К началу VI в. пестрота и разнохарактерность источников права, даже в условиях фактического применения его лишь в восточной части империи (поскольку на западе формально прекратило свое существование римское государство, лишь на короткий срок (с 555 году) восстановленное легионами императора Юстиниана; в 568 году следует вторжение лангобардов, бургундов, вандалов; образование государств остготов, вестготов, франков), достигли таких размеров, что требовалась всеобъемлющая их систематизация. Вот как об этом заявляет сам Юстиниан (Deo auctore.1): “Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке … божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима … находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с принципов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь”.
Так объясняет мотивы и начальный этап самой знаменитой кодификации в истории человечества ее инициатор император Юстиниан (время правления 527 – 565 года).
Из этого фрагмента заключаем, что созданная специальным распоряжением императора в 527 году комиссия из 10 специалистов под руководством выдающегося ученого Трибониана подготовила и опубликовала в 529 году отобранные и систематизированные, сведенные в двенадцать книг в порядке преторского эдикта конституции императоров, с изданием которых все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. Этот сборник получил название Codex. Кодекс включал в себя только действующие постановления. Не вошедшие во второе издание Кодекса, но изданные ранее конституции, были признаны недействительными. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам – «50 определений» – в котором были систематизированы консультации правоведов. Первое издание Кодекса Юстиниана не сохранилось.
Второе издание Кодекса Юстиниана (Codex repetitae praelectionis) 534 год – состояло из 12 книг, 4600 конституций (в том чсиле 1200 конституций Адриана, 800 – Северов, 400 – Юстиниана). В нем преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. Это первая часть Свода законов Юстиниана
После опубликования Кодекса была осуществлена грандиозная работа по систематизации наследия юристов (по словам самого Юстиниана “эту работу никто из наших предшественников не мог замыслить и ее считали превышающей силы человеческого разума”).
В декабре 530 года была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пятипредыдущих столетий, опубликовавшую в декабре 533 года Digesta (Pandectae) – самая значительная по объему и по значению часть законодательства Юстиниана. Эти дигесты имели силу закона. Были составлены комиссией во главе с начальником императорской канцелярии Трибонианом.
По своему содержанию Дигесты делятся на три части:
1. отрывки из сочинений римских юристов, относящихся к более старому римскому праву, выраженному в законах и обычаях (jus civile);
2. отрывки из сочинений, посвященных позднее образовавшемуся преторскому праву;
3. отрывки из различных сочинений практического характера, в особенности из сочинений юриста Папиниана.
Каждый отрывок, помещенный в дигест, снабжен именем автора и названием сочинения, из которого отрывок взят. Дигесты делятся на пятьдесят книг, состоящих из четырехсот тридцати двух титулов, содержащих девять тысяч сто двадцать три фрагмента (3 части, 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента). Это – разделение структуры Дигест. Содержание фрагментов распадалось на три части – массы: массу Сабина, массу эдикта и массу Папиниана. Масса Сабина содержала в себе комментарии к цивильному праву. Масса эдикта – комментарии ius honorarium. Масса Папиниана – комментарии самых разных вопросов из юридической практики (responsa).
Всего в Дигестах содержатся цитаты из более чем двух тысяч работ тридцати девяти римских юристов от Сцеволы до Гермогениана. Большая часть их взята из сочинений Павла, Модестина, Ульпиана, Папиниана. По существу – это центральная часть законодательства Юстиниана, содержащая главные понятия, выработанные классической юриспруденцией.
При составлении дигестов допускались некоторые искажения, делались вставки, производились сокращения, одни термины заменялись другими. Эти изменения, направленные на «подновление текста» и приспособление его к условиям Византии VI века, называются интерполяциями.
При обнародовании Дигест Юстиниан запретил комментировать их; разрешалось только переводить на греческий язык.
Одновременно с изданием Дигест были подготовлены Институции (из четырех частей – по модели институций Гая). Институции – это элементарный учебник гражданского права, имеющий, однако, юридическую силу. Институции Юстиниана были составлены на основе Институций Гая и включены впоследствии в Свод законов Юстиниана (Свод римского права) Corpus Iuris Civilis, они стали одной из четырех его частей, самой краткой и точной.
Все крупные, изданные Юстинианом акты, позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.
Указанные три части: Кодекс, Дигесты, Институции составили свод римского права. В течение времени, когда велась работа по их подготовке и публикации, были изданы новые императорские указы (“пятьдесят решений”), в которых Юстиниан устранял некоторые наиболее спорные противоречия гражданского и канонического права. Эти указы вошли в Кодекс новой редакции, который был опубликован в 534 году.
В 556 году было опубликовано неофициальное издание собраний указов императора, изданных с 534 по 556 года. Этот сборник получил наименование Новеллы (Novelae).
Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы получили общее наименование Свод римского права – Corpus Iuris Civilis позднее, возможно в XIV в., когда происходила рецепция римского права.