Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средневековая культура. Начало Ренессанса




Наука и богословие.

Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития при­роды, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике прису­ще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное-, даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочине­ниях Платона и Аристотеля.

В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возгла­вил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым ^блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым пред­варительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоск.ий. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.

Своеобразным явлением средневековой науки, которая была ^переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхими­ков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «фи­лософского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов,;:лекарств.

Развитие образования.

  С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно

общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

В XII —XIII вв. с ростом городов набирали силу городские шко­лы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-Школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно Доставалось в этих песнях церкви и ее служителям.

Университеты.

Существовавшие в некоторых городах шкалы превращались с XII в. в университеты. Такназывался союз школя­ров и преподавателей для учебы и зашитысвоих интересов. Пер­вые высшие школы, подобные университетам, появились в ита­льянских городах Солерно (медицинская шкода) и Болонья (юри­дическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов.

Университеты обладали широкой автономией, которую даро­вали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факуль­теты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артисти­ческий факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и бого­словский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через му­сульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии.

Архитектура. Скульптура.

С ростом городов интенсивно разви­вались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские лома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг глав­ной городской площади строились лома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных вы­страивались лома в 1 5 этажей.

В XI—XIII вв. в европейской архитектуре господствовал роман-скип стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использо­вали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для роман­ских храмов характерны массивные стены и своды, наличие ба­шен, маленькие окна, обилие арок.

Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Запад­ной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы ра­створялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство Готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных стол­бов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед.

Огромной выразительной силой обладала готическая скульп­тура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на липах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.