При изучении данной темы следует выделить следующие вопросы плана:
1. Причины возникновения джадидского движения в Туркестане.
2. Социально-экономическое положение Региона во второй половине ХIХ- начале ХХ вв.и его влияние на формирование движения.
3. Сущность просветительских идей джадидов.
4. Основные грани деятельности представителей джадидизма.
Движение джадидов возникло во второй половине ХIХ века как просветительское движение, движение за просвещение народа. Оно было представлено в лице передовой национальной интеллигенции в лице лучших ее представителей, болеющей за судьбы своего края и его народов. Важнейшим внутренним фактором возникновения джадидизма в регионе явилось его завоевание царской Россией, превращение его в отдаленную колонию империи, угнетение местного населения колониальными властями, произвол царских чиновников. В результате край был охвачен волной антиколониальных выступлений, носивших зачастую стихийный характер, но очень ярко демонстрирующих отчаяние народа.
Важным внешним фактором, оказавшим влияние на формирование мировоззрения местных просветителей, были идейно-политические течения, проникавшие в край из сопредельных государств, благодаря интеграции демократических движений. Большое влияние на движение джадидов оказал видный крымско-татарский реформист, основоположник джадидского движения Исмаил Гаспринский (1851-1914). С 1883 г. его газета «Таржимон» стала широко распространяться в городах Туркестана, а также в Бухаре и Хиве. В самом начале деятельность местной интеллигенции носила просветительский характер. Джадиды в силу своей образованности владели культурным капиталом прошлого, имели возможность путешествовать, знакомиться с индустриальными и культурными достижениями более развитых стран и поэтому прекрасно осознавали, насколько Туркестан отстал в своем развитии, и стали выступать за модернизацию мусульманской культурной традиции. Джадиды боролись против религиозного консерватизма в лице кадимистов (в 1905 г. движение раскололось на модернистов и консерваторов). По их мнению именно религиозный консерватизм препятствует использованию технических новшеств, из-за чего отстают в своем развитии ремесла и предприятия, не выдерживая конкуренцию с российской развитой индустрией.
Джадидизм прошел сложный путь развития в динамике от просветительства до мощного политического движения. Тяжелое экономическое положение широких масс, вызванное имперской политикой и местным деспотизмом, угрожающее отставание от экономически развитых стран мира, культурный регресс, застой мысли побуждали джадидов искать действенные средства для выхода из кризиса.
Туркестанский край того времени представлял собой колонию Российской империи, ставшей ее сырьевым придатком, безвозмездно питающим метрополию своими природным богатствами, в честности, хлопком и шелком. Позднее была разработана программа извлечения других природных ресурсов и перегонки их в Центр, причем развивались лишь обслуживающие эти цели отрасли. Проникновение в Туркестан русского капитала, конечно, дало стимул развитию банков, строительству железных дорог и т.д. но развитие ростовщического капитала в значительной мере увеличило число разорившихся дехкан.
С другой стороны, сюда вошла новая европейская культура с достаточно богатым опытом и технологическим достижениями, развитой образовательной системой, связанная в целом с европейским миром. И это, конечно, не могло не повлиять на умы прогрессивно мыслящей интеллигенции края. В сложившихся условиях она увидела главную причину социального и колониального гнета, отсталости страны в невежестве и непросвещенности народа, поддерживаемых правящими кругами. Поэтому решение назревших проблем виделось вначале только через просветительство.
Джадидизм в Средней Азии можно расценивать как одну из ветвей и разновидностей реформаторского движения национально – прогрессивной интеллигенции, во многих странах Востока в ХIХ – начале ХХ вв. Наряду с просветительством джадиды стремились изменить старую систему социальных политических статусов на прогрессивные формы развития. Но это был уже второй этап движени. В Туркестане наиболее выдающимися его представителями джадидизма были Махмудходжа Бехбуди, Убайдулла Асадуллаходжаев, Мунаввар коры Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Тошпулатбек Норбутаев, Ходжи Муин, Абдукадыр Шакури, Обиджон Махмудов, Ашурали Захири, Искакхан тура Ибрат; в Бухаре – Садриддин Айни, Файзулла Ходжаев, Абдурауф Фитрат, Муса Саиджанов, Абдулвохид Бурханов, Усман Ходжаев, Миркомил Бурхонов и др.; в Хиве – Бобоохун Салимов, Полваннияз Ходжи Юсупов, АвазУтар, Хусайн Матмуродов, Назар Шаликоров, Отажон Абдалов, Худойберган Даванов, Мухаммад Расул Мирзо, Матякуб Пазачи и др. все они внесли огромный вклад не только в просвещение народных масс, но и в развитие освободительных идей.
Джадидизм развивался постепенно. Начавшись с идеи просветительства, которое прогрессисты считали панацеей от всего, он изменил вектор своего направления и обрел более широкий диапазон действия. Спустя два десятилетия джадиды осознали, что для преодоления экономического и культурного застоя нужны политические перемены.
Начавшееся в крае в конце XIX в. бурное строительство промышленных предприятий, развитие хлопководства, товарно-денежных отношений и т.д. обусловили появление новых административных учреждений, банков, торговых фирм и т.д. Функционирование всех этих структур требовало образованных людей, знающих местную специфику и язык, для чего нужны были новые формы обучения и новые учебные заведения. Именно джадиды выступили за реформирование мусульманского школьного образования: введение в мактабах новых методов обучения, преподавание естественных дисциплин, улучшение гигиенических условий в школах и т.д.
Определенные шаги в этом направлении были сделаны, когда в регионе в начале 80-х гг. XIX в. начали открываться русско-туземные школы. В них были заинтересованы в равной мере и колониальная администрация, и местные купцы и предприниматели. Первая русско-туземная школа была открыта 19 декабря 1884 г. в доме богатого купца Сеид-Гани Сеидазимбаева. К 1917 г. в крае было 126 русско-туземных школ с 6213 учащимися. Однако эти школы были русскими школами для детей местного населения, готовившими кадры для работы в русских административных, финансовых, коммерческих учреждениях. Они не могли коренным образом решить проблему массовой подготовки образованных кадров из местного населения. Для этого надо было реформировать национальную систему образования.
В 90-х гг. XIX в. стараниями джадидов в крае начинают создаваться новометодные школы. Джадидские школы впервые были открыты в 1898 г. в Коканде Салохуддином домла, а в 1899 г. это начинание поддержал в Ташкенте Маннон кары и в Андижане - Шамсиддин домла.
К 1911 г. общее количество новометодных школ в Туркестане составляло 63, в них обучалось 4106 детей; 30 школ действовали в Ферганской области, 12 – в Семиречье и 5 – в Самарканде. Ташкент, конечно же, отличался большим количеством школ – их было 24 и качеством обучения. По инициативе таких представителей движения, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат начали издаваться учебники на узбекском языке для преподавания в новометодных школах, а также переводная и оригинальная литература, преимущественно научно-популярного характера. Пытаясь создать новую систему образования и просвещения, национальные прогрессисты опирались на культурное наследие народов Центральной Азии. Нередко в своих трудах они напоминали читателям о нем, приводя в качестве примеров Ибн Сино, Фараби, Улугбека как фактических родоначальников социальных и научных реформ в Средней Азии. По мнению джадидов, изучение их трудов может продвинуть прогрессивное развитие края, поднять национальное самосознание народа.
Процесс объединения прогрессивных сил края и активизации просветительской деятельности джадидов ознаменовался не только открытием новометодных школ, но и организацией национальной прессы, в частности, появлением новых газет и журналов. Так, в 1906 г. под редакцией И.Обидова стала издаваться газета «Тараккий», в том же году под руководством Мунаввара кары – «Хуршид», в 1907-1908 гг. под редакцией А.Авлони – «Шухрат», А.Бектемиров возглавил газету «Осиё» Однако в скором времени колониальное правительство, опираясь на сообщение своего эксперта Н.П..Остроумова, закрыло эти издания. На основе новой волны просветительства в 1913-1915 гг. появились такие газеты и журналы, как «Самарканд», «Садои Туркистон», «Садои Фарғона», «Эл байроғи», «Кенгаш», «Турон» и «Ойна», а в 1917 г. – такие печатные органы, как «Хуррият», «Нажот», «Кенгаш», «Турон», «Улуғ Туркистон» и др. Благодаря предпринимателю Саидкариму Саидазимбаеву выходила газета «Тужжор», которая, являясь трибуной джадидов, открыла еще более широкие возможности пропаганды их реформаторских идей, чем школы. В общей сложности их было более 15.
Занималась национальная интеллигенция и широким просветительством, организуя издательства по выпуску дешевой книжной продукции («Нашриет» в Ташкенте, «Туркестанское издательское товарищество» в Андижане). Они открывали в различных городах края книжные магазины, где продавались книги по низким ценам.
В 1914 г. были сделаны первые шаги по созданию национального театра. 27 февраля в Ташкенте под руководством Убайдуллы Ходжаева была поставлена на узбекском языке драма Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»). Все постановки национальных театров проходили при переполненных залах и с большим аншлагом.
Следует отметить широкую благотворительную деятельность джадидов. Весной 1909 г. в Ташкенте было создано благотворительное общество «Помощь». Как отмечалось в Уставе общества, его целью было оказание помощи всем нуждающимся. С этой же целью учителями новометодных школ в 1914 г. было создано благотворительное общество «Амдоадия».
К концу второго десятилетия ХХ в. узбекистанское общество уже имело в своей структуре деловую и творческую интеллигенцию, в рядах которой были прекрасные педагоги (Мунаввар Кори, Шакури и др.), юристы (Убайдулла Хорджаев), историки (Мухаммад Солих Кори Ташкенди, Саттархан Абдулгафаров), поэты и писатели (Фитрат, Мукими, Завки, Фуркат, Хамза и др.).
Однако, джадиды понимали, что колониальная система правления российской администрации в Туркестане не только не отвечает национальным потребностям, но и наносит колоссальный социально-экономический ущерб стане. Поэтому из борьбы за новометодное светское образование, укрепление лучших сторон национальной самобытности, интенсивное развитие культуры, движение вылилось в конечном счете в борьбу за политическую самостоятельность и демократические формы правления.
Джадиды были убеждены в том, что Туркестанский край, будучи частью мусульманского мира, но представляющий собой самостоятельное уникальное явление в мировой истории, обязан найти свое достойное место в сложном и противоречивом будущем, которое открывал ХХ век.
Контрольные вопросы.
1.В Каких исторических условиях зародилось джадидское движение?
2. Назовите внутренние и внешние факторы распространения джадидизма?
3. Какова суть прогрессивных идей просветителей?
4. Под влиянием каких событий движение джадидов приобрело политический характер?
5. Каково значение деятельности джадидов для прогрессивного развития региона?