Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики, поскольку научные идеи не могут быть в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому в современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса — идеями и знаниями.
Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национальных продуктов на мировом рынке; укрепление национальной безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
К основным принципам государственной политики в этой сфере относятся: свобода научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование инновационной деятельности; развитие международного сотрудничества.
Этими принципами руководствуются при осуществлении государственной научной и инновационной политики все ведущие страны мира, однако механизм ее реализации различен в зависимости от выбранного варианта стратегии.
Условно можно выделить четыре варианта инновационной политики, которые были приоритетными в разные периоды (в разных сочетаниях) в развитых странах.
Первый вариант — политика "технологического толчка", исходящая из того, что основные направления развития науки и техники определяло государство, обладая для этого необходимыми материальными ресурсами, экспертизой и информационным обеспечением. При этом исходили из наличия научно-технических и социально-экономических проблем, предусматривая для их решения разработку различных государственных программ, крупные капиталовложения и другие прямые формы государственного участия.
Такого рода политика осуществлялась правительством США в 40—50 годах, в период бума научных открытий, когда были созданы новые технологические направления в области электроники, ЭВМ, средств связи, авиастроения. Такая же стратегия в разные годы была характерна для Франции и Англии.
Второй вариант — политика рыночной ориентации, предполагает ведущую роль рыночного механизма в распределении дефицитных ресурсов и выборе перспективных направлений науки и техники. Предусматривается ограничение роли государства в стимулировании фундаментальных исследований, создании экономической и информационной среды для нововведений в фирмах, сокращение прямого участия госструктур в НИОКР и исследованиях рынка, а также существенное сокращение прямого государственного регулирования.
Такая государственная политика активно проводилась в Японии, Германии и стала преобладать в США в 70-х годах. А с начала 80-х к ней прибегли почти все ведущие промышленные страны.
Третья политика — социальной ориентации — предусматривает определенного рода социальное регулирование последствий НТП. Данный вариант инновационной политики никогда не являлся основным, в развитии разных стран находили применение только его отдельные элементы. Так, в 60—70-е годы значительное внимание уделялось оценкам технологий, в том числе оценкам переноса военных технологий в гражданскую сферу.
Последний, четвертый вариант инновационной политики государства — это внесение изменений в экономическую структуру хозяйственного механизма. Это предполагает большое влияние передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры, внешнюю среду субъектов хозяйствования, уровень жизни населения и т. д. Все это требует внедрения новых механизмов менеджмента инновационного процесса.
Наиболее последовательно, параллельно с рыночной, этой политики придерживалась единственная страна — Япония, а во Франции прослеживались лишь элементы такого подхода.