Порядок совершения панихиды.
Обрядовый порядок (по Октоиху)
Из Богослужебных книг, употребляемых в церкви, порядок отправления панихиды имеется: а) в Октоихе, б) в особой книжке «Чин поминовения о православных воинах», в) в следованной псалтири: «последование на исход души» и, наконец, в Типике - устав, как должно петь панихиду (в XIV главе). В первых двух книгах и Типике служение панихиды имеет гораздо больше сходства, с тем только отличием, что в Типике и Октоихе указано петь 17-ю кафизму «Блажени непорочныи» и канон 4-го гласа, а в книжке поминовения воинов кафизмы нет и канон не 4-го, а 8-го гласа положен на ряду: впрочем и в Типике говорится, что кафизма иногда не поется (XIV гл.). Порядок-же отправления панихиды в следованной псалтири значительно разнится от порядка, указанного в других трех книгах; именно; по обычном начале поются тропари литии (Со духи праведных скончавшиеся и пр.) и потом бывает заупокойная, обычная (не великая, как в других чинах панихид) ектения; после нея псалом 90-й Живый в помощи... и канон на 8-й глас. По окончании канона, тропарь и Богородичен, а после них - Господи помилуй 12 раз и молитва, читаемая священником,- с окончанием которой бывает отпуст. Кроме указанных книг порядок служения в храме, при поминовении усопших, в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й день по смерти их изложен в особой книге «Парастас, сиречь чин великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим». В книге этой также изложен и порядок служения литии.
Если после вечерни служится панихида, трисвятое и другие начинательные молитвы оставляются, а читается, по Благословен Бог, тотчас 90-й псалом (см. Октоих).
Приготовляется столец и на нем коливо, как для литии.
Священник, покадив окрест стольца, начинает: Благословен Бог наш... и бывает обычно пение трисвятого и чтение начинательных молитв.
Кадило не отлагается во всю панихиду; раздаются предстоящим также и возжженные свечи. То и другое делается сообразно с тем, как делается на погребении, т.е. каждение еще бывает на «непорочных» и во время пения: «Со святыми упокой» и «Вечная память». Свечи тушатся на окончании канона.
По возгласе на Отче наш, Господи помилуй 12 раз, Приидите поклонимся и 90-й псалом, и бывает великая заупокойная ектения.
После ектении поется Аллилуйа на 8-й глас со стихами и тропари с Богородичным, из коих обыкновенно поются последние слова: Творца и зиждителя и Бога нашего (слова тропаря); Богородице безневестная, верным спасение (слова Богородична); псаломщик же читает весь тропарь и весь Богородичен вслух.
Далее 17-я кафизма поется с припевами и бывает обыкновенная заупокойная ектения, в конце которой, по Господу помолимся, пока священник тайно читает молитву Боже духов... певцы тихим голосом поют Господи помилуй 40 раз.
17-я кафизма может быть оставляема вместе с следующею за нею ектениею, и в таком случае после тропарей пред 17 кафизмою тотчас поются заупокойные тропари с припевом «Благословен еси Господи»...
По возгласе на эту ектению, поются тропари заупокойные с припевом: Благословен еси Господи, а в конце их снова заупокойная ектения, и за нею седален, покоин и Богородичен, из коих поются обычно только последние слова: и вся, яже в ведении и не ведении и человеколюбие, и сыны света тою показавши, помилуй нас; псаломщик же читает весь седален и Богородичен вслух.
За сим читается 50-й псалом и поется канон. На каноне положен припев: Покой Господи душу усопшаго раба твоего (души усопших раб Твоих)
В парастасе Петра Могилы указано петь припев так: за 1 стихом песни канона поется «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев», за вторым: «Упокой Господи душу раба твоего». Он поется так: один раз поет припев священник, другой - певцы; потом священник - Слава Отцу... певцы — и ныне и присно..
Пред 3-й, 6-й и 9-й песнями припев повторяется по дважды, т.е. после и ныне и присно... тотчас певцы опять поют: Покой Господи..., священник повторяет за ними припев; певцы поют: Слава.., священник - и ныне... (После же сих песней (3-й, 6-й и 9-й) припевы не поются, но по 3-й и 6-й следует тотчас ектения, а по 9-й читается трисвятое).
По 3-й и 6-й песнях канона, бывает обычная заупокойная ектения и, кроме того, по 3-й песни седален и Богородичен, из коих обычно поются последние слова: Тем же, Христе Боже, преставлъшагося (преставлъшуюся) упокой, яко человеколюбец (слова седальна); но Сама заступи и помилуй мя (слова Богородична); по 6-й - поется (весь) кондак: Со святыми упокой... и последния слова икоса; надгробное рыдание творяще песнь, аллилуйа аллилуйа аллилуйа.
Пред 9-й песнью священник (или диакон, если есть) возглашает: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим; певцы поют: Дуси и души праведных., и затем поют 9-ю песнь. По 9-й песни читается трисвятое и, по возгласе на «Отче наш», поются тропари литии, после которой снова заупокойная ектения: Помилуй нас Боже... и отпуст заупокойный
После отпуста возглашается «во блаженном успении» и поется «вечная память», как то делается обычно и в других заупокойных службах хотя не во всех указано так делать (См. погреб. и разн. чины паних.).
Порядок отправления панихиды в пасхальную седмицу
Панихида в пасхальную седмицу, обыкновенно, отправляется таким образом:
После возгласа священника и пения «Христос воскресе»... трижды, поется пасхальный канон.
По 3-й и 6-й песни бывает малая ектения и по 6-й песни поется «Со святыми упокой».
По 9-й - поются пасхальные стихиры «Да воскреснет Бог»).
Потом ектения заупокой: «Помилуй нас Боже»... и т.д., как обычно в панихиде.
Чин отпевания усопших из мирян.
Какие существуют чины погребения?
I часть
Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».
«Обычное начало».
Псалом 90-й.
Чтение кафизмы 17-й:
первая статия, по окончании – ектенья;
вторая статия, по окончании – ектенья;
третья статия, по окончании – тропари «по Непорочных».
Ектенья малая.
Тропари: «Покой, Спасе наш…» и «От Девы возсиявый…».
Псалом 50-й.
II часть
Канон «Яко по суху…», глас 6-й.
Стихиры самогласны: «Кая житейская сладость…».
«Блажены» с тропарями.
Заупокойные Прокимен, Апостол и Евангелие.
Разрешительная молитва.
Стихиры при последнем целовании.
III часть
Лития.
Вынос тела из храма.
Лития и опускание тела в могилу.
В совр. изданиях правосл. богослужебных книг приводятся чины погребений «мирских человек» (мирян), монахов, священников и младенцев, чин архиерейского погребения, последование погребения на Светлой седмиц.
О возможности отпевания самоубийц.
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Чин