Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Красноречие в эллинистической Греции




 

После падения демократии в Афинах и образования эллинистических государств красноречие теряет самую благодатную свою почву — политическую. Так, при правлении эллинистических монархов, наслед­ников Александра Македонского, Народное собрание — экклесия — становится достоянием славной истории греков. Ораторские бата­лии в Совете пятисот и на Пниксе заменены указами царя и его чиновников; канцелярская бумага усваивает некоторые черты и обороты риторики, но из политической жизни уходит главный принцип прежней гражданской организации — состязательность.

В период правления македонских наместников Афины политиче­ски оскудели, другие греческие полисы не обладали достаточным уровнем культуры, чтобы развить художественное красноречие. Только Родос составлял исключение; здесь на подготовленной Эсхином почве зарождается здоровый стиль, так называемый родосский, в котором счастливо сочетаются деловитость содержания и красота формы. Однако нам мало известно об отдельных его пред­ставителях на протяжении трех веков вплоть до пребывания на Ро­досе Цицерона, учившегося у знаменитого ритора Молона в первой трети I в. до н.э.

Обыкновенно судебное красноречие меркнет там, где его пред­ставители не совмещают свою адвокатскую деятельность с полити­ческой. Так, в эллинистической Греции из трех разновидностей ри­торической прозы некоторое значение сохраняет только одна — па­радное, или эпидейктическое, красноречие, подвизающееся в основ­ном у подножья тронов. Процветает и школьная риторика, со вре­мен Исократа ставшая основой всей системы античного образования. Именно в школах распространяются так называемые деклама­ции, распадающиеся на суазории (вымышленные политические ре­чи, например: "Оратор убеждает афинян уничтожить свои трофеи над персами ввиду угрозы Ксеркса вернуться, если они этого не сделают") и на контроверсии (мнимосудебные речи по вымыш­ленным делам, например: "Храбрец убивает брата, установившего тиранию, и затем попадает в плен к пиратам; гневный отец обещает за него двойной выкуп, если ему отрубят руки; возмущенный пред­водитель пиратов отпускает его даром; спустя некоторое время впавший в нищету отец требует от сына помощи, но последний в ней отказывает").

Как видно из приведенного выше, красноречие этого периода, особенно контроверсии, сильно отдает беллетристикой. Действи­тельно, риторические задачники, которые не замедлили появиться, походили на собрание уголовных романов и в своих позднейших ла­тинских переделках имели значительное влияние на средневековую новеллу.

Как указывает М.Л. Гаспаров, в этих условиях наибольшую важность представляют два момента: "Во-первых, изменился эсте­тический идеал красноречия. Политическая речь стремится прежде всего убедить слушателя, торжественная речь — понравиться слу­шателю. Там важнее всего была сила, здесь важнее всего красота. И греческое красноречие ищет пафоса, изысканности, пышности, блеска, в речах появляются редкие слова, вычурные метафоры, под­черкнутый ритм, ораторы стараются щегольнуть всем арсеналом школьных декламаций. Наибольшую известность среди ораторов нового стиля имел Гегесий, имя которого впоследствии стало сино­нимом дурного вкуса. Позднее, когда приевшаяся пышность нового стиля стала ощущаться как упадок красноречия после древнего ве­личия, возникло мнение, что причиной этого упадка было переме­щение аттического красноречия на Восток, в среду изнеженных жителей греческой Азии, усвоивших тамошние "варварские" вкусы; отсюда за всем новым стилем закрепилось наименование "азианство". Однако такое объяснение было неверным: новый стиль был подготовлен всем развитием классического стиля — от просто­ты и скромности Лисия к богатству и сложности Демосфена; пере­ход от классического стиля к новому был плавным и постепенным (лишь условно стали потом связывать этот переход с именем фило­софа-оратора Деметрия Фалерского, ученика Феофраста); сами ораторы нового стиля считали себя истинными наследниками атти­ческих ораторов и даже дробились на несколько направлений в за­висимости от избираемого классического образца. Так, одни стара­лись подражать сухой отчетливости Лисия ("рубленый слог": сам Гегесий считал себя продолжателем Лисия), другие воспроизводили плавную пространность Исократа ("надутый слог"), третьи — на­пряженную выразительность Демосфена. Впрочем, это последнее направление, центром которого был Родос, обычно не причисляли к азианству и выделяли в особую родосскую школу, промежуточную между азианским и аттическим красноречием: об этом постарался Цицерон, который сам учился на Родосе и не хотел, чтобы его на­ставников позорили именем азианцев.

Во-вторых, повысилось значение теоретических предписаний для красноречия. Если в политическом красноречии содержание и по­строение речи целиком исходят из неповторимой конкретной обста­новки, то содержание торжественных речей всегда более однооб­разно и, следовательно, легче поддается предварительному расчету. Поэтому риторическая теория, заранее рассчитывающая все воз­можные типы и комбинации ораторских приемов, оказывается в высшей степени необходимой оратору. Начинается усиленная раз­работка теоретической системы риторики, существующие положе­ния и предписания умножаются новыми и новыми, классифициру­ются на разные лады, достигают небывалой дробности и тонкости, стараясь охватить все возможные случаи ораторской практики. Высшим достижением риторической теории эпохи эллинизма была система "нахождения", разработанная Гермагором около средины II в. до н.э.: Гермагор сумел свести все многообразие судебных казусов и соответствующих им мотивов в речах к единой схеме видов и разновидностей ("статусов"), необычайно разветвленной и сложной, но логически точной и ясной. Современники и потомки порицали его педантическую мелочность, заставлявшую предусматривать да­же случаи, заведомо нереальные, но признавали удобство и пользу его систематики. В этих и подобных классификациях и разделениях теоретикам приходилось, разумеется, опираться на опыт логики как классической аристотелевской, так и позднейшей, усиленно разра­батываемой стоиками. Следы стоических влияний часто заметны в сохранившихся до нас остатках эллинистической риторики; однако преувеличивать их значение не следует, ни о каком глубоком влия­нии философии на риторику этого времени говорить не приходится. Скорее напротив, эллинистическая риторика все дальше отстраня­ется от философских интересов. Возводя свое происхождение к Исократу, воспринимая от него культ слова и заботу о красоте ре­чи, эллинистические школы все более и более отходили от исократовского гуманистического идеала, все более и более сосредоточи­вались на искусстве слова в ущерб искусству мысли. В этих рито­рических школах постепенно вырабатывался тот тип ритора-краснобая, ремесленника слова, способного говорить обо всем, не зная ничего, который стал впоследствии таким распространенным и навлекал насмешки лучших писателей эпохи Римской империи" 1.

Поскольку риторы раннего эллинизма в качестве образца для подражания избрали классическую греческую риторику, в III в. до н.э. в Пергамской библиотеке, занимавшейся собиранием и распро­странением подлинных текстов мастеров красноречия, складывается знаменитый канон десяти аттических ораторов, куда вошли Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх, Эсхин. Позднее к этому канону апеллировали и теоретики, и учителя риторики, и великие ораторы эпохи "второй софистики" — возрождения эллинофильства и краткого последнего расцвета античного красноречия.

1 Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. С. 13—14.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2499 - | 2248 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.