Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности




На заре средневековья Византия ос­тавалась единственной хранитель­ницей эллинистических культурных традиций. Но нужно напомнить, что позднеантичное искусство отошло далеко от своих классических гре­ческих основ. Оно впитало элементы искусства Египта, Сирии, Ирана и представляло собой сложный сплав. Оно испытывало воздействие во­сточных культов, мистических уче­ний, христианской символики и, оставаясь антропоморфным, давно утратило ясность и цельность клас­сического мироощущения. Это наследие поздней античности Византия в свою очередь преобра­зовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве средневековья. Причем из всего средневекового европей­ского искусства именно византий­ское было в наибольшей мере «орто­доксально христианским». В византийской художественной культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спири­туализм.

Византия чтила антич­ность, гордилась ролью ее преемни­цы, никогда не уничтожала «языче­ских» памятников, но ее собствен­ные идеалы и творческие устремле­ния были иными. Что действитель­но использовалось ею как исходный пункт — это традиции позднеантич- ной живописи (стиль, который иног­да условно называют «античным импрессионизмом»), процветавшей главным образом в восточных эл­линистических центрах — в Алек­сандрии, Антиохии, Эфесе. Главные формы византийской живо­писи — монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), ико­ны, книжные миниатюры. Наибо­лее замечательны византийские мо­заики — самое характерное созда­ние византийского гения. Равеннский мавзо­лей Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия. Тесный и слабо освещенный, он украшен внутри уди­вительными мозаиками, о которых трудно сказать, обращены ли они больше к эллинистическому про­шлому или к средневековому буду­щему. У них не золотой фон, как принято было впоследствии, а синий: из густой мерцающей синевы высту­пают по-античному задрапирован­ные фигуры христианских мучени­ков, расстилаются сказочные ланд­шафты рая с золотыми оленями и птицами. В полукруглой люнете у входа в мавзолей изображен «Доб­рый пастырь в райском саду» — это Христос, но безбородый и юный, напоминающий кроткого Орфея ан­тичных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из рук. Тип молодого Христа («Хрис­тос Еммануил») — редкий в иконо­графии: так изображали его в пер­вые века христианства, когда ан­тичные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества». Более поздний цикл мозаик — в равеннской церкви Сан Витале. Она бы­ла выстроена в VI веке, когда уже стояла константинопольская Со­фия, и следует по ее стопам в рос­коши декоративного убранства, в сложных пространственных конфи­гурациях. Среди мозаик Сан Вита­ле — портретные изображения Юс­тиниана и Феодоры с их придвор­ной свитой. Здесь уже чувствуется дух византийского церемониала, официальность, парадность, возве­денная в ранг сверхземного, полу­божественного. И в императоре и в его жене нет человечески-конкрет­ных черт. Они не стоят, а предсто­ят, не живут, а пребывают; у всех изображенных одинаковые слишком большие, неподвижные глаза. На высшую ступень поднимается ви­зантийская живопись в следующем столетии. Вот величавые «ангелы не­бесных сил» церкви Успения в Ни- кее (VII в.)[1]. Четыре крылатые фи­гуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды придворных телохранителей, вы­ступали на темно-золотом фоне ал­тарного свода. Золотой фон всегда применялся византийскими мозаи­чистами: он замыкал изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем рождал ощу­щение дьнйащего, таинственно мер­цающего золотого неба. Удивитель­ны лица этих воинственных анге­лов: они все еще чем-то напоминают об античном идеале красоты — неж­ными овалами, классическими про­порциями и чертами, хотя чувствен­ный рот становится у них слишком маленьким, нос гораздо более тон­ким, а взгляд — пристальным и как бы гипнотизирующим. Они исполне­ны в мягко-живописной манере, в самом деле напоминающей импрес­сионистическую,— оливковые, ро­зовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены как бы в беспорядке, а в действитель­ности с тонким расчетом: на рас­стоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика. Перед нами совершенный пример «одухотворенной чувственности». Но мы напрасно стали бы применять к никейским ангелам привычные для нас критерии выразительности и старались понять «что они выража­ют». Они или не выражают ничего (то есть ничего определенного, свя­занного с реальным переживанием), или слишком многое и слишком об­щее. Их одухотворенность бесстраст­на, так же как их чувственность бесплотна. И все же такие изображения каза­лись блюстителям христианской ортодоксии чересчур материальны­ми. Партия иконоборцев, влиятель­ная при константинопольском дво­ре, восставала против того, чтобы вообще изображать бога и святых в человеческом облике, усматривая в этом пережиток идолопоклонства. Утвердилась идея воссоз­дания в иконе «божественного про­образа», «архетипа». Стиль визан­тийского искусства становился все более строгим и каноническим. Именно Византия выработала все эти «прообразы» — постоянные ико­нографические схемы, от которых не полагалось отступать при изобра­жении священных сюжетов. Мозаичные циклы XI — XII веков (времени династии Комнинов), на­пример в монастыре Дафни (около Афин) или в Чефалу (в Сицилии),— примеры зрелого, законченного ви­зантийского стиля. Здесь царит стро­го установленная иерархическая сис­тема расположения сюжетов, при­званная иллюстрировать основные догматы христианства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.