• Необходимость единства социальной, экологической и экономической политик производства не вызывает сомнений [16-19]. Социальная, экономическая и экологическая политики должны описываться одной общей моделью системы в виде национальной политики, формируемой в соответствии с национальной идеей народа страны. Это условие направлено на устранение тех несовершенств стратегии экономического роста, которые связаны с ее абсолютизацией и слабой связью с целями социального и экологического развития.
Рассмотрим особенности общей модели системы для производственной социальной политики.
Объект производственной социальной политики может моделироваться в двух основных вариантах. Во-первых, как это часто происходит, можно принимать во внимание только один субъект производственной социальной политики – производственный коллектив в целом. Во-вторых, может приниматься во внимание множество субъектов социальной политики производственной системы: специалист, управленец, профсоюз, социальная группа подразделения, социальная группа производственной системы в целом, семьи работающих, неправительственные организации и т.д.
Основываясь на сформулированном в [16] принципе неубывающего разнообразия форм жизнедеятельности, можно сказать, что модель осуществления производственной социальной политики должна быть основана на Принципе неубывающего разнообразия субъектов и объектов социальной политики.
На примере национальной социальной политики можно утверждать [16-19], что нация – «социум в целом», как изначально единственный субъект социальной политики нации стоит перед некоторой неразрешимой проблемой «жизни социума в целом». История подтверждает этот вывод: когда весь народ берется за разрешение социальной проблемы в целом, это приводит к малопродуктивным действиям в виде революций и гражданских войн. Единственный положительный результат революций и гражданских войн – изменение принципов формирования множества субъектов и объектов социальной политики. Не приводит, как известно, к разрешению социальных проблем и выделение из состава нации единственного субъекта социальной политики в виде производства.
Единственный реальный путь разрешения этой проблемы – переход от «социальной жизни в целом» к целостной картине социальной жизни в виде системы взаимодействующих и взаимозависимых разнообразных форм жизни: человек, семья, этнос, молодежь, пенсионеры, СМИ и т.д. Этот путь приводит к необходимости неубывающего разнообразия субъектов социальной политики для разрешения проблем развития социума.
Этот вывод справедлив и для любой производственной политики – экономической, экологической, молодежной, женской политик и для всех других производственных политик. Для целей развития производства необходимо неубывающее разнообразие субъектов и объектов производственных политик.
В этом случае субъектами и объектами социальной производственной политики становятся специалист, управленец, профсоюз, социальная группа подразделения, социум производственной системы в целом, семьи работающих, неправительственные организации и т.д. И умение управлять социальной производственной политикой основано тогда на выборе общей модели системы для совокупности объектов социальной политики.
• В качестве такой модели общей системы для социума наиболее правилен выбор модели семьи [16-19]. Традиционная семья для любых этносов – это трехпоколенная семья. В такой семье имеются поколения предков, живущих современников и будущих поколений. Трехпоколенная семья – это объединение людей, как правило, представителей разных этносов, в лице предков, современников и будущих членов семьи. Это, также и объединение людей разных возрастов – пенсионеров, трудоспособных людей, людей детского и юношеского возраста и людей, которые еще не родились. Это объединение людей с разным социальным положением и разных профессий и т.д. Традиционный неписаный кодекс семьи включает три основных правила: каждый член семьи, возвращаясь домой, находит поддержку, понимание и участие; каждый член семьи поддерживает каждого другого члена семьи во всех обстоятельствах жизни; каждый член семьи действует в интересах выживания, сохранения и развития семьи и каждого ее члена. Модель трехпоколенной семьи – ДНИФ-семья, как установлено в [16-19].
На основании изложенного можно утверждать, что: