Риногенные внутричерепные осложнения возникают в результате проникновения инфекции из носа и придаточных пазух в полость черепа. Различают наружный пахименингит (экстрадуральный абсцесс), арахноидит, серозный и гнойный лептоменингит, абсцесс мозга, тромбофлебит мозговых венозных синусов (чаще всего пещеристого).
В посеве гноя из носа или придаточных пазух, а также из очага в полости черепа обнаруживаются стрептококки, стафилококки, пневмококки, реже анаэробы и фузоспириллы. В ряде случаев наблюдается несовпадение микрофлоры из воспалительного очага в полости носа и придаточной пазухи с микрофлорой интракраниального процесса, развившегося на почве этого очага.
В основе возникновения острых респираторных заболеваний лежит фактор охлаждения, снижающий местную реактивность тканей. В результате создаются условия, при которых вирус легко воздействует на нервно-регуляторные механизмы слизистой оболочки полости носа. Возникает повышенная проницаемость для инфекции соединительнотканных структур. На этой основе развивается острый синуит. Дальнейшее прогрессирование заболевания может привести к нарушению гематоэнцефалического барьера и развитию внутричерепного процесса.
В 75% случаев риногенные внутричерепные процессы возникают в результате обострения хронического воспаления в пазухах и в 25% — острого. Чаще всего источником инфекции является лобная пазуха, затем — решетчатый лабиринт, реже — верхнечелюстная и клиновидная пазуха.
Возникновению внутричерепного осложнения при хроническом синуите предшествуют обычно продромальный период, недомогание, головная боль, повышение температуры.
Патогенез риногенных внутричерепных осложнений в определенной мере связан с анатомо-топографическими особенностями носа и его придаточных пазух, играющими существенную роль в распространении инфекции в том или ином направлении.
Пути распространения инфекции из придаточных пазух в полость черепа. Близость придаточных пазух носа к полости черепа позволяет считать контактный путь распространения инфекции наиболее частым. При этом инфекционный агент проникает в полость черепа в результате разрушения костных стенок, наличия дегисценций.
Гематогенный путь распространения инфекции в патогенезе риногенных внутричерепных процессов играет существенную роль; вены в переносе инфекции принимают основное участие.
Лимфогенным путем инфекция может распространяться при локализации очага воспаления в верхнем отделе носовой полости и при хирургических вмешательствах в этой области.
Риногенный гнойный менингит развивается при остром или обострении хронического гнойного воспаления в верхней группе придаточных пазух (лобная, решетчатая, клиновидная) вследствие того, что инфекция может проникнуть в полость черепа и вызвать гнойное воспаление мягкой мозговой оболочки. При риногенном гнойном менингите происходит усиленная продукция цереброспинальной жидкости. Внутричерепное давление повышается, что обусловливает диффузную головную боль. Воспалительный процесс в той или иной мере распространяется на головной мозг и черепные нервы. Обширное поражение центральной нервной системы определяет появление определенной симптоматики наряду с характерными признаками менингита.
При гнойном менингите определяется ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского, высокая температура тела постоянного типа. Диагностически достоверным признаком является изменение цереброспинальной жидкости — увеличение в ней количества клеток и содержания белка. При пункции мутный ликвор вытекает частыми каплями или струей.
Лечение заболевания заключается в срочном радикальном хирургическом вмешательстве на воспаленных пазухах с целью элиминации гнойного очага. Одновременно проводят массивную антибактериальную, противовоспалительную и интенсивную терапию.
Субдуральный абсцесс обычно локализуется над лобной долей мозга и его диагноз ставят, как правило, с помощью компьютерной томографии (или МРТ) или на операции.
Абсцессы лобной доли мозга. Наиболее частым источником инфекции является лобная пазуха, реже — решетчатый лабиринт. Абсцедирование обычно возникает при остром или обострении хронического воспаления в пазухах. Форма, расположение и величина риногенного абсцесса мозга непостоянны. Задняя стенка лобной пазухи является основным путём распространения инфекции.
Местные симптомы характеризуют в основном особенности течения воспаления в пазухах: отек век, больше верхнего, отек и гиперемия конъюнктивы, наличие экзофтальма различной степени выраженности со смещением глазного яблока чаще книзу и кнаружи. Эти симптомы более выражены при остром, чем при хроническом фронтите. Они наблюдаются в острой стадии образования абсцесса мозга, значительно уменьшаясь в поздней стадии, когда общие симптомы в виде умеренного повышения температуры, небольших изменений крови однотипны для абсцессов мозга всех локализаций (умеренный лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ). Когда наступает инкапсуляция абсцесса, изменения в спинномозговой жидкости характеризуются умеренным повышением давления. Часто встречается плеоцитоз до нескольких сотен клеток в кубическом миллиметре с преобладанием нейтрофилов.
У больного отмечаются явления возбуждения, неадекватности поведения, эйфории («лобная психика»), аносмия, эпилептические приступы, контрлатеральные парезы и параличи.
Лечение. Срочная операция на поражённой пазухе, вскрытие и дренирование абсцесса, последующая интенсивная антибактериальная терапия.