Лабораторна робота № 3
Тема: Геометричні примітиви та робота з ними.
Мета роботи: Отримання навиків побудови геометричних фігур.
Хід роботи:
1. Відкрити програму КОМПАС 5.Х.
2. Розглянути команди побудови геометричних примітивів відкривши відповідні фрагменти документів з папки Trener та виконавши завдання. Після виконання кожного завдання закривати файли без збереження!!!
- команда Ввод точки (3-01-01.frw – 3-01-05.frw)
- команда Ввод вспомогательной прямой (3-02-01.frw – 3-02-07.frw)
- команда Ввод отрезка (3-03-01.frw – 3-03-08.frw)
- команда Ввод многоугольника и прямоугольника (3-09-01.frw – 3-09-04.frw)
- команда Ввод окружности (3-04-01.frw – 3-04-09.frw)
- команда Ввод дуги (3-05-01.frw – 3-05-10.frw)
- команда Ввод эллипса (3-06-01.frw – 3-06-05.frw)
- команда Лекальные кривые (3-07-01.frw – 3-07-04.frw)
- команда Непрерывный ввод объектов (3-08-01.frw)
3. Вийти з програми КОМПАС 5.Х.
Контрольні питання:
1. Як змінити поточний стиль отрисовки крапок?
2. Для чого застосовуються допоміжні прямі?
3. У чому відмінність відрізка від допоміжної прямої?
4. Як встановити необхідну кількість сторін для побудови заданого багатокутника?
5. Як побудувати кілька окружностей однакового радіуса?
6. У яких випадках зручно використовувати команду Непрерывный ввод?
ТЕОРЕТИЧНІ ПОЛОЖЕННЯ ДО ЛАБ.Р.№ 3:
Геометрические примитивы и работа с ними
В этом разделе приводятся все команды построения геометрических примитивов, которые сгруппированы по типам объектов и вызываются кнопками, расположенными на инструментальной панели геометрии. Кнопки, позволяющие вызвать дополнительную панель команд, помечены треугольником в правом нижнем углу. Если на экране нет кнопки, показанной в описании команды, следует нажать на кнопку для ввода аналогичного типа объекта и удерживать ее до появления дополнительной панели команд. После чего, не отпуская левой клавиши мыши, надо передвинуть курсор на нужную кнопку и отпустить клавишу.
ПРИМЕЧАНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если какие-либо действия выполняются одинаково в разных командах, то описание этих действий приводится только один раз, при первом знакомстве с ними.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Каждый графический примитив может быть отрисован линиями определенных типа, толщины, цвета и расположен на определенном слое чертежа.
После загрузки системы для всех примитивов автоматически устанавливается нулевой слой, на котором линии будут иметь по умолчанию определенный цвет, основной тип и определенную толщину.
Команда Ввод точки
Для рисования точки служит команда Точка, которая позволяет нарисовать одну или несколько точек.
Нажмите кнопку Точка на инструментальной панели геометрии. В строке параметров объекта появятся поля для ввода параметров точки — координат X и Y — и стиля отрисовки точки (рис. 1). При перемещении курсора по полю чертежа в полях координат отображаются текущие координаты курсора. Поместите курсор в нужное место на чертеже и зафиксируйте точку (щелкните левой кнопкой мыши). Можно также начертить точку, задав ее координаты. Для этого переместите курсор в строку параметров объекта и, указав курсором-стрелкой на поле координаты X, щелкните два раза левой кнопкой мыши. Цвет поля координаты X станет синим. Наберите на цифровой клавиатуре нужное значение координаты X и нажмите клавишу Enter. He выводя курсор на поле чертежа, наведите его на поле координаты Y и повторите описанные действия. После нажатия клавиши Enter на чертеже появится изображение точки.
Рис. 1. Строка параметров объекта при вводе точки
Для изменения текущего стиля отрисовки точек щелкните левой кнопкой мыши на поле стиля в строке параметров объекта. На экран будет выведен диалоговое окно Выбора символа точки (рис. 2). Выберите в текстовом поле из списка нужный символ (в окне просмотра появится точка соответствующего начертания) и нажмите на кнопку ОК. Выбранный символ станет текущим.
При необходимости разбить отрезок на несколько равных участков точками используйте команду Равномерно по объекту. Для ее вызова нажмите одноименную кнопку.
Рис.2. Диалоговое окно выбора символа точки
В соответствующее поле строки параметров объекта введите значение n — количество участков, на которое следует разбить отрезок. Затем укажите курсором кривую (прямую), на которой нужно равномерно проставить точки. Кривая, на которую в данный момент указывает курсор, меняет цвет. Подтвердите выбор нажатием левой клавиши мыши, и линия будет разбита точками на равномерные участки. Если кривая замкнута, то дополнительно потребуется указать точку, от которой требуется начать расстановку точек.
СОВЕТ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если расставляемые точки нужны вам только для привязок к ним, то целесообразно использовать Вспомогательные точки. Они могут быть удалены одной командой даже без их выделения, когда в них отпадет необходимость.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для определения точек пересечения указанных геометрических объектов служит команда Точки пересечения двух кривых. Для вызова команды нажмите одноименную кнопку.
Укажите первый геометрический объект для поиска пересечений, а затем последовательно указывайте объекты, которые пересекаются с первым. Система будет автоматически определять места пересечений и устанавливать в них точки выбранного стиля.
Для нахождения точек пересечения указанной кривой с другими линиями служит команда Все точки пересечения кривой. Для ее вызова нажмите кнопку.
Укажите геометрический объект для поиска пересечений. Указанный объект меняет цвет, и если выбор правильный — подтвердите его, щелкнув левой клавишей мыши. Система автоматически определит места пересечений и поставит в них точки.