущенный, уплотненный, сросшийся»). Составные единицы социального организма — общества дискретны (от лат. discretus — «разделенный, прерывистый»): органы, входящие в состав организма, тесно связаны между собою неразрывной связью, находясь в постоянном контакте друг с другом; а живые единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав. Сама связь между составными частями носит в биологическом организме чисто физический характер. В обществе же отдельные его единицы связаны между собою иначе, чаще всего отнюдь не с помощью простого физического контакта, а посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия. Эти проводники, а также результаты взаимодействия Г. Спенсер называет надорганическими продуктами. Важнейшим из них является речь, язык, при помощи которого устанавливается та взаимозависимость элементов и частей общества, которая и обеспечивает его организацию. 2. Факторы социальных процессов в теории Г. Спенсера Г. Спенсер выделяет первичные и вторичные факторы. В свою очередь первичные факторы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся такие, как климат, характер рельефа поверхности земли, ее флора и фауна. К внутренним — интеллектуальные и эмоциональные качества социальных единиц — индивидов, составляющих общество. Вторичные, или производные, — это те, что вызываются самим процессом социальной эволюции, однако в дальнейшем начинают оказывать на нее влияние — к примеру, последствия вырубания лесов, обильного орошения или, напротив, осушения почвы, которые вызываются целенаправленной (но не всегда рациональной) деятельностью человека. Одним из наиболее важных факторов социального развития Г. Спенсер называет рост общества, который выступает одновременно и причиной, и следствием социальной эволюции. В самом деле, разделение труда не может быть глубоким при малых размерах общества, где насчитывается небольшое число индивидов, которые могут принять на себя ограниченное число функций. По мере того, как человеческие общности увеличиваются в размерах, они начинают оказывать все более сильное влияние одна на другую либо путем военных столкновений, либо посредством усиления торговых и промышленных отношений. Постепенно все более влиятельными причинами дальнейших социальных изменений становятся постоянно накапливающиеся и усложняющиеся надорганические продукты — как вещественные, так и чисто духовные. Рост общества идет за счет трех процессов, совершающихся то вместе, то порознь: 1) за счет простого размножения членов общества, которое ведет к увеличению их числа; 2) внутреннего фактора роста; 3) путем объединения различных, первоначально самостоятельных групп в большие. Второй процесс, по мнению Г. Спенсера, предпочтительнее (точнее, более распространен), поскольку первобытная общественная группа никогда не достигает сколько-нибудь значительных размеров путем простого размножения. Образование более обширных сообществ совершается путем соединения мелких группировок в более крупные (иногда добровольно, но чаще принудительно, насильственно), и от этого процесс эволюции, как правило, выигрывает. 3. Понятие социального контроля в теории Г. Спенсера Социальный организм по Г. Спенсеру состоит из трех основных органов (институтов): регулятивного (управленческого), производственного (поддерживающего) и распределительного (путей сообщения, транспорта, торговли и т. п.). Весь социальный контроль, по мнению Г Спенсера, держится на страхе. Оба этих социальных института возникли и постепенно развились из простейших зародышевых форм, которые существовали еще в первобытном обществе. Социальный контроль поведения людей в быту осуществляется «церемониальными институтами», которые старше, чем церковь или государство, и выполняют свои функции нередко эффективнее, нежели они. Одна из основных особенностей системы философско-этических взглядов Г. Спенсера состоит в том, что он был последовательным сторонником идеи свободы индивида как самостоятельной ценности. Он был твердо убежден, что общество существует для индивидов, а не наоборот. Условием успешного развития общества он считал утверждение принципа равной свободы индивидов, которая ограничена лишь возможностями обеспечения свободы для других индивидов, равного влияния всех членов общества и социальных слоев на принятие политических решений, а также свободной конкуренции. Г. Спенсер считал неприемлемым социализм, поскольку этот строй, по его мнению, в любой своей форме подразумевал рабство. ЛЕКЦИЯ № 13. Общество как система. Социальные отношения 1. Понятие «общество» и его трактовки 2. Современное понятие общества и культуры 3. Общество как объект изучения мегасоциологии 4. Социальные структуры, группы и общности 1. Понятие «общество» и его трактовки «Общество» — основополагающая категория современной социологии. Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в новое время в XVI в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В XVII в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. XVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой — как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант — как человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию — как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций. По К. Марксу, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. 2. Современное понятие общества и культуры В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки: 1) не является частью какой-либо другой более крупной системы; 2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения; 3) имеет собственную территорию; 4) имеет собственное название и историю; 5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума; 6) имеет развитую собственную культуру. Таким образом, можно сказать, что общество — это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. 3. Общество как объект изучения мегасоциологии Социологические теории разделяются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциологию), теории среднего уровня (макросоциологию, изучающую крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциологию, исследующую межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? Как оно изменяется? Каковы источники изменений? Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Проблемный блок (Что такое общество?) включает в себя комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое отражение в многочисленных версиях ученых, в теориях социально-демографического и социально-классового устройства общества. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на две группы: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию с циклами возрождения и упадка. Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет концепции на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым — ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, частично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др. С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями (позитивизм, социализм К. Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). В мегасоциологии по вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили два подхода: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Г Морган, Ф. Энгельс, Ф. Теннис, Р. Арон, Д. Белл и др.). По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций: 1) первобытнообщинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую. Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще всего сводится к территориальному (например, европейское общество или цивилизация), либо религиозному (например, исламское общество). 4. Социальные структуры, группы и общности Общество — это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство. По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выделяются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации. Социальная группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер. При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными (начиная от двух человек). К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистическим характером, вероятностной природой, ситуативным характером общения, разнородностью, аморфностью (например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности). Социальные общности — это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов — это формы совместной жизнедеятельности. Общности бывают: 1) статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа; 2) реальные; 3) массовые (агрегаты); 4) групповые (малая и большая социальные группы). Например, горожане могут быть статистической (по прописке) и реальной общностью. Массовые общности — это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий. Групповые общности — большие и малые социальные группы. К большим социальным группам можно отнести: 1) этнические общности (расы, нации, народности, племена); 2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий; 3) социально-демографические общности (разделяемые по половозрастным признакам); 4) социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны). |